Издать сборник стиховИздать сборник стихов

Поговорим по душам. Леонид Демиховский. Запись 43

Леонида я пригласила на интервью давно, ещё в декабре. По разным причинам (чаще всего из-за занятости) записать интервью не получалось. И слава Богу! За это время у нас сложилось интереснейшее общение. Так получалось, что начать интервью не решались, поскольку знали, что это займёт много времени и тут же тратили значительно больше, чтобы поговорить. И сегодня я могу Вам представить моего друга, интереснейшего собеседника и незаурядного автора.
Прошу любить и жаловать. Леонид Демиховский.
Отзывы
Спасибо, Леонид! Спасибо, Марина! Небезынтересная получилась беседа)
Ольга Галат, спасибо за отзыв.
Марина, присоединяюсь.
А почему социальных пособий бежали, как черт ладана? Если верить рассказам друзей-американцев, поддержка государства там — не пустой звук. Технологии доступны каждому независимо от статуса и состояния здоровья. Плюс приличное пособие. Американские инвалиды, например, могут путешествовать по всему миру, есть у них такая возможность.
Александр Сафронов, спасибо за вопрос. Леонид ответит завтра.
Александр Сафронов, В скупых деталях нынче помню Лишь неожиданный финал: Вдали бичами синих молний Нептун волну на берег гнал. Она была сильней и выше, Чем пляжный флаг предупредил, Я из неё на сушу вышел С морской звездою на груди, Сию награду взял я с бою У океана и грозы... Жаль, забрала волна с собою Мои купальные трусы... Мы интуитивно понимали: для того, чтобы куда-то двигаться, нужно от чего-то отталкиваться. А пособие - плохой трамплин. Так что, я шесть лет грузчиком мебели работал, очень тяжелой мебели)) и учился за свой счёт, и ребёнок в частную школу ходил, и да, и то, и другое, в принципе, можно было делать, не работая, на халяву, прикрываясь тем, что вот у нас дитя, и вот мы же учимся… но как раз принципы у нас женой другие) Какие? Свободен человек тогда, когда не ест с руки, в том числе у государства. Это, разумеется, не достаточное для свободы условие, но необходимое… хотелось бы и дальше иметь возможность себя содержать и самим заботиться о себе. Ребёнок в одиннадцать лет взбунтовался: почему им все командуют? А когда он будет командовать? Я ему ответил: сам себе командиром человек может быть только тогда, когда в состоянии полностью позаботиться о себе. А командовать другими – только когда может и о них позаботиться. Когда он будет лучше меня владеть ситуацией, я с радостью (и гордостью!) уступлю ему командование. Когда сыну было двенадцать, он попросил у меня денег. Я спросил - зачем. Он возмутился: почему это он должен отчитываться. Я ответил: потому что это мои деньги, и я хочу знать, на что они будут потрачены. Через месяц он пришёл ко мне и сказал, что нашёл себе работу на лето: устраивается с приятелем в дорогой летний лагерь бесплатно, с тем, что они будут помогать с уборкой и заниматься с младшими детьми. Платить им не могут из-за возраста, но дело очень выгодное и экономит кучу денег… Так не соглашусь ли я платить ему малую толику того, что он нам экономит… Я с радостью согласился. С тех пор ребенок ни разу не просил у меня денег: они у него были)) Ну, не любим мы просить!))) Теперь, когда сыну тридцать три, и он уже лет десять, как твёрдо стоит на ногах, я советуюсь с ним по всем важным вопросам и горжусь тем, что и он у меня консультируется…
Леонид Демиховский, однако при бюджетном финансировании в Америке нет нужды куда-то обращаться, о чем-то просить. Это вполне комфортно, в том числе и для бизнеса. Так американец-колясочник открыл производство, развил дело, а потом отказался от пособия, чтобы не зависеть от государства. Но до этого момента оно его всем обеспечило - от обучающих семинаров до рабочего кабинета со специальной техникой. Пособие в этом случае оказалось прекрасным трамплином. То есть отношение государства к гражданину сродни родительскому. Последнему даётся возможность себя содержать и самому заботиться о себе.)
Александр Сафронов, Вы нарочно стараетесь представить меня инвалидом?)
Леонид Демиховский, нет.) У вас иная категория, при которой можно рассчитывать на плюшки при легальном статусе пребывания в США. Мне интересна эта тема.
Александр Сафронов, тема такая: системой, рассчитанной на помощь наиболее уязвимым, нередко злоупотребляют. Побочный эффект таких злоупотреблений - углубление социальных конфликтов. В первую очередь не между богатыми и бедными, как Вы могли бы предположить, а именно рабочий класс оказывается несправедливо обижен. Если коротко. Тема неблагодарная… Мне не хотелось бы шире открывать здесь эту банку с червями)
Леонид Демиховский, добра и мира тогда! С наступающим Рош-а-Шана!
Александр Сафронов, благодарю.
04.09.2021
Замечательно интересный, умный, многознающий человек, с отличным чувством юмора. Марина, благодарен за эту презентацию) Леонид, спасибо за рассказ о себе. Лучшие пожелания.
Timur, спасибо. Я знала, что Вы это оцените. Вы принадлежите к числу тех, кто любит умных людей.
Damir Timur04.09.2021
Марина, разве кто-то любит дураков? Я даже с вопросами к Леониду не буду адресоваться, всё, что хотел сказать, он сказал)
Спасибо, Тимур.
Damir Timur04.09.2021
Леонид, а если без консультации или скорее - до консультации, Ваши мысли о Моргенштерне?)
Timur, неприятное явление. Меня трудно смутить лексикой или привлечь скандалом. Чисто коммерческий проект, но я не люблю такую коммерцию.
Damir Timur05.09.2021
Я не про лексику, хотя и про нее. Туча людей с восторгом слушает обращенные к ней похабные и мерзкие слова и стонет от счастья. Не могу понять этого. Мазохизм или стадная реакция? Ну не может быть чтобы никто не думал, не понимал. Почему дикие восторги?
Timur, это долгий разговор… культурный инфантилизм многогранен. Прочитал давеча в Новой Газете про бурятского блогера. https://novayagazeta.ru/articles/2021/09/03/o-rasizme-russkikh-i-snose-pamiatnikov-zavoevateliam Я двумя руками за все свободы на свете. Но вот: — Конечно, нам далеко до того, что происходит в Америке, где сносят памятники конфедератам и Колумбу. Но это не потому, что кто-то хочет доказать, что живущие сейчас потомки белых завоевателей — плохие. Просто с высоты сегодняшнего понимания мы убираем эти памятники, потому что не хотим, чтобы в граните были высечены эта история, эти воспоминания. — Есть мнение, что нельзя сносить памятники, поскольку это все-таки часть истории, какой бы она ни была. — BLM меняет именно эту парадигму, мы видим, что спокойно можно это делать. И у меня вопрос сразу возникает: а чем это принципиально отличается от расстрела бамианских статуй Будды или разрушения Пальмиры? Это тоже можно теперь спокойно делать? Я не сравниваю эту тетку с М. Но Вы спросили, как такое может быть, чтобы никто не думал и не понимал… А как Павленский оказывается выдающимся художником? Как Грета Тунберг… ну, дальше понятно)) Время такое…)))
Timur, ЗЫ: а почему оно такое? Какое-такое? А такое: время социальных сетей. Время браузеров, помогающих людям промывать себе мозги, да что там браузеров, вообще - компьютеров. Время, предоставляющее тоталитаризму небывалые возможности контроля за народами…. С другой стороны, Историю во многом снова делает толпа… она способна самоорганизоваться моментально, и с ней приходиться считаться, ей стараются потакать…
Damir Timur05.09.2021
Леонид Демиховский, уже молчу)
Читала на три захода, ну, наваяли вместе! Удачи обоим))
Алёна, я понимала, что "перебрали" по объёму, но очень уж жалко купировать. Придётся читателям терпеть "многобукафф". Спасибо за внимание к посту и отзыв.
Алёна, и очень рад твоему возвращению… хотя, дело уже прошлое, наверно…
Лёня, привет! Да, я вернулась и нет. Захаживаю, читаю, иногда вот пишу мнение, комментарии, но что-то писать самой неохота. Выгорела, наверное.
Ого, Марина, да это целая эпопея, сразу и не осилить)) Спасибо тебе и србеседнику, очень интересно!
Спасибо, Леночка.
Елена, спасибо за интерес.
04.09.2021
Спасибо, было интересно)))
murawa, спасибо за внимание к нашей с Леонидом работе.
Марина, да!
Марина и Леонид, огромное спасибо! Замечательное знакомство, интереснейшая беседа!
Дана, спасибо.
Дана, спасибо. И на добром слове, и за интерес!)
Спасибо, Марина. Леонид давно в списке избранных, помнится ещё по рекомендации от Кристины Штейн. Интереснейшая беседа, не только интервью... Не знаю только, гуглить ли мне кто такой Моргенштерн или... Наверное всё же или...) Вопрос к Леониду из серии космических: что значит для Вас Поэмбук?
Инесса, спасибо.
Damir Timur04.09.2021
Инесс, а поинтересуйся. Интересно, что ты скажешь про Моргенштерна. Можем обменяться мнениями)
Timur, ну ладныть, наобум наткнулась на его с Тимати el problema. Ну что сказать, пришлось потом для удаления последствий переслушать весь Бордерлайн Земы. Камон - три раза...
Damir Timur05.09.2021
Понял) Тимати... Смеюсь) гламурный четверть-рэп)))
Полянская, космический ответ: мне здесь пишется!)
Что-то уже знала, кое о чём догадывалась, кое-что читала. А в интервью всё новое и интересное. Спасибо, ребята!
Привет, Марина! Тебе спасибо!)
Марина, спасибо Вам.
Не просто прочитал с интересом - проглотил.
Владимир, мерси!)
Спасибо, Владимир.
05.09.2021
Очень интересно и увлекательно! Счастья и вдохновения Вам, Леонид. Уважаю умных мужчин с отличным чувством юмора, а если они ещё и стихи классные пишут, так цены им нет! :-) Марина, огромное спасибо и Вам! Читалось легко, на одном дыхании!
Таша, я благодарю Вас за отзыв.
Таша, спасибо, землячка!
Леонид, что и говорить. Браво! Вы прекрасно знаете, что для меня ваши эссе или ваши комментарии к работам эссеистов в Чтениях — просто бальзам на литературное сердце. Спасибо за интервью! Откровенное, глубокое и такое искреннее. Благодарю! А теперь к вопросу. Но можно их будет три? И один будет сопряжен с литературой? Не ругайте меня за это) 1. Я бы хотела спросить, с кем вы себя ассоциируете из литературных героев? Если будет симбиоз, то можно кратенькую поименную на всех? 2. Что есть для вас понятие "Честь"? 3. О любви. Что есть она для вас? И можно ли любить человека вопреки внутренним установкам? Пожеланий тоже будет три. ЗДОРОВЬЯ вам и всем близким, родным. Творческой реализации! И участия в предстоящих Чтениях о русской эмиграции! Спасибо)
Иванна Дунец, Здравствуйте, Иванна, и спасибо за добрые слова. На вопросы же Ваши отвечу так: 1. Малыш из «Малыша и Карлсона» вырос в Черняка из «Возвращения “Чайки”» Грина.)) 2. Честь – Осознание себя личностью вопреки обстоятельствам. 3. С любовью сложнее. Вот в значительной степени исчерпывающий, имхо, тему диалог двух шикарных поэтесс, ярчайших личностей, надеюсь они меня простят за цитирование без спросу. Тем более, что я не раскрываю их ники… Оливия К: ТРЕХЧАСТНАЯ ФОРМА Ты  сладко  спал.  Тебя  целуя  в  шею, Грустила  я, и  знала,  почему  - Мы  бурно  развивали  отношенья, Что  стартовали  где-то  с  год  тому. Я  знала,  оттого  была  несчастна, А  ты  был  счастлив,  ибо  ты  не  знал, Что  форма  у  любви  всегда  трёхчастна  – Начало,  середина  и  финал. В. З. Бренди: Иви, это потому, что ты музыкант. Вот тебе и мерещится трехчастность, как в каком-нить фортепьянном концерте. А я тебе как врач скажу, что форма бывает острой и хронической. Трехчастность - это скорее для острой. А хроническая иногда ваще неизлечима :) Остаётся добавить только, что я – хронический больной. А симптомы - они у всех разные)) Касаемо внутренних установок. Здесь уже не музыка и не медицина работают, по-моему, а квантовая механика: измерения влекут изменения))) 1. Нельзя любить против внутренних установок. 2. Но у влюблённого человека (или в период обострения)) установки меняются)
Леонид Демиховский, Леонид, спасибо огромное за искренние ответы) Сказать, что не поразил ответ на первый вопрос, ничего не сказать. Вы удивительный! Спасибо вам за образы) Про честь и любовь очень созвучно. А можно ещё один вопрос? Совсем недавно в Фейсбуке к 80-летию Довлатова Дмитрий Быков опубликовал свою старенькую статью о Сергее Донатовиче из Русского пионера: http://ruspioner.ru/cool/m/single/4756 Я бы хотела, чтобы вы её прочли и поделились своим мнением. У меня культурный шок от этой статьи, если честно. Спасибо заранее)
Иванна Дунец, И поутру из логовища Льва Вдруг разнеслось ослиное «Иа!» (С) ну, что тут скажешь? Довлатов не Бенджамин Франклин, чтобы всем нравиться. У меня самого к его прозе масса претензий))) Точка зрения Быкова хорошо аргументирована, но это ровно ничего не значит. Вернее, это значит, что у нас тут (пока) на этот счёт существуют разные мнения. И это невероятно ценно. Это и есть та свобода, которой всем нам не хватает в политической жизни, например. То, что ругает Быков, свойственно многим. Вам случалось читать прозу Ирины (Ляли) Нисиной? Я ее неплохо знаю, ни под каким влиянием Довлатова она не была, когда ее писала. И мой «Версаче» ни к Довлатову, ни к Веллеру отношения не имеет, хотя один уважаемый человек прочитал этот и ещё пару-тройку рассказов и сказал мне, что я одной крови и с Веллером, а заодно – Кабаковым. Я их тогда вообще не знал, и Довлатова не знал, хотя… в общем, не важно. Важно иное: Быков тупо другой крови. Это не порицание, не отвержение (хоть я и не перевариваю его прозу))). Но мне не нужно знать его биографию, чтобы увидеть в нем продукт Дворца Пионеров и Школьников. И это ОК. Я могу, например, высоко ценить талант Александра Гениса и признавать его образованность и эрудицию, но почти никогда не согласен с ним…. Но он - хороший писатель. Самое же интересное здесь то, что предъявить предъявленное Быковым Довлатову можно кому угодно! Толстой не любил Шекспира, Достоевский Толстого, я не люблю Достоевского: мне не нравится, когда истина рождается не в споре, а в скандале, я не верю положительному в его героях, а в низенькое и подленькое в них верю, и меня это беспокоит, и т д…), Коржавин мог бы написать о Бродском примерно то же, что Быков о Довлатове, выше я уже упоминал эссе Уильбека «Жак Превер - идиот»… Вот, если вдруг не читали: http://www.lib.ru/SARTR/s_literatura.txt Это тоже, однако, частное мнение. Даром, что объемное. Морок? Ну да, морок и Дюма, если на то пошло, и Стругацкие ещё тот морок. https://poembook.ru/poem/2604692-morok Что поделаешь, писатель иногда становится символом. Подруга ранних лет моей жизни, профессор - культуролог Юлия Чернявская, ныне узник кровавого режима Лукашенко, см в интервью, сказала нам с Лешей Никодимовым (Леши больше нет с нами, но это лет двадцать тому назад было сказано), что символ вовсе не обязан быть идеальным. Вот Довлатов и есть неидеальный символ… Что же касается личной характеристики писателя… знаете, Иванна, многие кумиры моей молодости перечеркнули всю свою жизнь, подписав Письмо 42-х… а тут - всего лишь водка! Перефразируя Галича, водка всё-таки не чернила…)) Проще нужно быть. Я, вот, давно автоэпитафию приготовил: Rest In Peace. Ты не прожил бесчисленных лет, Но не помер невинною крохой. Ты бы мог получиться известный поэт, Если б Родине не было… безразлично. А Довлатов России оказался небезразличен. И да, может быть, сам он в этом не виноват. У Быкова же я бы мстительно спросил: Павленский - художник? Подозреваю, ответ был бы таким же, как у прапорщика на вопрос, летают ли крокодилы))
Леонид Демиховский, Леонид, спасибо, что нашли время прочесть) Про льва и осла очень говоряще и показательно! Я прочла много комментариев, когда Костя Жибуртович рассказал мне об этом инциденте в фб... Понятно, что свобода - это прекрасное состояние для полемики! Но. Когда обесцениваются и подменяются понятия - это уже нечто другое. Зависть? Уничижение? Подлость характера? К быковской прозе у меня вопросов не было от слова "вообще". Он не талантливый писатель. Точка. Его романы не останутся во времени. Со стихотворениями ситуация чуточку лучше. Но он прекрасный педагог и лектор. И он умеет говорить, донося свою точку зрения - это у него не отнять. Но с Довлатовым? Как он мог? Есть же какая-то черта воспитанности, уважения к судьбам, историям людей, которые через преодоление писали и были явлением своего времени, и которые останутся в ближайшем будущем голосами того времени? Спасибо за полемику) Очень вам рада) Надеюсь вас лицезреть в Чтениях о творениях эмигрантов, в качестве члена Жюри или эссеиста - выбор за вами! (как и всегда!)
Иванна, я не знаю, могу ли вмешаться. Возможно, Вам покажется это некорректным. В таком случае извините меня. Мне Ваше возмущение понятно, но удивляет его степень. В литературных кругах (боюсь, что не только в литературных, но и в среде художников, в театральной среде и т.д.) это явление встречается не так уж и редко. Яркий пример - отношение Цветаевой к Марку Ландау. Она не стеснялась поносить этого незаурядного человека при каждом удобном случае. (Кстати, упоминание о нём в тему: он был эмигрантом и творил вдали от родины). А ведь он был чемпионом по представлению на нобелевку. Выдвинут был аж 13 раз, но нобелиантом так и не стал. Объём и значимость того, что он написал, крайне сложно переоценить. У него потрясающие романы. И Цветаева не могла не знать о них, поскольку оба публиковались в "Новом журнале" - в самом популярном издании того времени. Я даже убеждена, что она читала его сочинения. Но хватало же бессовестности принижать и его самого, и его заслуги. Есть и другие примеры, которые вот так навскидку сразу в голову не приходят, но поверьте, что их немало. Не соглашусь с Вашей репликой "Со стихами ситуация получше". Стихи у него не просто "получше". У него есть стихи просто замечательные. Стихи, которые хочется иметь под рукой и перечитывать время от времени. Вот как-то так.
Марина, это же полемика, не так ли? А, соответственно, вы смело можете вмешаться в диалог. Попробую ответь вам по пунктам. Степень возмущения. Во-первых, я не возмущаюсь. Я пытаюсь осознать/понять, как может наш с вами уважаемый современник так низко поступить? Явление подобное, как вы заметили, в литературной среде отнюдь не редкость. Но, как правило, оно связывает людей одной эпохи или одного времени. Евтушенко-Бродский или Сергей Михалков-Пастернак (о тандеме Ландау-Цветаева, к сожалению, я не знаю подробностей). А тут же мы видим очень уничижительный акт со стороны Быкова по отношению к писателю, который никоим образом не заслуживает подобной послесмертной травли от писателя, который и в подметки ему не годится. О стихотворениях Быкова. Вы имеете полное право считать его великолепным стихотворцем, как и не считать его таковым. Свобода мнений. К счастью. И, если не сложно, процитируйте пару стихов, которые вы перечитываете. Будет интересно прочесть.
Иванна Дунец, Душа под счастьем спит, как спит земля под снегом Если шторм меня разбудит — Я не здесь проснусь. Я.Полонский Душа под счастьем спит, как спит земля под снегом. Ей снится дождь в Москве или весна в Крыму. Пускает пузыри и предается негам, Не помня ни о чём, глухая ко всему. Душа под счастьем спит. И как под рёв метельный Ребёнку снится сон про радужный прибой, — Так ей легко сейчас весь этот ад бесцельный Принять за райский сад под твердью голубой. В закушенных губах ей видится улыбка, Повсюду лёд и смерть — ей блазнится уют. Гуляют сквозняки и воют в шахте лифта — Ей кажется, что рай и ангелы поют. Пока метался я ночами по квартире, Пока ходил в ярме угрюмого труда, Пока я был один — я больше знал о мире. Несчастному видней. Я больше знал тогда. Я больше знал о тех, что нищи и убоги. Я больше знал о тех, кого нельзя спасти. Я больше знал о зле — и, может быть, о Боге Я тоже больше знал, Господь меня прости. Теперь я всё забыл. Измученным и сирым К лицу всезнание, любви же не к лицу. Как снегом скрыт асфальт, так я окутан миром. Мне в холоде его тепло, как мертвецу. …Земля под снегом спит, как спит душа под счастьем. Туманный диск горит негреющим огнём. Кругом белым-бело, и мы друг другу застим Весь свет, не стоющий того, чтоб знать о нём. Блажен, кто всё забыл, кто ничего не строит, Не знает, не хранит, не видит наяву. Ни нота, ни строка, ни статуя не стоит Того, чем я живу, — хоть я и не живу. Когда-нибудь потом я вспомню запах ада, Всю эту бестолочь, всю эту гнусь и взвесь, — Когда-нибудь потом я вспомню все, что надо. Потом, когда проснусь. Но я проснусь не здесь.
Иванна Дунец, ХОТЯ ЗА ГРОБОМ НЕТУ НИЧЕГО... Хотя за гробом нету ничего, Мир без меня я видел, и его Представить проще мне, чем мир со мною: Зачем я тут - не знаю и сейчас. А чтобы погрузиться в мир без нас, Довольно встречи с первою женою Или с любой, с кем мы делили кров, На счёт лупили дачных комаров, В осенней Ялте лето догоняли, Глотали незаслуженный упрёк, Бродили вдоль, валялись поперёк И разбежались по диагонали. Всё изменилось, вплоть до цвета глаз. Какой-то муж, ничем не хуже нас, И всё, что полагается при муже, - Привычка, тапки, тачка, огород, Сначала дочь, потом наоборот, - А если мужа нет, так даже хуже. На той стене теперь висит Мане. Вот этой чашки не было при мне. Из этой вазы я вкушал повидло. Где стол был яств - не гроб, но гардероб. На месте сквера строят небоскрёб. Фонтана слёз в окрестностях не видно. Да, спору нет, в иные времена Я завопил бы: прежняя жена, Любовница, рубашка, дом с трубою! Как смеешь ты, как не взорвёшься ты От ширящейся, жуткой пустоты, Что заполнял я некогда собою! Зато теперь я думаю: и пусть. Лелея ностальгическую грусть, Не рву волос и не впадаю в траур. Вот эта баба с табором семьи И эта жизнь - могли бы быть мои. Не знаю, есть ли Бог, но он не фраер. Любя их не такими, как теперь, Я взял, что мог. Любовь моя, поверь - Я мучаюсь мучением особым: Я помню каждый наш с тобою час. Коль вы без нас - как эта жизнь без нас, То мы без вас - как ваша жизнь за гробом. Во мне ты за троллейбусом бежишь, При месячных от радости визжишь, Швыряешь морю мелкую монету, Читаешь, ноешь, гробишь жизнь мою, - Такой ты, верно, будешь и в раю. Тем более что рая тоже нету.
Иванна Дунец, я бы не стала так резко оценивать (в подмётки не годится), но Вы совершенно правы в том, что позволять себе выпады недопустимо в адрес тех, кого уже нет в нашем мире. По той простой причине, что ушедшие из жизни не в состоянии за себя вступиться. Это, действительно, низко.
Марина, спасибо, что поделились) И спасибо за полемику) Было хорошо!
Дорогие читатели, премируется вопрос Тимура, касающийся упадка культуры. Я благодарю всех, принявших участие в полилоге.
Damir Timur06.09.2021
Ох ты, нечаял заработать и тут подфартило) Благодарен)
08.09.2021
Только добралась. Не хотелось читать между делом. Интереснейшее интервью. Получила удовольствие. Спасибо, Марина. Леонид, респект.
Barklai, спасибо. Взаимно.)
Barklai08.09.2021
Леонид, Вам спасибо.