Диалоги о… Часть пятая. Молоко Кентавра
Дни стояли тёплые. Мы лежали с М. рядом и смотрели, как ветер играет с песчинками. Солнце ласково грело спины. Шевелиться категорически не хотелось. Чтобы не заснуть, я предложила старую детскую игру: зарываю свою руку в песок, а М. должна её раскопать, не дотронувшись до кожи. Такое сапёрное развлечение.
Захваченная процессом М. внезапно спросила:
- А хочешь ещё одну игру?
- Почему нет? - если честно, мне было всё равно, что она предложит. В любом случае, затея обещала быть интересной.
- Тогда давай так - я читаю стихотворение, а ты пробуешь рассказать об авторе. - и, не дожидаясь ответа, М. начала, -
Я топтала рассветные травы,
из-под ног снегирями зори взлетали.
Ради горькой моей славы
люди имя моё узнали.
Я - чудовище! Полулошадь!
Но мерцают груди, как луны.
Моя жизнь - это скорбная ноша,
насмешка злая фортуны,
роковое кровей смешение,
в гулком сердце разряды гроз!
Сверхлошадиное напряжение
дотянуться до синих звёзд!
Я хотела улучить момент, чтобы начать говорить. Но поймала взгляд М. и решила отложить свои догадки.
Я устала уже топтаться
посреди трясин и болот.
Мне б в движении распластаться,
ощутить всем телом полёт!
Но медленно облетают
листья с рыжих осин.
Я не летаю.
Куда мне - в синь?
М., видимо побоявшись “засыпаться”, убрала руки и продолжила читать.
Болота грязны и вязки,
и круп как свинцом налит.
Без крика и без огласки
сердце моё болит.
Однажды оно перестанет,
замрёт на последнем толчке,
и никто, никто не узнает
о звёздной моей тоске.
Лишь осенний ветер промозглый,
этот мрачный лихой танцор,
будет сыпать снежные звёзды
в запрокинутое лицо.
Как ни в чем не бывало М. вернулась к раскопкам и стала сосредоточенно дуть, освобождая мою кисть от остатков песка. Я молчала, пытаясь переварить услышанное. М., не отрываясь от своего занятия, перевела взгляд на меня и вопросительно подняла бровь.
- Даже не знаю, с чего начать… - я мялась, понимая, что любые предположения будут выстрелом вслепую. Слишком уж стихотворение “разное” внутри себя.
- Попробуй представить и описать мне автора.
- Знаешь, стих мне не кажется классически женским. Допускаю, что мог написать и мужчина. А если всё же дама - то очень сильная.
- Сильная? - М. продолжала смотреть вопросительно, а я не очень понимала, что она хочет услышать. Но, хотя бы догадалась - всё-таки автор женщина.
- Может быть, я как-то не так выразилась…
- Ладно, допустим. Как ты думаешь, сколько автору лет было на момент написания?
- Ну, лет тридцать, может быть, вряд ли больше…
- Тююю, дорогая, сегодня твоя интуиция не в форме! - М. хохотнула и хитро прищурилась. - Ладно, я знала, что такое невозможно угадать, просто хотела тебя удивить. Автора зовут Людмила Дербина и на момент написания ей было за семьдесят.
Я дернулась и задела М., которая как раз собиралась продолжить игру с песком.
- Ну нееет, так не считается!
- За семьдесят? - я не верила своим ушам.
- А что тебя так удивило? Знаешь ли, все возрасты покорны не только любви, но и поэзии. - М. чуть обиженно отряхивала руки.
На какое-то время мы обе замолчали. Я смотрела на руки М., которые, несмотря на все её старания, всё-таки покрывали прилипшие песчинки.
Она тихонько повторила:
- Болота грязны и вязки,
и круп как свинцом налит.
Без крика и без огласки
сердце моё болит.
Ты же понимаешь, что кентавр, вязнущий в болоте - почти архетип? Жизнь бьёт сильных и вяжет их... И выход, освобождение - в смерти, в лице, подставленном звёздам… В этих строчках очень чёткий выход на тоску - нечеловеческую, сверхлошадиную…
Казалось, М. разговаривает сама с собой. Мне нечего было добавить - она как всегда считывала стихотворение именно так, как виделось мне. Каждый раз я думала - пора перестать этому удивляться. Пора просто принять - мы обе в какой-то степени дивергенты. Воспринимаем мир одинаково, пусть и немного искажённо. Но эти искажения у нас настолько идентичны, одномоментны, что если бы в олимпийской программе появился вид спорта “синхронное сумасшествие” - мы бы наверняка были минимум в призах.
А ещё меня поражало то, насколько комфортно мне с ней молчать. Вот я и наслаждалась молчанием, и всё же заговорила:
- Знаешь, я никогда не любила зоопарки... Видеть, что сильное и красивое животное заперто в клетке - спорное удовольствие. А в этом стихотворении что-то меня наталкивает примерно на такой мыслеобраз.
- Как ты думаешь, в чем отличие дикого зверя от домашнего?
- Расскажи мне, ты ведь уже придумала ответ. - я не могла сдержать улыбку.
- В загадочной, неосознаваемой красоте, в его редкости, силе и главное - в свободе… Ты заметила, в стихе очень рваный ритм, разносложный - это как раз подчёркивает удивительную силу и свободу кентавра.
Улыбка не сходила с моего лица. Когда М. начинала о чём-то увлеченно рассуждать, она казалась ещё красивее. Но я решила продолжить мысль:
- Всё-таки, кентавры - не просто звери. У них - мудрость и безудержная страсть. В конце концов, с ними даже Олимпийские боги пировали за одним столом.
- Безудержная страсть… Ты как никогда права. Больше тебе скажу, если уж мы добрались до мифов древней Эллады, вспомни, насколько ничтожна в них ценность человеческой жизни. Если бы ты знала биографию автора… Впрочем, не будем об этом. Знаешь, мне кажется, мы уже обгорели. Пойдём?
Вторая часть: https://poembook.ru/poem/1892364-dialogi-o%E2%80%A6-chast-vtoraya-posmotri-v-glaza-chudovisch
Отзывы
Скачко (Полеви) Елена29.05.2018
Это не та ли Людмила, которую связывают с трагедией Рубцова? Надо же, никогда не читала ее стихи...
Part1sanka29.05.2018
Та самая. Я много читала о ней.
Скачко (Полеви) Елена29.05.2018
Да в том-то и дело, что биографию и я знаю.... Но никогда не думала о ней, как о талантливой поэтессе...
Part1sanka29.05.2018
Почитайте, мне кажется, очень интересно!
Птицелов Фрагорийский29.05.2018
Её стихи уродливы, как и ее кентавриха.
Мне жаль Рубцова - он был в сто раз талантливей. В этом и трагедия. Для Дербины. Потому и убит был он.
Вся ее поэзия - это ненависть и тьма.
Куняев правильно подметил: "Тьма ее стихов".
Не хочется ее осуждать, у нее и так суд каждый день был всю ее длинную жизнь - Лукавый попутал ее, но она с удовольствием играла в эти бесовские игры с Лукавым.
А вот с этим ее я согласен: "Наш поединок с Николаем Рубцовым окончился непоправимой трагедией, с которой, к сожалению, до сих пор кормятся некоторые литераторы. А то и вовсе непонятные личности." (Дербина)
Просто - забыть и не вспоминать. О том как сатанизм (допускаю что бессознательный, но стихи говорят об обратном) привел к убийству светлого человека. С такими как она мужики спиваются. Это факт.
Я забыл, что такое любовь,
И под лунным над городом светом
Столько выпалил клятвенных слов,
Что мрачнею, как вспомню об этом.
И однажды, прижатый к стене
Безобразьем, идущим по следу,
Одиноко я вскрикну во сне
И проснусь, и уйду, и уеду...
(Н. Рубцов)
P.S.Почему вас так тянет к этой мути бесовской.
Part1sanka29.05.2018
Забавно, у нас с Вами совпадение во мнениях примерно через один идёт :)
Птицелов Фрагорийский29.05.2018
не люблю я баб таких - шумных, эгоистичных, тщеславных. и жалко ее. и тошно. читал ее интервью - там где склока с Куняевым у ней. непреодолимое отвращение.
хоть Куняев еще тот, конечно, человек... со своими тараканами.
Part1sanka29.05.2018
Если честно, от Куняева я не в восторге, скажем так...
Тенников Михаил29.05.2018
я знаком с Дербиной лично и ответственно заявляю - ничего близкого к эгоизму и тщеславию в ней нет.
Птицелов Фрагорийский29.05.2018
я исхожу из текстов. интервью, стихи... а как человек, переживший несчастье такое - она вызывает сострадание. но стихи у нее так себе. никакие.
Птицелов Фрагорийский29.05.2018
убить близкого человека методом удушения... это не эгоизм? ненависть, истеричность. все это проявления эгоизма. как и стремление обелить себя. в таких случаях молчание золото.
Part1sanka29.05.2018
Он умер от сердечной недостаточности.
Птицелов Фрагорийский29.05.2018
он умер от асфиксии. сердечная недостаточность - это следствие асфиксии. в случае Рубцова.
Птицелов Фрагорийский29.05.2018
Уж коль о стихах речь, то вот это... это что?
О, так тебя я ненавижу!
И так безудержно люблю,
Что очень скоро (я предвижу!)
Забавный номер отколю.
Когда-нибудь в пылу азарта
Взовьюсь я ведьмой из трубы
И перепутаю все карты
Твоей блистательной судьбы!
***
Мои поступки так странны,
Мой путь так неразумно вьется.
И дух бунтарский сатаны
Во мне как прежде остается!
***
..Чужой бы бабе я всю глотку переела
за то, что ласково ты на нее взглянул.
Уж если на роду написана измена,
то лучше бы в реке ты утонул.
С конем, часами, золоченой сбруей
пусть захлестнула бы тебя волна.
Но только б не любил ничью другую,
но только б Я! Я! Я!, а не ОНА!
***
Моей любви, как пропасти, страшились,
на дне которой - бурная река.
Поклонники в ней сгинуть не решились
и предпочли любить издалека.
Но был безумец... Мною увлеченный,
он видел бездну, знал, что погублю,
и все ж шагнул светло и обреченно
с последним словом: «Я тебя люблю!»
________________________________
На этом можно закончить полемику об альтруистичности Дербиной. Это не просто стихи. Это портрет души человека, их написавшего.
Тенников Михаил29.05.2018
Послушайте, Юрий - для начала давайте расставим точки над i в теме зависимости Рубцова. Он был запойным алкоголиком примерно с 59-60-го года. Таким образом, уже имея стаж Клима Чугункина он появился в жизни Дербиной. В 63-м.Так что Ваши слова о том, что Рубцов спился благодаря Л.Д. - скажем мягко - неправда. Теперь по поводу её стихов. Да, поэзия Дербиной не фонтанирует оптимизмом. Факт. Однако, если хотите перенести её личную жизнь на поэтику - воля Ваша. Только я был бы с этим осторожен - слишком много примеров гениев с диким нравом мне известны. (гениев - я не про Л.Д. - вы поняли) только один пример Лермонтова заставляет задуматься о чистоте его помыслов. Почитайте его биографию внимательнее. И, наконец - последнее. Я нахожу, что Дербина ещё долго терпела. Если бы ко мне полезло существо в том виде, в каком перманентно пребывают пациенты 10-го отделения - прибил бы одним ударом...
Птицелов Фрагорийский29.05.2018
Поэзия Дербиной фонтанирует сатанизмом.
О том что Рубцов спился из-за Дербиной - я не говорил. Я говорил о том, что рядом с таким типом женщин мужчины спиваются. И уж во всяком случае - это не тот человек, рядом с которым хочется жить, бросить пить. Не надо мне приписывать то, чего я не говорил. Возможно, надо было уточнить - мне. Так что если вы неправильно поняли - то это потому что я неточно выразился.
А вообще в этой трагедии нет ни правых, ни виноватых. Это фатальная ситуация.
Просто не понимаю, в чем прекрасность стихов Дербиной. вот и все.они уродливы по сути. слабые в поэтическом отношении тексты.
И кто ей мешал уйти от этого пьяного чудовища?
Птицелов Фрагорийский29.05.2018
О Лермонтове баек больше, чем правды.
Зачем ему приписывали стихи, которых он не писал?
Например...
История темна.
Скачко (Полеви) Елена29.05.2018
Мужики (предрасположенные) спиваются, потому что их организм плохо перерабатывает и выводит алкоголь, а у них не хватает силы воли это признать и бросить. Не нужно пытаться объяснить любую зависимость тем, что кто-то кого-то не понял или не так любил.
Птицелов Фрагорийский29.05.2018
Нет. спиваются те кто слабее своей привязанности к таким людям. те кто посильнее - просто уходят из таких отношений и живут дальше без этой чертовщины.
алкоголизм - это психологическая проблема (химическая возникает как следствие уже).
Скачко (Полеви) Елена29.05.2018
Пьянство как эскейпизм - да. А алкоголизм - это не психологическая проблема, а психиатрическая. Спросите у любого нарколога. Вам, наверное, повезло, и вы никогда не видели алкоголизма вблизи...
Птицелов Фрагорийский29.05.2018
психиатрия как и химия - это следствия. психология занимается областью предрасположенности. все остальное - это уже клинические следствия и осложнения.
Скачко (Полеви) Елена29.05.2018
Нет, не следствие. Я знаю алкоголиков, мега успешных людей во всех отношениях, красивых и любимых... Но алкоголизм - это тяжелейшее психиатрическое заболевание, которое ведет к изменению личности. И никаких причин пить, кроме физической потребности, у этих людей нет. Все остальное - попытка оправдаться и найти виноватых, которая тоже свойственна людям с измененной личностью.
Увы, это горькая правда. Я бы хотела этого не знать. Но знаю...
Птицелов Фрагорийский29.05.2018
"Люди с измененной личностью". Вы сами ответили на свой вопрос. Искажение личности. Прежде - неискаженной. Алкоголизм - не врожденное. А приобретаемое - по разным причинам, в силу ряда искушений, которые все тяжелее от искушения к искушению.
Прежде чем попасть к психиатру - человек должен заболеть, и запустить эту болезнь.
Если не обращаешься вовремя к терапевту - то попадаешь на стол к хирургу. В лучшем случае. В худшем - к патологоанатому.
Скачко (Полеви) Елена29.05.2018
Чаще всего, наследственное. Сейчас ученые уже совершенно серьезно говорят о гене алкоголизма. Но он может "запуститься", а может "спать" всю жизнь (говорят еще об отсутствии или недостаточности определенных ферментов, которые расщепляют алкоголь). Так же, как любое другое психиатрическое заболевание. Шизофрения и эпилепсия, например, тоже нередко проявляются во взрослом возрасте при каких-то определенных условиях...
Знаете, я ведь не от противности спорю. Просто когда я слышу попытку оправдать алкоголизм тем, что жена была сука или начальник козел, я точно знаю: эти люди НИКОГДА не видели алкоголизм в лицо, в непосредственной близости... Я не экскурсию в наркодиспансер имею ввиду, а жизнь...
Птицелов Фрагорийский29.05.2018
нет. это не экскурсия. я всякое видел.
одни спиваются - другие уходят, или выходят из этого порочного угара. тут я не спорю.
я не оправдываю - считаю что это слабость. но это детали.
я о стихах Дербиной. не понимаю, зачем называть черное белым. ее стихи интересны только с биографической точки зрения - с точки зрения биографии Рубцова, и этой трагедии. а сами по себе они - никакие. отражение уродства внутреннего. вот и все...
а фотографии у нее красивые - она вообще внешне интересная женщина. да.
Скачко (Полеви) Елена29.05.2018
О стихах ее ничего не скажу, я всегда считала, что она всего лишь взбалмошная окололитературная барышня, которых обычно много вокруг талантливых мужчин... Безусловно, эти женщины харизматичные и яркие, недаром ведь вдохновляют, музами служат...
Но теперь вот повод появился, спасибо Алёне, почитать ее стихи...
Птицелов Фрагорийский29.05.2018
ну вот. согласен с Вами.
хотя она не без способностей конечно. но не более того.
Птицелов Фрагорийский29.05.2018
Лена, я много чего видел. и пациентов 10 отделения - тоже. в тяжелом психозе.
Тенников Михаил29.05.2018
...и отдельное спасибо, Алёна, за напоминание о Людмиле и о её прекрасных стихах!
Манахов Александр30.05.2018
Удивился, что автору было семьдесят лет на момент написания стихотворения. Думал, что авторство принадлежит подростку, потому что в стихотворении присутствует бунтарство, причём немного наивное, присущее именно подросткам. Когда герой вроде бы и чувствует неотвратимость судьбы, но ещё пытается бороться с ней. Кроме того, ему кажется, что он совсем одинок.
Не могу сказать, что записал бы это стихотворение в число любимых, но что-то в нём определённо есть.
Part1sanka30.05.2018
Вот и я очень удивилась :)
Не скажу, что для диалогов выбираю прям любимое, скорее заинтересовавшее...
Татьяна Постникова30.05.2018
А мне понравилась подборка. Ничего в ней сатанинского и ведьминского нет. Обычные чувства не очень счастливой женщины.. Спасибо!
Part1sanka30.05.2018
Я вот тоже думаю, что нагнетают тут некоторые )
Впрочем, всегда интересно услышать иное мнение!
Кириллова Елена30.05.2018
Да, процитированное стихотворение семидесяти летней женщины - даёт надежду, что к этому возрасту и я напишу, что-то путное...Спасибо!
Part1sanka30.05.2018
Рада, что понравилось!
Осеннее солнце30.05.2018
Вот совсем не моё, и как-то даже не хочется о них рассуждать...
А Вам,в очередной раз сделала вывод, очень повезло иметь такого собеседника!
Part1sanka30.05.2018
Случается и такое. Да, мне повезло, это точно :)
Кристина Штейн01.10.2018
Перечитала с удовольствием)
Мне нравится Дербина.
Part1sanka01.10.2018
Наверное, самая спорная личность во всех диалогах :)
Кристина Штейн01.10.2018
Странно, что именно здесь я не оставила комментария.
Мне Дербина чем-то близка. Не осознала еще, чем...
Наверное, я не смогла справиться с эмоциями... сформулировать то, что испытываю.
Я перечитываю.
Вообще супер!)
А..мне все равно, кто что о ней говорит и кем ее считают. Я вижу только тексты. Не идеальные, но близкие. Такое бывает со мной)))
Перечитываю в смысле с самого начала)))
Part1sanka01.10.2018
Если тянет перечитать - то это вообще супер ) лучший комплимент )
Кристина Штейн01.10.2018
Во мне вчера приземлился Энола Гай)
Потрясающие восемь строчек)
Ношу и думаю, как такое возможно?
Такая тема, а я счастливая...
Спасибо тебе)))
Part1sanka01.10.2018
Вот знаешь, Энола - один из самых спорных моих стихов.
Его разбомбили и за технику и за тематику в одном из кубков.
Но, во-первых, он написался сам, и я так и не смогла его доработать - рассыпается при малейших попытках правок.
А во-вторых... черт его знает, вот нравится он мне и все.
Кристина Штейн01.10.2018
А что с тематикой не так? Странно...
Что касается техники, я в ней ничего не понимаю)
Стихотворение необыкновенное.
Это настоящая поэзия. У меня тест такой - если я прочитала и пребываю в абсолютном счастье - это точно моё)) Мне без разницы, кто что говорит.
Я чаще всего кайфую от отдельных фраз, образов.
А здесь целое стихотворение!))
Не поверишь, то и дело к нему возвращаюсь))
Прям, в сердце) и радостная такая)
Все таки я люблю поэзию))
Part1sanka01.10.2018
Ну, там сложно с тематикой. Не будем углубляться, мне не очень приятны эти рассуждения...
Но да, судя по всему, стих вызывает эмоциональный отклик у читателей, это не может не радовать )

