Ториоста
О разнице ожидаемого и фактического
24 сен 2021
Занятная мысль о (не)совпадении восприятия текста, авторского и читательского.
Современные авторы, да и многие классики (в своё время), склонны (или были склонны) нарушать общепринятые нормы, в том числе орфоэпические, стилистические, а зачастую и грамматические. Об отсутствии знаков препинания даже не говорю, это уже стало общим местом дискуссий.
Почему же в одних случаях такие отступления принимаются читателем, воспринимаясь как авторская удача, или хотя бы как осознанный приём, а в других — категорически нет?
Ситуацию быка и цезаря не обсуджаю) это понятно...
В данном случае, размышляю о том, почему зачастую автор ценит или, наоборот, отвергает какой-то свой текст, а читатель оценивает его иначе, вплоть до противоположного?
Возможно, постановка вопроса изначально не вполне корректная. Все мы настолько разные, каждый с уникальным опытом (и опытом чтения в том числе), набором установок (как и хромосом), предпочтений и целеполаганий...
Но ведь бывает, что один автор вдруг "выстреливает", становясь почти всеобщим любимцем, а другие (при относительно равных исходных условиях и вполне соотносимом уровне стихов) категорически не принимаются, или попросту не замечаются так называемыми "широкими читательскими массами" (последнее слово употреблено в самом нейтральном смысле)...
Но так глобально рассуждать я не призываю, всё больше торочу о своих баранах))
Почему в наших конкурсах зачастую возникают несоответствия восприятий. Автор пишет, желая донести своё, а читатель (хорошо бы ещё просто читатель, а то ведь и член жюри) видит совершенно иное?
Как литредактор, могу предположить по крайней мере одну общую причину.
В отличие от читателя (любого, и любителя, и так называемого профессионального — критика, составителя, члена жюри...), автор владеет несообразно большей информацией о своём произведении, по крайней мере — его знание о своём стихотворении не ограничивается тем, что он захотел или смог высказать посредством слов.
Иногда это разница между файлом (включающим сам текст и всю внетекстовую информацию) и его ярлыком (информативным только как направляющее, путь к оригиналу, полной версии).
Ну или более поэтичная аналогия: весь айсберг (в единстве подводной и надводной частей) и его видимая часть, возвышающаяся на уровнем воды... Бывает, конечно, что и всё произведение на поверку только вода...
И что там автор вилами написал, даже ему самому бывает непонятно)
Вот и получаем в ответ на безобидную, иногда и просто вопрошающую ремарку, — не критику даже! — что-то вроде "автор вправе сам решать..." или некое общее утверждение о "столкновении ожидаемого звучания для читающего и для автора".
Частая проблема?
Отзывы
Романа24.09.2021
Это не проблема) Это нормальное явление. Даже самому искушённому читателю никогда до конца не понять в стихах то, что вложил автор - даже самый опытный и способный. Наполовину понимание читателя складывается из его собственного опыта и особенностей. Читатель сам по своим лекалам "дописывает" замысел автора.
Это всё не проблема, и это нормально. Проблемой это становится тогда, когда читатель оценивает стихи негативно исходя из собственного (не)восприятия стихов.
Ториоста24.09.2021
Romana, бывает и такое, если с этого угла смотреть)
Наверное, я слишком общО описала...
Я имела в виду и такие случаи, когда автору хотелось сказать немного другое, или больше, чем получилось, по объективным или субъективным причинам, больше по вторым) Автор мозет не прнять, что он не всё высказал, или недостпточнг точнг выразился. Он ведь знает, что хотел написать, так и читает, учитывая и то, что осталось вне текста и чего читатель просто не знает.
Кулаков Артур24.09.2021
А если сравнить произведение с лугом? Допустим гид (автор) приводит на этот луг группу туристов (они же читатели). И тут случается то, чего он не ожидал: один турист восхищается иван-чаем, другой гадает на ромашке, а третий бегает с сочком за бабочками... И т.д. А гид стоит в сторонке и удивляется: а почему они не хотят воспринимать мой луг целиком, так, как я его вижу? А стоит ли целиком-то, по-авторски? Ведь главное - что туристам на лугу хорошо, они довольны прогулкой. Чего ещё ждать от них? Каждому хочется коснуться своей мечты. Пусть гид радуется тому, что туристы не развернулись и с ворчанием не покинули его луг. Я по себе знаю: при первом прочтении стиха не могу уловить всех нюансов, часто и при втором и даже десятом нахожу нечто ранее не замеченное. Поэтому хороший стих всегда интересен, к нему хочется возвращаться за новыми открытиями.
Ториоста25.09.2021
Артур, ваш комментарий ещё одно яркое подтверждение многообразия и нелинейности красоты этого мира, спасибо!
Хотя в данном случае я на озвученную "проблему" скорее из редакторской ямы, что на краю луга, смотрела)
Палий Хирьянова Галина25.09.2021
А мы и великих читаем и перечитыааем. И то, что не"зашло" при первом прочтении со временем раскрывается как бутон и приходит озарение, открытие нового мира. От много зависит. Слишком многого. Многажды читала стихи, будучи энным читателем, (и да, если есть время, читаю предыдущих "ораторов"/ читателей с удовольствием) и вижу, что автор писал букву А, а читатель в ней увидел каждый свою букву. Загадка? Нет. У кого что болит.
Умный автор поблагодарит за открытие новых смыслов в его работе, другой начнёт спорить...
Ториоста25.09.2021
Галина, конечно, не могу с вами не согласиться! Часто совершенно противоположные вещи находишь в знакомых стихах)) И это скорее радует, чем огорчает.
Но еще есть разница в нашем восприятии (даже не осознаваемая порой) маститого и неизвестного автора, в смысле, известного нам, но еще не признанного всеми, пусть даже примерно (по нашему мнению, конечно) вровень с нами, или немного выше\ниже (опять же по нашему восприятию). Об этом хорошо Уинстон Хью Оден пишет, в эссе Чтение. Да и просто читатель и автор-собрат порой очень по-разному прочитываю/оценивают текст. Есть и профдеформации, как у главных редакторов литературных журналов и литредакторов)
И авторская реакция на "прочтения", не совпавшие с его замыслом, всегда разная)
Спасибо за ваше мнение!))
Чуднова Ирина25.09.2021
важно, когда даже непонятно, но ты понимаешь, что за этим что-то есть. и либо доверяешь автору, либо не доверяешь. чем опытней читатель, тем больше контекстов у него может быть, тем проще ему доверять. но это при условии опытного автора.
если видно, что автор неопытный, то ступаешь осторожно, вдруг там трясина и ты провалишься при следующем шаге? отсюда понятен скептицизм.
Ториоста25.09.2021
Ирина, да, ты меня очень поняла)
Я всегда копаю, по редакторской привычке, но иногда копнёшь, а там - пустая порода, а ты то думал... эх... Да еще потом обидно, что авторы, бывает, за твои же труды по добыче руды (зарифмовалось даже), из их пустопорожности, тебя же и обвинят в предвзятости))
Вообще чужое воображение, как и своё собственное, отчасти, это минное поле, ну или трясина, где порой сложно найти брод, или мостик простроить...
Чуднова Ирина25.09.2021
Ториоста, ну, вот у меня как раз это сейчас и идёт с одним автором в конкурсе Мастерская.
Автору всё, что я говорю, очевидно, не в коня корм. При других обстоятельствах я бы прошла мимо, но сейчас вроде бы контекст такой, что главное -- обратная связь. При этом всё, что есть хорошего в тексте я отметила, пути улучшения показала -- но нет. Коня можно подвести к воде, но как заставишь пить?
Ториоста25.09.2021
Ирина, да, грустно. Мне пока повезло с реакцией, в том же потоке) Но я еще меньше половины откомментировала.
Будем надеяться, конь таки решит(ся) напиться,,,
Чуднова Ирина25.09.2021
Ториоста, боюсь, что не в пределах конкурса. Но может быть, хоть как-то это сдвинется.
Макеенко Людмила25.09.2021
Ирина, прочла твою «переписку» в Мастерской. Терпение у тебя железное.) Но в данном конкретном случае, думаю, время и усилия потрачены впустую.
Ториоста25.09.2021
Людмила, подскажите название стихотворения, чтобы и мне не попасть в ситуацию Ирины)
Приходится комментировать, предварительно не видя других комментариев, так как пока думаю над окончательным ранжированием.
У Ирины сейчас ночь, наверное, эх, не успела ей раньше написать...
Макеенко Людмила25.09.2021
Ториоста, я ещё раньше Ирины «попала в ситуацию».) Но мне кажется, что будет не совсем этично до окончания конкурса вне конкурсной площадки — даже в личке — конкретизировать.
Ториоста25.09.2021
Людмила, наверное, вы правы.
Хотя анонимности и других правил это не нарушает)
Но ничего, я вроде бы стараюсь всегда корректно комментировать.
Макеенко Людмила25.09.2021
Ториоста, и я стараюсь.) Но, исходя из большого опыта, такие стихи не комментирую, потому что, как правило, тот, кто такое ничтоже сумняшеся выложил на всеобщее обозрение в конкурс, искренне считает своё творение если не гениальным, то «не хуже других». В Мастерской пришлось комментировать — по условиям конкурса, и результат меня не удивил.)
Нестерова Татьяна25.09.2021
У автора три задачи:
- поймать идею, почувствовать
- выразить её словами
- донести до читателя так, что бы он почувствовал идею (круг замкнулся)
"Я прав - меня не понимают" не оправдывает неумение донести. С таким же успехом я могу написать шедевр иероглифами. Не поймут, а значит, я неправа!
Ториоста25.09.2021
Татьяна, всё так, но и в обратную сторону это действует...
У читателя три задачи:
- поймать идею автора, почувствовать
- расшифровать ее (для себя, то есть тоже "выразить словами" свои ощущения)
- донести до автора (если высказываешь своё мнение) свою критику так, чтобы он почувствовал, посмотрел на текст уже глазами читателя...
А если они оба вдруг откажутся это выполнять, тогда ну прям настоящий замкнутый круг "начнётся"))
Но, знаете, это ведь только в плоскости долженствования всё так просто/прямолинейно. А может, автор ентот живёт совсем по другим приципам: никто ничего никому не должен, тем более, в искусстве. Тогда уж и вовсе взаимное хамство "наступит"!
А так да, так вы правы, Татьяна! Соглашусь))
Чуднова Ирина25.09.2021
Татьяна, нет, это не так. Мы не можем знать, где и как нас поймут, но можем предположить принципиальную понимаемость наших текстов. Для этого нам нужна начитанность в лучших образцах того, что мы делаем.
Нестерова Татьяна25.09.2021
Ирина, а что не так-то? Наоборот, я этого не исключаю. Человек владеющий разносторонними знаниями, имеющий богатый лексикон, имеет больше шансов донести до читателей свои мысли и образы.
Чуднова Ирина25.09.2021
Татьяна, ваш пример об этом свидетельствует.
""Я прав - меня не понимают" не оправдывает неумение донести. С таким же успехом я могу написать шедевр иероглифами. Не поймут, а значит, я неправа!" -- если вы напишете шедевр иероглифами (тут важны два слова -- шедевр -- то есть, объективно произведение искусства и иероглифами), то вас поймут там, где понимают иероглифы или тот, кто понимает иероглифы. Это вопрос размещения в том месте, где произойдёт такая встреча. Но не вопрос в написании.
Нестерова Татьяна25.09.2021
Ирина, это как пример, причём утрированный!
Чуднова Ирина25.09.2021
Татьяна, так в тонкостях как раз всё и скрыто, загрубив, мы делаем аналогию неработающей.
Damir Timur25.09.2021
Оспади...
Надеюсь, что не я такое Вам. Хотя за мной водится.
перечитал комментарии и ответы, вроде не нашёл.
Что о реакции на комментарии читателей, то тут та же сама проблема - комментатор вкладывает одно значение, а автор текста читает его с другой интонацией.
Причины этому различны.
Начиная от обычных - менталитет, интеллект, воспитание, самочувствие, а это тоже сильно влияет на восприятие и ответ, жизненную ситуацию в тот самый момент.
И продолжая тем, что мы пишем комментарии и ответы друг другу не слыша интонаций, не видя мимики, не будучи знакомым с комментатором лично или даже в сети.
Занятная тема, думать и говорить можно бесконечно))
Ториоста25.09.2021
Timur, тоже надеюсь, но даже если и так, переживём)
А водится, наверное, за всеми, хоть иногда, да сорвёшься.
И правда, очень часто воспринимаем слова других не в том регистре, или не под то настроение.
Согласна, тема бездонная!
Нестерова Татьяна25.09.2021
Timur, да, интонаций не хватает. Иногда обиды вырастают на пустом месте именно из-за неправильного понимания, . Отчасти помочь могут смайлики. Но это в комментариях, а в стихах, увы, надо постараться объяснить свою идею.
Верис Дана25.09.2021
Бывает такое непонятное, что его хочется разгадать, оно погружает, манит донырнуть до дна. И если порой разгадка отличается от задуманной автором - думаю, это даже здорово, интересно. Значит история не на плоскости лежит, а имеет объём.
И ещё лично для меня важна суггестивность рассказанного - порой, визуализируя картину в целом, нет желания дробить её на ряд образов, иначе теряется что-то неуловимое, но волшебным образом делающее понятным самый замороченный текст.
Чернышова Галина26.09.2021
https://youtu.be/3bQOmCbtnkE
Ториоста26.09.2021
Галина, как размышление это глупо, да и целостности нет, понадергано разное из разных контекстов.
Если автор написал нечто, да еще и обнародовал, любым способом, наверное, он рассчитывал на что-то?
А если он ничего не хотел сказать, то пусть и не говорит, ведь текст это высказывание, или нет?
И еще неизвестно, кого больше "норовит стошнить" : иногда такого понапишут!))
А так песенка прикольная, спасибо!
Почитайте стихи автора
Наиболее популярные стихи на поэмбуке

