Дактиль Птеро
О сносках и не только в конкурсных работах
8 мар 2019
В презентации судейской команды предстоящего кубкового конкурса ПБ на страницах Альбома прочитал
такие слова:
"Ищу поэзию в строках, уже потом – версификацию".(aerozol)
Меня несколько пугает такое отношение к поэзии (в свете предстоящего конкурса), уважаемый aerozol.
"Да не согласен я - Что с Энгельсом или с Каутским?... - С обоими"( М.А.Булгаков, "Собачье сердце")
пускай слова просты и рифмы скудны
да и сюжет до примитива прост -
любовь с претензией на обоюдность,
стихи, скорей похожие на тост, -
ведь главное - написаны душевно,
версификация поэзии во вред,
к чему техническая совершенность,
тебе, коль настоящий ты поэт!
"Поэзия — музыка души".(Вольтер), Но и в то же время,"Поэзия – музыка слов"(Томас Фуллер). Содержание не может существовать без формы. Они неразрывны и неразделимы.Поэтому содержание и техника, мне кажется, оцениваться могут только в паре. Кроме того "Любая сноска или примечание – баллы в минус..."(с) - вынуждает автора исключать из своего словаря малоупотребимые слова, которые могут быть не известны читателям,
в противном случае есть риск, что стихотворение в полной мере не будет понято ими. Поэтому я бы не был столь категоричным в отношении сносок и уж тем более считаю недопустимым рассматривать наличие сносок поводом "для снятия баллов" в конкурсных работах.
Отзывы
Vysochynska Nataliia08.03.2019
Я,кстати,тоже именно на этот комментарий обратила внимание. И удивилась...
Дактиль Птеро08.03.2019
Эта позиция по снижению баллов за сноски у aerozol давняя. Мне кажется, оцениваться должна сама работа. Вопрос: писать сноски или нет, решает только автор. С праздником!
Vysochynska Nataliia09.03.2019
Совершенно с Вами согласна))Спасибо!)
Никита Зонов09.03.2019
Отвечаю.
О сносках.
Скажите: а где Вы видели сами эти сноски?
В поэзии их нет.
Не вправе поэт - инструмент слова, так вольно вольнить.
Если он может сказать свою эстетическую (и этическую) речь - пусть скажет.
Своими словами.
Без эмоций, без амбиций, да и без слов.
Потомки разберутся.
Сноски - подпорки, костыли для не умеющих выразить себя словами граждан.
И они не имеют права называться Поэтами.
Я всё сказал.
Расширенно в Альбоме, продолжу.
Дактиль Птеро09.03.2019
Поэт не инструмент, а мастер, я бы акценты расставил так. Нет, конечно, можно утверждать, что "Стихи мне приходят откуда-то сверху...", а я.их только лишь записываю, подчёркивая Высшее, нематериальное и т.п. происхождение своих произведений. Но это, как бы это сказать, не есть так. На самом деле стихи есть результат большой работы (избегаю сознательно превосходных форм) поэта, творца. Думаю, мало кто оспорит значение Маяковского в поэзии, так вот, кроме написания стихов ка таковых, ещё был новатором в стихосложении, причём пропагандировал свои (и не только свои) формы и методы. В качестве примера - статья "Как ДЕЛАТЬ стихи" (https://ru.wikisource.org/wiki/Как_делать_стихи%3F_(Маяковский) Никто не отрицает значения таланта, но
не обладая определёнными навыками и познаниями, т.е всего того, что можно назвать мастерством, вряд ли перо такого талантливого поэта напишет что-то,
достойное внимание читателей. Единственным инструментом поэта, как мастера, является слово.И результат всегда зависит от умения обращаться с ним, словом. Попросту, нужно уметь ( в чём-то от рождения, где-то научиться)
поставить нужные слова в нужные места.
Сноски.
Есть ссылки и сноски в общем смысле этого слова. так вот, использование цитат
в тексте предполагает обязательную ссылку на источник (автора, произведение).
Необходимыми являются ссылки при написании произведений на историческую
тематику, если автор предполагает, что большинству читателей используемые
в тексте слова ( имена героев, географические объекты того времени, названия предметов быта . т.п.) незнакомы, как и ряда специальных терминов, известных ограниченному кругу людей, специалистов, "знатоков вопроса". Отсутствие их в подобных случаях выглядит как попытка автора возвыситься над читателем (как? вы этого не знаете?). Да, ещё остались слова или выражения, написанные на иностранных языках - требовать от читателя обязательного знания иностранных языков при прочтении русскоязычных произведений, согласитесь, неправильно.
Да, и о "праве называться ПОЭТАМИ". Во-первых, до конца не определено, кто же есть ПОЭТ, как и что же есть поэзия. Во-вторых, кто это самое звание вправе давать и, так же, кто вправе лишать других этого самого звания. И уж тем более
лишать за использование сносок, как "подпорок, костылей для неумеющих выразить себя словами граждан"(с).
Никита Зонов10.03.2019
Спасибо, с удовольствием перечитал В.В.
Кстати, ссылка не работает.
С первым абзацем Вашего текста согласен до наоборот.
Но вот дальше....
У каждого автора есть читатель.
Свой.
Нельзя быть "выше" его или "ниже" - мы в одном пространстве.
И говорить с читателем можно только его языком.
Требование преференций в виде сносок лишь оскорбляет читателя.
И о "праве называться".
Да , право есть.
Называйтесь, если угодно.
Но!
От самоназывания поэтами не становятся, ими нужно жить, отдавать саму жизнь, её драгоценное время.
Быть, а не иметь, о чём и писал Эрих Фромм.
Дактиль Птеро10.03.2019
Вы можете не соглашаться ни с одним моим словом, Ваше право.
Никита Зонов10.03.2019
Уважаемый, не в праве дело, так думаю.
В совести.
И в праве на различные мнения.
Дактиль Птеро10.03.2019
Право на различные мнения... Но Вы используете своё право на мнения для ограничения в праве своих оппонентов, в данном случае - путём снижения оценок.
А совесть здесь к чему?
Дактиль Птеро09.03.2019
Где видел сноски? В интернет-перепечатках, верно, нечасто... Но в печатных изданиях встречаются. да хоть: "Анчар - Древо яда. (прим. А.С.Пушкина)"
Никита Зонов10.03.2019
Верно.
И много ли таких Пушкиных с их "Анчарами"?
Дактиль Птеро10.03.2019
Пушкин, естественно, один.
Никита Зонов10.03.2019
Да.
Это негуманно.
Дактиль Птеро10.03.2019
Авторские комментарии, особенно поэтов Пушкинских времён, ввиду их объёмности , в большинстве печатных изданий вынесены в отдельный раздел - пояснения.Спор о целесообразности комментариев и пояснений длится ещё с 19 века. были и противники и сторонники. Тот же Пушкин комментировал едва ли не все работы. Категорически отрицал их не только необходимость а и самую возможность - М.Волошин;"Поэзия не учебник, она ничего не объясняет, ничего не растолковывает... Я не хочу делать никаких разъяснений..." (почти дословно).
Однако его мнение - это только мнение, а не категорический запрет. Поэтому, повторяюсь,
делать пояснения, или нет - решает ТОЛЬКО автор.
Данный вопрос достаточно подробно освещён, в частности в статье Н.А.Кузьминой (доктор филологических наук, профессор, завкафедрой стилистики и языка медиакоммуникаций ОмГУ им. Ф.М.Достоевского)https://cyberleninka.ru/article/v/poetika-avtorskih-kommentariev-k-stihotvornomu-tekstu-materialy-k-istorii-zhanra-statya-1
Почитайте стихи автора
Наиболее популярные стихи на поэмбуке

