Издать сборник стиховИздать сборник стихов

Цыганка

О чем поет глазастая цыганка?
Какой тропой бредет ее печаль?
Ведь, кажется, души ее изнанка
Неспешно устилает песней даль.
И непонятный смысл ее наречья,
И трепетной мелодии полет,
И шаль цветная на худых предплечьях,
И черных кос обычный переплет,
И много лет прожившая гитара,
И дым из папироски в мундштуке,
И пара юбок совершенно старых,
И башмаки на грязном сундуке,
И в такт руки танцующий браслет –
Стократ дороже брошенных монет.
 
 
Автор музыки и исполнитель песни - Игорь Филатов.
Отзывы
Так о чём же она поёт?
И непонятный смысл ее наречья... сонет о том что она круто поет, душевно, и вся она классная
Полагаю, что это характеризует её саму, а не то, о чём она поёт...
ну да, и еще несправедливую судьбу попрошайки
Ничего себе несправедливая судьба - у неё же "браслет – Стократ дороже брошенных монет." :)
Лора, я в переносном смысле
Алёна, не обижайся, но я думаю, что в конечных строчках было бы лучше указать именно ответ на поставленный в заголовке вопрос...Мол поёт о любви или о невозможности быть с любимым или... не знаю...что-то наиболее значимое и ценное в цыганской жизни или в человеческой жизни вообще...
что вы, какие обиды, смысл стиха не в ее песне. понятно с самого начала - она грустит. а стих, как говорят, не стодолларовая купюра...
Вот это как раз и не понятно..., надо бы сделать акцент на том, о чём она грустит (если в этом суть). Хотя...вам виднее... (я путаюсь, мы уже на "ты" или ещё на "вы"☺) Но я пыталась быть беспристрастной, честно...
на "ты" вроде, бог с ним, с этим стихом. значит не смогла я донести то, что хотела.
это баналная развязка, я таких не люблю развязок.
Так в чём же дело? Развязки-то как таковой нет...
цыганка поет, так, что дух захватывает (Ведь, кажется, души ее изнанка Тягучей песней устилает даль.) она поет от всей души, красивая, с гитарой, притоптывая по старому сундуку, гармоничная и вдруг - оказывается, что она попрошайка, ей бросают монеты. но все-равно она выше и стократ дороже
но чувствую, то вам нравиться моя цыганка!
Цыганка-то нравится, стих - не очень...
Я не правильно выразилась, стих-то классный, поэтому он меня и зацепил - тут ты права, но он не отвечает заявленному заглавию. Смени заголовок, пусть просто Сонет будет или Цыганка или как-то по другому...Тогда, думаю, всё станет на свои места...☼
Образно и красиво :)
спасибо, Роман. а вам о чем этот стих? а то тут дискуссия разгорелась ( прошу быть откровенным)
Ну, для меня этот стих, прежде всего - образная картина танцующей и поющей цыганки, а поскольку не понятен смысл её наречья, то мне не дано узнать о чём именно её песня, но это и не важно совершенно - суть в стихотворении, на мой взгляд, это визуализация по средством рифмы и образов... Мы много исполнителей слушаем поющих на чужих для нас языках, НО - как мы понимаем их и чувствуем на вербальном уровне, а?! вот-вот :))) Если в песне или танце есть душа и чувство, то и души зрителей откликнутся на это разумеется... Ваше стихотворение, Алёна - это картина ...и воспринимать её надо визуально, а не литературно.....а если точнее, то в литературном восприятии конечно есть место такому явлению, как визуализация по средством образов, но не все это понимают к сожалению... По-моему ваше стихотворение вполне себе даже получилось не плохо:) Я "увидел" вашу цыганку и даже разглядел её страдание, и её любовь разглядел, и где-то даже порочность её разглядел - так что всё здесь хорошо:)
благодарю, Роман за подробный отзыв.
Не стоит благодарности, Алёна Вы хотя бы сказали правильно ли я ваш авторский замысел понял - у нас бы тогда поучилось нормальное двустороннее общение...
По мне, в стихах главное - образ, картинка. Если читатель видит картинку, чувствует образ, и даже наделяет чем-то своим, это значит, что стих удался, он цепляет. А ещё стихи не только послать надо уметь, но и читать! Вы ,безусловно , чувствует поэзию. Да, я написала о прекрасной цыганке, которая ни смотря ни на что восхищает.
31.07.2015
УстилаеТдаль - это спотыкач. В остальном скажу, что вопросы типа "о чем поет глазастая цыганка" это вопросы из разряда "тройка, тройка, куда ты мчишься"... на них можно пытаться ответить, но делать это необязательно. Еще возникают вопросу по поводу танцующего браслета... Кажется не совсем правильно фраза построена. Но в целом - хорошо)
спасибо за отзыв.
КРИТИКА ИЛЬИ РЕЙМ Стихотворение-победитель рождает во мне сложные чувства. С одной стороны, я очень рад, что читатели выбрали то стихотворение, которое и я считаю самым ярким и самым удачным из всех, представленных на конкурс (сам не голосовал). С другой стороны, в конкурсе на шекспировский сонет побеждает стихотворение, принадлежность которого к английским сонетам вызывает у меня вопрос. Внешние формальные признаки вроде бы вполне в рамки укладываются. Тут тебе и три четверостишия, и финальное двустишие, и пятистопный ямб, и рифмовка почти, по современным понятиям, точная ("гитара -- старых" -- может быть, и не совсем классика, но для начала XXI века уже может таковой считаться, ибо лет сто как норма). Вы спросите, в чём же неканоничность? И почему я тогда пропустил это стихотворение в финал? На первый вопрос отвечу сразу, на второй -- в конце разбора. Распространённая в русской поэзии форма "английский/шекспировский сонет" предполагает, как я уже говорил ранее, не только определённый набор чисто внешних признаков. Требуется ещё и структура "постановка проблемы -- разрешение проблемы", причём разрешение проблемы происходит в последних двух строках, которые даже называются соответственно: "ключ сонета". Совершенно не случайно то, что многие ключи шекспировских сонетов поднимаются до афористичности, до формулы, даже до некого жизненного кредо, запечатлённого в нескольких словах. Прочитаем две последних строки стихотворения. Во-первых, первая из них не начинает фразу, а лишь завершает длиннющее перечисление, во-вторых, слова "И в такт руке танцующий браслет // Стократ дороже брошенных монет" не разрешают никакой проблемы. Да, внутреннее напряжение стихотворения последняя строка снимает безусловно, так что логика стиха есть и даже стройна (обсудим ниже). Но есть ли здесь что-то, что можно назвать "ключ сонета"? Нет.
Ритм стихотворения -- лёгкий и лишённый запинок пятистопный ямб. Есть один тяжёлый стык слов Т-Д, возможно, надо поискать правку. Во всём стихотворении четыре фразы, причём три из них -- в первой строфе, и это -- лирический зачин, своего рода завязка, дающая эмоциональный настрой и готовящая нас к восприятию оставшегося монструозного предложения на десять строк, которое нарастает бесконечным перечислением из девяти пунктов через "и" ("и это, и это, и это...") и обрушивается вниз последней строкой. К рифмовке трудно предъявить хоть какие-то претензии. Доля грамматических рифм не низка и не высока, рифмы аккуратные. Есть приблизительные, но, как сказано ранее, такая приблизительность может, по меркам нашего времени, считаться точностью, и уж до такой степени выглаживать звучание, чтобы и от этого избавиться, я смысла не вижу, даже в сонете. Что бросается в глаза в описании -- обилие деталей, причём многим из деталей придана какая-то специфическая характеристика, заставляющая читателя действительно увидеть эту цыганку и поверить в то, что родилось из внутреннего вИдения автора. Из нескольких десятков представленных на конкурс стихотворений это, пожалуй, самое живое и наименее "придуманное". Оно кажется мне услышанным там, откуда к нам и приходят внутренне значимые стихи -- в самой глубине нашего существа. Оно кажется мне совершенно НАСТОЯЩИМ. Да, это не вполне сонет. Но что, его можно было не пропустить?
stillwater03.08.2015
вот оно значит как... я не знаток сонетов, поэтому меня поначалу удивил этот шекспировский сонет. Я подумал - фигня. 3 четверостишия и потом еще две строчки добавил и готово. Но оказывается, что последние две строки несут на себе смысловую нагрузку и что вообще - у стихотворения должен быть сюжет. Прямо-таки отдает уже каким-то классицизмом. Но тем не менее дерзну подсказать Илье Рейму как обозвать исследуемый сонет. Обзовем его "неошекспировским". Во-первых это модно. Во-вторых, Илья сам пишет, что последние две строки снимают напряжение - то есть играют роль или являются подобием развязки. То есть их можно назвать своего рода ключом, но не шекспировского сонета, а неошекспировского... В-третьих, посмотрите на прозу. Проза модерна или постмодерна уже давно ушла от сюжетов как таковых. Но тем не менее в каждом произведении есть "подобие развязки". Поэтому сонет можно назвать и постмодерн-шекспировским, но это длинно. А еще лучше не маяться дурью и никак его не обзывать. А поступить так как Рейм и поступил - просто не придираться слишком строго к формальностям.
Я прикрепила комментарий к вашему, чтобы не потерялся, так как сама себя комментировать не имею права.
stillwater03.08.2015
Я не против)
04.09.2017
Алена! Понравился стих, и читая отзывы,Вы правы, надо уметь не только читать как говоря, литературным языком, но и смотреть внутреннее - образ , картину своими глазами. Спасибо, с теплом!!!
Спасибо) конечно вы правы.
Ха! Отлично помню это стихотворение, победившее в альбомном конкурсе шекспировских сонетов, хотя в полной мере оно шекспировским сонетом не является. Зато стихотворением является в полной. )))
CKOMOPOX20.12.2017
Вы меня опередили, тоже хотел написать о том, как конкурсный сонет превратился в замечательную аля "цыганскую" песню
Спасибо Алеша. Игорь Филатов - профессионал экстракласса.
И я отлично помню Вашу рецензию на стихотворение. Читала на нашем местном лит. объединении - коллеги были под впечатлением от Вашего разбора.
Прекрасная песня, Алёна! Желаю успехов! Идёт цыганка, звенит монистами, черноволосая и прекрасная, как будто вдруг откуда-то издали вошла в день солнечный ночь алмазная или луна опустилась медная, очень похожая на Мадонну своей улыбкой и чуть заметною, какой-то тайной в глазах бездонных. Идёт цыганка и улыбается, и шлейфом платья пол подметает, и перед нею все расступаются, как будто кто такая не знают. Я тоже замер, стою, как вкопанный, стою, забыв обо всём на свете, гляжу ей вслед, потому что вот они, вот красота, свобода и ветер!..
Благодарю, Владимир)
Песня получилась супер!!! Удачная музыка, чудесное исполнение дали стиху новую жизнь, абсолютно иное восприятие, гораздо более сильное, чем то, что давала просто стихотворная форма. Поздравляю ваш прекрасный тандем.
Спасибо, Эйрена. я сама просто в восторге от песни.
20.12.2017
О чем поет глазастая цыганка? ---кажется глазастая меньше всего подходит)) О чем поет чернявая цыганка?
Из песни сов не выбросишь)
Алёна, это - стихи! И это еще, оказывается, и песня ) Вы оба - талантища, восторг!
Спасибо, Света. Игорь - талантище!
Оба, оба! ) А Игорь, конечно, уникальный человек.
для меня человек, который может "придумать" музыку - Сверхчеловек.
20.12.2017
Есть "браслет дороже брошенных монет"( отдельные несвязанные по смыслу строчки), есть музыка, голоса, но песни нет, нет стихов, логически связанного текста. Получается замкнутый круг, поэты не пишут песенных текстов, а песенники не пишут стихов, как правило среди песенников нет поэтов.
Ничего не знаю,мне нра!
Алена, мне тоже очень "нра"! Хорошие стихи - с яркой картиной, рисующей молодую цыганку, с её характером и темпераментом! А прослушал аудио - образ только дополнился. Музыка дополняет, обогащает. Кроме того, как музыкант скажу: хорошо подобрана форма песни - с рефреном на последних двух строках. Правда, в Ваших стихах нет одного куплета, который есть в песне. Куда дели? Зачем скрыли?
А как же романсы и песни на стихи Пушкина, Лермонтова, Есенина, Цветаевой, Бродского и проч.? Ведь и поэты прекрасны, и песни великолепные.
Уважаемый Тахир! Из уважения к Вашей национальности, которая предполагает трудности с речевыми оборотами русского языка, могу простить Вашу критику стихов Алёны. Но одновременно, как профессиональный музыкант и поэт, хочу кое-что объяснить - чтобы в следующий раз Вам не пришлось так оплошать. Первое. "Браслет дороже брошенных монет" - это рефрен, такая форма построения музыки и стихов, когда одна строка повторяется после каждого куплета (наподобие припева). Второе. Вы пишете:"есть музыка, голоса, но песни нет, нет стихов, логически связанного текста"...Это - цыганская песня, и в ней априори не стоит искать глубокого смысла. Цыгане всегда пели о веселой жизни и звонких монетах. Философия - не их конек. А в данном случае, Алёна создала очень хорошее подражание цыганской песне. И третье - про "замкнутый круг". Да, не все поэты - песенники. Это, если хотите, высший пилотаж в поэзии! Я сам пишу романсы, и знаю, как трудно бывает выбрать что-то из стихов, ложащееся на музыку (или рождающее музыку). Но это - просто реальность, и безо всякого "замкнутого круга". Хотите стихов - Вам в одну сторону. Хотите песен - Вам в другую. С уважением.
Кажется, чем ещё можно удивить читателя в портрете цыганки? Вы - удивили: "И пара юбок совершенно старых, И башмаки на грязном сундуке, И в такт руки танцующий браслет – Стократ дороже брошенных монет."
Спасибо, Анна.
++++++++++++++++++
Очень красивое стихотворение, Алёна! Но как оно заиграло в исполнении Игоря Филатова! Спасибо Вам огромное! Очень Ваши стихи цепляют душу!
25.08.2019
Прекрасная песня! Браво!!!
Очень хороший стих! И песня удачная ...