Издать сборник стиховИздать сборник стихов

Елена Наильевна


Восстание пупсиков, или что делать со своей тонкой душевной организацией

 
22 апр 2021
Никогда такого не было, и вот опять.
Вирус, что ли, какой в писательско-графоманской среде? - то там то тут плачут участники конкурсов о судьбинушке своей горькой - о том, что им публично сделали неприятненько т.н. "обзористы" (или комментаторы).
 
Вот и на БЛК нынче очаг воспаления гнева праведного.
Тейт Эш сделала прекрасный экспертный обзор на мартовский лонг БЛК.
 
(Для справки: Тейт Эш - это стипендиат Союза писателей по рекомендации Евгения Евтушенко. Редактор и литературный советник книжной «Эмигрантской серии» (2004-2009 годы). Обладатель званий «Магистр поэзии» и «Золотое перо Руси». Член главной редакции Большого литературного клуба (БЛК). Несколько лет представляла русскоязычную поэзию на Abu Dhabi Festival. Лонг-листер «Русского Гулливера» и Григорьевской премии. Обладатель Приза симпатий журналов «Юность» и «Дружба народов».Лауреат и призер десятков литературных конкурсов, в том числе – серебряный призер международного поэтического конкурса им. Н.С.Гумилёва «Заблудившийся трамвай», победитель «Чемпионата Балтии по русской поэзии», многократный лауреат «Кубка мира по русской поэзии»).
 
Получила массу благодарностей, но и обиженка не преминула возопить.
Приводить цитату запроса не стану - все они об одном и том же, как из-под копирки, с главным "убойным" аргументом "За текстами, в принципе, есть люди!!" и главным вопросом "Почему автора надо мАкнуть рожей в грязь, дать звонкий подзатыльник, естественно, лучше публичный? Все же вроде люди тонкой организации?"
 
А вот ответ Тейт Эш хочу привести, ибо он универсален и пока что актуален:
 
"Ок, давайте объясню. С точки зрения очень странного человека, воспитанного в "совке" и прошедшего несколько тогдашних ЛИТО. На случай, если вы действительно забыли, какие тогда были литошные разборы, и как там регулярно прикладывали фейсом об тейбл по поводу и без.
 
Есть файл без фио. В нем находятся конкурсные тексты. За текстами есть или бумага, или монитор (кому как повезет). Всё.
Это достаточный ответ?
 
Если вам вдруг нужно подробнее - так сказать, на пальцах - хорошо. Не будет ли любезен многоуважаемый автор показать мне строчку в конкурсных правилах, где написано: "Обзорист обязан сделать автору приятное, погладить по головке и почесать за ушком 3 раза. А потом уточнить, точно ли у автора не испортилось настроение, не поднялось ли давление и ты ды."
 
Если такой строчки нет, то обозреватель или эксперт подписывается только на то, чтобы честно озвучить эмоции, появившиеся у него после прочтения конкурсного текста. Даже если это, простигоспади, Коля Сулима, от обзоров которого многие до сих пор икают.
И автор, действительно воспитанный "совком" и ЛИТО, должен быть (как пионер) всегда готов получить (в ответ на свое, продемонстрированное здесь, полнейшее отсутствие поэтического слуха) комментарий, уровня "хрень полная". Оценить, надо ли слушать этого комментатора. И по итогам этой оценки сделать вывод, что делать дальше (и с текстом - в том числе).
 
И если автор считает, что "...звонкий подзатыльник, естественно, лучше публичный" - комментатор пойдет давать вам домой, то можете спать спокойно. Не пойдёт.
Вы пришли на публичную конкурсную площадку, принесли свое творение. И оно там (о, ужас!) осталось одно, без вас. И без вашей истории. Без ваших воспоминаний. Без вашей тонкой душевной организации. И для всех читателей превратилось просто в буковки. Сложенные более или менее удачно.
 
В данном случае комментатор постарался выбрать (из десятка крутившихся эпитетов) самый нейтральный. Если вам и это слишком портит настроение - смело можете послать обозревателя в какую-нибудь дальнюю веселую прогулку, не читать комментарии и не участвовать в конкурсах. Это же так просто".
--------
(и продолжение от неё же)
 
"Я как раз об этом и говорю:
 
- покритикуйте меня побольше, но только так, чтобы мне понравилось.
 
При этом вы приходите на конкурсную (= все-таки условно "спортивную") площадку и удивляетесь, что тут идет детсадовский бой подушками.
Только вот все эти красивые слова "о человеке за текстом" на практике оказываются пустым звуком. Доказывается элементарно: вы приходите на рынок и выбираете зелень. Самую свежую, красивую. Чтобы накормить себя и свою семью или гостей. Пока все правильно?
Вы же явно не покупаете вот тот, желто-засохший пучок петрушки с явной гнильцой. А между тем, за ним стоит человек. Который вырастил эту петрушку, и вероятнее всего очень старался. И за синей магазинной курицей с оторванной лапой - стоит человек. И даже за кирпичом, который падает кому-то на голову из криво построенного балкона - тоже стоит человек. Хотя, возможно, он творил самый лучший в его жизни балкон, и старался сделать его с душой, и это было высшее проявление творчества. Только нам всем на это откровенно плевать, особенно когда кирпич падает нам на голову. И сильно пересоленный ужин в кафе отодвигается в сторону, хотя за ним тоже стоит человек. И за курткой, в которой расползается молния - тоже, представьте, стоит человек - да еще и не один. Только мы почему-то решаем, что это все - быт и как бы не считается. А вот десяток написанных строчек - это прям душа и искусство!
 
Ну да ладно, это все лирика. Честно говоря, вообще странная идея искать критику - в конкурсах. Если вы жаждете исключительно поглаживаний и корректности тридесятой степени, то вам их вполне обеспечит ближний круг - знакомые и ближайшие друзья, которые просто побоятся вас обидеть и сказать что-то наперекор. Или стихирские кумушки, которые будут расхваливать вас до тех пор, пока вы будете хвалить их тексты. Но увы, ни первые, ни вторые к нормальному уровню текстов вас не приблизят.
 
Хорошая критика - зверь редкий и очень трудозатратный. Я вела литературные студии в нескольких странах, иногда даже детские. Мои ученики не дадут соврать: если в тексте есть что обсуждать, то (в нынешних единицах измерения) один текст - это от получаса до нескольких часов скайпа. А иногда и не раз. Или вордовская простыня страниц на 5 минимум. У некоторых тексты шлифуются по полгода и более. Как вы сами понимаете, мало кто из редакторов будет заниматься подобными вложениями времени и собственной жизни на постоянной основе. Особенно вложениями в авторов, которые не представляют первостепенного интереса для конкретного редактора.
У описываемых вами товарищей, которые бегают за критикой, (на мой взгляд) есть один хороший выход, но им почему-то мало кто пользуется. Выбирается десятка два-три авторов и/или критиков, мнение которых интересно лично для вас. И пытаетесь показать им хоть что-нибудь. Понимая, что авторы первой величины едва ли вам даже ответят (был у меня случай, когда начинающий автор сильно сокрушался, что Городницкий не отвечает). Но многие сетевые авторы вполне могут ответить что-то дельное. Даже если прилетят в ответ 1-2 строчки, они могут оказаться весьма полезными.
Если прям все молчат - на некоторых площадках бывает формат Гостинки, как тут, в БЛК. В гостинках много кто бывает в роли ведущего, есть шанс поймать кого-то (для себя) интересного, показать свой текст и что-нибудь в ответ услышать.
И для самых жаждущих: можно поднять обзоры и критику, которую писали люди из составленного вами списка. И внимательно изучить - что они говорят, на какие ошибки указывают, что хвалят и ругают. Обычно, этого бывает достаточно, поскольку ошибки (в большинстве случаев) одни и те же."
Отзывы
да, все предельно просто, что-то мне на ум роман пришел на эту тему: "Pride and Prejudice"
А об отличии глобально культурных от кубкохабалистых не слыхали? Э... темнота прибалтнённая... Ведь давно в "Известиях" писали - где тонкая душевная орго...орги... организадница... (прдон-батюшко), там и рвётся и ревётся... Прям лесбиение младенцев в утробе или коловорот врагов при родах... Стыд и лепрозор, руки чешутся по языкам нашпенделять... (ещё один прдон...)
lovepoetic, опять что-то местное, исконно-посконное?) Даже разбираться в сортах этого г.(рушевого повидла) не хочу, батюшка, прошу ответно пардону) Но что вы при голосе и веселы-румяны, меня, как вы знаете, завсегда радует, друг мой ситный)
lovepoetic, Ах, как он упитан.
Серёжкин, и невоспитан, небось?) Всё как я люблю!)
Елена Наильевна, Мне, исходя из моего пола, другая ориентация положена. Любить мне его не за что. Не, я не ревную - любитесь здесь хоть у всех на глазах. Мне всё равно другие дивчины приглянулись - на самом дальнем Востоке.
Серёжкин, судя по тому, кто к кому куда пришёл, выводы прямо противоположные)
Елена Наильевна, Намёк понял - сейчас уйду, и оставлю вас обоих наедине.
Серёжкин, "наедине со всеми", помните, песня такая была, кажется?)
Елена Наильевна, Да, у всех на глазах. Выпустили бы Вы Богуслава из ЧС, а то он сегодня пришёл ко мне, а так он будет уже приходить к Вам. Видный мужчина, и очень даже интересный. Всяк, не хуже Вашего любимца.
Серёжкин, давно выпущен, но я бы на его месте после бана никуда уже не пришла)
Серёжкин, Как питон..., а кто это "он"?
lovepoetic, Да тут и радость небывалая случилась, что Вы не голодны.
Серёжкин, вынуждена вас покинуть, не хулиганьте тут.
Если что, то мне их ничуть и не жалко. Это я про конкурсантов. Но если что, то и жюри мне тоже абсолютно не жалко. Вы только скооперируйтесь между собою, чтобы было можно масштабно оценить всю эту баталию, что развернётся между вами всеми. И объявите заранее - где и когда она будет? И если можно, то, пожалуйста, побеспощаднее друг к другу, чтобы только и успевали оттаскивать тех, кто в ней падёт на поле битвы. Разумеется, хотелось бы, чтобы массовые жертвы были с обоих сторон.
Серёжкин, про какие баталии вы говорите? Не поняла.
Елена Наильевна, Так их и нету. Между конкурсантами и жюри. Но там и понаблюдать-то не зачем. Жюри свирепствует, а конкурсанты ежатся. Одним словом - что ни конкурс, то скука. Нечего там делать в этих конкурсах.
Серёжкин, так и не делайте, разве я вас туда гоню?)
Елена Наильевна, Так Вы там цунами нагоните. А то зрелища нету. А то всё о бедных конкурсантах глаголите, а они и так бедные на весь Альбом стенают, проклиная иных за их бездуховное к ним отношение, аки к скотам безмозглым (позволю себе такую иносказательность).
Серёжкин, хорошего понемногу) Ждите летней Околицы (если доживём, как говаривала моя бабушка).
Пойду посмотрю, что мне написали. Вдруг, еще пуще обижусь) Елена, можно ссылку?
Виктория, Большой Литературный Клуб, сайт Стихи.ру, экспертный обзор мартовского лонга от Тейт Эш.
23.04.2021
"…Отдаю тебя, слово, в люди, словно душу и плоть мою. Отдаю тебя, слово, вьюге, в руки белые отдаю. Я ли, слово, тебя не холил и у сердца не грел своего? Но выталкиваю на холод, чтобы ты не боялось его. Там, за дверью моею, - злоба, там и слава, как западня, но ты выросло, мое слово, и уже проживешь без меня. Ты не будь перед барами в страхе, - уступать этим харям грешно, и во прахе или на плахе ты веди себя хорошо! Околоточным не поддайся и с лакеями не кумись. В морду вмажут -- а не продайся, медом смажут -- а не купись!..» © Евг. ЕВТУШЕНКО. поэма «Казанский университет».
Cript13, именно так, Рустем. \\Околоточным не поддайся и с лакеями не кумись. В морду вмажут -- а не продайся, медом смажут -- а не купись!..»\\ \\Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспаривай глупца.\\ Все настоящие поэты понимают эти простые вещи и стараются донести до остальных. Чем быстрее автор будет морально взрослеть, тем лучше будет и его творческий прогресс, эти процессы связаны.
Cript1323.04.2021
Елена Наильевна, правильней "не оспОривай. Так у автора.
Cript13, ага, мы это уже обсуждали)
Cript1323.04.2021
Елена Наильевна, мне "оспоривай" больше нравится. Так же, как "в порабощЕнные бразды. А не порабощённые, как теперь пишут. Как-то колоритнее. ))
Cript13, согласна. И вообще с классиками вредно спорить, кроме того что глупо.
23.04.2021
добралась, прочитала. хороший обзор, где там обиженку включать?
Катя, так бедному вАнюшке - везде камушки. Будь то более-менее полноценный обзор или "перловка" - не суть важно, главное избавиться от инфантильного взгляда на труд работающих бесплатно комментаторов-обзористов-жюри, которые якобы что-то задолжали соизволившим послать в конкурс "писаное душой" участникам. Теперь можно не вступать ни в какие переговоры в таких ситуациях - просто давать ссылку на это внятное объяснение и всё. И хоть бы спорили по существу текстов, а не ныли про "публичные порки" и "живых людей за стихами".
Су Катя23.04.2021
Елена Наильевна, вот вчитывалась, а публичной порки не увидела) но да, если хочется обидеться, то всё сойдёт, всё в кассу)
Ежу понятно, что ухочес приятнее ухотягания)))
Фадей Максимов, речь не об этом. А о неуместности стенаний о тонкой душевной организации.
Елена Наильевна, Это я понял.) Как по мне - пинок двигатель поэзи. Ну, а стенать - смысла нет. От стенаний стихи лучше не станут.
Фадей Максимов, да если бы пинок. А то ведь оказание всяческого внимания их поделкам, можно сказать - объятия!)
БАЛТИЙСКАЯ ХОРЕОГРАФИЯ Эш Тейт заполночь. мрачный дворцовый голод сполна ощутим снаружи, даже почтенная лестница хищно тычется в палисад. люди закончились. небо упало в лужи несколько дней назад. так оно и лежит - возле хлама, на сбитом днище, всматривается в крыши... сжав светляка в горсти, бродит боярышник вдоль парапетов - ищет, где ему прирасти. темень шатается, мостик дрожит, иудит. чёрную жижу сплёвывает водомёт. птица, разбухшая от намоканий, будет спать на плече куста. иногда мелькнёт возле балконных осыпей такой же боярышник (сущность, повадки, тени одной длины). позвать бы, поговорить, но мысли похожих особей равноудалены. светает. к захвату дороги готовится строй булыжников. но пока не треснула асфальтовая скорлупа, в свете фар ветка боярышника вдруг выгнется как Барышников - помедлит - и распрямится в диком шипастом па.
Добрый Доктор Бармалей, да, это сильная поэтесса.
Добрый Доктор Бармалей, па доктор па
Добрый Доктор Бармалей, Люди закончились… Темень шатается, мостик дрожит, иудит, Птица, разбухшая до карикатуры, мелькнёт иногда, Что-то чирикнет… мол, я такая ж, как люди, Получит пендаль, и даст дрозда… )
23.04.2021
Слова г-жи Эш напомнили слану. ЛИТОвскую юность. ЛИТО при музее Горького. У Сергея Малышева были стихи об этом: Когда в стихах я стал невеждой, искал секреты ремесла, к музею Горького с надеждой влачил беспрокие крыла. В миру надежда без утайки: «А где на блажь твою диплом?» Но расцветала наша стайка среди реликвий под стеклом. С тех пор цитаты из Тушновой, Шаляпин с удалью в лице горчат и возвращают снова дым разговоров на крыльце. Где все – таланты, но пока что толпой не поняты, зато над почвою приподнят каждый ревнивой похвалой ЛИТО. Но слёзы капали по-детски, клоками в урну падал ямб, когда кипучий Мрак Зверецкий из пушек бил по воробьям. Луща закрученные строки, разя беспомощность в упор, он представлял собой жестокий, вполне естественный отбор. Нигде не учат на поэтов, им каждый – ментор и судья. Трезвеют многие, отведав разнообразного битья. Ужасно материться втуне, глотать обиды скипидар, но душу, хрупкую летунью, обязан ставить под удар. И не сломаться, и в окошко - «Прощайте, други!», – не сигать, а дальше выбранной дорожкой годами трудными шагать. Её дурман, он, слава Богу, ни с чем на свете не сравним. Всё кажется, ещё немного - и станет ремесло твоим. PS. Мрак Зверецкий — так прозвали руководителя ЛИТО Марка Давидовича Зарецкого за пылкий нрав и неимоверную жёсткость. Но уж зато заполучить похвалу его — это пости как Нобелевка.
Cript13, конечно. И в конкурсах ещё всё это говорится обычно очень и очень мягко и приблизительно, без переходов на личности и т.д. В личных трёпках нормальный учитель, если он действительно хочет чему-то научить, показать что-то, будет жёстко бить именно по личности, иначе грош цена всему этому сотрясанию воздуха. Критикуемому должно стать обидно, может даже больно и горько, только тогда что-то способно сдвинуться в его башке, пусть и не сразу. Но это только любящие учителя делают. В конкурсах, повторяю, нет и намёка на такое обычно, в конкурсах просто оч мягкие мнения высказывающихся, почти нейтральные. И вот на эти почти нейтральные мнения (О СТИХАХ!) вдруг появляется такой вдовий вой, что осознаёшь всю тщетность говорить об этом в этом месте.
"Только вот все эти красивые слова "о человеке за текстом" на практике оказываются пустым звуком." Источник: https://poembook.ru/diary/80176-vosstanie-pupsikov-ili-chto-delat-so-svoej-tonkoj-dushevnoj-organizatsiej ... Сейчас читаю там комментарии https://stihi.ru/rec.html?2021/04/21/9093 (благодаря предоставленной Сергеем ссылке) и полностью согласен с этим абзацем.
23.04.2021
Во дни кудрявой юности мою стихоподборку сничтожил под ноль Геннадий Паушкин, писатель-фронтовик. Я тогда разобиделся, надулся... Нынче ж думаю: слава ж тебе господи, что ни строчки из этого выспреннего "грушевого повидла" © не увидали свет. Так что спасибо , Геннадий Саныч, царствие вам небесное.
Хорошая критика - зверь редкий и очень трудозатратный Источник: https://poembook.ru/diary/80176-vosstanie-pupsikov-ili-chto-delat-so-svoej-tonkoj-dushevnoj-organizatsiej
Прекрасная запись ещё и потому, что тем, кто действительно пытается по настоящему "вырасти" (а не попасть разок в какие -нибудь конкурсные "шортики", типа коротких штанишек, и затем на перекрёстках всех дорог поздравляться с этим "величайшим" событием и гордо давать отповедь "неразумным, бесчеловечным" критикам... ) даёт чёткое понятие и руководство к действию... А вот для прочих, надёлённых потрясающей, просто нечеловеческой "человечностью и праведностью" это такой шанс её, эту "человечность" мощно продемонстрировать, не стесняясь особо в выражениях... что, также весьма полезно, ибо ярко высвечивает это уродливое, воистину совковое качество - вечный пионэрский задор и отвагу в борьбе за дело сразу всего чуткого человечества!... Пионеры и пионерки, дружные ребяты, сразу сплачиваются в стройные монолитные ряды, одевают тщательно наглаженные пламенные пилотки и галстуки, и разводят яркий искрящийся праведностью костёр для сжигания всяких ведьм, мешающим им и всему человечеству жить, верить и творить добро!... И это замечательно... Гори, гори ясно!... ))
lovepoetic, да пусть себе) Если я сейчас напишу на это "собака лает - ветер носит", недельное развлечение пупсиков с обсуждением того, почему их назвали "собаками" обеспечено.)
Елена Наильевна, Да.. и с потрясающими "аргументами"... И они обычно говорят, - "собака лает - караван идёт!"... и идут собирать хворост для очередного праведного костра... ) А как приятно иногда подбрасывать им дровишки и подливать маслице в этот вечно негасимый огонь их белопушистых душ... "И вновь продолжается бой, и сердце трепещет в груди..." и пупсик гордится собой, и лает свой гневный вердикт!... ) Пионэры, передовой отряд культуры, все на сбор собственной макулатуры!...
Cript1324.04.2021
Елена Наильевна, это ещё ладно "собаками". Будут жаловаться, что всех поголовно обозвали суками.
Cript13, чем бы пупсики ни тешились, лишь бы не плакали)
Елена Наильевна, Так в том-то и дело что они ужас как плаксивые... Гладить только по шерстке, одно движение против...и такой вселенский хоровой плачь "гринписовский" о загубленных нежных шкурках... )
Cript13, "Сцука" (о себе) это у одной из них типа "Знак Качества"... и это словечко вылезает везде, где только можно... как и бесчисленные перечисления с кем она рядом когда-то постояла, и кто её когда-то спросонья или с "бодуна" похвалил, пригласил, отметил и т.п... Так что "фирма веников не вяжет!..." ...))
lovepoetic, страсти какие)
Cript1324.04.2021
lovepoetic, жена одного моего друга отсидела три года за убийство (превышение необходимой обороны). Очень милая, воспитанная женщина. Так вот, у неё самым страшным ругательством из произносимых было "сука сельская". Да. Почему сельская непонятно.
Cript13, у нас дома вообще никто не выражается, кроме меня)
Cript1324.04.2021
Елена Наильевна, и я не выражаюсь. То есть, стараюсь. Как правило. Но порой...
Cript13, Ну, потому что она, видимо, ранжировала - были и типа по-культурнее -"столичные"... Помните водку в "совке" как ранжировали? - "Коленвал", просто "Водка", "Русская", "Московская" и высший сорт - "Столичная","Экстра", "Пшеничная", "Посольская"...
Cript1324.04.2021
lovepoetic, эх, не береди.
Cript1324.04.2021
Cript13, "Экстру" называли "Экстренная"!