Агапова Наталья
Фрагментарность, метапроза, пастиш...
23 окт 2020
Прочитала результаты конкурса "Кубок Поэмбука. Осенний сезон. Третий этап"
Я не буду критиковать ( запись заблокируют), напишу только своё вИдение этого конкурса( но это тоже не гарантия, увы).
Хороший конкурс для выпускных экзаменов литературных отделений вузов. Рулит постмодернизм. Авторы традиционной поэзии в конце списка. Такие здесь предпочтения элиты, но некоторые представители из народа тоже начинают подтягиваться, думаю, не сердцем, а по принципу У2:
Угадать и угодить.
В итоге, кто писал искреннюю лирику, над теми издевались в комментариях.
Понятно, что сегодняшнее общество требует развлечений и получение удовольствия превалируют над другими чувствами. Стихи для удовольствия элиты, стихи-кроссворды, стихи- квесты пришли на смену классической поэзии, где мы сопереживаем ЛГ.
Прошу извинить мне упрощённую трактовку постмодернистского направления в литературе. Но это мой дневник и я так это для себя понимаю.
Я не жалею, что сняла свою подборку. Мне написала один из членов жюри, что не для конкурса моя подборка. И я с ней согласна.
А закончить свою запись хочу стихами Георгия Полонского из фильма " Доживём до понедельника":
«Это не вранье, не небылица:
Видели другие, видел я,
Как в ручную глупую синицу
Превратить пытались журавля…
Чтоб ему не видеть синей дали
И не отрываться от земли,
Грубо журавля окольцевали
И в журнал отметку занесли!
Спрятали в шкафу, связали крылья
Белой птице счастья моего,
Чтоб она дышала теплой пылью
И не замышляла ничего…
Но недаром птица в небе крепла!
Дураки остались в дураках…
Сломанная клетка — горстка пепла,
А журавлик — снова в облаках!"
Добавлю, что мне отключена возможность комментировать, поэтому на вопросы, если они возникнут, отвечу чуть позже, если не заблокируют эту запись( со свободой слова здесь напряжёнка)))...
Отзывы
Николаев-Смирнов Сергей23.10.2020
Наталья, я даже не смотрел (результаты). Мне хватило нескольких результатов предыдущих. (На Стихире в "больших" конкурсах в основном то же, в "малых" иногда что-то оказывается наверху, но -- редко-редко).
Про "подстраиваться" хорошо сказал Тургенев.
Нам скажут, что мы напрасно восстаем на _сочинение_ в поэзии, что без сознательного участия творческой фантазии нельзя вообразить ни одного произведения искусства (...) что у каждого таланта есть своя внешняя сторона, — сторона ремесла, без которой ни одно художество не обходится (...) Подобное отделение таланта может иметь свои выгоды: оно может способствовать к легчайшей его обработке, к развитию в нем виртуозности; но это развитие всегда совершается на счет его жизненности. Из отрубленного, высохшего куска дерева можно выточить какую угодно фигурку; но уже не вырасти на том суке свежему листу, не раскрыться на нем пахучему цветку, как ни согревай его весеннее солнце. Горе писателю, который захочет сделать из своего живого дарования мертвую игрушку, которого соблазнят дешевый триумф виртуоза, дешевая власть его над своим опошленным вдохновением. Нет, произведение поэта не должно даваться ему легко, и не должен он ускорять его развитие в себе посторонними средствами. (...) этой животворной струи не может заменить ничто, внесенное извне: ни умные рассуждения и так называемые задушевные убеждения, ни даже великие мысли, если б таковые имелись в запасе... И они, и самые эти великие мысли, если они действительно велики, выходят не из одной головы, но из сердца (...) Человек, желающий создать что-нибудь целое, должен употребить на это целое свое существо.
И.С. Тургенев. Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева // Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. М.: Наука, 1980. Т. 4. С. 524—528.
© Электронная публикация — РВБ, 2010—2020. Версия 2.0 от 22 мая 2017 г.
https://rvb.ru/turgenev/01text/vol_04/01text/0168.htm
Агапова Наталья28.10.2020
Сергей, спасибо.
Чернова Ольга23.10.2020
Наталья, ну не переживайте Вы так. Сколько людей, столько мнений. Пусть их, высказываются. Оправдываться и переубеждать – занятие неблагодарное. А жюри – обычные люди, со своими тараканами. Вам же тоже не все стихи нравятся) Расслабьтесь, не обижайтесь и улыбнитесь! Это такая всё ерунда, проще говоря, забейте Вы на неё)
Агапова Наталья28.10.2020
Ольга, я не переживаю, просто размышляю на тему...
Paradise lost23.10.2020
Ничего не поделаешь. Авторы тоже держат нос по ветру.
Например замечал ( в конкурсах, где принимал участие) - много длиннострочников. Длиннострочники занимают призовые места и в десятку попадают. Вполне естественно, что находятся последователи - они же видят, что к работам написанной длинной строкой жюри испытывают определённое благодушие.
С уважением.
Агапова Наталья28.10.2020
Paradise lost, держать нос по ветру и хвост пистолетом и всё будет хорошо. Спасибо за отзыв.
Серёгин Сергей23.10.2020
Забыть и забить!)
Агапова Наталья28.10.2020
Сергей, как же, помню " забить болт"...
Ипполит Лунёв23.10.2020
Постмодернизм - прошлый век. Все адекватные авторы современности повернулись в сторону неореализма. Но это в глобальных масштабах. Что же касается Пб, то, да, здесь именно это сейчас в моде у меньшинства, обладающего рычагами управления и приближённых. Но, к сожалению, нет здесь никакого постмодернизма как такового, есть жалкие и неуклюжие попытки создать что-то путное в данном направлении, зачастую подражательные.
Такова объективная истина.
Агапова Наталья28.10.2020
Ипполит Лунёв, согласна . Увы, такова истина и она не зависит от нашего мнения о ней...
Спасибо.
Ипполит Лунёв28.10.2020
С освобождением от уз!
Агапова Наталья28.10.2020
Ипполит Лунёв, спасибо большое.
Ты знаешь, Пол, оказывается не так уж и плохо какое-то время помолчать, всё обдумать, а то , порою, слово быстрее мысли бежит, особенно, если обидно.
Нет худа без добра.¯\_(ツ)_/¯(◍•ᴗ•◍)❤
Ипполит Лунёв28.10.2020
Знаю, Наташа. Мне ль не знать? ))
Агапова Наталья28.10.2020
Ипполит Лунёв, да уж(✿ ♡‿♡). Ты точно знаешь.
Яворовский Юрий23.10.2020
Ага) Есть такое лёгкое впечатление.
На правах тематической рекламы
https://poembook.ru/poem/2495275-osen-kubok-etap-na-troikh
Керашев Эдуард23.10.2020
Вот поэтому в конкурсах более не участвую.
Агапова Наталья28.10.2020
Эдуард, вот так из-за этого скоро совсем не буду я их даже читать и тем более участвовать.
Кот без сапог26.10.2020
Я пока участвую, но со старым материалом, если он подходит под тему. Без надежды на приз разумеется. ) Специально писать для конка давно пропало желание. А отсутствие надежды на успех умножается тем, что требуются не новые стихи. То есть узнать "своего" элементарно. Даже без гугла.
И в кубке участвовал. Хотел получить отзывы от жюри. К сожалению, от конка к конку надежда на конструктивную критику растворяется в тумане понимания. Понимания того, что не дождаться.
А по поводу Кубка, не покидает ощущение, что действительно хорошие авторы (себя к ним не отношу) не пробьются к призовым местам. В финале в жюри приглашённые судьи. Это отлично! Да кто же пропустит в финал? Отбор производят всё те же, как справедливо заметил И. Лунёв, обладающие рычагами управления и их приближённые. А они отбирают по своему вкусу. Что же остаётся приглашённому жюри? Выбирать из тех, кого им предоставили. Понимаю, что приглашать на все этапы кубка - дорого. Поэтому всё останется так, как и было.
Так что не переживай по этому поводу и пиши в том стиле, какой тебе больше нравится. Заметь, я не сказал "пиши так же, как писала". )))
Разумеется писать нужно лучше от стиха к стиху, но подстраиваться не стоит. это пройдёт. Пройдёт и здесь.
А.Блок тоже какое-то время писал дольниками, но потом вернулся в классическое стихосложение.
Это не моё заключение. Так как я не был с ним знаком лично, по этому поводу пользуюсь мнением признанных критиков. )))
Агапова Наталья28.10.2020
Сергей Малинов, одно скажу, что вся эта побеждающая здесь поэзия не приближается к читателю. «Искусство ради искусства» (фр. l'art pour l'art)
Спасибо за отзыв.
Николаев-Смирнов Сергей28.10.2020
Наталья, не ради искусства даже, а... Приведу цитату из недавно прочтённого мною обзора на Стихире (это 2008 год).
* * *
Новый Конкурс
Обзор стихов финала ПТК от Тимофея Бондаренко
Длинные тяжеловесные строки, об оживлении звучания которых автор не позаботился.
Эмоциональность в стихе вроде есть, все забивается вычурностью и неуклюжестью.
Читатель вынужден заниматься не сопереживанием, а расшифровкой и выпрямлением.
Визбор переплюнут на 10 голов по вычурности.
А вот по проникновенности.....
https://stihi.ru/2008/12/20/1269
* * *
А ради искусства -- это вот (я как прочёл впервые в конце 90-х, так с тех пор и помню, не наизусть, конечно):
https://pishi-stihi.ru/kenzeli-severyanin.html
(Кстати на днях я привёл цитату из этого ст-я здесь в одной дневниковой беседе и Северянин был очень эмоционально "критикован" /сильнее/. Не хочу приводить ссылку, впрочем, возможно, вы и видели.)
Агапова Наталья28.10.2020
Сергей, нет, я не видела, но не удивлюсь почему-то.)))
Возможно, я не совсем правильно понимаю концепцию или течение "art for art", но я имела в виду стихи ради стихов, а не для читателя. Ведь по сути , что надо читателю? Мне, например, совсем не нравятся стихи в стиле постмодерн, не то, чтобы мне не доставало образования расшифровать их, нет желания. Я эмоциональный человек, хочется читать такие стихи, которые затронули бы мои душевные струны... Есть стихи , от которых хочется плакать и смеяться или грустить...
Я не против любых направлений в искусстве, поэзии, но каждый выбирает для себя то, что ему ближе. Я читала очень хвалебные комментарии под стихами здешних, так называемых, постмодернистов, они занимают призовые места в конкурсах, люди получают удовольствие от прочтения их ( так пишут во всяком случае). Наверное, я отстала от жизни, а другие держат нос по ветру, как мне тут написали... Есть другие ресурсы, там другие пристрастия и другие проблемы, но это уже совсем другая история...
Спасибо за отзыв.
Николаев-Смирнов Сергей28.10.2020
Наталья, насчёт зашифровки и расшифровки (критически) высказывались, в частности, Кант и Пруст (в других словах, но в той же сути), и это очень "по мне", ибо и до того (прочтения этих мнений) у меня было схожее отношение, они лишь его явно высказали, Кант -- логически-аналитически, а Пруст -- более художественно (в своём стиле), однако очень ясно и прозрачно. Цитировать не буду, ибо много. Если пожелаете, дам "координаты" (где прочесть).
Очень близко мне и отношение Дикинсон (оно близко к вашему), если кратко, то поэзия -- это то, при чтении чего становится так холодно (например), что никаким огнём не согреться.
Не воспринимаю как поэзию ничего отрицательного, начиная с лексики, и дальше (смысл, т.п.). Ибо -- "чувства добрые" Пушкин не просто так сказал (и другие, опять же не буду излишне цитировать).
Про "держать нос по ветру" --- это напоминает "продажу первородства за похлёбку" (Библия). Мол, дайте мне похлёбку (место в конкурсе), а я напишу, как вам надо (а не как душа просит -- хотя это же больно, вот почему так делают...).
Агапова Наталья28.10.2020
Сергей, спасибо. Согласна с каждым словом. Пруста с удовольствием почитаю, если дадите координаты. В свое время ( в советское, когда было трудно приобрести хорошие книги) не могла найти Пруста на русском языке и читала его на украинском. И потом уже как-то не пришлось вернуться к нему.)))
Николаев-Смирнов Сергей28.10.2020
Если заглянуть "раньше времени" в седьмую часть (Обретённое время), то примерно в середине можно обнаружить подробно и с отступлениями изложенную концепцию художественного творчества (вообще). Есть два известных мне перевода (может и ещё есть), они в некоторой степени дополняют друг друга и, читая оба, легче понять высказанное Прустом. Кое в чём ключевом изложенная Прустом концепция схожа с некоторыми мыслями Канта, изложенными им в "Критике способности суждения" (читается заметно легче "Чистого разума"), например, с параграфом 16 (Суждение вкуса, в котором предмет признаётся прекрасным при условии определенного понятия, не есть чистое суждение вкуса).
Вот фраза-начало (по переводу Аллы Смирновой от 2000 года, сделанному по новому изданию Gallimard от 1989 года; её перевод мне ближе), это примерно в середине книги, страница 196 русскоязычного издания 2001 года: "Впрочем, размышляя обо всех этих всплесках памяти, я догадался в какой-то момент..." И — до страницы 227: "Но в группе идей существует множество семейств, и иные из них сами по себе являются счастьем." — и ещё немного дальше (по заинтересованности).
Две небольшие цитаты (это лишь чуть, там стоит всё прочесть на вышеуказанных страницах):
...писатель чувствует сильнейший соблазн создавать интеллектуальные произведения. Редкостная безнравственность. Произведение, изобилующее теориями, подобно вещи, на которой оставили этикетку с ценой. Вот только этикетка подчёркивает стоимость вещи, в то время как в литературе любое логическое рассуждение эту стоимость уменьшает. Рассуждать — значит блуждать, такое происходит всякий раз, когда не хватает сил, чтобы заставить себя бережно пронести образ через все состояния последовательно и в результате добиться яркости и выразительности.
(...)
Реальность, которую нужно отобразить, заключается, как я понимал это теперь, не во всем очевидном сюжете, но в той глубине, где эта самая очевидность не имеет значения, и доказательство тому — стук ложки о край блюдца, жесткость крахмальной салфетки, которые для моего духовного обновления оказались более ценны и значимы, чем бесчисленные разговоры, гуманистические, патриотические, антивоенные и философские. (...) Ибо все те, кто не имеет художественного чутья, иными словами не умеет подчиняться внутренней реальности, бывают наделены способностью бесконечно долго рассуждать об искусстве. (...) они уже искренне готовы поверить, будто литература есть некая игра ума, которая в будущем постепенно, но неизбежно, сойдет на нет. Некоторые из них желали бы, чтобы роман был чем-то вроде синематографического дефиле. Это представление совершенно абсурдно. Нет ничего более чуждого нашему восприятию действительности, чем подобный синематографический взгляд.
* * *
О сути художественного творчества ясно сказал Лермонтов; я эти две строки как прочёл впервые (лет 30+ тому), так сразу же и мгновенно запомнил на всю жизнь. Это говорит о существенной важности сказанного им (для меня).
В уме своем я создал мир иной
И образов иных существованье;
Если мир будет действительно иной и образы иные будут действительно существовать (жить), то всё дополнительное (e.g. увлекательность) непременно воспоследует. Именно воспоследует, не становясь во главу угла.
Отметьте — образ! И у Лермонтова и у Пруста — образ.
Агапова Наталья28.10.2020
Сергей, спасибо.
Кудаев Сергей06.11.2020
Наталья, имею сходное мнение с вашим. Я на разных сайтах участвовал в конкурсах, но везде происходит одно и то же.
Выбор стихов-победителей, чаще всего, просто изумляет. Не то, что выбираются плохие стихи, нет, А то, что ниже их (по занятым местам), как правило, обнаруживаются стихи на порядок более поэтичные, более глубокие и образные.
Где-то на стихире я давно прочитал меткую и точную характеристику: любой конкурс - это ярмарка тщеславия.
Почитайте стихи автора
Наиболее популярные стихи на поэмбуке

