Перцевая Людмила
Моральный облик Творца
25 июн 2020

Эту запись в своем дневнике я в запальчивости уничтожила дважды, после того, как в комментариях мне наговорили совершенно несуразных вещей, вплоть до того, что всерьез начали обсуждать, был ли Гитлер гениальным художником. Конечно, я была не права, когда публично ведешь дневник, будь готова к тому, что на его страницах поднимется скандальозное перемывание каждого слова, что несколько человек непременно укажут тебе, что ты не имеешь права на такое высказывание... и вообще - лучше помолчи. Я вытащила запись из черновиков, потому что в альбоме опять учинился разбор морального облика этих самых...великих! Сильно пьющих, полусумасшедших, с неустойчивой психикой, - и "Чем они лучше меня?! Я тоже в подпитии делаюсь буйным драчуном!" И я обреченно подумала, никто словно и не замечает, что ОНИ, при всей своей неустроенности, трагичности, обреченности, сумели оставить нам художественное наследие огромного значения, неповторимой красоты, глубокого откровения.
Пусть эта запись останется на страницах дневника, для меня она важна. Пусть меня извинят те мои друзья, которым уже пришлось читать её ранее. Может быть, прочитают те, кому это будет интересно и тоже важно.
... Когда я с утра пробежалась по словопрениям в альбоме Поэмбука вокруг «предательства великих людей», сначала было ощущение брезгливости: «лучше бы весь этот пост удалили». Но почти сразу сама себе возразила: «Вот оно, чистосердечное самолюбование обывателя, выход со своей цыганочкой на публику! Все эти «великие» - прелюбодеи, пьяницы, скверные родители, просто исчадие ада, а я – чистая капля росы, незамутненная никакими проступками!»
И такое оправданное возвышение своего «Я» над всеми этими якобы великими, а на самом деле – низкими, презренными, недостойными ни любви, ни уважения потомков! Подумаешь, переплыл Дарданеллы, защитил в парламенте угнетенных ткачей, встал на баррикады за национальную независимость другого народа, автобиографично отразился в облике Чайльд-Гарольда! А ну-ка, проверим тебя по швам исподнего на вшивость, чем ты, хромоножка, отличился в постели? Да ты никак на роль примера для подражания не годишься! Ты нас обманул!
И всё это с воплями разочарования, с потрясением от открывшихся фактов, словно никогда ничего подобного ни читать, ни слышать не приходилось.
Ах, эта богема, погрязшая в грехах! Не случайно баронесса фон Мекк отказала Клоду Дебюсси, который просил руки ее дочери, да он просто по своему ремеслу ей не пара, уроки давать, концерты – пожалуйста, но не вровень же музыкантишке вставать с баронами!
Презренной публикой были актеры и художники, поэты и композиторы; цветы, аплодисменты – пожалуйста, но не приближайтесь близко к нашим дочерям, вы априори опасны!
Они действительно были опасны, эта удивительная порода творческих людей, которые норовили обнаженным сердцем прикоснуться к любым проявлениям живой жизни, все испытать и все попробовать, окунуться с головой в любую грязь, даже не надеясь вынырнуть. В познании жизни нет правил, расчерченных маршрутов, строгих указателей, в этом процессе нельзя доверять чужим свидетельствам, сам, сам, только сам!
Наши обыватели так мало читали и настолько девственно невежественны, что они могут с подачи такой же убогой обличительницы презирать поэтов за то, что они были плохими родителями. А если бы они читали последовательно серии биографий ЖЗЛ, «судьба книг», «жизнь в искусстве» - каких бы страхов натерпелись! Сколько негодовали бы, узнав, что творческие личности могли быть преступниками, убийцами, совратителями, казнокрадами…
Да не было и нет в мире таких преступлений, каких бы не совершали эти монстры с кистями и перьями в руках! Художник, торопливо переносящий на холст муки умирающей дочери с одной мыслью: запечатлеть эти муки, пока она жива! Что может быть страшнее? А вы – про приют…
Они и сами частенько сходили с ума, бежали из дому, кончали жизнь самоубийством. Григорий Чхартишвили (он же Б.Акунин) написал даже исследование на эту тему «Писатель и самоубийство», к которому приложил справочник «Энциклопедия литературицида» - на почти полтысячи имен! Не выдерживают они, исследователи человеческих душ, поставившие опыт на себе, такого нечеловеческого напряжения. Книга очень тяжелая, добросовестная по фактуре, с привлечением философских, религиозных постулатов. Он в итоге приходит к выводу, что эта удивительная порода творческих людей, вопреки всем затверженным добродетелям и моральным установкам, способна РАСПОРЯДИТЬСЯ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ. И смертью – тоже.
Им в этом можно только позавидовать, и суд людской в данном случае не имеет никакого значения. Можно сколько угодно вопить: «Ой, да он – гей! Совратитель мальчиков!» - И не слушать его симфоний, квартетов и балетов. Отвергнуть с негодованием саркастические пьесы, полные тонких острот и наблюдений над породой человеческой. Выкинуть в урну сборник стихов, а заодно и романы того…того самого, неудержимого прелюбодея. Или картежника.
О, у вас мало чего останется, может быть, Степан Щипачев с его «Любовью дорожить умейте, с годами дорожить вдвойне, любовь – не вздохи на скамейке и не прогулки при луне».
Я думаю, что даже если бы этот преступный мир во всей его трагичности, ужасе и страсти взялся кто-нибудь еще исследовать, вслед за Чхартишвили перетряхнул художников всех времен и народов, а потом и музыкантов, - сам исследователь, в конце концов, свихнулся бы. Постичь все это, свести к единому знаменателю, умом человеческим невозможно. Никто из поэтов либо художников осознанно на эти безумные опыты не идет (как мне кажется), что-то в их душах происходит, что-то их толкает на поступки дикие, за гранью обывательского понимания. Может, та самая обывательская среда, в которой принужден творить и мучиться Художник? Тот самый пошлый гул толпы, что судит и рядит на свой низменный лад всякого, кто выбивается из неё?
Я не знаю. Но я совершенно уверена, что судить о состоятельности Творца надо только по тому наследию, что он оставляет нам. Потому что о муках его мы судить не в состоянии. Слишком велика дистанция от лавочки обывателя до высот небожителей. Великих и грешных, прошедших свой непредсказуемый путь без страха – и с упреками, под гул осуждающей толпы. На это нужно иметь довольно силы и …слабости, обострив их до крайности! Дискутировать на эту тему считаю невозможным.
...Нежнейший Шуман написал несколько прекрасных вещей, вдохновленный поэзией Байрона. Но что произошло с этим романтиком, почему он пытался покончить жизнь самоубийством, в итоге - сошел с ума и умер в больнице для душевнобольных? Никто не может судить ни поэта, ни музыканта...
Художника Караваджо, написавшего этого "Лютниста", обвиняли в самых тяжких преступлениях, он обладал бешеным темпераментом, был азартен, неукротим и ...гениален!. Все плохое осталось в прошлой жизни, все гениальное досталось нам, его далеким потомкам
Отзывы
Андрианова Юлия25.06.2020
Почему никто не говорит: "Я не буду есть этот хлеб, у пекаря несоответствующий моральный облик" или "Я не сяду на этот унитаз, его устанавливал пьющий сантехник"? Потому что всех интересует только качество работы, а не личность того, кто эту работу выполнил. Недаром говорят: "Хороший человек - это не профессия". Но с искусством почему-то иначе. А не должно быть! Мухи - отдельно, котлеты - отдельно.
Светослав Ярый25.06.2020
Доброго вечера всем! Юлия, с другой стороны,- сантехник не учит нас, как жить. Он приходит, делает своё дело и уходит. А поэты, писатели, музыканты, живописцы, через своё творчество - учат. И нас, и наших детей. Думаю, вряд ли любой нормальный человек захочет водить своего ребёнка на уроки музыки к талантливому музыканту-гею. Или к школьному учителю-алкоголику...
Всё-таки, по моему убеждению, творческие личности, становясь публичными людьми, должны воспитывать в себе высокую меру личной ответственности за свою жизнь и жизнь других людей.
Андрианова Юлия25.06.2020
Светослав Ярый, у моего мужа был в училище культуры преподаватель-алкоголик. Который сделал из него музыканта. Главный человек в его жизни после отца. Сексуальная же ориентация никого не касается, если не распространяется на учеников. А то у нас в старших классах по русскому и литературе был учитель, известный своим пристрастием к школьницам. И все знали. И никого не волновало. Уж лучше бы гей... А чему нас учат поэты? Почитайте Ахматову - есть у неё хоть одно стихотворение о том, что надо сына отдать на воспитание бабушке и забыть? И почитав стихи Есенина, навряд ли захочется уйти в запой, скорее наоборот. В любом случае, мы сами выбираем, чему учиться. Я читала Бодлера ещё в школе, но на наркотики не подсела, например.
Светослав Ярый25.06.2020
Юлия, а те люди, кто в свои юные годы знал его лично?
Совместно с ним посещал вечеринки, клубы? Для кого он был, возможно, авторитетом? Кто знает, что стало с ними?
Я понимаю твою мысль и не противоречу ей, я только подчеркнул высокую меру ответственности публичных людей за свои слова и поступки.
Андрианова Юлия25.06.2020
Светослав Ярый, при личном знакомстве все друг на друга влияют, поэты, может, даже в меньшей степени, потому что редко бывают лидерами в компаниях. А жить, выверяя каждый шаг из-за того, что можешь прославиться... Тогда и не напишешь ничего. Да и скелеты в шкафу найти можно у каждого. Даже если их там нет.
Светослав Ярый25.06.2020
Юлия, жить, выверяя каждый шаг, необходимо всегда. Даже тем, кто равнодушен к славе.
"Семь раз отмерь, один отрежь!"
Только так можно вырасти из Бодлера до Гомера!
Благо дарю за общение!
С поклоном,
Андрианова Юлия25.06.2020
Светослав Ярый, со всем уважением, но если бы я выверяла каждый шаг с оглядкой, кто и что обо мне подумает, то сейчас была бы старой девой, школьным учителем, ненавидела весь мир и точно бы ничего не писала. И не было бы у меня ни любимого мужа, ни любимой работы, ни даже интернета, чтобы вести вот эту переписку. Так что не соглашусь. Уверена, что знай мы биографию Гомера, злым языкам тоже нашлось бы, что облизать.
Светослав Ярый25.06.2020
Юлия, не знаю что добавить - всё уже сказал.
Со злыми языками нам точно не по пути!
Я, напротив, всегда старался(и стараюсь) тщательно планировать свою жизнь. ДобРа!
Серёжкин25.06.2020
Юлия, Потому что, есть людям так и так захочется, а потом захочется и сесть на унитаз. Без пекаря и сантехника будет никак не прожить. Никуда, даже самая капризная личность, не денется, и будет и хлеб есть, и на унитаз потом сядет.
Андрианова Юлия25.06.2020
Серёжкин, а я, например, хочу читать хорошие стихи и слушать хорошую музыку. Вот такая у меня жизненная потребность. И мне глубоко наплевать, что там накопают в биографиях у тех, кто всё это сочинил. Думаю, те, кто этим занимается, тоже нимбов не имеют.
Серёжкин25.06.2020
Юлия, А кто Вам мешает их читать и слушать? Но всё равно, без сантехника и пекаря уже будет и ни до музыки, и ни до чтения.
Андрианова Юлия25.06.2020
Серёжкин, Вы, видимо не поняли, о чём я говорю. А я о высказываниях типа "почитал статью об этом поэте, фуу... никогда больше не буду читать его стихи".
Серёжкин25.06.2020
Юлия, Я стихи вообще не читаю. Если только Пушкина, иль, Лермонтова, иль кого ещё, кто уже попал в классики. А остальные не интересуют.
Андрианова Юлия25.06.2020
Серёжкин, а речь как раз о классиках и шла. Обсуждали Байрона, Цветаеву и т.д. Пушкина с Лермонтовым тоже частенько затрагивают, хоть и без таких глобальных выводов.
Серёжкин25.06.2020
Юлия, Я в тех темах в обсуждениях участвовал. Я тоже немного о другом хотел сказать, что не стоит преувеличивать значимость творческого человека, ссылаясь на каких-нибудь пекарей-сантехников. Судя по тому, сколько здесь творческих людей, ничего сложного в этой профессии нету. Просто нету ничего такого, за что тех творческих людей стоило бы носить на руках. Эка невидаль, стихи написать?..
Андрианова Юлия25.06.2020
Серёжкин, ну, это смотря как написать. Думаю, писала бы та же Цветаева плохо - и никого бы её личная жизнь не волновала. Но ведь она сама называла себя "ремесленником". Есть ведь и пекари такие, что к ним с пяти утра очереди выстраиваются. И это безотносительно его личной жизни. Я просто к тому, что надо разделять личную жизнь человека и его мастерство.
Серёжкин25.06.2020
Юлия, А я к тому, что есть тот труд, без которого не прожить, и есть тот, без которого прожить можно.
Андрианова Юлия25.06.2020
Серёжкин, ну это спорный момент. Вот, к примеру - я живу в доме без удобств и хлеб почти не ем. При этом без хороших стихов и музыки впадаю в депрессию, когда и жить-то не хочется. Так что каждому своё...
Серёжкин25.06.2020
Юлия, Я тоже летом хлеб почти не ем. Летом я почти не ем и мясные и рыбные продукты. Овощи да фрукты, творог, сметана.
Но моральный облик сантехника никого может и не волновать, потому как он работает руками, а вот когда продукт для души, то тут уже надо задумываться о том, кто его производит.
Андрианова Юлия25.06.2020
Серёжкин, уж поверьте, то, что происходит у человека в душе, редко взаимосвязано с его интимной или бытовой жизнью. Если уж "продукт для души", то и оценивать надо душу, а не количество половых партнёров и умение прокормить семью. Но душу оценить невозможно, вот ведь в чём соль. Особенно если выискивать только плохое. Знаете, мне ни разу в жизни не встретился человек, не совершивший ни одной подлости (из тех, кого я более-менее знала). Каждый человек, достаточно мне близкий, хотя бы раз меня (лично меня, не говоря о других) предал. Так где искать этих святых гениев, ничем себя не запятнавших, чтобы насладиться их творчеством? Таких людей в природе не существует.
Серёжкин25.06.2020
Юлия, Так почему же мы тогда в курсе про всех тех половых партнёров? Напоказ ли те половые отношения происходили? И уже теперь-то, когда мы всё про тех половых партнёров знаем, то как-то и трудно об этом забыть. А то вот говорят, что тот-то и этот-то вёл такую половую жизнь. Да мы не спрашивали об этом, а нам об этом так говорят, что он её вёл, но всё равно мы его уважаем как творческого работника.
Андрианова Юлия25.06.2020
Серёжкин, а есть любители вытащить грязное бельё из-под кровати и всем, мимо проходящим, под нос сунуть. Причём половина из этого может быть полным враньём, а вторая - полностью переврана. Да, когда уже показали, забыть сложно. Но вполне возможно не принимать близко к сердцу. Как говорит моя мама: "это было давно и уже неправда".
Перцевая Людмила26.06.2020
Юлия, спасибо вам большое, что взяли на себя этот труд - вести диалог...Я его однажды прошла, и поняла, что практически невозможно найти понимание, словно идешь параллельно - и нет ни одной точки соприкосновения. Вот поэтому и взорвалась... Юлия, вы большая умница и я рада, что понимание - есть. Творческих вам успехов!
Серёжкин26.06.2020
Людмила, Да потому что, чтобы вести диалоги, надо владеть аргументацией. А то просто декларируются толерантные ценности, а взять себе за труд их потом отстаивать желания и нету.
Перцевая Людмила26.06.2020
Серёжкин, есть смысл разговаривать, когда люди друг друга слышат, уверяю вас, тут дело даже не в аргументах - поверьте, я ими переполнена))), но мои аргументы для ... ну наверное и для вас не имеют значения, если вы твердо убеждены в одном назначении и единственной функции искусства: НАЗИДАТЕЛЬНОЙ. А поэты, художники, композиторы этого даже в уме не держали! Я сейчас как раз этот аспект катаю про себя в уме... и обязательно напишу свое эссе - пусть в дневнике, пусть меня опять не услышат. Не беда! Человек ведь думает не только для того, чтобы его Сережкин похвалил, но и для того, чтобы понять себя и окружающий мир. Согласитесь!)))
Серёжкин26.06.2020
Людмила, Да это Вы считаете, что Вас должны слышать. Все же, кто не разделяют Вашу точку зрения, сразу же автоматически подпадают под категорию назидателей. К чему нам мораль и нравственность, когда дайте свободу творцу быть тем, кем ему хочется. Ну хочется, и хочется. Не обязательно с того хочется все этим потом будут восхищаться.
Перцевая Людмила26.06.2020
Серёжкин, вот видите, мы с вами можем бесконечно обмениваться репликами - и нового в этом разговоре ничего не добавится. "Автоматически..." - мы с вами много раз общались по разному поводу, но я никогда АВТОМАТИЧЕСКИ на вашу фамилию не реагировала, я пыталась парировать, добавлять факты, а в ответ слышу одно и то же про мораль и нравственность. Думаете, Да Винчи только и думал, как внушить вам правила поведения, когда писал свою "Тайную вечерю"? или Джоконду? Микельанджело только и мечтал вразумить людей, выбивая из мрамора своих рабов? Давайте попрощаемся, лучше все свои аргументы постараюсь интересно и разнообразно выстроить в новом эссе! С неизменным уважением ко всем оппонентам - остановлюсь. Всех благ.
Серёжкин26.06.2020
Людмила, Вот никоим образом я не задумываюсь о том, какую половую жизнь вёл тот самый Да Винчи, пока мне не начнут об этом говорить, что да, и он был таким-то и таким-то. Вы начинаете с пороков людей, а потом говорите, что несмотря на те пороки, они Вам нравятся, как творцы. Вот эта вступительная часть про их пороки может быть и совсем необязательной, ну а уж коли заговорили, то чего тогда хочется услышать в ответ?
Перцевая Людмила26.06.2020
Серёжкин, я ни о каких пороках Леонардо даже звуком не обмолвилась, не выдумывайте то, чего не было сказано! Я говорю о том, что кроме назидательной функции у искусства есть еще познавательная, философская, есть любование красотой и много-много еще чего! В каких моих словах вы нашли про пороки Леонардо????
Умоляю, давайте остановимся, похоже мне придется еще раз уничтожить свою запись только потому, что я уперлась лбом в стену. Ведь мы попрощались с вами...
Серёжкин26.06.2020
Людмила, Я это предупредил, потому как и сам уже об тех пороках знаю. Как только Вы его упомянули, я так сразу же и сделал предупреждающий комментарий.
Запись мне эта безразлична. Я с удивлением для себя осознаю, что здесь становится всё меньше людей, с которыми бы я хотел общаться, и мне всё больше нравится заносить их (пусть только пока и в мыслях) в чёрный список тех людей, которые для меня становятся абсолютно не интересными мне людьми. Так что, будет ли следующий ли раз, когда я к Вам зайду в уже другую запись дневника, даже и не знаю. Видимо, нет.
Доброго Вам дня! )))
Перцевая Людмила26.06.2020
Серёжкин, смелый прием - когда за оппонента сам выдумываешь сказанное и сам же опровергаешь)))
Видимо, автоматически))) И вам хорошей погоды!
Светослав Ярый25.06.2020
Творцов много было на Свете и сейчас предостаточно,
а вот Прометей среди них - один!
Это я к тому, что "кому многое дано, с того многое и спросится!"
По моему убеждению, творческие личности, становясь публичными людьми, должны воспитывать в себе высокую меру личной ответственности за свою жизнь и жизнь других людей.
При этом всём, я совсем не одобряю и не оправдываю любителей копатния в грязном белье всех эпох.
"О мёртвых либо хорошо, либо ничего!"
Согласен с тобой, Людмила, в том, что все эти суды-пересуды свидетельствуют лишь о малодушии людей, в них участвующих!
С пониманием,
Почитайте стихи автора
Наиболее популярные стихи на поэмбуке

