Перцевая Людмила
Удар с точечным прицелом
9 апр 2020

Клиповое мышление современной молодежи вряд ли способно одолеть такие глыбы, как "Сагу о Форсайтах" Голсуорси или "Братьев Карамазовых" Достоевского. И виной тому не сложность многоходового сюжета, глубина нравственных проблем, заложенных в эти тома, а элементарно - объем этих самых томов. Поучение от классика нашему юному современнику должно быть исчерпывающе кратким, впечатляюще выразительным и однозначным. Ну как, к примеру, в рассказе Льва Николаевича "После бала".
Две трети этого небольшого рассказа посвящено собственно балу: описанию всех его составляющих, восхищению красотой главной героини, ритмам танцев и музыке. А более всего - состоянию влюбленности молодого человека, его восторгу, нежности, которые он переносит с предмета своей любви на весь окружающий мир. Тут и перышко из веера красавицы, и ее замечательный папа, с которым она танцует, и перчатка, подаренная при расставании... Даже вернувшись домой юноша из этого заколдованного мира любви выйти не может, и спящий брат вызывает в нем прилив нежности и умиления, и денщик, и... Как тут уснешь, в таком возвышенном состоянии парения!
Пробуждение будет сокрушительным и страшным. Вышедший уже под утро на прогулку юноша совершенно неожиданно становится свидетелем процедуры экзекуции на воинском плацу. И упадет на землю, как Икар, ломая крылья, с ужасом в душе, с невозможностью вернутся в прежний поэтический мир любви.
В рассказе Толстого описано наверное самое ужасное наказание, какое только было придумано людьми. Прогнать человека сквозь строй солдат под непрерывными ударами палок, которые сыплются с обеих сторон, это почти наверняка убить его. За что может быть подвергнут такому изуверскому наказанию человек?
"Татарина гоняют за побег", - пояснил главному герою кузнец, еще один невольный свидетель зверской экзекуции. И они оба увидели между рядов спину того, кого избивали: "Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил. чтобы это было тело человека".
Зрелище это до глубины души поразило не только юношу из высшего света, но и грубого простолюдина, кузнеца, который проговорил: "О господи"...
Казалось бы, нормальный человек к подобного рода наказаниям может испытывать только отвращение. Но полковник, который руководит этой публичной экзекуцией, не только не чувствует стыда за узаконенное в армии зверство, но ещё и ревностно следит за солдатами, чтобы они били изо всей силы, безо всякого послабления. И как только полковник усмотрел, что какой-то служивый недостаточно сильно ударил палкой, он тут же кинулся избивать и его: "И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата". Войдя в раж, полковник скомандовал подать свежих шпицрутенов, чтобы наказать теперь уже и этого провинившегося.
Романтического, влюбленного юношу, которому до этого весь мир казался прекрасным, полным добра и любви, увиденное перевернуло до основания, настолько, что он отказался от своих планов поступить в военную службу. Он не смог больше любить девушку, так как глядя на нее, невольно вспоминал зверское лицо ее отца там, на площади, во время наказания. Впечатление от увиденного, "почти физическое, доходящее до тошноты" отвращение, изменило всю жизнь главного героя, Ивана Васильевича. Вот почему в самом начале рассказа он заявляет, что не среда формирует взгляды и убеждения человека, а вот такие сильные потрясения, как он выражается "случаи".
Рассказ "После бала" и служит как раз такого рода очень сильным потрясением, вызывающим отвращение ко всякого рода телесным наказаниям. Они просто недостойны человека, где бы и кем бы он ни служил. Это так мерзко!
Замечу, что и полковник не мог не понимать, как гадко то, что он творит: "...оглядываясь, увидал меня. Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся". Попытка хоть как-то оправдать этого человека, который " что-то такое знает, чего я не знаю", ни к чему не привела. Нет и не может быть оправдания такой жестокости.
По-моему, это замечательный пример такого точечного, очень сильного удара по конкретному отвратительному проявлению жестокости. Да, на фоне потока зверств, льющихся сегодня с экранов, убийств, избиений, выворачивания внутренностей, замшевая перчатка полковника - вроде бы, слабый аргумент.
Но на фоне бала, романтической влюбленности, переносимой героем на весь окружающей мир, этот зверствующий по привычке, по долгу службы полковник, все-таки вызывает очень сильное чувство.
Разумеется, в каждом рассказе наших классиков (как и вообще больших писателей мирового масштаба) много нюансов, аспектов, которые открываются при неоднократном прочтении, сопоставлении, вдумчивом разборе.
Но первый сильный удар, вызывающий эмоциональный шок, трудно переоценить. Как там Иван Васильевич в начале рассказа говорит своим собеседникам? - Не среда формирует человека, а случай. Повторюсь еще раз: и прочтение вот таких великих произведений.
Отзывы
Андрей Мансветов09.04.2020
После бала навязло на зубах такого количества поколений советских школьников, что у многих вызывает отторжение на генетическом уровне. Это не делает рассказ плохим, нет. Но у вас, мне представляется, в целом, неверная предпосылка. Существует не такой уж малый пул более современной (в смысле не такой заезженной) малой прозы, которая в парадигме "нас спасут классики" так навсегда и останется невостребованной. Я работал и с учителями литературы, и с самими школьниками, и со студентами, как филологического так и иных направлений. И решал те же самые педагогические и коммуникативные задачи на материале прозы Юрия Буйды, Геласимова, сказках Гиваргизова, и так далее, так далее. "После бала" - слишком устойчивый культурный штамп, осложненный огромным количеством паразитных смыслов.
А Голсуорси я вот не люблю, а молодежь читает. "Конец главы" - в активном чтении нескольких моих молодых собеседников. Карамазовы, как и большая часть Достоевского - возрастная проза. Она не дает необходимых юному сознанию ориентиров и не побуждает к осмыслению мира,т.к. еще не сформирован (ну, рано же!) соответствующий понятийный аппарат. Карамазовы - удел зрелости и не иначе.
Вот вы говорите "Поучение от классика нашему юному современнику должно быть исчерпывающе кратким, впечатляюще выразительным и однозначным". А мне обидно. Поучение - вообще не входит в задачу литературы. А если входит, грош этой литературе цена.
Леонид Демиховский09.04.2020
Андрей Мансветов, два вопроса:
1. А каковы задачи литературы?
2. А что Вы в свете выше изложенного скажете о «Слове о полку Игореве»?
Андрей Мансветов09.04.2020
Леонид Демиховский, начну с второго. Слово -очень интересная штука. Работая со своими школьниками - не урок литературы, а в формате лектория наподобие быковской Прямой речи, я тратил на него три занятия. В рамках первого знакомил с непереведенным на современный вариантом, в записях простого чтения, песельного варианта, показывал традиции сказовой речи, в том числе прямого не по лекалу памяти, говорения, под акомпонимент гуслей (плохо на них играю, так и бояны, думаю, виртуозами не были), немного говорю о динамике и метаморфозах языка (задел к соответствующей теоретической лекции) и т.д.
Второе занятие посвящал идейно-тематическому анализу, давал привязку к реальным историческим событиям, небольшой экскурс в современные верификации Слова, в т.ч. в творчестве Вячеслава Рыбакова (Хольм Ван Зайчик), говорил о загадке происхождения текста и т.д.
Третье занятие посвящал тому, как слово укоренилось в культуре, на уровне парадигм, устойчивых выражений, давал обзор смежного культурного контекста. Вторую часть занятия проводил в формате дискуссии о связанной с текстом этической проблематики. Вот как-то так.
На первый вопрос у меня нет готового короткого ответа.Полагаю, он и невозможен. Есть длинная лекция, для чего нужны уроки литературы в школе , но это немного о другом.
Леонид Демиховский09.04.2020
Андрей Мансветов, замечательно уклончивый ответ!)) По всем пунктам) спрошу в лоб: как Вы считаете, какую цель ставил перед собой при написании Слова его автор?
Также: Крылов - это литература? Хорошо, а Эзоп? А «Репка?»
Андрей Мансветов10.04.2020
Леонид Демиховский, опять с второго. Да, да и да. Каждый из них обогатил мировую литературу. Каждый по-своему. Я, с вашего позволения, отвечу на этот вопрос потом максимально развернуто - именно по этим авторам. Про Крылова, только не утерплю детальку маленькую. Отчасти благодаря ему появилось известное нам начало романа Евгений Онегин.
А какую цель преследовал автор Слова, я не знаю. Мне представляется, что доминанта цели в литературном творчестве всегда негативно, а иногда и вовсе пагубно сказывается на результате. Пишут, простите за пафос, не ради того что ..., а о том, что по-настоящему волнует. Надеюсь, это было не уклончиво.
А почему, кстати, вы о Слове вспомнили?
Леонид Демиховский10.04.2020
Андрей Мансветов, я, разумеется, в курсе истории про осла))
А спрашиваю потому, что выше я приводил примеры откровенно назидательной литературы))
Андрей Мансветов10.04.2020
Леонид Демиховский, кроме Крылова (тут понятно, и ценен он не назидательной составляющей творчества) - подробнее про назидательную. А то не согласен я.
Леонид Демиховский10.04.2020
Андрей Мансветов, ну, автор слова прекрасно понимал, что прямое назидание никому не зайдёт, читателя (слушателя) развлечь нужно... Однако, «золотую речь Святослава» никто не отменял. Впрочем, мы с Вами здесь все одно не договоримся, потому хотя бы, что как Слово воспринимали современники, науке неизвестно) Может, это один сплошной сарказм и постмодернизм был, а может, сказка про Мальчиша-Кибальчиша)) Кстати, если Слово нам не по зубам, с Гайдаром все понятно, не правда ли?
Была у мужика курица, несла золотые яйца. Решил мужик курицу зарезать, думал сразу много золота найдёт. Зарезал - а она обыкновенная... ну разве не назидательно?))
Крылов ценен, может, и не назидательной составляющей, ан оценён именно через неё))
Леонид Демиховский10.04.2020
Андрей Мансветов, конечно, само по себе назидание литературы не сделает. Пишут точно о том, что волнует. Но и это не делает литературы)
Литература бывает разной, равно как и литературное произведение разным может быть.
Заметьте, это не я сказал, что у литературы должны быть цели. Это Вы сказали, что конкретно цели поучать у неё нет... А я предложил вместе это осмыслить)
Андрей Мансветов10.04.2020
Леонид Демиховский, осмыслим. но сначала я посплю, с вашего позволения
Леонид Демиховский10.04.2020
Андрей Мансветов, спокойной ночи и плодотворных дней!)
Перцевая Людмила10.04.2020
Леонид Демиховский, большое спасибо что посетили, с огромным удовольствием прошлась по дискуссии.. А то я как то приуныла, хотела свое "школьное сочинение" даже удалить. Теперь только из-за прений сохраню! Всегда вам рада!
Перцевая Людмила09.04.2020
Андрей, спасибо за комментарий! Во многом соглашусь, потому что мы как бы и не противоречим друг другу. "После бала" не может быть "устойчивым культурным штампом, осложненным огромным количеством паразитных смыслов" для 8-классников, которые знакомятся с этим произведением, боюсь, что и для молодых педагогов - тоже. А у меня ведь речь идет не о том, чтобы предложить однозначное прочтение искушенному читателю, вроде вас. И далее - рассказ Толстого совсем не выталкивает за скобки развития всех других, в том числе и современных авторов! Об этом и речи нет, да хоть Пришвина с Айтматовым кладите на алтарь познания, Казакова и Астафьева...Я ведь не программу школьного образования пишу, упаси бог, и уж тем более - не для студентов филологов! Хотя сегодня многие из них Маслову и Каренину легко перепутают, не в чести вдумчивое чтение...
Голсуорси тоже не предполагает восторженного к нему подхода с обязательным восторгом, лично я переживала в разные времена совершенно разное к нему отношение, от восхищения образом Ирэн до постижения всей трагичности и неоднозначности образа Сомса. В данном случае я исхожу (как и вы!) из опыта общения с молодыми вполне продвинутыми людьми, которых толстые тома приводят в трепет и заведомо отталкивают.
Кстати, фраза "поучение должно быть..." достаточно ироничное, оно прямо взято из школьного сочинения. Хотя! Многие русские литераторы прямо хотели быть поучительными, вспомним "Крейцерову сонату" с комментариями, "Что делать" Чернышевского, злобный бойкот Лескову, объявленный либералами и его последующий поиск положительных типов в русских реалиях, он ведь именно так и продекларировал этот свой сериал, как ответ критикам! О, во всяком прикосновении к литературе столько аспектов, столько важных проблем, что никакой дискуссией даже назывательно не охватить!
Всегда вам рада, всегда с вами интересно поговорить - и не ставить точек)))
Андрей Мансветов09.04.2020
Людмила, Что делать - интереснейший текст, если смотреть на него под определенным углом. Хотя автор серьезным даром языка и чувством слова не обладал в той степени, чтобы втиснуть свою социальную философию в литературу.
Перцевая Людмила10.04.2020
Андрей Мансветов, настолько интересный, что мой сын-школьник сравнил с ним ..."День восьмой" Уайдлера - тоже вполне поучительный текст. И оба - литературные, со всеми своими приемами, да, не такие, как "Бесы" (!!!) но все три суть художественное творчество!
Андрей Мансветов10.04.2020
Людмила, О, Бесы! Моя филологическая выпускная работа была посвящена развитию идей нигилизма в русской литературе от Чаадаева до Достоевского))). Бесы одновременно переоцененный и недооцененный текст. Если бы я сейчас писал о нем, то в сопоставлении с Лолитой Набокова, из него возросшей. Новый виток полемики. Впрочем, вокруг нигилизма самая интересная полемика была между Тургеневым и Лесковым.
Перцевая Людмила10.04.2020
Андрей, и я считаю, что Лесков незаслуженно пострадал!
Вот к чему приводит упертость и доведение околофилологических споров до политических выводов. По-настоящему художественный текст, заключающий толику времени в свою капсулу, заслуживает внимания и почтительного прочтения. Ну и хвалы, хулы, всяческих трактовок, - потому что он Настоящий! Удачи вам!
Андрей Мансветов10.04.2020
Людмила, По-моему, тоже.
Почитайте стихи автора
Наиболее популярные стихи на поэмбуке

