Лазарева Елена (Стихокошка)
Мои пять копеек к вопросу о критике
21 окт 2019
Не скрываю и не собираюсь скрывать - я её откровенно игнорирую. Даже ту, которая "с самыми лучшими побуждениями".
В жизни мне крайне редко доводилось иметь дело с вменяемыми критиками. Первым моим критиком была собственная матушка - дай Бог ей здравия и продолжения обожаемого "Дома-2". Критика сводилась к банальному: "Не занимайся ерундой, ты пишешь бред. У тебя нет никакого таланта, потому что откуда он бы у тебя взялся?" Вот так, коротко и ясно. Главное, логика железобетонная. Прямо как в телевизоре.
Дальше - больше. Приучив себя выслушать маму и сделать наоборот, я начала участвовать в литературных фестах. Дёрнул же чёрт, прости Господи! На первом же фесте тётенька-мэтресса самым серьёзным тоном (нет, она не издевалась) посоветовала: "Почитай Пушкина, деточка!" Анекдот, блин. Вторая украинская мэтресса скрипучим от маразма голосом столь же серьёзным тоном осведомилась: "А сколько вам лет?" И зачем-то прибавила, что за плечами у неё филфак МГУ (теперь знаю, какие места нужно обходить сотой дорогой). Третий мэтр долго и важно вещал о том, что у него выходит по несколько сборников в год. Кое-что даже цитировал. Почувствовала себя на Дне мёртвых. Особенно, когда упомянутый мэтр застрял в туалете в фестивальных застенках - и все зачем-то ринулись его спасать.
А как меня буквально козлили на одном модном сайте за то, что отстала от жизни и игнорирую такие обязательные для современного автора формы как верлибр и белый стих! Но я послала всех прозой. В итоге жива, пишу. Сайт почил в бозе.
Переломный момент наступил в середине двухтысячных, когда опять-таки на фесте один довольно нестарый и по сей день статусный отечественный мэтр заявил, что он, пардон, перепил, а посему мастер-класс будет проводить на лавочке - дескать, подходите, налетайте ко мне за критикой. Решила, что полезнее будет пойти на пьянку. И, уж точно, приятнее.
Тогда же одна многоопытная поэтессочка заговорщицким шёпотом мне вещала: "Ленка, мэтры любят внимание. А ты слишком резкая. Надо их по шёрстке гладить. Пару годочков по их творческим вечерам походить, поунижаться - глядишь, дипломчик какой дадут. А ещё через время опубликуют, а там - и в союз примут". Я мысленно перекрестилась - и сбежала.
Так с тех пор и бегаю от конкурсов, как от чумы. Ничего, не померла. И сборник имеется, хотя не в нём счастье. И даже в один союз приняли - Южнорусский союз писателей. Сами позвали. Согласилась, потому как приятны мне эти ребята и деятельность их заслуживает уважения.
Придерживаюсь точки зрения, которую никому не навязываю: наш человек не способен на объективную критику. Потому что нередко имеет заниженную самооценку, завышенные амбиции и непреодолимое стремление сделать ближнему западло. Особенно, в сети, но и наяву тоже.
Вот и живу пока, и пишу, когда вдохновение посещает - благодаря тому, что приучила себя никого не слушать. Время всех рассудит и расставит по местам. Мне лично тогда уже будет всё равно. А психика дорога сейчас, при жизни. За что благодарна ПБ - за возможность просто публиковать здесь стихи и заниматься творчеством, не отвлекаясь на "побочку" в виде конкурсов и постконкурсного выдыхания, собирания по крохам своего достоинства и и прочих приятных занятий.
А слушать или не слушать, участвовать или не участвовать - сугубо личное дело каждого.
Отзывы
Виктория21.10.2019
Елена, почитала Вас и стало легче даже. Спасибо за эту заметку.
Лазарева Елена (Стихокошка)21.10.2019
Виктория, да надоели уже этих истерики вокруг конкурсов. Если из года в год человек наступает на одни и те же грабли, и после того, как его оплевали на конкурсе, идёт туда снова - значит, это ему нравится. И нечего тогда плакать.
Виктория21.10.2019
Елена, у меня нет силы воли такой отказаться от участия в конкурсах. Наступаю и наступаю.
А зачем, спрашивается?
Лазарева Елена (Стихокошка)21.10.2019
Может, надеешься что-то конструктивное услышать?))
Виктория21.10.2019
Мне интересно, двигаюсь вперед или топчусь на месте.
Лазарева Елена (Стихокошка)21.10.2019
Виктория, но там тебе этого не скажут. Ты ведь творишь, прежде всего, для себя. Все мы так, если быть честными. И главное - чтобы себе нравилось.
Бажанов Михаил21.10.2019
Елена (Стихокошка), да, Лен:
"пьяный просится, дурак - никогда"
Мне 7 грабель прилетело и целая рота в ЧС с тех пор
Павлин Смородин21.10.2019
Когда-то, в прошлом веке, я тоже пришёл к этому выводу.
18-летним парнишкой я стал посещать (по рекомендации городской газеты, где я был внештатным корреспондентом) литературное объединение при Союзе Писателей.
На еженедельных заседаниях этого объединения я читал свои стихи и затем выслушивал замечания таких же как и я молодых поэтов. Сразу сообразил, что слушать противоречивую критиканскую ахинею очень опасно для творческого роста. Более того, прислушиваться к их советам - равнозначно потерять свою самобытность, потерять себя. В итоге - начнёшь писать такую же проходную, приглаженную серятину, как и они.
С тех пор никого слушать не собираюсь. Критика - разрушительна,
она способна затоптать робкие едва пробившиеся ростки поэтического таланта.
Полностью согласен с Вами.
Мой респект.
Лазарева Елена (Стихокошка)21.10.2019
Павлин, некоторые оправдывают себя борьбой с графоманией. Но я не вижу в этом смысла. Всегда есть риск загнобить талантливого человека, делающего первые шаги.
А все эти выяснения перед конками, кто в жюри, что эти люди любят. Писать под жюри позорнее, чем ходить под себя - последнее иногда оправдывается медицинскими причинами, первом же оправдания нет.
Кристина Штейн21.10.2019
Павлин Смородин, ох, как красиво говорите) а вот меня в Супер финале в 2017 году не пожалели - кол поставили с ехидным комментарием. Я к тому времени стихи писала семь месяцев. Правда, мне не 18 лет - чуть больше) но ранима, черт возьми, как девочка)
Да, я тоже считаю, что конкурсы для начинающих опасны.
Павлин Смородин21.10.2019
Кристина Штейн, совершенно верно: опасны.
Там танки ездят по цветочкам.
Лазарева Елена (Стихокошка)21.10.2019
Кристина, а я с недавних пор и для опытных в том пользы не вижу...
Кристина Штейн21.10.2019
Елена, у меня всегда резко противоположные мнения о моих текстах - от 1 до 15. Весь спектр.
И почти все члены жюри либо с дипломами, либо имеют большой опыт... Нет оснований не доверять.
Голова кругом.
Хочу вернуться в состояние свободы, в котором пребывала, когда пришла сюда.
Пока не знаю, как... (
Лазарева Елена (Стихокошка)21.10.2019
Может, просто забить на всё? Забить на авторитетные мнения - и прислушиваться к себе? А то ведь от мнений интуиция и внутренне чутьё притупляются. Автор начинает метаться, сомневаться в себе... И вместо удовольствия от творчества - одни страдания.
Кристина Штейн21.10.2019
Елена, так и есть.
Пишу в стол.
Забить пока не получается. Но всё к этому идёт)
Бажанов Михаил21.10.2019
Лен, цитатами с ними можно. ..
"я мненью Вашему вращенье придавал,
и осью мне служил
мой детородный орган..."
"Засуньте Ваше мнение туда, где у Вас покоится диплом филолога и мечты о светлом будущем"
Насчёт МГУ я вот не рискую. Тётка - физфак, правое крыло главного здания. Мать и невестка - химфак, левое. Сестра - мехмат, второе ВО - ФизТех в Долгопрудном, откуда выпускают либо гениев, либо чокнутых, что, по гамбургскому счёту, одно и то же
Сын - ВМК, через дорогу от высотки.
Я сам люблю пошуметь в семье, ведь "ничто так не украшает квартиру, как грамотно расставленные по углам дети", но всегда держу в голове, что невестка - спец по ядам )))
Лазарева Елена (Стихокошка)21.10.2019
Миш, а мне и цитаты для них подбирать лень. Пусть идут мимо.
Бажанов Михаил21.10.2019
Елена (Стихокошка),
в МГИМО (институт дипломатов)
А потом распределение в Гондурас или Гваделупу (далее нецензурная рифма)
писец21.10.2019
хм... я тебе про своё объясню... у меня мои родствкенники - тооже далёкие от литературы любди и я их не напрягала... Я маме просто принесла кубок с городского конкурса( выиграла) и грамоту и объявила, чт опишу.... Она рассказала своим подружкам, о том , какая я крутая. и очень тем счастлива. Показала мою книжку. Уверена. что её никто даже не открывал при этом)))... Но реалньо поэзия - это не всем... и я не парюсь...В 20 лет я сделала прикольный финт: учась в аспирантуре. я приехала к директору литинститута с тетрадочкой стихов. Он мне предложил работать ... сказал. чт оучиться у них мне нечему( я ему и щаз верю). и предложил наставничество одной тётки.. тётка меня учила питсать как некрасов( я так и по сей день не умею) и что любой текст надо править( даже 2 строки- не умею по сей день)... ну, я помаялась, поездила- поездила и бросила... потом как-то лет через 10 шла по Сочи, увидела объявление про заседание лито и зашла... посидела в конце зала минут 5 и свалила - мне хватило... и очень -очень долго писала прост ов стол... Моя подруга тоже... но подруга умерла от рака и её романы выволокли на помойку родственнички... после этого я залезл в интернет. Первый же сайт был "ты- поэт". Потусила там с полгорда в удовольствие... Оттуда знаю Кравеца, Смолякова, Беркович... и надоело как-то... потом опять писала в стол лет 5... звали обратно. Женька звонил... чуть походила по другим сайтам не задержалась нигде и неделю... потом позвали судить кубок на ты-поэте... прошла... но там был ещё больший мрак... случайно ткнула не туда на "фейсбуке"- попала на "поэмбук")))... подумала- решила прост оповыкладывать тут тексты в сети... почти сразу случился тут 1й кубок. он меня заинтересовал - и людей интересных увидела, и прост остало интересно... и вот как-то завертелось. и люди поприходили, и сайт вырос в качестве - и вот пока меня он устраивает и поэтому пока я тут. и сейчас у меня желание не прост овыложить стихи, а пообсуждать поэзию с интересными авторами и читателями, этот сайт стал моей культурной средой... и спасибо... и пока я мгу ныть ут, что то не так и это не эдак, но интерес есть ...и конкурсы - часть этого интереса .прост оя им никакого значения не6 ридаю- просто развлекалово такое... а дебилов везщде полно... напыщенных дебилов- так и вообще пачками всегда и видно именно их,но есть и другие...
Лазарева Елена (Стихокошка)21.10.2019
Ир, ну так каждый для себя выбирает, что ему по душе. Я своё никому не навязываю.
Part1sanka21.10.2019
"Ленка, мэтры любят внимание. А ты слишком резкая. Надо их по шёрстке гладить. Пару годочков по их творческим вечерам походить, поунижаться - глядишь, дипломчик какой дадут. А ещё через время опубликуют, а там - и в союз примут".
Неистово тошно от этого. Посему обхожу мэтров по широкой дуге ) Сама себе мэтр. С кэпкой.
Бажанов Михаил21.10.2019
Part1sanka,
"служить бы рад. Прислуживаться тошно"
Лазарева Елена (Стихокошка)21.10.2019
И это правильно!
VILKOCZYNSKI Богуслав21.10.2019
Парадокс Ольберса состоит в том, что те, кто не выносит критику, сами беспощадны в красках, которыми рисуют окружающую действительность.)
Dr.Aeditumus21.10.2019
Богуслав, критика, это когда ты написал, а тебя никто не читает. А когда читают и поучают, типа: Больше читайте, сейчас так не пишут и проч., - , это не критика, это сра..е критики, коих нет никакой нужды слушать, а если и выносить, то только ВОН!
Я получал дельные конкретные советы и пользовался ими - это критика, я её принимаю. А надменный тон (что бы им ни было сказано) - это попытка унизить и самоутвердиться, осознанно или в состоянии жлобского ожесточения сердца.
Лазарева Елена (Стихокошка)21.10.2019
Богуслав, по крайней мере, обо мне нельзя сказать, что я поливаю дерьмом чьё-то творчество. Нравится - комментирую, не нравится - прохожу мимо. Если оно не нравится мне - не значит, что не имеет права на жизнь. А критики слишком много на себя берут.
Dikanna21.10.2019
Елена (Стихокошка), плюсую, ибо поступаю так же: когда не нравится - просто прохожу мимо (ну, за исключением случаев, когда попросили высказаться, и то три раза извинюсь)). Но для себя последнее ваше предложение уточнила бы - не критики, а критиканы) Потому что хорошая литературная критика - это вовсе не ткнуть некоего автора в то, как у него всё плохо, а совсем иное, о чём нам и поведала Людмила Вязмитинова с подачи Ирины Чудновой (обеим спасибо).
Лазарева Елена (Стихокошка)21.10.2019
Dikanna, мне в последнее время хорошая литературная критика попадалась только применительно к умершим поэтам. Ну, и в теории. Нет, я верю, что где-то таковая имеется))
Dr.Aeditumus21.10.2019
Каждое слово в 10-ку. Майский день, именины сердца. Однако участвую, и критику читаю, ибо ни повредить, ни помочь она мне не может, поскольку процесс производства своей писанины я не контролирую, само пишется. А если начну задумываться, остолбенею, как та сороконожка)).
Критика должна поощрять и стимулировать, а такая тут мне встречалась пол раза. Всё прочее - либо с целью унизить, либо самоутвердиться. Меня не задевает, с мягким стилом меня не возьмёшь, но нет смысла тратить время. А вот за тонкокожих, коих действительно ранят ядовитые уколы и обидно, и люто гневно на менторствующих жлобов.
Лазарева Елена (Стихокошка)21.10.2019
Андрей, вот именно!
Есть люди, которых критика ранит, выбивает из колеи. И конструктивного в ней мало. Всё больше желание самоутвердиться.
Владимир Вэ21.10.2019
Нескучно живёшь, Лена )
А что может быть хуже скуки?
В конкурсах бывает нескучно, а порой забавно. А иногда можно услышать и что-то полезное.
Поэтому - во всём есть свои плюсы )
В любом случае "не стоит прогибаться" и тогда на душе спокойно.
Лазарева Елена (Стихокошка)21.10.2019
Владимир, прекрасно, что у тебя всё так сложилось. А прогибаться - последнее дело, ты совершенно прав.
Чуднова Ирина21.10.2019
я переросла конкурсы с другой стороны. и теперь мне легко, хотя я не люблю, когда наверху любого конкурса оказывается не самое лучшее из того, что там было.
Как-нибудь напишу про то, как оно у меня стало. И почему я благодарна в этом смысле Поэмбуку.
Лазарева Елена (Стихокошка)21.10.2019
Ира, интересно будет прочитать о твоём опыте.
А "оно" - да, часто всплывает наверх. К сожалению. А если не всплывает - то смердит.
Чуднова Ирина21.10.2019
Елена (Стихокошка), напишу.
Швейбиш Михаил Алексеевич21.10.2019
Ирина, А мне, наверное, просто скучно иначе будет. На пенсии, книг явно перечитал за долгую жизнь, да и глаза устают. О телевизоре, думаю, можно не говорить. особо смотреть там нечего.В конкурсы практически не хожу. Хотя, скорее, не дорос)))
А призёры, и правда, удивляют порой))0 Поэтому почти не читаю. просто друзей много стало, и людей, которым нравится то, что пишу. Правда, всё реже пишу))
Чуднова Ирина22.10.2019
Михаил Алексеевич, но, всё равно всё потом проходит. то, что в моменте цепляет нас. а потом и не вспомнишь, что именно так сильно задевало..
Швейбиш Михаил Алексеевич22.10.2019
Ирина, https://poembook.ru/poem/2276248-sumburnoe
Смирнов Роман21.10.2019
во, во... Кризис в критике. Так и говорят
Лазарева Елена (Стихокошка)21.10.2019
Роман, разруха начинается сам знаешь, где)
Смирнов Роман21.10.2019
аха)
Ирина Ди21.10.2019
Портрет в хорошей палитре. Успех гарантирован на любой выставке, потому что убедителен.
Лазарева Елена (Стихокошка)21.10.2019
Ирина, выставки тоже в топку)
Влад Сколов21.10.2019
Наигралась что ли?
Конкурсы и дуэли - способ послушать людей, ничем тебе ни обязанных. А значится - говорящих то, что думают. Антирэсно!)
Лазарева Елена (Стихокошка)21.10.2019
Влад, ты всерьёз это веришь?)))
Если б это было так, люди не шли бы по головам ради какой-то жалкой победы в виртуальном бою)
Влад Сколов21.10.2019
Елена, да я за всех людей не говорю никогда.
Ни за тех, кто - по головам, ни за тех, у кого пепел наготове.)
Степанян (Богомолова) Татьяна21.10.2019
Уважаю Вашу позицию! А это мои 5 копеек:
https://poembook.ru/poem/2016389-chlenu-kp
Лазарева Елена (Стихокошка)21.10.2019
Татьяна, а ведь хочется просто творить...
Важинская Лора21.10.2019
А я пришла в поэзию слишком поздно, чтобы обижаться на критиков. Слушаю всех, кто хочет высказаться по поводу моих творений - анализирую. Много некомпетентных, даже смешных - что на них обижаться? Есть злобно-корыстные - так это вообще мимо, но встречаются и толковые, к ним прислушиваюсь, но решаю всегда сама что и как стоит править. А конкурсы - если есть, что по теме или вдруг зацепит тема и напишется, то отчего же не послать, посылаю, причем редко, когда смотрю на жюри и организатора, только на тему и условия. Места, комментарии, разумеется, радуют или огорчают, но в любом случае - недолго...
Ваша же позиция мне очень даже понятна, мазохизмом заниматься в любом случае не стоит. Любимое занятие должно приносить радость, кроме мук творчества,)))
Лазарева Елена (Стихокошка)21.10.2019
Лора, последняя фраза - прямо в яблочко!
Бритвочка)21.10.2019
А у меня твоя книжка эсть.
С автографом. Со стола не убираю.
И ну их всех.)
Лазарева Елена (Стихокошка)22.10.2019
Именно так - ну их.
Южное Затмение22.10.2019
"Третий мэтр долго и важно вещал о том, что у него выходит по несколько сборников в год", а ещё о том, что он не ходит в конкурсы и игнорирует критику.
Lara_Sh22.10.2019
Как мне импонирует Ваша позиция!
А мне очень интересно читать комментарии глубокоуважаемых и заслуженных. Как местных, так и внешних. Прикольно наблюдать, как они в своих высказываниях довольно часто противоречат сами себе. И не менее интересно из этого всего вылавливать полезные крупицы замечаний для своего творчества.
Всё-таки, всё большее убеждаюсь, что самодостаточность во всём - ценное качество.
Лазарева Елена (Стихокошка)22.10.2019
Lara_Sh, я, наверное, уже просто перечитала и переслушала))
Люди так неоригинальны, что порой при чтении возникает ощущение дежа вю.
Романа22.10.2019
А если автор не самодостаточен, он и не автор, скорее всего. Судьи - что судьи? Сложно воспринимать критику от жюриста с противоположным стилем поэзии и мышления.
Лазарева Елена (Стихокошка)22.10.2019
Romana, именно так. Помню, как-то в конке узколобый жюрист, который сам пишет с закосом под Есенина, не оценил стихотворение одного автора, которое лично мне очень понравилось. Роскошнейший верлибр был..
Костоусов Дмитрий23.10.2019
Критика - это когда один человек пытается объяснить другому, как бы он написал, если бы умел. Ты, Лен, это прекрати. Вот у Бузовой талант. Она и певица, и актриса, и телезвезда. А мы с тобой так, грязь из-под ногтей Всевышнего. Только наш труд нужнее. От нашего с тобой труда хорошим людям делается хорошо, а не кому попало. Ты, кстати, что-то не радуешь в последнее время новыми бесталанными виршами. Чего приключилось? Или так, от полноты бытия?
Лазарева Елена (Стихокошка)23.10.2019
Дим, реально - от полноты бытия, ты угадал))
Накапливаю эмоции. У меня творчество - процесс циклический. Накапливаю, выплёскиваю - и по кругу.
Почитайте стихи автора
Наиболее популярные стихи на поэмбуке

