Перцевая Людмила
Свобода в несвободном мире
10 мар 2019

Не так далеко отстоящие от нас девяностые окаянные еще долго будут притягивать наше внимание открытием банальных истин, сложившихся, в конце концов, в цельную гармоническую картину мира всеобъемлющего, живущего по единым законам бытия. Иной раз в разочаровании подумаешь: стоило ли такой безжалостной ломки это открытие, наше прозрение ценой утраты идеалов, той волны самоубийств и уходов, отрезвляющих лишений и потерь в эмиграции?
Назад ленту времени не отмотаешь, но возникающими вопросами всегда есть смысл озадачиться, подвергнуть и себя самого, и обретенную свободу хотя бы какого-то подобия ревизии.
О свободе выражения мнений, действий и передвижения говорили тогда много и страстно. Ставшая ленивой и аморфной советская эпоха поздней поры - от оттепельных шестидесятых до перестроечных горбачевских - вроде бы никому ничем не мешала, но мы все подозревали, что ТАМ, за горизонтом, за рубежами, есть что-то немыслимо прекрасное и притягательное! Волны горячечной эмиграции отрезвили первых переселенцев, но своим открытием никто не спешил поделиться с оставшимися на родине соотечественниками.
Мне с ними приходилось общаться очень много, на доверительной волне. И с евреями, которым, наконец, широко распахнули ворота и в Израиль, и в Америку, и в Европу. И с немцами, рванувшими на историческую родину в Германию. И с "красными директорами", которые первыми, еще до олигархов, вывезли российский капитал за границу, поняв, что приватизация их от всех заслуженных благ ...оттирает. У всех одно было на уме: лови момент, пока эти - отпускают, а те - принимают! Очень скоро евреи поняли, что в Израиле жить труднее и опаснее, чем даже в реформируемой России, там даже свое еврейство еще надо доказать. В Америке тоже никаких льгот и преференций никому не давали, вчерашние доктора наук и кандидаты устраивались ремонтниками автомобилей, таксистами, развозили пиццу. О своих особых правах помалкивали! В Германии и евреям, и немцам строго отводили скромное жилье в заранее оговоренных городах, давали прожиточный минимум и следили, чтобы сквозь этот стандарт социального пособия не просвечивали никакие доходы. Прикрутили даже тех, кто пытался получать плюсом советские пенсии: или - или!..
Лучше прочих устраивались те, кто еще в советское время получил солидную раскрутку у себя на родине, приплюсовал к своему таланту (неразменный капитал!) еще и наше бесплатное образование, школу мастерства, имел послужной список побед.
Кто бы сомневался, что советских ученых или звезд Большого театра будут на Западе принимать на "ура!" Ореол некоторой скандальности с каждым таким явлением наших знаменитостей только помогал им ярче войти в новую реальность, которая на самом деле хоть и хорошо оплачивала труд, но и предъявляла высокие требования буквально во всем. Так что ничуть не удивительно, что у этих волн вскоре пошел обратный откат, кто-то возвращался с очень хорошим капиталом, а кто-то и, поняв, что система ценностей от коллективизма и товарищества - к эгоистичному потребительству и доносительству ему не подходит. Возвращение именитых эмигрантов, вроде Солженицына и Вишневской, Алферова и Зиновьева было громогласным, невозвращенцы по причине бедности - безмолвствовали. Что толку откровенничать, если прожито всё, полученное от продажи советских дач, квартир и машин, а нажить в условиях капиталистического рая - не получается?
Я много в те годы ездила по миру, общалась и с принимающей стороной, и с нашими эмигрантами. Особенно показательной была встреча в Западной Германии с журналистами, которые нам яростно доказывали, что не может быть никакой веры идеологическим работникам Восточной Германии: всем запрет на профессию! Там продолжалась холодная война! Между своими!
Но еще интереснее были открытия дома, в Москве. Как только к власти пришли "младореформаторы" с Ельциным, под него, Чубайса и Гайдара были заточены колоссальные агитационно-пропагандистские машины. Разумеется, не отечественные! Связанными кредитами МВФ были оплачены услуги глобальных пиар-компаний, вроде Берсонмарстеллера и Кемоникса. Они контролировали наши СМИ, особо оплачивали услуги именитых журналистов и телеведущих, которые за эту оплату в долларах трактовали все события и реформы КАК НАДО.
Хорошо знаю всю эту кухню изнутри. Однажды на семинаре Берсона долго с изумлением слушала, как надо освещать приватизацию. А потом лорд-куратор из Великобритании меня, сидевшую на первом ряду, с краю, с улыбкой спросил, полезны ли такие занятия. На что я, никогда не умевшая придержать рвущееся с языка собственное мнение, ответила ему, что нам, прошедшим пропагандистскую советскую школу, вряд ли может быть полезен куцый опыт американской компании. "Когда в СССР поднимали целину, в стране на эту тему не только пели, писали стихи, романы и пьесы, но и снимали фильмы, ставили балеты! Где уж вам..." Лорду перевели мой язвительный комментарий, и на этом наше сотрудничество завершилось. Потому что главным условием той, западной системы самовыражения, было послушание и следование указаниям. А я-то привыкла спорить с партийными чиновниками!
Со временем западные кураторы, хорошо нажившись, со своими уставами, премиями и выбором лояльных деятелей искусства выкатились из России. Постепенно воцарился порядок заказного "самовыражения" - то ли от далекого нашего советского прошлого, то ли от привнесенных уроков Запада. Они как-то оказались не столь уж различны, в основе своей практически идентичны: кто платит, тот и заказывает музыку. Гражданское общество ничего при этом не диктует, не определяет, никаких ориентиров не указывает.
А как укажешь, если рупора у тебя нет, доступа к трибуне не получаешь...
И все успокоились. Как только поняли, что именно это происходит (и всегда происходило!) везде, жестко в рамках господствующей идеологии и заданных властями параметров. Хоть в Германии, хоть в Великобритании, хоть, прости меня господи, на Украине, где даже петь на международных конкурсах могут только демонстрирующие свою лояльность к власти патриоты.
А свобода... Да, но не духа, а корысти. Послабление вышло ворам всех мастей, от самых крупных, гребущих миллиардами, до мелких, во всех сферах нашего бытия.
Можно, конечно, народ "быдлом" именовать, но он как-то очень точно формулирует главный урок минувших десятилетий: "Сталина на вас нет..." - имея ввиду вовсе не политические репрессии ограниченного тридцатыми годами десятилетия. И урок этот в том, что богатство одного состоит из отнятого маленького благополучия у сотен тысяч. Как тут бедность победить? - Чудит Путин...
Отзывы
Буйницкий Олег10.03.2019
Предвидение.
Я стою, упираясь в стену.
Положив на неё ладони.
Убивают – не за измену,
за любовь, к родимому Дому.
За любовь к родимому Краю,
за любовь к землякам-соседям.
Государство тогда умирает,
когда Родиной мы не бредим.
Когда вместо родного Дома,
заставляют любить Империю.
Когда вместо страны – гематома,
с инородною Верою.
Я готов умереть, я знаю –
детям сердце хранит их Родину.
Пули сердце моё взрезают –
на Руси убивают юродивых...
*+*
(юродивый – безумец,обладающий даром предвидения)
днём, в Минске, на Лоджии
Перцевая Людмила10.03.2019
Ну, Олег, никого не заставляли любить Империю, а сейчас - и подавно. вон на Украине сейчас заставляют НЕНАВИДЕТЬ - и прошлое, и брата. Нет империи, всем стало лучше? У нас на Северном Урале, раньше сосланные узбеки плакали. Сейчас они едут туда добровольно - со своим хлопком, изюмом, просто нанимаются на любую работу. Из Любви? От безысходности, от того, что им у себя на родине, где только баям хорошо, не выжить. Все очень не однозначно. Не надо забывать, что в большой стране мы с тобой были на одной доске. Или Беларусь тоже была "оккупированной территорией"? Существовала в какой-то ипостаси процветающим государством вне России?
Буйницкий Олег10.03.2019
Это - стихи, Людмила.
Стихи человека, родившегося ещё при Сталине, но не политика.
Но это не значит то - о чём вы подумали.
Просто я всегда говорю (в стихах) об одном и том же:
Родина и Государство - это разные вещи,
также как - Вера и Религия.
Перцевая Людмила10.03.2019
Принято!))) Творческих вам удач!
Колокол10.03.2019
Долго будете жвачку о "лихих 90-х пережёвывать? Что Вы, 71-летняя пенсионерка, можете знать о свободных выборах президента, свободе предпринимательства и независимом суде, без которых невозможны ни Брины, ни Дуровы с их Google и Telegram. Недоизбранный у власти уже 20 лет, а Вы как застряли в эпохе Ельцина, длившейся более чем вдвое меньше, так и не вылезаете из неё.
Выключите телевизор, вычистите "соловьиный помёт" из головы. Нет никакого страшного Запада, а есть лишь невежество, лень, равнодушие, инфантилизм русского народа, с радостью подпитываемые ворами у власти. Ей выгоден именно такой народ, в страхе ощетинившийся против всего свободного мир, где улыбка, счастье, успех - не исключение, а норма. А у нас всё свой, особый путь - с дураками и без дорог.
Нравится, да, дерьмом дышать, в дерьме плавать? А мне - нет. И проблема эта не территории, где мы проживаем, а в головах, как правильно заметил ещё Булгаков. Сознание надо менять, хоть по капле, хоть кусками выдавливая, выковыривая из себя состояние жертвы, раба. А иначе так и будем задыхаться от запаха нечистот и ненавидеть тех, в ком хватило смелости и упорства навести в собственной стране порядок. Не тиранию или авторитаризм, а порядок, норму, позволяющую считать общество цивилизованным, а не сборищем дикарей.
Перцевая Людмила10.03.2019
Не понимаю, откуда столько агрессии, грубости по отношению к человеку, которого вы не знаете? А лексика, какой бы жесткой она ни была, не заменит аргументов, которых увы в вашем хамском пассаже просто нет. Мой возраст к дневниковой записи имеет только то отношение, что я много видела и здесь, в России, и за рубежом, так что годы - не изъян. Я не говорю, что Запад - страшен, он жесток, как и Восток, живет по единым законам бытия. Сожалею, что читать вы не умеете, и вести диалог, по-видимому, тоже. Не трудитесь отвечать, я в таком тоне не беседую. Всех благ. Выражаясь вашим языком - плавайте в своем дерьме.
Колокол10.03.2019
Указание на Ваш возраст было необходимо, ибо он, хотите Вы того или нет, определяет весьма необъективное Ваше отношение к 90-м годам, когда привычная Вам картина мира великого СССР, как одного из полюсов силы, рухнула.
И судя по всему, ничего нового и лучшего, кроме него, Вы так и не соизволили увидеть в новом свободном мире . И потому охаиваете и лжёте о том, что большинство из тех, кто уехал, не нашли себя на Западе. Я знаю много обратных примеров.
Как и искажаете причину возвращение Солженицына, Вишневской, Ростроповича в Россию. На Родину они вернулись, которая была для них не пустым звуком. А при любимой Вами советской администрации, лишившей их этой Родины, это было невозможным.
Искажение фактов и Ваша откровенная ложь мне крайне неприятны. Вполне допускаю, что таково Ваше видение, но оно не имеет ничего общего с реальностью.
И да, путин с 1999 года определяет направление движения России во внутренней и внешней политике. Может последствия его "заблуждений" обсудите? Или страшно, с мёртвыми львами как-то проще воевать?
Перцевая Людмила10.03.2019
Если говорить о войне со львами - за критические статьи в советское время меня обком Ельцина исключал из партии, что для журналиста в профессии означало смерть. В 1992-93 гг в Московских новостях вышла статья Перцевой с критикой Ельцина-президента. Редакция в перепуге сопроводила очерк заметкой редактора, что это - личное мнение Перцевой, а редакция Ельцина любит и поддерживает. Вполне был в силе! В данной записи дневника я не критикую Ельцина, я говорю об истине, которая приходит с годами: нет никакой абсолютной свободы ни в одной стране, надо было многое увидеть, со многими говорить, много читать, чтобы в этом убедиться. Так что нигде я не застряла, ни на кого не клевещу. У вас свой опыт, у меня - свой. У каждого из эмигрантов - свой, у резонов Алферова, который представлял в Думе коммунистов, - одно, у Вишневской - свой. Никогда под одну гребенку всех не ставлю, но и общие тенденции за 40 лет профессионального опыта улавливать умею. Вопреки вашему утверждению, что где-то есть идеальный порядок, установленный строем, могу возразить. Пока Италия продавала мусор Китаю, она с проблемой справлялась. Как только окрепший Китай отказался от такого бизнеса, Неаполь, Рим и Милан утонули в нечистотах. Не могут решить проблему с чистой водой. С безработицей. С эмигрантами. Но это их проблемы. У нас своих полно. Речь ведь не о том, чтобы замалчивать то или это, а в том, что нет земли обетованной кроме Родины. Вы просто не услышали, о чем моя дневниковая запись и накинулись с грязной руганью. Вам от этого легче? Вы так чувствуете себя сильнее? Но в цивилизованном обществе, за которое вы ратуете, так вроде бы не принято. Прощайте.
Колокол10.03.2019
Для Вас свобода ограничилась свободой врать с экрана и воровать бессчётно. Только это не свобода. Потому как настоящая свобода подразумевает ответственность за свои слова и, тем более, действия.
То, что Вы в своё время критиковали Едьцина-президента, делает Вам честь. Только вот риски тогда и сейчас при критике власти несколько отличаются. При Ельцине за критику его курса миллионными штрафами не облагали и уголовными делами не угрожали. Хотя такая возможность была. А сейчас Вас, видимо, всё устраивает, и путин у вас всего лишь "чудит".Видимо, эта осторожность в формулировках от большого уважения к власти и её великим достижениям в деле благосостояния народа России.
И Вам не хворать.
Перцевая Людмила10.03.2019
Вы не хотите понимать сказанное: когда меня Ельцин исключал из партии для меня с двумя детьми на руках это как раз и означало крайнюю угрозу: "Ты даже уборщицей теперь е устроишься" - это вы почему то не услышали. А по поводу Путина и что меня в нем устраивает или не устраивает, писать приходится предположительно: "Видимо". Ведь об этом речи не было. Учитесь вести диалог честно. Осторожность в формулировках у меня всего лишь из уважения к собеседнику. Любому. А у вас хамство и невоздержанность идет за безоглядную храбрость и революционный пыл? Типа - решетки за треп в интернете вы не боитесь!)))))))))) Не хворать - постараюсь, спасибо. Когда нибудь и вас этот возраст настигнет, никто не застрахован.))))))))))))
Колокол10.03.2019
Нет, Вы определённо меня удивляете. Обижаться на то, что я указал Ваш возраст, можно долго. Но стоит ли?
Если Вы в курсе статистики, какой бы лживой она ни была, то знаете, что мужчины в России живут гораздо меньше женщин. Так что при том качестве воздуха и еды, что я потребляю (о воде я худо-бедно позаботился), вероятность моего дожития до Ваших лет не кажется столь уж большой.
Что касается лишения партийного билета во времена Сталина, то участью уборщицы могло и не ограничиться. Тогда могли и в лагеря сослать и расстрелять. Тоже будете ностальгировать по "эффективному менеджеру"?
Откровенно говоря, я бы вообще ничего не писал на Вашу дневниковую заметку. Зная Ваши консервативные взгляды и понимая всю бесперспективность объяснить их ошибочность в свете вызовов обычной конкурентной среды, не стал бы тратить на это время.
Но заголовок "свобода в несвободном мире" привлёк моё внимание.
Где в Вашем тексте говорится о свободе, как ценности? У Вас нет цели рассказать о свободе и тех вызовах, которые она предъявляет человеку, а именно необходимость просвещения, груз ответственности за свои действия, расставание с ролью жертвы и рабским сознанием. Ничего этого в Вашем тексте нет.
Для Вас свобода - это "утрата идеалов, волна самоубийств и уходов, отрезвляющих лишений и потерь в эмиграции", "корысть" и жажда халявы.
Да, наверное, именно такой представляет себе свободу раб, неспособный устроить свою жизнь без указов сверху, страшащийся объективного взгляда на собственную жизнь и историю своей страны, ищущий врагов, дабы оправдать собственные неудачи и разочарования.
Я Вас не осуждаю, т.к. чему-то подобному учили и меня - менять взгляды со сменой власти, двоемыслию, приоритету общественной морали над личным мнением. Не родители - общество, построенное на тотальной лжи и неспособности к самоорганизации.
Но прошу Вас, не употребляйте слово "свобода" в связи со всем этим непотребством. Свобода не имеет к этому никакого отношения.
Как не имеет отношение к Победе над фашизмом лозунг "1941-1945. Можем повторить". Вы же неглупая женщина, неплохо владеющая русским языком. Не грешите против истины, называя чёрное белым и наоборот.
Svetlana Basova10.03.2019
Людмила, нам не дано предугадать как наше слово отзовётся...)))) Не принимайте близко к сердцу, пожалуйста, пустое.
Леонид Демиховский11.03.2019
Откуда столько агрессии? Действительно, откуда? Попробую ответить: это защитная гражданская реакция на гибридную правду, выливающуюся на Поэмбук с экранов телевизоров)
Что такое гибридная правда? Это когда берётся отдельно взятый факт, на его основе строится конспиративная теория, и этот же самый факт приводится в качестве доказательства.
У нас в семье это весело называется «чукчи хворост собирают».
Маленький пример: расселение ижднвенцев признаком отсутствия в обществе свободы не является: не хочешь, не едь. Но тогда сам, сам, сам. Отсутствие свободы это не когда тебе при этом дают прожиточный... не такой уж он и минимум. Отсутствие свободы - это когда прожиточный минимум не зарабатывают люди, работающие в поте лица. Не могут патамушта.
Я Вам больше скажу, это не просто дефицит свободы, это самое настоящее рабство!
На Западе я живу: живу, а не бываю, более четверти века. Миллионов с собой сюда не привёз. Привёз 150 долларов на четверых: так тогда «выпускали», на ребёнка не полагалось: птицам деньги не нужны. Оставил квартиру, распродал за гроши немалое, по понятиям того времени, имущество. Когда нотариально заверял дипломы, столкнулся именно с таким отношением (см обсуждаемый текст): Родина вам все дала... У меня ещё это, как его, прощенное воскресенье, так всех, кому я таким образом должен, искренне прощаю.)
Забыл сказать, что на момент отъезда успел внести некоторым образом признанный даже вклад в культуру, экономику и... в оборону СССР, речь не только о службе в ВС, так что, за кем проценты – ещё большой вопрос)), а уехал по семейным обстоятельствам, не за джинсовым же костюмом и местным аналогом «копейки»! Вам, Людмила, может быть, приятно будет узнать, что шесть лет проработал грузчиком (но только потому что английский нужно было изучать, а не автомат Калашникова)), правда, параллельно получил востребованеое образование.
И не заметил ни ограничения свобод (потому как не верил, не боялся и, главное - не просил;), ни «обиженных» «русских», за исключением обиженных по жизни.
Вот это крайне важный момент реализации свободы: степень легкости выбора. Ее обеспечивает и реальное равноправие, и реальный примат конституции, и справедливый и независимый суд. Идеальным все это быть не может нигде, ибо никакой идеал не достижим в принципе, кто не верит, спросите у Платона. Но когда все в обществе этот идеал принимают и уважают, тогда это общество беременно свободой. А не рабством. И манипулировать идеальностью идеала мне представляется не совсем честным;), а Колоколу – издевательским. Я не поддерживаю переход в споре на личность, просто объясняю происхождение агрессии.)
Колокол11.03.2019
Спасибо Вам за комментарий. И да, Вы правы, агрессия именно из-за подмены понятий, по сути лжи, от которой уже не просто тошнит, а рвёт, как от самого действенного рвотного.
Перцевая Людмила11.03.2019
Леонид, да ведь и я ровно об этом же: строить и себя, и гражданское общество можно на любой территории. А вранье с равным успехом льется из рупоров СМИ так же на всех территориях! Я спрашиваю приятельницу из Америки, которая моет полы со всеми своими степенями: а в Москве ты пошла бы на такую переквалификацию, чтобы пережить реформенную перетряску? Она отвечает: "Ни за что, это так унизительно!" Но когда подступает жесткая необходимость - никуда не денешься. И да, я с вами абсолютно согласна, никто их на иждивение брать не собирался! У меня родственники сегодня разбросаны по всему миру: в Германии, Америке, даже Чили! Все по разным причинам: кто по любви после института, кто преподавать в университет Великобритании, кто дорожным рабочим в Германию! ВСЁ по разным поводам и причинам. Но я ведь не об этом, миграция всегда была и будет на планете, это - закон жизни. Я о погоне за идеалами, которых политический строй хоть и предлагает, но не обеспечивает реальностью. Странно, что вы этого не захотели услышать у меня, хотя то же самое повторяете мне в поучение)))) А какое у нас государство "беременно" свободой? США? Евросоюз? Блажен, кто верует, надеюсь, вам - тепло в вашем далеко... Всех благ! Это видимо о вашем счастье звонит на всех перекрестках Колокол....
Леонид Демиховский11.03.2019
И тепло, и удобно, спасибо большое.
Почитайте стихи автора
Наиболее популярные стихи на поэмбуке

