aequans
Запись третья
17 июл 2023
Дорогая мама,
поговорим о наболевшем – о конкурсных баллах.
Вот смотри. Две верхние оценки недосягаемы, потому что платные. Даже у меня есть идеи, на что ещё я мог бы потратить своё "золото".
Однако предположим, что эти оценки реальны и могут быть поставлены произведению. Что тогда можно о них сказать?
7 баллов – это уровень Пушкина, Пастернака, Мандельштама, лучших вещей Маяковского. Это отвал челюсти и восторг "не понимаю, как это сделано, но как же круто". Теоретические шансы встретить произведение такого уровня есть, но – ...
Тогда 6 баллов – это, получается, уровень Языкова, Цветаевой, Лившица. Шесть баллов – это "Самосуд неожиданной зрелости" Гандлевского и "ты вернёшься после пяти недель..." Быкова – тексты застревающие, как острога. Конечно, шансы встретить работу, достойную такой оценки, куда выше, это просто мне пока так не повезло.
Если считать с учётом этих двух оценок, то средний балл – четыре. Если их просто откинуть со словами "так всё равно не бывает", то три.
Средний балл по сайту, где такая система принята, мама. То есть если завтра вдруг все авторы резко начнут писать лучше, честный голосователь должен ужесточить свою систему оценивания, чтобы примерный средний балл остался на том же уровне. Потому что если все вдруг стали лучше писать, то шкала-то всё равно осталась прежней. И нужна эта шкала для того, чтобы читатель мог выразить мнение – вот это произведение лучше/хуже/такое же относительно другого.
Вот это "относительно другого" и есть тот мессидж, который читатель конкурсных работ вкладывает в акт своего оценивания. Если он поставит всем работам конкурса пятёрки, например, это сильно поможет ему с соцкапом за счёт стипломных спасибок, но для конкурса окажется бесполезным, потому что не содержит никакого "относительно". Поставить всем работам пятерки или единицы – нет никакой разницы с точки зрения влияния такого оценивания на итоги конкурса. Зато какой различной будет реакция авторов, с какими разными чувствами сбегутся они потом на стихи самого оценивателя!
Недавно мне сказали странную вещь – что я "сначала ставлю тройку, а потом ещё издеваюсь над автором своей критикой" (не дословно, но мне запомнилось так). Но три – это средний балл, если сбросить со шкалы Пушкина, Цветаеву и "Это облако? Нет, это яблоко", а ведь Поэмач не даёт никакой возможности использовать их как часть оценочной шкалы в отсутствие объекта для применения таких баллов. Три балла – не демонстрация презрения, а, как говорят твои внуки, но́рмич. У меня самого полно текстов, которые я оценил бы на три, если на то пошло.
Пятёрка и единица – экстремальные случаи, с ними всё понятно. Пятёрку я ставлю текстам, о которых могу сказать с чистой совестью – вот была бы целая книга такого, я скачал бы её на читалку и иногда открывал. Думаю, ты согласишься, что именно так и может быть выражено предельное уважение одного пишущего человека к итогам работы другого.
Какой должна быть работа на единицу, я пока не знаю, эта вакансия открыта. Подозреваю, что на практике мог бы поставить её тексту, удаление которого с конкурса по некоторым основаниям проморгали модераторы, но пока такого не случалось.
Двойка – особенная оценка, на что _как бы намекает_ необходимость сопроводить её обязательным комментарием. На двойку обижаются, из-за неё идут на разборки в личке (на моем борту уже несколько таких звёздочек), её запоминают, в ответ на неё обвиняют.
Но при этом средняя оценка – ты не забыла? – три. То есть честный читатель должен ставить некоторое количество двоек, иначе его средний балл – не средний. Альтернатива – допустить внутри своей головы, что уровень авторов Поэмбука включает в себя уровень Пастернака, Маяковского... ну ты поняла. На это я пойти не могу, и более того – когда другой человек начинает утверждать такое в моём присутствии, я испытываю потребность указать ему на этот несовпадос. Ты так меня воспитала, мама.
Боюсь, что иногда приписываю своим двойкам лишний балл – чтобы не обострять коммуникацию сверх меры или позволить себе не оставлять обязательный комментарий. Это отрефлексировано мной как момент душевной слабости, неприятного компромисса комфорта с совестью. Но я по натуре не революционер и не итонский джентльмен с ружьём и стальными нервами, я просто исследователь того, какие тексты могут писать люди и у меня часто лапки.
Здесь возможна ложная аналогия со школьной оценкой. Но в школе ученики не соревнуются друг с другом, а демонстрируют владение образовательной программой. Если весь класс отлично изучил учебный курс, у всех учеников будет "пять", если никто – у всех будет "два". Но у нас-то в конкурсах нет планки, выше которой не прыгнешь!
По идее, здесь стоило бы ещё поговорить о критике и издевательстве над автором с её помощью, но голубь уже изнемог под тяжестью письмеца в конверте, выбрал и так самого жирного. Не хворай!
твой любящий сын
Эк
Отзывы
Khelga17.07.2023
Эк вас разобрало. Но, молю, продолжайте разбираться!
Перевалов Андрей17.07.2023
Всяческого удобрения такому подходу
long17.07.2023
Эта тема - продолжение предыдущей Вашей темы. Выводы напрашиваются схожие.
Думаю, в следующем письме будет про судейские оценки в конкурсах?
aequans17.07.2023
long, скорее просто так совпало. Пока беру горячее, расчёт на усыпление бдительности читателя и потом как джахну чем-то более глобальным))
ЗЫ. грешен, я не присматриваюсь к чужим оценкам и не могу их анализировать. Мнение своё в комментариях некоторые судьи могли бы более чётко формулировать, вот это разве что отмечу.
Новиков Олег17.07.2023
Спасибо за тонкий, "академический" подход к оценке!!!
Верис Дана17.07.2023
Оценки... вот ваще не важно.
Просто на людей посмотреть, себя показать. Ну и, в идеале, коммент дельный. Фсё...
:))
Ахмедова Светлана18.07.2023
ждала от вас издевательской критики. за житие мое на этом сайте вы второй человек, от которого прям ждала — и увы, второй раз крушение надежд!
Сорокин Владимир18.07.2023
Если ставлю пятёрку - значит стихо либо поэзия, либо хороший человек написал. Ставлю четыре если стихо не совсем поэзия. Семёрок не ставлю ибо жаден, малоимущ и потому что баловство это всё.
aequans18.07.2023
Владимир,
1. что значит "хороший человек написал"? то есть вам важен автор, а не текст?
2. а кому вы ставите три и два?
Сорокин Владимир18.07.2023
aequans, три и два ставлю очень редко. Два вообще никогда. Зачем людей, пишущих слова, расстраивать? И да, автор безусловно важен. Автор всегда важнее чем текст, поскольку является своего рода творцом. Просто Библия всегда будет важна менее чем Бог. Очень часто - почти всегда - и творчество автора в целом важнее одного конкретного его текста.
aequans18.07.2023
Владимир,
1. а зачем тогда нужны эти оценки, если их не ставить? для чего они на шкале? может, стоит тогда только 4 и 5 оставить?
2. но ведь конкурс - это гамбургский счёт. я согласен, что многие произведения можно оценить только в общем контексте творчества автора, но разве присылая свою работу на конкурс автор не принимает хотя бы декоративную анонимность?
Автор, который мне неприятен, может написать текст, который я высоко оценю.
Автор, который мне симпатичен, может написать фигню, и тогда мой долг - сказать ему об этом.
Не критикую вашу позицию, просто отмечаю несхожесть наших тз.
Сорокин Владимир18.07.2023
aequans, да я не вполне серьёзен, простите) На самом деле Ваша позиция вполне оправдана. Во всяком случае больше чем моя. Но и моя иногда применима)))
Нестерова Татьяна03.08.2023
Не берите на себя лишнего. Планку и шкалу, баллы и и масштабы их оценок.
И маму по этому поводу зачем беспокоить?
Вот представьте, у меня на одно м окне стоит электронный термометр. Считается, что он показывает точную температуру.
На другом обычный ртутный, но у него шкала, которую люди нарисовали чёрненькими штрихами чуть съехала вверх.
Который из двух правильный?
Шкалу кто придумал? Люди. Я кто? Людь))) Имею право иметь свою шкалу. Я тут уже понимаю и ориентируюсь. Ага, мне комфортно при +28, а вода замерзает при + 5. И всё!!!!
Мы сами себе создаём границы, исчисления.
Канэшна, все мировые метрические системы не оспоришь, как бы у тебя шкала не съезжала, но на сайте систему оценки раскритиковать можно.
Тю, двойка! Если вы всем колы поставите, а мне двойку, так и спасибо, уже выигрываю. Вы шкалу опустили.
Не знаю, смогла ли я объясниться.
Не знаю, права ли вообще)
Но вот почему вы не спите в пять тридцать?
Иль это в порядке вещей?
aequans03.08.2023
Татьяна,
1. любому оценщику, а в особенности такому, который норовит сопроводить оценку комментарием, а не просто нажать на кнопочку, приходится отвечать на вопросы о том, как устроена его шкала. Некоторым – настолько часто, что об этом даже пишутся специальные посты))
2. боюсь, я не смог корректно прояснить этот момент. В моём подходе нет никакого "всем колы, а этому двойку". Напротив, он исходит из вероятности того, что какое-то произведение получит высший балл. И именно планка этой оценки не должна быть "опущена". Если стих достоин высшей оценки, а получает ту же самую пятёрку, что и посредственный, то вот это и есть катастрофа. С другой стороны, пусть это в чём-то цинично, но ради того, чтобы отличное произведение могло получить свою заслуженную оценку, посредственное получит свою. Никакого повышения планки, никакого занижения, полное единство критериев.
Исходя из вашего примера, кстати, моя шкала именно "способная съехать", но это процесс непростой и распространяется как минимум на сайт в целом, а не на отдельные произведения.
3. я тот самый жавороночек, которого все так ненавидят – с утра по понятным причинам, в остальное время по инерции))
Нестерова Татьяна03.08.2023
1. Ещё как согласна))
2. Так и я же о том же. Всем колы, а хорошему 2. Или всем трояки, двойки, колы, а хорошим 5. Всего-то отделить отличное от других. А отличить можно по любой шкале.
3. Да ладно!? Не верю. Если вы в конкурсных дебатах, в интернете, кто вас никто в живую пнуть не может, так лояльны, то в реальном мире вы - душка. Это точно!
Всё. Хорошего дня
aequans03.08.2023
Татьяна,
2. Разносить оценки по принципу "колы и пятёрки" – эффективный, но нечестный метод. В результате оценки тех читателей, что склонны чувствовать полутона и отмечать нюансы, влияют на общую картину слабее, чем намеренно контрастные. Но бороться с этим эффектом невозможно (если только обязать голосующих не ставить баллы, а присуждать места).
3. (смущённый смайлик) и вам.
Почитайте стихи автора
Наиболее популярные стихи на поэмбуке

