Скачко (Полеви) Елена
Квалификация. Заметки на полях
29 окт 2020

В январе будет 5 лет, как я на ПБ.
Есть старожилы с куда большим опытом, есть здесь даже первопроходцы, но я не похвастаться. Я это к тому, что помню все наши Кубки. За каждым из них я следила, поэтому очень интересно наблюдать развитие и изменение трендов.
Первый и самый главный вывод: уровень в целом заметно вырос. Если в первых Кубках лидерские позиции, чередуясь, занимали почти одни и те же авторы, и это даже можно было предсказать, то теперь это невозможно. Теперь участники Квалификации, например, настолько ровны по уровню, что не менее половины запросто может попасть на пьедестал, а стих-победитель и десятый-пятнадцать по ранжиру могут быть остро конкурентными, а отделяют их друг от друга, как правило, сотые или десятые. С одной стороны это хорошо. С другой, победителей и призеров часто выносит на самый верх больше удача, чем абсолютная объективность. Но удача заслуженная, не случайная. Как у автора Черновой, например. Это уже не удача, а стабильность)
Но. Самый драйвовый для меня по-прежнему первый Кубок. Не потому, что я победила, мне досталось тогда по самую маковку, так, что я неделю после этой победы не заходила на ПБ. Шкуру тогда еще не нарастила, и жировая прослойка была значительно тоньше.
А потому драйвовый, что самые сильные работы, помимо хорошего версификаторского уровня, были еще и ярко эмоциональны.
Сейчас...мне не хватает именно общего куража. Вот читаешь работу, вроде мастеровито, литературно, придраться не к чему. А скучно. Иногда мега скучно. Словно написано исключительно на умении, даже без щепотки вдохновения. И такие работы сложно оценивать. Потому что читаешь - хорошо, а ушел, вернулся, открыл снова страничку - и ловишь себя на том, что не помнишь, о чем написано...
Это, пожалуй, второй тренд. Мастерства стало больше, эмоций меньше.
Из второго вытекает и третий. Раньше не хватало сложных стихов. Теперь не хватает простых. Это не плохо и не хорошо, это впечатление. Для кого-то это плюс. Для меня это плюс/минус. Потому что, к сожалению, много сложных стихов выглядят искусственно, вычурно и порой даже вымученно. Об этом где-то в комментах хорошо сказал Кирилл Анкудинов. Все-таки естественность в стихах - это одно из основных достоинств. Имхо. Именно естественность обеспечивает на подсознательном уровне связку "верю/не верю". Поэтому теперь я точно знаю, - не важно, просто или сложно. Важно, естественно или нет. Пример - стихи Иры Кабачковой (вот только не надо сейчас нападать на меня с дубинками и протертыми тапками). Они не просто сложные, они порой замороченные настолько, что их не понимаешь, а просто воспринимаешь. Но, читая ее не первый год, я чувствую их как продолжение ее сложного внутреннего мира и нестандартного мышления. И потому для меня они естественны и близки. Я так не умею. Поэтому лучше и не усложнять))
Много похожей стилистики. Словно это единая редакция, в которой есть понимание формата, концепции и моды, и все друг у друга учатся)) Учиться - это хорошо. Но искать свой голос, сохранять и развивать его - это, наверное, и есть суть нашего самовыражения.
В каждом Кубке есть свои фишки, которые повторяются в ряде работ. Было время, когда осень-просинь поглощала все остальные сезоны, бывало такое, что чашек кофе на квадратный метр было больше, чем воздуха, коты опять-таки... Правда, без котов, кажется, ни один конкурс нельзя считать живым)) На этот раз я как-то не вычленила для себя такого перебора, разве что без ковида и удаленки не обошлось. Запомнилось только, что некоторые не слишком распространенные слова (ртуть, например) встречались неоднократно. Но все-таки можно говорить о разнообразии и о том, что авторы стали меньше зависимы от сезонов)
Раньше как-то не обращала внимание, а вот в этом Кубке особенно бросилось в глаза, как по-разному порой реагируют на одну и ту же работу мальчики и девочки. Да, я знаю, что есть крутые противники разделения поэзии на мужскую и женскую, но психология таки побеждает и гнет свою линию. Поэтому квоты по принципу гендерности в жюри, наверное, все-таки важны)))
Теперь об оценках. У меня две 15, и восемь 13. Эти работы для меня лидеры, и каждую из них я считаю достойной выхода в финал. Много 9 и 11 - и это очень хороший уровень. Причем многие работы в других конкурсах могли бы получить и высший, но это Кубок. Тут каждый нюанс важен. Поэтому, руководствуясь исключительно внутренним понятием справедливости, иногда наступала на себя и снижала оценку. Порой - за всего одно неудачное (на мой взгляд) слово.
Был и курьез. Одной работе повезло. Выбирала между 9 и 11, остановилась на твердой 11, но какой-то необъяснимый глюк - и стихотворение получило 13. Я решила не править. Вспоминая Марадону (его забитый когда-то рукой гол), подумала о том, что, может быть, это тоже была рука Бога)) Значит, нужна была такая мистическая удача этой работе. Стих, если что хороший, судя по комментам, его многие оценили высоко.
Поскольку уже все проголосовали, до окончания остаются считанные часы, позволю себе назвать работы, которые особенно запомнились и согрели (оценки самые разнообразные, не только 15 и 13, даже 9-ки есть)). Названия все не помню, пишу так, как зафиксировалось в моих мозгах)
"Эль грей" - стильное и неординарное.
"Ди-станционное" - гармоничное, естественное.
"Мама любит Машу" - драйвовое.
"Духи" - на мой взгляд, недореализованное, но с ярким финалом.
"В обнимку с белыми медведями" и "Синие осы" - славная образность.
"Фарфор" - психоделическое.
"Мыльные пузыри" - за то , что уже несколько дней собираюсь купить мыльные пузыри)
"Кот Тихон" - настроение, непростая простота, чудный финал.
"Коммуналка на Пресне" - люблю ностальгические стихи.
"Стансы" (название менять!!!!) - опять-таки естественность, жестковатая, сермяжная, но все-таки лиричность))
Несколько советов дилетантки. Возьму на себя смелость дать несколько советов перед финалом.
Друзья, название - это часть работы. Это важный маркетинговый инструмент, который может изменить судьбу вашего стиха. Это ценная информация. Это имидж. Это мышление. Не забивайте на название, продумывайте тщательно. И если не нашлось, то лучше по первой строке. Потому что реально есть работы, где название снизило впечатление и даже вызвало недоумение.
Первая строка - визитка стиха. Последняя - послевкусие. Поэтому если уж и косячить, то не в них)) Всегда надо добиваться манкости и технического совершенства первой строки и энергии, концентрации эмоций и смысла в последней. Понимаю, что это азбучные истины, но почему-то не все об этом думают.
Не стремитесь к объему (хоть и сама этим страдаю). Часто, нагоняя объем, мы вольно/невольно опускаемся до штампов и размываем смысловое ядро, кульминацию. Это сложно - сокращать самих себя, но нужно учиться отказываться от лишнего, что забалтывает и мешает увидеть главное.
Если бы я имела такую власть, то запретила бы в поэзии прилагательное "злой" и еще парочку))) Кроме максимально оправданного смысла, конечно. Потому что любой рифмующий понимает, откуда ноги растут у этой популярности. Надо искать. Да, нет других односложных прилагательных, но можно перестраивать строки, искать другие ходы. Потому что бесконечные злые ветры и злые судьбы, как вы понимаете, редко украшают работы.
Если кого-то обидела, прошу прощения. Это мое мнение, и оно - не истина в последней инстанции. Просто это конкурс. А в конкурсе всем хорошим не будешь.
Пусть победят достойные работы.
Успехов в финале! И просто так))
*Фото - чтобы дважды не заходить))
Кусочек киевского неба. 29 октября 2020. Удивительно зеленая осень. Не чудо ли?
Отзывы
Виктория29.10.2020
Спасибо, Елена!
Павлин Смородин29.10.2020
Удивительно: советы в последней трети поста полностью и давно реализованы в моих стихах!
Скачко (Полеви) Елена29.10.2020
Павлин Смородин, кто бы сомневался?))))
Ольга Галат29.10.2020
Вот это осень!
Скачко (Полеви) Елена29.10.2020
Ольга Галат, да, непонятно, чего ждать от этой природы))
Ольга Галат29.10.2020
Елена, у нас тоже в этом году очень долго для нашего климата держалась зелень... Но вот уже неделю почти зима)
Veteranus29.10.2020
Добрый день, Елена!
Позвольте вопрос: какие стихотворения в Квалификации могут войти в категорию "простых", на Ваш вкус ("теперь не хватает простых")?
P.S.
На мой взгляд, три "простых" по легкости изложения и восприятия там точно есть.
Собственно говоря, они и могут быть названы стихами. Остальное - "тексты" для глаз. :)
Скачко (Полеви) Елена29.10.2020
Legioner, Добрый день! Да, пожалуй, для действительно емкого понимания "простой" надо писать отдельный пост. Дело в том, что я различаю понятия простота и примитивность. Просто - прежде всего просто в плане восприятия, но не в плане лексики, образности, инструментария. Такой вот, по-хорошему, простой работой в Квалификации я считаю стихотворение с котом Тихоном в финале. Оно не примитивно ни в коем случае, но оно заходит (или не заходит, кому как) с первого выстрела. Есть еще парочка.
Veteranus29.10.2020
Елена, спасибо! )
Бахтинов Вячеслав29.10.2020
Вспомнил свой первый Кубок, где девочки поставили высокий балл, а мальчики низкий)
Теперь знаю, каким будет название моего стиха)
Спасибо, Лена!)
Khelga29.10.2020
Мудро.
Шкодина Татьяна29.10.2020
Хороший обзор! Спасибо, Елена! Улыбнулась, когда про "ртуть" прочла - видимо, так часто сейчас люди температуру меряют (у меня работе каждый день требуют отчитаться), что уже и слово в подсознании засело :)))) Хоть градусники в большинстве своем электронные :)
Скачко (Полеви) Елена29.10.2020
Татьяна, точно, Таня! :)
Бритвочка)29.10.2020
Да, зелено у нас. Но что-то мрачновастенько.
Насчёт простоты - абсолютно согласна. Кстати, переходить от сложного к простому не так уж и легко - перестраиваться надо на уровне мышления, концентрировать мысль. Повторюсь, но для меня в этом идеален М.М.Жванецкий. Кстати, после его концерта в Октябрьском утром проснулась дома с крепатурой на щеках.)
Figaro Figaro29.10.2020
По первому месту соглашусь и подпишусь, тоже этот стиш более других запал.
Чаузов Борис29.10.2020
Трудно не согласиться с тем, что Вы здесь сказали. Всё это, действительно, так. Уровень авторов возрос, причём настолько, что даёшься диву - такие успехи кажутся нереальными. И тем не менее, надо отдать должное, большинство авторов стали писать свои стихи в разы лучше. Это одновременно радует и пугает. Радует потому, что ты радуешься успехам своих сотоварищей по перу; пугает тем, что ты боишься оказаться в конце бегущей к финишной ленте колонны. И тем не менее, это здорово! Спортивный настрой ещё никому не вредил. Согласен я и стем, что в последнее время стало намного меньше душевной простой лирики. Но лишь отчасти. Её не стало меньше. Просто в конкурсах стали одерживать верх наративы, вот народ и стал слать в конкурсы то, что пользуется спросом. Но простые стихи они не исчезли. Их как писали, так и будут писать. Уж, поверьте. Это смотря, кто сюда за чем пришёл. Некоторые за кубками, а кто-то затем, чтобы научиться писать лучше. Я за последним, хотя благодаря именно конкурсам я стал писать намного лучше. Но никакие на свете кубки не заставят меня делать то, что будет претить моему внутреннему миру. Я не стану ради наград наступать своей поэзии на горло. Да, я не выигрываю кубки, но я пишу свои стихи только так, как я хочу. А кубок? Для меня мой кубок, мои стихи и друзья, которых я приобрёл на этом сайте. А ещё у меня есть мой единственный любимый мною человек и мои прекрасные дети, в которых я души не чаю. А что ещё человеку нужно для счастья. Здоровья и мирного неба над головой.
Так Надо29.10.2020
" может быть, это тоже была рука Бога))"
не на мне случайно рука дрогнула?.. -)
Скачко (Полеви) Елена29.10.2020
Так Надо, нет))))
sky line29.10.2020
Забавно. Не в первый раз под моими текстами говорите про технику без эмоций и вдохновения. Достучусь ли когда-нибудь, или так оно и правильнее, и интереснее...
А в целом по подборке - согласен с мыслями. Даже за полтора моих года уровень растет. Но полуфинал читать было интереснее.
Скачко (Полеви) Елена29.10.2020
line, вы знаете, так бывает... Просто какие-то разные циклы проходим) Возможно, полгода спустя я совершенно по-другому услышу вашу работу
sky line29.10.2020
Елена, будет в меру дурацкая цель в мой бакет-лист - чтобы услышали)
Скачко (Полеви) Елена29.10.2020
line, я постараюсь) может, мне на этот раз медведь на ухо наступил
Наталия Старынина29.10.2020
Спасибо за этот пост и жюрейство-судейство! я с удовольствием читала комментарии в Кубке - точность, доброжелательность, и вообще ))
Я болела за "Река и голуби" и "Гипоксию" в отборочном. Почти угадала ;)
Скачко (Полеви) Елена29.10.2020
natunata, спасибо, Наташа, за добрые слова!
Наталия Старынина29.10.2020
Елена, но хороша же "коммуналка", а? "Неси река. Неси меня река" (с) Эх!
Скачко (Полеви) Елена29.10.2020
natunata, да, хорошая)
Скачко (Полеви) Елена29.10.2020
natunata, вот что интересно, я дважды ошиблась с полом автора, что со мной крайне редко бывает) Уверена была, что Букварь - женская работа, а Неси, река - мужская)
Наталия Старынина29.10.2020
Елена, да! Особенно у Букваря неожиданное авторство.
Скачко (Полеви) Елена29.10.2020
natunata, да, совершенно неожиданное)
Потапенко Владимир29.10.2020
Да, да, да... Мне тоже эмоций не хватило. Правда, я прочитал всего тридцать работ в квалификации, но так и не встретил ни одного опуса про убиенную одноногую собачку. А ведь, бывалоча, прочитаешь такой стишок у сетевого автора, взрыднёшь над бездыханным тельцем несчастного животного, заколдобишься, а потом утрёшь скупую мужскую слезу и почувствуешь себя самым гуманным гуманистом на свете.
Флёр-Де-Ирис30.10.2020
Благодарю за высокую оценку и содержательный пост!
Чуть больше года на ПБ, именно здесь, глядя на высокий уровень многих авторов, обрела желание учиться, смотреть чуть шире на собственное творчество и даже участвовать в поэтических конкурсах, к которым раньше не было ни малейшего интереса.
Скачко (Полеви) Елена30.10.2020
Флёр-Де-Ирис, очень хорошая работа у вас, поздравляю!
шрёдингерр30.10.2020
Для меня это первый Кубок, так что сравнивать не с чем. И у меня только один вопрос к участникам полуфинала и квалификации: "Вам короны не жмут?"
В подконкурсных комментариях - такие гневные отповеди в адрес читателей, дерзнувших сунуться со своей непрофессиональной критикой...Я до сих пор заикаюсь.
Почитайте стихи автора
Наиболее популярные стихи на поэмбуке

