Андрей Мансветов
ОКОЛОКУБКА. КОММЕНТАРИЙ НА ПОЛЯХ ОДНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ
29 мар 2020
Несколько часов назад прочитал замечательный пост автора Romana, посвященный вкусовщине у арбитров литературных конкурсов. С удовольствием приведу его полностью, а начну с цитаты из комментария того же автора в обсуждении.
«Желательно, чтобы вкусы членов жюри проявились как развитое чувство прекрасного. А не как пристрастия, когда плевать на иное».
А теперь сам пост (Источник: https://poembook.ru/diary/55181-o-vkusovschine-v-preddverii-kubka):
_______________________________
...как можно восхищаться в стихе запахом полыни, она же воняет!!
...я далека от рукоделия, я больше по технике, не могу высоко оценить работу
...прекрасные пейзажи мне надоели, тошнит от слащавости
...не верю автору, поэтому снижаю балл
... не понимаю, потому низкий балл
... не люблю традиционный стиль
... вы ради конкурса это написали......
Знакомо, правда?
Уважаемые судьи. Выше - не критика стихов. Это навязывание своих вкусов.
Это ВАМ воняет, ВЫ далеки, ВАС тошнит, ВЫ не верите, ВЫ не понимаете, ВАМ так кажется.
Понятно, что разделить свой вкус и независимую оценку не всегда легко. Но это необходимо.
_______________________________
Тема идея и пафос высказывания понятны, но, на мой взгляд, некоторые приведенные Romana цитаты нуждаются в комментариях.
Сначала общий.
Дело в том, что в функционал члена жюри конкурса при отсутствии четко прописанного регламента (а таковой в большинстве конкурсов отсутствует) категорически не входит критика конкурсных стихотворений, обоснование выставленной оценки и предоставление доказательств личных компетенций. Даже самое диалог с автором – проявление доброй воли судьи.
И проявляя вот эту самую добрую эксперт легко может усесться в фигуральную лужу, впасть в грех рекомой вкусовщины и т.д. А теперь к цитатам.
1. «как можно восхищаться в стихе запахом полыни, она же воняет!!» - здесь дело даже не в том, что комментатор забыл, что на вкус и цвет все фломастеры разные, а в том, что комментатор забыл, что запах полыни, точнее, горьковатый запах полыни – устойчивый культурный код. И в таковом качестве должен оцениваться экспертом. Эксперт должен ответить (желательно аргументированно) использован ли код простейшим способом, т.е. в качестве штампа, либо автор сумел обыграть его, встроить в уникальную личную поэтику и, чем черт не шутит, обогатить, прирастить смыслами и эмоциями. Вонь в зону оценки не входит.
2. «я далека от рукоделия, я больше по технике, не могу высоко оценить работу» – автор этого высказывания не понимает сути экспертизы (оценки) художественного высказывания. Рукоделие, техника и т.п. относятся к области описываемого, а оно индифферентно к качеству высказывания. Совершенно неважно, через что передавать чувственный и эстетический опыт. Важна сама передача. А вот ее эксперт должен уметь адекватно оценивать, иначе грош ему цена.
3. «прекрасные пейзажи мне надоели, тошнит от слащавости» - обычный прецедент некорректного высказывания. Не зная, к чему оно относится, я не могу судить, были ли у эксперта причины негодовать, но могу представить ситуацию, когда – да, были. Грань между красотой и красивостью весьма тонка, а в пространстве литературы и автор, и читатель должны обладать определенным вкусом. Вкус не равен вкусовщине – та догматична и рефлекторна, в смысле, у эксперта есть однозначные ответы, когда автор говорит «про это» или «таким образом». Например, я сталкивался с абсолютным неприятием моих текстов только в силу того, что я использую прием «авторской пунктуации». Господи, да даже «осень-просинь» не гарантия низкого качества поэтического высказывания.
4. «не верю автору, поэтому снижаю балл» - возможно самое сложное высказывание. Вопросы веры темны, но та, которая по Станиславскому должна иметь рациональные корни. Недостоверность поведения героя (в т.ч. речевого), художественной детали, фактические ошибки и т.п. снижают доверие к тексту в том смысле, что у читателя не происходит соидентификации, узнавания и понимания чувственного опыта, транслируемого автором. Вера эксперта, равно как и неверие должны отвечать на вопрос «почему», иначе это религия, а не поэзия.
5. «не понимаю, потому низкий балл» - а это – самое простое. Оценивать непонимаемое невозможно. Можно не соглашаться с эстетикой, стилистикой и т.д., но в оценочном восприятии исходить из собственного непонимания равно профнепригодности.
6. «не люблю традиционный стиль» - смотри предыдущий ответ. А еще не существует никакого «традиционного стиля». В оценке поэтического высказывания речь может идти о сочетании индивидуальной поэтики и следовании той или иной традиции, о вписанности (или не) в культурный контекст. В любом случае, дело не в стиле, а в жизнеспособности в пространстве поэзии самого высказывания.
7. «вы ради конкурса это написали» - такое впечатление у эксперта может сложиться, так что претензии у меня только к формулировке. На месте эксперта я бы попытался донести до автора, что написание красивого, пронзительного, да, какого угодно стихотворения не может являться целью поэтического высказывания. Говорить имеет смысл, когда есть, о чем сказать, правда, оригинальная мысль?
К этому я бы добавил много чего от себя, но избыточность тоже грех. Поэтому, только о главном, чего бы я не хотел увидеть в конкурсных стихотворениях. А это трансляция тех или иных житейских, культурных, духовных и прочих аксиом. Аксиомы уместны в геометрии. В поэзии они не нужны, бесполезны и скучны до зевоты. Об остальном можно поговорить.
Да, и вот еще какой мыслью мне бы хотелось поделиться. Не своей, нет. Александра нашего Сергеевича. Помните:
И буду долго тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…
Вот это имеет смысл. ИМХО, разумеется.
Отзывы
Эсилов Селим29.03.2020
Сукин сын!))
Пушкин!
писец29.03.2020
да, иногда комментатор реально тупит, а иногда - просто отшучивается...
Буйницкий Олег29.03.2020
Вот поэтому я не хожу в "конкурсы".
И не пишу - для конкурсов...
Я - просто пишу, для Читателя.
Романа29.03.2020
Андрей, благодарю за то, что поделились своими соображениями по теме. Так думаю, раз уж кто взялся писать комментарий - так по делу, а не для демонстрации собственных предпочтений. С ними - к себе в дневник, в альбом, в личку.
О чём подумалось: вот когда коммент пишется по доброй воле, он скорее всего будет конструктивным.
Однако, оценивая стих, мы часто находимся в плену эмоций, тщеславия, ощущения своей значимости, желания заявить о своём, а не обсудить именно стихи. Вот тогда и появляются раздражённые "не моё", сарказм и шуточки.
Виктория29.03.2020
Romana, к дополнение к перечисленному:мне писали:"не люблю я стихи с юмором"...
Романа29.03.2020
Виктория, ой да чего только не встретишь) Можно фразеологический словарь вкусовщины составлять.
Виктория29.03.2020
Romana, даже нужно)
Получишь такой комментарий, полистаешь словарик, а вот он, есть - Вкусовщина! И успокоишься)
Серёжкин29.03.2020
"вы ради конкурса это написали"?
...
А разве так и не есть, что организатор вымучивает из себя тему очередного конкурса с мудрёными требованиями к будущим конкурсантам, чтобы они ему написали там про что-то, а конкурсанты тогда и пишут про это что-то, про что бы они никогда бы и не стали сочинять, не будь к тому такого требования у организатора конкурса? И будущие конкурсанты сразу и рады стараться, чтобы соответствовать условиям, лишь бы их стихи приняли в тот самый конкурс. Не отсюда ли и плодится девятый вал всякой лишней поэзии? Вспоминается (по отношению к требованиям организаторов конкурсов) https://www.youtube.com/watch?v=LIzLE0IgWxQ И если бы надо было бы по условиям конкурсов сочинять про коров или пингвинов, то и такого сорта поэзию поэты бы легко выдавали бы на потребу требованиям конкурса. Но "осень-просинь" - это уже не оригинально, и всяк им будет требоваться в идеях нечто совсем уж свежее. Так что же может быть свежее, чем конкурс про пингвинов?
Романа29.03.2020
Серёжкин, можно и про пингвина гениально сказать)
Серёжкин29.03.2020
Romana, Когда двадцать-пятьдесят человек напишут только про пингвинов, то это уже будет не оригинально, а если и ещё один организатор решит повторить успех предыдущего, и опять задаст тему про пингвинов, то чем это тогда будет отличаться от "осень-просинь"? Тогда уж давайте лучше про слонов. Вот чем вы все организаторы конкурсов и грешите, так это тем, что все эти конкурсы в их надуманности вызывают лишь улыбку. Вам самим хочется быть оригинальнее других, так вы все ещё и авторов к тому склоняете. А авторы пляшут под вашу дудку и пишут про пингвинов, когда и в мыслях у них тех пингвинов отродясь не было.
Романа29.03.2020
Серёжкин, ну, во-первых, я не организатор, нет у меня такого функционала.
Во-вторых, сама пойду участвовать в конкурс только, если тема заинтересует и есть в ней, что сказать))
Почему? Потому что выделиться - не цель. Оригинальничание - не цель))
Серёжкин29.03.2020
Romana, Но и Вы же были и членом жюри конкурсов, и их же модератором, а теперь взываете к уже другим членам жюри конкурсов, и взываете вполне обоснованно, но только не понятно зачем. И Вы рулили, а теперь и им выпала такая же честь сесть за руль и порулить. Но появляется такая мысль, что вне конкурсов и жизни нет, и их тема важнее всего. А вот просто так, когда безо всякой темы?
Романа29.03.2020
Серёжкин, тема, идея есть у любого стиха. Ничего я не рулила. Я имела честь пропускать стихи в состязание или оценивать. Потому что авторы достойны всяческого уважения за творчество. Это были конкурсы других организаторов.
Серёжкин29.03.2020
Romana, Вроде как здесь собираются уменьшить количество конкурсов. Ну и хорошо. И те не вызывали никакого интереса, когда шли сплошным потоком друг за другом. Какая-то беготня по кругу безо всякого шоу для зрителей.
Романа29.03.2020
Серёжкин, согласна. Конкурсы ради конкурсов, развлечения или пиара орга не нужны. Но есть очень интересные и глубокие.
Юлита СНежная29.03.2020
Серёжкин, мне это напоминает крысиные бега.
Серёжкин29.03.2020
Юлита СНежная, В чём-то и соглашусь, но не буду никого упрекать в том, что кто-то в чём-то там участвует, но просто иной раз люди оказываются по разные стороны конкурса, и сегодня они сами ставят оценки, а завтра уже оценки ставят им самим, и чего тогда удивляться, что всё в этом может быть совсем по разному?
Юлита СНежная29.03.2020
Серёжкин, да, понимаю, но может быть одни строят других под себя, занимаясь именно вкусовщиной, а другие нет? Не допускаете? Мне не приходилось участвовать в конкурсе, но читая отзывы об этом, понимаю откуда у проблемы ноги растут.
Серёжкин29.03.2020
Юлита СНежная, Ну так ведь конкурс - это дело добровольное, и авторы сами понабегают с желанием, чтобы их выстроили в ряд. Ничуть их и не жаль, и если им там понаставят колов (жюри, иль другие авторы), то потом хоть будет об чём почитать, когда они все ринутся в альбом с жалобами на конкурсы, иль на то, как их там недооценили. Как бы там не было, но если кого-то и недооценивают, то всегда виноват тот, кто этой, по отношению к себе, оценки желает. Не хочешь услышать - не надо и спрашивать.
Юлита СНежная29.03.2020
Серёжкин, наверное. Вот потому в крысиных бегах и не участвую, где одни пробираются на вершину Олимпа и локтями расталкивают при этом других, чтобы не упасть с этого Олимпа, наблюдают как грызутся одни с другими, как пожирают одни других. Конечно, при таком положении недовольные не просто будут, а обязаны быть.
Серёжкин29.03.2020
Юлита СНежная, Так и я не участвую. Но за этим бывает интересно понаблюдать, и пусть карабкаются, и можно их даже в этом подбодрить, если они перестанут карабкаться, ибо, тогда здесь станет совсем уж скучно. Но если люди сами в том принимают участие, то и грех им жаловаться тогда на то, что они в этом могут не преуспевать, потому как, если кто им в этом и мешает, так только они же и сами, а потому, я никогда не оцениваю чужие стихи в конкурсах, не давая повода заподозрить себя в предвзятости к кому-либо.
Юлита СНежная29.03.2020
Серёжкин, это правильно ! Я тоже не могу себе позволить оценивать эти стихи в конкурсах. Что это интересно - не соглашусь . Это грустно наблюдать , по- моему.
Гость 182746593 .29.03.2020
...лучше всего пожалуй, все вышесказанное выражено словами Майкла Кремо в его книге "Деволюция человека...":
" Я не буду проводить исследования в данной области
по той же причине, по которой не играю в шахматы:
я не могу воспринимать это развлечение как серьезную работу,
и, вместе с тем, это слишком серьезная работа, чтобы быть развлечением. "
41329.03.2020
Добрый вечер.
Весьма (увы всегда...) справедливые и актуальные замечания по поводу часто встречающихся оценочных мнений судейского корпуса. Этот пресловутый человеческий фактор именуемый "вкусовщина" приемлем до тех пор пока не становится агрессивным и навязчивым диктатом. А в основе его скудоумие, узколобость, зазнайство, весьма посредственный уровень культуры и воспитания... А ещё есть целый пласт оценочного беспредела - переход на личности и/или перенос свойств ЛГ непосредственно на автора.... вместе с помоями и дерьмом.
С Уважением и пожеланиями доброго здоровья.
Почитайте стихи автора
Наиболее популярные стихи на поэмбуке

