Андрей Мансветов
ОКОЛО КУБКА. Договориться с собой
4 мая 2019
И диктор стучал в экран, от немоты свирепея,
и все не мог достучаться с той стороны стекла.
Г. Жуков
Потому что, когда все хвалят, вставать в позу «а баба яга против» странно и неудобно. Ладно, читатели хвалят, чего только в наше дурацкое время пипл не хавает со свистом, так и эксперты, которые вроде на то и эксперты, чтобы «нра-не-нра», рифмы, метры и т.п. но и еще на пару уровней вглубь прозревать. И точит исподволь мысль, что умные как раз все, а ты, который против, ни хрена не воткнул в текст, не на то обратил внимание и за крючкотворством своим выплеснул с пеной младенца и не заметил того.
Однако, диагноз себе ставить повременю, просто постараюсь воспроизвести индивидуальную рефлексию, вызванную чтением текста «ЖУРАВЛИНЫЙ КОЛОДЕЦ» автора Фадей Максимов.
Стихотворение сразу вызвало у меня недоверие к истории, слишком уж избыточно-описательна первая строфа. Противоречиво описательна.
Замшелый бор – не формируется картинка. Бор – светлый лес. Определение «замшелый» (дополнительная семантика – старый, ветхий) ему не подходит. Зато сразу начинаешь подозревать автора в сознательном нагнетании определенной эмоции. Подозрения укрепляются, поскольку дальше описание приходит в норму знакомого нам, понимаемого и визуализируемого бора: «где ветер ерошит макушки / Рослых сосен». Здесь совершенно иная, бодрая семантика (ерошит, рослых). На этом противоречии речевом мой взгляд спотыкается, что бы с собой ни делай. Следующий образ «разрушенный сруб». По факту, разрушенный сруб – это не останки дома, а просто дрова. Понятно, автор-то думает, что говорит о доме, избе заброшенной, с провалившейся крышей, бурьяном да иван-чаем заросшей, но на выходе получается иное. А еще и «сорняки оплели». И снова категорически не согласен. Сорняки - это растения, мешающие расти другим растениям на огороде. Здесь – ситуация не та.
В качестве оппонирования самому себе, могу сказать, что месседж автора понятен и прозрачен, но речевая неточность все равно остается. Итог – впечатление искусственности, сделанности рассмотренных строк.
Следующие две никаких особенных эмоций не вызывают, кроме того, что читано такое много раз. Штамп, практически. И старуха полоумная, на отшибе у леса живущая, и журавли в небе во всех вариантах и вариациях.
Во второй строфе автор удачно уходит от стереотипной риторики, говоря, что журавли в небе значения не имеют. Фокус переводится на «журавлиный колодец. Однако, слова, слова…
Лазоревую синь я однозначно воспринимаю ошибкой, поскольку лазоревый – это, собственно синий, точнее голубой, цвета ясного дневного неба. Снова сделанная конструкция с намеком на сказовую стилизацию, поскольку у определения отчетливый семантический ореол «устаревшего».
Почему ствол «покореженный», - оставим на совести автора, хотя, на мой взгляд, тоже прямая игра на эмоцию, ведь, когда ладят журавля, бревно получше выбирают и комлем вверх вкапывают, чтоб к износу устойчивей было. На совести, в общем. Если еще глубже копать, журавль рядом с бором – редкость. Там вода глубоко, плеча колодезного не хватит.
А что журавль сыном мерещился – находка. Качественный художественный образ, аллюзия на «мне кажется порою, что солдаты…», но ярко и индивидуально осмысленная.
Дальше понятная соседская жалость к убогой, сочувствие к ее горю вполне себе человеческое, нормально, в общем. Дает определенный заряд достоверности (стереотипной, опять же). И Сама Лукерья дана хорошо, и колодец…
С протезом ноги бы поспорил, правда. Сыном-то Лукерье колодец мерещился живым здоровым, не протезным инвалидом. И это противоречие тоже долбает по мне, не дает согласиться. А заканчивается все жестким штампом «казённую ложь похоронки». Тут правда без штампа написать непросто, но и не невозможно. У Кости Арбенина вспоминается: «Голубь почтовый несет похоронку, банный листок с роковой опечаткой…».
Дальше у автора конкретное и понятное указание. Восемьдесят пятый. Провинция Кунар. Не пустые, в общем, для меня слова.
Предгорные могилы царапнули. Мертвых старались вернуть домой. И гибли, нередко, стараясь. Но это, понятно, не претензия к тексту. Тут меня просто в другую сторону немного уносит.
Выдохнул, отстроился от личных аллюзий и ассоциаций. Продолжаю.
Начало следующей строфы – калька не самой лучшей песни про Вторую Мировую (для меня это означает, что автор уходит в зону культурного кода-стереотипа).
«Мой Максимка… Максимушка» - «Алексей, Алёшенька, сынок» …
Правда, у Дементьева это для пущей выразительности трижды повторяется, ну так бог ему судья.
Далее – хорошо. Хотя тоже аллюзия. Правильная, на зацепивший меня когда-то текст какой-то из военных киноповестей Кунина. Там тоже про отражение. Но не так кинематографично, как это сделал автор рассматриваемого текста. Даже мимо штампа «улыбался здоровый, живой» проскакиваю по инерции. Штамп-то обычно про фотографию. А тут – вот.
Дальше – снова царапает, хотя не в литературном смысле. Женщина, мать вполне может берет «береткой» назвать, пусть будет. И прочие элементы описания… Что уж сохранилось в памяти. Не мне судить. И про крылья «там за спиной» - тоже не мне. А вот «Журавлиные крылья на лычках» - не понял и не принял. Лычка, конечно сама имеет форму крыла, но НА НЕЙ крыльев точно нет.
Про следующую строфу я с собой так и не смог договориться. «Пальцы гладили воду» - да, верю. Рябила слезою - более спорно, но тоже. А вот «картинка» - даже с поправкой на взгляд автора наблюдателя – психологически выпадает. Не воду и не картинку видела там героиня. Не знаю, что видела, и автор, думается мне, не знает. А у меня аллюзия улетает на Гену Жукова. Речитатив для дудки.
Дальше для меня все спокойно, выход финала строфы на стереотипный же прием (Схоронили старуху Лукерью на Пасху, кажись…) даже обсуждать не хочется, он здесь ничего не портит.
Следующая строка – лучшая в стихотворении. Пробирает до упора. Ее понимаешь. Веришь.
Все, автор! Остановись. Не надо дальше…
Дальше спотыкаюсь об неточную рифму «усопшей – наотмашь». И «корежась в золе» - красивость, если к такой тематике и патетике применим подобный термин. И метафоры не нужны, ИМХО. И последняя строка «к родной прикипая земле» - совсем ничего не добавляет. Хочется вернуться. Не дочитать. И аллюзия еще. Я не сразу понял откуда она, пришлось несколько раз возвращаться, потом понял. Слово «бездумно», в имеющемся контексте достаточно спорное, отзывается песней «Мне старушка одна на вокзале при встрече сказала…»
Но это уже о другом. Это о тех, кто вернулся. Из-за речки, с более близких гор, из пустынь, да откуда ни попадя. Год назад узнал, что умер мой когда-то друг воевавший еще в Анголе. Но это опять личное.
А со стихотворением мне так и не удалось договориться. Но я никому не предлагаю его переоценивать, и не умаляю его безусловного лидерства в кубке. Просто говорю, как вижу.
У замшелого бора, где ветер ерошит макушки
Рослых сосен, разрушенный сруб сорняки оплели.
В нем когда-то жила полоумная старая Лушка,
Над покатою крышей кружили весной журавли.
Не искала Лукерья курлыку в лазоревой сини –
У колодца стоял одноногий, качая цепьём.
Покорежённый ствол – ей, болезной, мерещился сыном.
Горевали соседки, по-бабьи жалели её.
А она говорила с ним ласково, будто с ребёнком,
Он скрипел ей калёным шарниром в прорезе ноги.
Забывалась, не веря в казённую ложь похоронки,
И в далёкую правду Кунарских предгорных могил.
«Мой Максимка… Максимушка…", – падало в воду ведёрко.
В отражении сын улыбался здоровый, живой –
Голубая беретка, тельняшка, ремень, гимнастёрка,
Журавлиные крылья на лычках и там, за спиной…
Пальцы гладили воду, рябила слезою картинка,
А соседки, вздыхая, крестились и кляли режим.
Журавлиный колодец прозвали в деревне – Максимка.
Схоронили старуху Лукерью на Пасху, кажись…
А колодезный столб сорок дней отстоял по усопшей.
Кто бездумно поджёг – неизвестно. Корёжась в золе,
Деревянным крылом, обожжённым, бил небо наотмашь,
Но не смог оторваться, к родной прикипая земле.
Отзывы
Эсилов Селим04.05.2019
Это отражение в воде...
Было еще в "Андрей Иванович не возвращается домой" Фаины Гринберг.
Произведение Фадеева мне понравилось очень, но дежавю было. Хотя всегда так и у всех. Разве нет?
Андрей Мансветов04.05.2019
Селим, так сюжетов вообще не так много. потому и становится во главу угла точность авторского взгляда.
Так Надо04.05.2019
Голубая беретка, тельняшка, ремень, гимнастёрка,
Журавлиные крылья на лычках и там, за спиной…
--------------
здесь, наверно, не лычки, а петлицы имелись в виду...
или под лычками подразумевались погоны...
Андрей Мансветов04.05.2019
Так Надо, понятно, петлицы. но слово сказано. и сразу достоверность снижается
Чуднова Ирина04.05.2019
Так Надо, и, кстати, легко правится, вместо "на лычках" -- "в петлицах".
Так Надо04.05.2019
Ирина,
да, я это тоже заметил... но если быть занудой до конца, то на отличительном знаке десантника (а предыдущая строка говорит об этом) крылья самолетные... и это не основная деталь...
Чуднова Ирина04.05.2019
Так Надо, ну, это понятно. за спиной же тем более метафорические крылья.
Павлин Смородин04.05.2019
Режим-кажись - весьма слабое созвучие. Режет слух. Неприятно.
Новокрещенова Алёна04.05.2019
Неприятное ощущение осталось. Может быть потом, по пунктам. Надеюсь, ты мне на дверь не укажешь. Два раза за день удивиться, хы, это прям вопрос к зеркалу...
Андрей Мансветов04.05.2019
Королевна, на дверь не укажу. я же пишу все это, чтобы поговорить.
Новокрещенова Алёна04.05.2019
Андрей, дома буду завтра-послезавтра попытаюсь оформить мысли, поспорим, ну, или нет.
Андрей Мансветов04.05.2019
Королевна, буду ждать.
Эдуард Струков04.05.2019
Вырос в деревне, но ни разу не видал горящего колодезного столба и не слышал про такое никогда. Погуглил - тоже не нашёл. В деревне такого просто НЕ БЫВАЕТ. Не жгут там колодезные столбы по определению - это как собственными руками хату свою спалить, столько трудов вложено...
Столб сгоревший корёжился - это так? Он же прямой, высохший. С чего ему корёжиться? Сгорел и упал набок? Но он лёжа всё равно будет прямой. Воображение рисует мне раскоряченное чудовище. Но кто выберет под журавль низкое растопыренное дерево?
В общем, избыточность драматизма для пущей слезы. Too much.
Вот, доигрались в поэзию. Изучайте теперь "неведому зверушку"...
Никита Зонов04.05.2019
Не горят столбы, но гниют. Влажность там всегда повышенная, Эдуард.
Эдуард Струков04.05.2019
aerozol, согласен, но этот-то сгорел! ))
Никита Зонов04.05.2019
Что сгорит, то не сгниёт.
Эдуард Струков04.05.2019
aerozol, одно радует - хоть тут-то ничего никому про секс не напоминает... ))
Никита Зонов04.05.2019
ой, не буди лихо...
писец04.05.2019
aerozol, а если бензинчиком? тяжело ли умеючи7 и колодец высохнуть мог)
Чуднова Ирина04.05.2019
Ирина Николаевна, за сорок дней? ))
писец04.05.2019
Ирина, я владелец колодца. вода уходит мгновенно и её просто нет. и если жара - всё высохло
писец04.05.2019
Ирина, и как владелец колодца я это прочла так6 в колодце ведь получается привидение- отражение жило, сын Лушки. Лушка померла- колодец тут же высох... и если не само привидение подожгло, то надоумило скудоумного... мой колодец насосом выкачивается за часик досуха летом. - бывает такая жара, чт оя деревья поливаю. У меня колодец 7 метров глубиной. при этиом пару раз он доходил до перелива зимой... много воды стояло... но иногда летом его просто не трогаю- потому что вдоа так низко ,чт оможно выкачать - и насухую он будет стоять- будет засоряться ключ... это нкехорошо- он должен стоять в воде... короче... может высохнуть внезапно колодец если это допустим пасха в районе 1 мая. Потом жара, он высыхает и в середине июля по жаре кто-то его уже поджёг
писец04.05.2019
Ирина Николаевна, летом колодцы пересыхают часто... это прост озасуха... по времени текста пожар - июль... всё вполне реально...
Чуднова Ирина04.05.2019
Ирина Николаевна, Ира про скорбь матери по сыну это понятно, а вот про привидения в колодце -- извини, это фигня какая-то. Какой-то некромикон. Если мы стихотворение в эту стороны будем рассматривать, то там интересного ничего нет.
писец04.05.2019
Ирина, Ир.,, либо колодец высох после ссмерти её и сгорел сам- по ней же- решай сама- либо его поджёг кто-то... выглядит одинаково.ю.. и такой небывальщины как раз по деревням полно- это гоголевское...
Чуднова Ирина04.05.2019
Ирина Николаевна, если честно, мне в данном случае не очень важно. Я вообще подобный нарратив и читать не люблю, и писать не стану. Меня воспроизводимость в поэзии очень занимает, бывает ли вообще воспроизводимость авторского метода. Не стилистики, а именно метода. И неотъемлемость автора (последнее, как правило, в конкурсах смотрится плохо, другой автор не натягивается при оценивании на эти стихи, ибо не свободный размер и не юнисекс. Подходит немногим.
писец04.05.2019
Эдуард, ну, некое количество фантазии в истории допустимо)...
Эдуард Струков04.05.2019
Ирина, нехай продолжение ваяет срочно - "Месть журавлиного колодца или Возвращение Лукерьи". Фантазёр, понимаешь...)
писец04.05.2019
Эдуард, Макс не Гоголь)))
Андрей Мансветов04.05.2019
Эдуард, а вот не повод для шуток. Я трижды матерям своих бойцов приносил похоронки. Не возникает у меня желания шутить об этом.
Эдуард Струков04.05.2019
Андрей, так ведь смех-то этот сквозь слёзы. Тема правильная, но исполнение не ахти. И потом - это реальный случай разве? Если б сверху написали "Памяти имярек посвящаю", кто бы стал стебаться над таким? А тут придумка, фантазия на героическую тему. Так что тут не ко мне претензии, а скорее к автору - он всю эту кашу заварил. Не нравится - а я что, хвалить должен всё это теперь за вставленное слово "похоронка"? Не стану - это враньё, и пляски на святых вещах не я начинал.
Андрей Мансветов04.05.2019
Эдуард, знаете, мне очень не понравился пост Андрога в альбоме. Я же не предлагаю хвалить или прощать. Но все же автор описывает горе. Пусть он придумал ситуацию. Но нас-то он не придумал. Мыв настоящие. И вполне способны горе это на себя примерить. У меня два сына. Войну я видел не издалека. И не хотел бы, чтоб детям пришлось тоже.
Я это к тому, что стебаться в ситуации повода в любом случае не вижу. А автор да, заварил кашу.
Эдуард Струков04.05.2019
Андрей, я готов извиниться, если что-то сказал не так. Просто как-то не хочется повторения в будущем таких вот ситуаций - и репутация сайта страдает, и плохой образец для подражания, прямо скажем. От раздражения и избыток иронии - может быть, действительно, где-то не совсем уместной.
Андрей Мансветов04.05.2019
Эдуард, Достаточно того, что вы меня услышали. Спасибо
Виктория04.05.2019
Андрей Мансветов, скажите, какой текст Андрога в Альбоме Вам не понравиося? Он вроде бы о Журавлином колодце не писал ничего.
Андрей Мансветов04.05.2019
Виктория, Про стихи Анкудинова
Виктория04.05.2019
Андрей Мансветов, так зачем здесь, в этой записи Вы о стихах Анкудинова говорите, не понимаю.
Андрей Мансветов04.05.2019
Виктория, ровно затем, что зубоскальство не всегда и не везде уместно. О чем я и сказал. Странно, что это непонятно.
Виктория04.05.2019
Андрей, есть такая пословица:"Победителей не судят". Вы считаете нужным судить ( я о стихе Фадеева). Почему же Вы считаете, что Андрог не может высказать свое мнение о стихе Анкудинова, тем более, что Кирилл сделал анализ своего стиха? Какое Вы увидели зубочкальство?
Андрей Мансветов04.05.2019
Виктория, где и что я сужу? Где я говорил, что Андрог не может? А насчет вашего последнего вопроса мне ответить нечего. Не видите - и бог с вами. Я высказал свое мнение. Понадобится, сумею его отстоять.
Виктория04.05.2019
Андрей, Андрог делает такой же разбор, как и Вы здесь, в другой манере и все, причем сам автор Анкудинов "напросился" на этот разбор. Возможно, что я ошибаюсь, но мне кажется, что не принято делать разборы собственных стихов. Отсюда и последствия. Зубоскальством я это не считаю, некоторая ирония, сарказм присутствуют, но в этой манере дается глубокий анализ. Ваш разбор стиха Максима точно также можно назвать зубоскальством.
Андрей Мансветов04.05.2019
Виктория, Мой разбор нельзя назвать зубоскальством, поскольку я не использую экспрессивную речь и соответствующие тропы (в том числе и названные вами). Насчет разборов собственных стихов - это принято, даже в отдельный художественно-публицистический жанр выведено (жанр автокомментария).
Глубины мысли в опусе Андрога не увидел. Но вот пойду и перечитаю непредвзято. Вдруг ошибаюсь.
Виктория04.05.2019
Перечитайте, пожалуйста, Андрей!
()04.05.2019
Спасибо, Андрей. Очень хорошо видно, чем "любительское" стихотворение отличается от профессионального)
писец04.05.2019
по образной точности - да, есть места спорные... текст сыроват... это есть... а вот насчёт оценки текста- это к судьям... автор не виноват... мне лично хочется прост омаксима поддержать. Он просто старался попаст ьв клуб. наверное, дело не в том, идеален ли этот текст. дело в том ,что были силньее и жюри проглядело. в этом соглашусь. Но это вопросы не к Максу- к этому самому суперпрофессиональному жюри, непрофессионализм которого наконец-то, кажется ,стал ясен не только мне. В квалификации тексты выиграли вполне мастеровитой отделки, авторы поопытнее, но у всех одна и та же попсовость- незатейливая история, , незатейливо в лорб поданная, без излишней метафоричности и вполне намеренно выжимающая слезу. Квалификация6 1 место- брошека, 2 места - дед, 3 место- бабка, 4 место - брошенка... финал- 1 - бабка, 2- страдалец- сиделец( хоть какое-то разнообразие)... надо продолжать?: и мне не странно вовсе, что среди самих поданных текстов уже буквально десятки бабок- дедок- брошенок разного формата и пошиба... тошнить начинает от хосписа... при всём уважении к старикам... но сплошная игра на теме, сплошная прямая подача истории в рифму и если ест ьметафора, то одна и чтоб видели все6 в квалификации -вьюнки -безвыходность, в финале - жукравли- та же безвыходность, потеря... скучновато становится - не от стихов - оттакого простого человеческого устройства мозгов жюри... при всём уважении... и при этом было очень много очень разных разного формата очень силньых стихов, в том числе и мансветовские...
Рейм Илья04.05.2019
Ира, к автору никаких претензий. С частью замечаний Андрея можно, по-моему, поспорить, с частью -- нет, но конкретные проблемы неплохого текста правятся. И даже его место никак не внизу. Беда именно в том, что попадает наверх. Пусть даже из сопоставимого. В конкурсных форматах вообще и у конкретного жюри в частности.
Впрочем, я тоже высказался на эту тему. ;-) Правда, скорее юмористически.
писец04.05.2019
Илья, я помню твоё высказывание и солидарна... но уже даже не парюсь... просто думаю, что вот недалеко у меня лежал текст " Париж"
Увидеть бы Париж, тот самый, с башней, который так давно не стоит мессы,
что умереть не страшно молодым - на скорости в тоннеле Альма, если
перед тобою выросла стена. Но выросли лишь на рентгене пятна.
Исколот, как игольница, бесстрастен. Хотелось умирать в Париж, понятно.
А умираешь в хосписе в Твери. А умираешь в хосписе в Твери
И больше ничего не говоришь.
Анализы читаешь по глазам врачей. И уже поздно не в балет.
Не иероглифы писать по шёлку тушью, а даже позже выключать в палате свет.
Тебе всё можно. Смерть - освобожденье
от обязательств, бытовых забот. Но в метрономе западает время,
тобой не проведённое в Париже
и на Гавайях. Тень длиннее, ближе.
А твой сосед, кривой и гибкий тополь,
надумал наконец-то зацвести. И шелестит за перекрестьем окон.
О юности беспечно шелестит.
О чём-то бесконечном. Он не знает, что завтра здесь назначили субботник .
Всех срубят. И меня. Зачем цвести? Но я тянусь поверх заката веткой.
По векам.
Даже дальше. И не страшно.
Ведь зажигают лампочки на башне.
или "Пеликаны"
Я бегу от тебя к пеликанам.
К исполинам. А правда в них рыба?
Отцветают за юкками канны,
Облетают неслышно магрибы.
Витражи из осколочков света
Сквозь платановый бунт узорочья
Тёплой сказкой? малиновым летом ?
Старогагринский парк? Нижний - в Сочи?
От тебя - по колено в прибое -
Обернуться б, столкнуться глазами.
Море, сладкое и голубое,
А на дне вьётся синее пламя.
Оглянись, как заклясть столько боли?
Да, теперь стала я твёрже кремня..
Море стынет в седеющей соли -
Слишком долго проплакало время.
Улыбнёшься на выцветшем фото.
Тыщу лет и во снах не приходишь.
Пчёлы памяти склеили соты.
- Пароходик, смотри, пароходик!
Долго плавала в разные страны.
Я большая теперь, чтобы плакать.
Но хочу убежать к пеликанам
И во сне увидать тебя, папа.
Я такое тоже пишу -я нормалньый человек, но в конкурсе хочется показать что-то реально интересное глубокое тонкое... и мне такое стыдно закидывать... но ведь под этих судей - это в призы или около)))
Рейм Илья04.05.2019
Ира, я больше о пародии. Но да, собачки поднадоели.
писец04.05.2019
Илья, собачки???
Рейм Илья04.05.2019
Умирают собачки. Кошечки тоже. Старушки гибнут. Дедушки с ума сходят.
Я это всё собачками называю.
писец04.05.2019
Илья, а... а то я уже внутренне дёрнулась насчёт своих- что по огороду бегают... это называю либо котиками , либо- конкретно на Поэмбуке это беременные бабки, если подробно , то паоследние секс беременной бабки на поле боя с раненым бойцом)))
Рейм Илья04.05.2019
А, понял. Нет, конечно, это не о реальных собачках.
Больная безногая беременная старушка с тяжёлым рюкзаком любого бойца, даже ничем не раненного, вынесет на раз. :-)
писец04.05.2019
Андрей, мне очкень понравились оба твои текста, и в финале, и в квалификации... но... реально просто судьи не дотянули эти ни до твоего, ни до иринииного - я понимаю, что обидно... мне лично давно уже и необидно. Я не вижу смысдла обижаться на человеческую глупость... ну, если они способны дружно только брошенку лаккнуть- о чём это? явно не о нас...
Андрей Мансветов04.05.2019
Ирина Николаевна, мне за свой не обидно. я не ставил целью выиграть. и текстом не доволен.
писец04.05.2019
Андрей Мансветов, а мне понравился... я даже в какой-то момент думала, что куда-то попадёт -хоть в пятёрку... и я оцениваю сборку относителньо... вот относителньо других он в мою тойку точно вошёл... точнее мне понравились Нефтяники анше, вторым для меня личн обыл твой текст ,а третьим текст Скачко- слоники... - это моя оценка подборки...
Эдуард Струков04.05.2019
А теперь внимание! Предстоит ведь ещё "публикация стихотворения автора в самом большом поэтическом паблике Рунета (более 6 миллионов подписчиков!) «Лучшие стихи великих поэтов» ))))) Вот где народ хайпанёт!
писец04.05.2019
а замшелый бор, может, и не существует в реальности, но это литературный штамп - могу собрать цитаты - их множество( гугл- друг человека)))...это именно старый бор, испортившийся... заболоченный... такое бывает: вдруг ясный сосновый бор подтапливать начинают воды и он заболачивается и зарастает мхом... первое , чт овсплывает в голове- "А зори здесь тихие"- там как раз болото , которое поглотило бор , есть...вылезают они на осторовок, покрытый сосенками и это - остаток соснового бора...
кстати потому и колодец- вода как раз есть ... и спалить смогли- пересох - сухую балку кто-то поджёг.насчёт корёжащихся в огне балок- я участвовала в тушении трёх очень больших пожаров- корожит балки в огне- они двигаются, когда горят...сам по себе не мог сгореть, но дураков навалом... и почему избу нельзя назвать сруюбом7 сруб- это не дрова. Это именно изба. и насчёт того, что сорняки только в огороде тоже не соглашусь. полно такого- поле заросло сорняками, луг зарос... это прост оплохая трава, которая портит покос. сруб тоже может зарасти именно сорной травой - которая заплетает ,воняет или колется - плохая, сорная трава не только в огороде... у меня сад- я убираю сорняки, но не всю траву...
Андрей Мансветов04.05.2019
Ирина Николаевна, сруб - неудачная синекдоха + неверный семантический ореол. здесь и определяемое слово, и определение - неточность. попробуйте-ка не бомбой и не строительной техникой его разрушить. будет стоять, пока не сгниет в труху.
бор у автора - образ составной. в том, про который вы говорите невозможно: ветер ерошит макушки Рослых сосен.
с колодцем та же история. он стоит в деревне у бора. на высоком стало быть месте. и болото в деревню не приходит само.
сорняки, в этом же контексте - неудачная метафора.
мог бы еще глубже в семантику залезть, но это еще две страницы текста писать.
писец04.05.2019
Андрей Мансветов,
Сруб — деревянное сооружение, стены которого собраны из обработанных брёвен. Срубами в России были избы, храмы, прясла и башни деревянных кремлей и прочие сооружения деревянного зодчества. Википедия
разрушенный- как раз сгнивший - почему именно взорванный? Почему он должен быть разрушен кем-то? он разрушен временем. и почему нельзя ветру ерошить макушки сосен, тем более на краю бора? - там ветра больше- и как раз если он в принципе есть достаточно силньый, то сможет. Почему у вас колодец стоит на высоком месте7 он никогда на высоком не стоит- он вснегда стоит на низком! у меня у самой во дворе колодец! между прочим , единственныфй в округе. и склон у меня приличный. и вот колодец стоит внизу. И делался внизу - как раз по логике. На врехушке, на гребне, на холме воды никогда нет. Я сама умею и веточками искать воду, и с помощью электородов. если вам надо копать колодец, зовите- найду у вас на участке воду- отец научил)))
Андрей Мансветов04.05.2019
Ирина Николаевна, мы же говорим про образы, причем тут википедия. в живой речи, а у автора именно претензия на живую, разговорную речь, дом срубом не назовут. Так назвать - обидеть.
и в том и сида деревянного дома, что пока в труху не рассыплется - стоять будет. в землю врастать только. Подгнил нижний венец - вдавило его. А сам дом разве что покосится, но устоит всяко.
Нет, чем дольше думаю, тем яснее вижу - несостоятельный образ. Из головы выдуманный.
У меня на даче колодец умирающий - 39 метров. Сам спускался венцы и сваи чинил. Сейчас скважины у всех, хиреет колодец.
А на высоком - потому что у бора. Не пишет автор иных подробностей. Бор - он всегда на высоком месте. Иначе он не бор, а просто сосняк. Пол Сибири таким сосняком заросло.
писец04.05.2019
Андрей Мансветов, я не думаю, чт отут с начала речь лг- начинает рассказ автор - он называет её жилище разрушенным срубом...
Андрей Мансветов04.05.2019
Ирина Николаевна, так автор же и выступает в роли "сказителя" это четко показано в речевой характеристике. И да, юридически автор имеет право назвать дом срубом. Только в поэзии формальная допустимость словоупотребления - не главное. И почти никто (здесь) почему-то этого не хочет понимать. Постоянно стычки и ссоры на этой почве.
писец04.05.2019
Андрей Мансветов, я ниже написала... избы, срубы, хаты... проблема не в этом- проблема в том, что сам текст подан в финал под эту аудиторию, под этих судей , и этот текст- оценка нас с вами автором... думаю, что где-то он прпост оне заморачивался... просто думаю, чт овы Макса не читали вообще - так вот это силньо нетипичный для него текст... прост очеловек его сделал на наш с вами заказ... вы лично против такого? я тоже не за... но наше мнение тут не является определяющим... и я оцениваю именно здесь мастерство макса ,умение понять запроосмы аудитории и попасть. он хотел попасть в клуб? он написал то, что его провело бы в клуб под этими судьями... но перестарался... и чт ов итоге? его текст и сайт на руках носит, и все судьи дружно отреагировали и выве6ли на пьедестал. и что? да, молодец, а мы -дураки!
Андрей Мансветов04.05.2019
Ирина Николаевна, читал я Макса. И разбирал, сколько помню. И уж точно это не мой заказ.
писец04.05.2019
Андрей Мансветов, это заказ большинства)))
писец05.05.2019
Андрей Мансветов, короче, сруб мне совсем не режет... могу послать к прозе деревенщиков... это уже классика
Кравец Евгений04.05.2019
дико сентиментальные судьи в этот раз. я за кубком не следил, а когда посмотрел результаты, как-то нехорошо изумился. на фоне прежних победных работ эта теряется по всем параметрам. согласен с оценкой Анкудинова и Делаланд.
писец04.05.2019
Евгений, так никто ж не спорит... судейство было ээээ.... весёлое... )))
писец04.05.2019
Евгений, но я рада, что так получилось - теперь проблемы судейства понятны не только мне)))... и теперь, думаю, понятно, что вовсе не метод кубок для улучшения клуба -наоборот
писец04.05.2019
народ, если чё - я владелец вполне себе функционирующего колодца, я умею за ним ухаживать- чтоб не заболачивался, чтоб вода не уходила... мне в это истории ничего не странно... у меня не журавель, конечно. но этот самый журавель я видела... спалить стены деревянного колодца , наверное, проблематично ,а во тспалить сам журавель- ну, если ты совсем дурак и бензина много, можно... история ведь более-менее современная- могилы-то кунарские...
писец04.05.2019
а насчёт слезливости истории- бабка живёт в доисторической хате, а сын погиб в Афгане - ну, вы сами на такое ведётесь- вот вам такое и пишут- стих-то конкурсный, автор хотел попаст ьв клуб- вот и попал- просто попал чётко в ваше восприятие, граждане... так претензии в итоге не к автору- к ег очитателям... а то, что в конкурс им подан именно такой текст- так это оценка автором вас)))
поэтому я Максима могу только похвалить!)
ведь это его единственная беременная бабка... он ведь в этой стилистике вообще никогда не пишет... просто сумел .и молодец!)))
писец04.05.2019
для меня проблема не в бору- замшелом -незамшелом... проблемиа в том, что слезливые ванильные истории , картинки, примитивные сюжеты примитивным до дурноты языком и картинками рулят и видимо, будут рулить дальше... слащавая пошлость оценивается выше всего... и осознать надо именно этот факт и попытаться быть другими... а автор- молодец. Вам надо?- беритя! он просто показал свой класс. что он может написат ьвсё, чт оугодно .И в этом смысле - да, он достоин своего места в финале. Просто он оценил НАШ вкус как слащавый пошлых приторный и неразборчивый... думаю, чт ов каком-то смысле для самого автора текст его пародия... на нас... увы...
Андрей Мансветов04.05.2019
Ирина Николаевна,
Мы в детстве были много откровенней:
- Что у тебя на завтрак?
- Ничего.
- А у меня хлеб с маслом и вареньем.
Возьми немного хлеба моего...
Года прошли, и мы иными стали,
Теперь никто не спросит никого:
- Что у тебя на сердце?
Уж не тьма ли?
Возьми немного света моего...
Алексей Решетов
писец04.05.2019
Андрей Мансветов, я понимаю... но я сказала... я сама была в шоке от того, как мы тут скопом низко пали))).... меня больше парит другое- вот и через 10 лет зайдёт человек глянуть , что выигрывает тут- и ... оценит нас с вами... вот это меня напрягавет... потому что когда китч рулит виноват не автор китча... виноваты его потребители...
Бритвочка)04.05.2019
Если честно, работы финалистов ввели меня в состояние "женщина с огромными глазами".)
Хорошо, что в отпуске. Есть возможность отвлечься.
Показательный кубок. Будет грустно, если это сигнал того, что сайтовцы пишут, подстраиваясь под...
Где независтмость произведений? Только у тех, кто ни на какие ступеньки не ломится.
Мрак это, конечно. И хреново.
писец05.05.2019
Бритвочка), меня эта тенденция бесила весь прошлый год. В этом году я прост орада, что это видно какой-то довольно большой и довольно активной группе и , может, начнут поднимать шум, может, что-то сдвинется с мёртвой точки. Я всё это говорила ДО этого кубка и ДО предыдущего. Прост осейчас прям всё очень стало видно .ипрекрасно .Значит изменения неизбежны. Для меня предыдущий кубок ,предыдущее судейство было не менее кошмарным, пардон...
Бритвочка)05.05.2019
Ира, эта тенденция перекочевала в ПБ от некоторых авторов, которые притащили на сайт подобного рода стихи. Народ узрел, что они берут призовые и пошёл строчить. Лично меня мутит от этого. И стихи лично я пока что здесь опубликовывать вообще не хочу. А прошлый кубок - да. Судейство тоже мрак. Даже хорошо, что я вылетела.
Не думаю, что что-то изменят. Пока будет кучка, задающая моду и берущая призы - ничего не поменяется. А они крепко стоят на ногах ибо общительны и сгруппированы.
А стихи... а поэзия как-нибудь потом. Где-нибудь.
Фадей Максимов04.05.2019
Ладно, поехали...)
Замшелый бор. Не знаю, как у других, но у меня стойкая ассоциация с картиной И. И. Шишкин. "Утро в сосновом лесу". Да, это тоже разновидность бора, но старого леса, поросшего мхом. Деревья высокие и ветер не проникает вглубь насаждения, соответственно ерошить ему приходится только макушки.
Сруб. Не пойму, что смущает? Рядом сосновый лес. Почему дом не может быть из сосновых бревен? Это и есть сруб. За тридцать лет неухоженное (и, как часто бывает) разграбленное строение может разрушится.
Сорняки. Здесь слово подразумевает любую сорную траву. Вполне употребимо в разговором варианте.
Согласен, что лазоревая синь звучит избыточно, но тут идеально ясно, что речь идет о ясном небе.
Речь идет о скрипе шарнира. Старушке казалось, что поскрипыванием колодезный столб отвечал ей. Тут важен звук, а не форма.
Журавлиные крылья на лычках. Лычки, сержантские лычки (полоски на погонах) - они в форме буквы v. Чем не символ крыльев?
Рябила слезою картинка. Картинка - отражение, что видела Лушка в ведерке на воде. Она (Лушка) плакала, слезы капали в воду и искажали изображение.
И горел не колодец, а СТОЛБ, колодезный столб. Столб может сгореть, причем без особых трудностей.
И, спасибо за разбор.
Честно говоря, у меня не было мысли сыграть на психологии читателя, выбирая подобную тематику. Получилось случайно. Тем паче я и представить не мог, что стих первое место. Для меня это тоже было полной неожиданностью. Я совершенно не расчетливый человек в этом плане.
Андрей Мансветов04.05.2019
Фадей Максимов, так я и не подозревал. И не подозреваю.
по пунктам отвечать не буду. Скажу только, что речь - система динамичная и дает множество допущений. А дальше начинается разница между допустимо, уместно и точно. И дело не в том, имел ли автор право, а в восприятии читателя.
Я показал свое. Прислушиваться-не прислушиваться, делать выводы - это уже личный выбор вас-читателя.
писец05.05.2019
Андрей Мансветов, Андрей, но Макс ведь прав по деталям)... просто истрия сама - да, ванильная... но разве у нас тут мало ванильных историй на руках носили? я тут уже приводила свой стишок "пеликаны" .Я просто для себя написала - про свои детские воспоминания и реально получила, что называется, народный отклик и народный энтезиазм .Потому что можно поплакать. Потому что текст простой, эмоция простая... Да, я сама такое высоко не ставлю для себя, но вот народу нравится. и проблема не в этом .Я спокойно отношусь , что этот текст выиграл народное голосование- это как раз закономерно. Но вот что он выиграл голосование жюри - это проблема с организацией конкурсов. Чуднова права: либо будет вечно выигрыват ьнечто слащавое и незатейливое, либо что-то нужно менять... и действиптелньо наверное, отделять эти потоки текстов.
и я настаиваю в очередной раз: сделано это как раз очень качественно. у меня ест ьпретензии только к самой теме. И даже не в абсолютном представлении .Вызывает раздражение простой факт: да, выигрывает сюжет, эмоция - всё осталньое прооигрывает. Хочешь выиграть? - пиши мастеровито сюжетную простую историю ,выжимай слезу у читателя... да, это может превратить большие конкурсы в соревнования таких стихов. Да. это скучно. но это проблема не авторов- судей.
Леонид Демиховский06.05.2019
Фадей Максимов,
Позволю себе несколько замечаний именно по таким деталям, как лычки.
Лычки на сержантских погонах СА параллельны. Три параллельных полосы. Чем не крылья? Ну, не знаю... но подозреваю, что лычки Вы перепутали с петлицами. Или наоборот. И там, на петлицах, ожидали найти эмблему десантных войск. На которой тоже никаких крыльев, а два самолёта врозь и парашют между ними. Кстати, на «афганке», носившейся с 1984 г., петлиц не было, эмблема прямо на ворот шла.
Крылья были у связистов и водил, но десантник на губу пойдёт, а такую эмблему не прикрутит. Даже если служит в автовзводе. Или в роте связи)) А вот десантная эмблема РФ - в аккурат с крылышками.
Ещё интересный штрих - гимнастерка. Гимнастёрку в СА не носили с 1968. Вру, носили. Партизаны. Это призванные на сборы бойцы запаса так назывались. Казалось бы - мелочь, ну, не служил автор! Не мелочь, однако, а штамп: устойчивая ассоциация с ВОВ. И этот же штамп застит глаза буквально всем читателям... потому никто и не видит;)
Андрей Мансветов06.05.2019
Леонид Демиховский,все верно. я в эту сторону решил не углубляться, не служил ведь не только автор, судя по отсутствию...
писец06.05.2019
Леонид Демиховский, за экскурс спасибо, но из текста не видно, что сын непременно десантник...а вот крылышки на погонах в тексте просто нужны... пардон... на лычках... как и за спинорй... поэтому даже если бы их не было, они бьыли бы у этого солдата-журавля .Мне лично тут всё норм. Небесный солдат, улетевший на небо, ставший журавлём при матери... - не думаю, что такая сказка кого-то оскорбит неточностью... это скаозчное допущение... и форма тоже сказочная немного...
Андрей Мансветов06.05.2019
Ирина Николаевна, как не видно, вы что!?
писец06.05.2019
Андрей Мансветов, да? ну, может, вам видно... я повторю: я ведь точно в армии не служила... в этих вещах не разбираюсь совсем)... но тут как с колодцами: я как владелец колодца понимаю одно, а те, кто его только видел, понимают другое)
Андрей Мансветов06.05.2019
Ирина Николаевна, голубой берет и тельняшка - войсковая принадлежность очевидна подавляющему большинству, вне зависимости от службы в армии. И, в любом случае, это прямое указание.
писец06.05.2019
Андрей Мансветов, да? я не знала... я думала тельняшки - это матросы... про береты что-то помню... ну, если десантник - крылатые войска, надо думать... а лычки - видимо, уже в журавлиных войсках образовались... я понимаю ,что читаете вы такое другими глазами... но этот тигр в пустыне мне лично очень мил)я б не выбрасывала...
Андрей Мансветов06.05.2019
Ирина Николаевна, что такое провинция Кунар вы, я думаю, тоже не знаете, а ведь эта топонимика несет в себе изрядную часть идейной нагрузки стихотворения. Также сомневаюсь, что вы считали описываемого персонажа матросом. А вот в том, что автор закладывал войсковую принадлежность как значимый работающий образ, наоборот, не сомневаюсь.
Фадей Максимов06.05.2019
Леонид Демиховский,
Лычка старшего сержанта СА
https://patriotshop.com.ua/media/catalog/product/cache/2/image/363x/040ec09b1e35df139433887a97daa66f/f/i/file_13_46.jpg
И, относительно гимнастерки.
О ней вспоминает Лушка, которой, если посчитать, в 1985 году 45-50 лет. Откидываем от 1985 и получаем, что она родилась между 35- 40-ым годами. И она по вашему будет называть китель афганкой?
Леонид Демиховский06.05.2019
Фадей Максимов, это лычка ст. сержанта СА из альтернативной реальности.)
Фадей Максимов06.05.2019
Леонид Демиховский,
Тогда и я из альтернативной)
Леонид Демиховский06.05.2019
Фадей Максимов, вне сомнений;)
https://poembook.ru/poem/1682938-kogda-nad-mira-polovinoj
писец05.05.2019
и да, пожалуй, надо мне сделать разбор текста... для меня это прям подвиг сегодня- у меня вчера были бетонные работы вперемешку с преподаванием, сегодня монтажные работы вперемешку с преподаванием намечаются, хотя руки уже не хотят держать ни шуруп, ни ручку)))
Андрей Мансветов05.05.2019
Ирина Николаевна, ну так сделайте, кто мешает. Считаете качественной - докажите.
Я, кстати, делал не анализ стихотворения, а анализ восприятия. Это несколько разные вещи.
писец05.05.2019
Андрей Мансветов, я анализ восприятия прост оне понимаю. анализ вашего восариятия можно сделать кем-то со стороны. И это тоже - не о том. Вы говорите просто о том, как вы поняли текст. Но ведь анализируете его как-то7 значит это анализ стихотворения. Прост очастичный. но он практически всегда частичный - просто разбирать всё, чт оест ьв тексте, и муторно, и смысла не имеет- можно и размер, ритм, тропы тут разобрать, можно лексику, её окраску, частотность и пр... можно в конце концов, сделать полный фонетический разбор текста или деривационный- только вот на кой? мы всегда выбираем те аспекты, которые нас интересуют. Вы хотели доказать, что текст плохо сделан .Я с этим спорю. Именно по вопросам отделки. У вас тут недостаточная точность речи и ясность образов .У меня всё срослось. Я об этом уже написала .Я ведь быстро пишу.
Почитайте стихи автора
Наиболее популярные стихи на поэмбуке

