Veteranus
Аналитика Ave
22 авг 2017
Аналитика стихотворения-лидера отборочного тура Летнего Кубка-2017
1)
Небо - небрежно рвано.
Туча - большая булка.
Ласточки-дельтапланы
Чертят на небе буквы.
1а) небо
В первом катрене автор частично вводит элементы пейзажа: небо, туча, ласточки.
Характеристика неба – рвано небрежно.
Значение слова «рваный»: а) потерявший целостность в результате разрыва, слишком сильных необратимых деформаций
б) выглядящий рваным, имеющий неровные края
Семантика слова «рваный» предполагает такие переносные значения (а значит, и скрытые ассоциации):
- рваные раны
- рваные одежды
- рваная бумага
- рваный ритм
- рваные облака
В таком случае смысл прост: нам показаны рваные облака на небе (буквальное изображение элемента пейзажа). Но рваные облака (часть) = небо рвано (целое). Символическое значение: небо не имеет целостности в глазах либо автора, либо ЛГ.
Слово «небрежно» характеризует действие, поэтому можно предположить, что облака не просто рваны, а небрежно кем-то разорваны.
Возникает вопрос: почему для автора важен именно этот образ действия – небрежность. Кто или что им характеризуется. Посмотрим, дает ли автор ответ на этот вопрос.
Но запомним: целостность неба нарушена небрежно: по небрежению? из-за небрежности? сознательно? неосознанно? Или скорее так: не особо задумываясь – типа как небрежно закрыть форточку, то есть закрыть ее неосновательно.
1b) туча
Второй элемент пейзажа выделяется гастрономической метафорой.
Какое сходство у тучи и булки?
- по цвету? Вряд ли.
- по форме? Продолговатая, с «надрезами», туча?
- по объему? Большая? Так именно и говорит автор: Туча – большая булка! Возникает вопрос:
Кого именно может удивить булка своим размером? Маленького ребенка, не так ли?
(Помню сам делал фото младенца 1,5 лет вровень с большой булкой. Класс! У дитя восторг!)
Но булка – это белый хлеб.
Второй и последний раз слово «булка» появится в конце с единственным атрибутом: ее крошит отроковица. Значит, исходя из текста и только из текста, автору важно точно, что некто может крошить тучу (небесную булку) наподобие того, как человек крошит батон. Но сработает ли этот параллелизм?
(NB! Перекличка с фразеологизмом «Ты на кого батон крошишь!»)
Хорошо. Что-то вырисовывается: первые 2 строки как бы рисуют небо глазами младенца, который ассоциирует тучу с большой булкой и облака с рваной бумагой (дети любят ее рвать).
NB! Перекличка с «Отче наш, иже еси на небесех, хлеб наш насущный даждь нам днесь!»
Цельное Небо рваное, а «небесный хлеб» – большой и целый.
Смысловой оксюморон: целое рваное, а часть – целая. Зачем это нужно автору? Игра смыслами? Или что-то иное?
1с) ласточки-дельтапланы.
Общее сходство ясно – по внешнему виду и по образу действия: летают. Не будем разбирать разницу аэродинамических характеристик полета ласточки и дельтаплана. Вместо ласточек можно поставить название любой другой небольшой темной птички, порхающей в небе.
Но, может быть, ласточка – это символ? Чего?
Говорят, что она символ плодородия, материнства, возрождения жизни, Афродиты, счастья, удачи и т.д.
Что к этому добавляет ассоциация с техническим средством под названием «дельтаплан»?
Похоже, что ничего. Отметим: в семантическом аспекте в структуре стиха «дельтаплан» – холостой выстрел, пустышка, разве не так?
И кто же способен распознать в ласточках дельтаплан – младенец, как бы имплицитно позиционируемый в первых 2 строках, подросший ребенок, иной ЛГ, автор?
К кулинарной семантике первого катрена добавляется еще одна – авиационно-техническая.
Насколько оправдано соединение этих семантических пластов?
1 d)
Но этому техсредству-птице автор ставит задачу:
на рваной бумаге неба на фоне тучи-булки полетом ласточек чертить буквы. Слово «небо» используется в 1 катрене дважды!
Скажем так: завязка есть – некий мессидж обещается.
Заменив всего лишь одно слово, верифицируем в 1 катрене ключевое понятие:
Облака - небрежно рваны.
Туча – как большая булка.
Ласточки как дельтапланы
Чертят, пролетая, буквы.
Семантика возвышенно-символического плана исчезает.
Итак, ключевое понятие 1 катрена: Небо.
2)
Буквы стремятся к Аve.
Aву Maria ладит:
Тысячелистник, мальва,
Тысячелетье, ладан.
2а)
Буквы стремятся к Аve.
Двоякое толкование-перевод возможно:
- буквы стремятся сложиться в слово Аve
- иные буквы стремятся к уже виднеющемуся на небе слову Аve
Как бы то ни было, автор вводит культурологическую религиозную компоненту: все знают, что Ave – это римское приветствие: Радуйся!
Возникает вопрос: почему именно оно пишется на небе? Кто кого приветствует?
Но так и непонятно из контекста, сложились ли буквы в слово или только к этому стремятся?
2b)
И здесь нам впервые показано человеческое существо: некая Maria, которая ладит аву, что в переводе на русский означает примерно следующее: налаживает, настраивает, готовит аватарку для виртуального «профиля».
Понятно, что в буквальном понимании речь здесь идет о нашей современнице.
Для переносного (религиозного) значения автор предлагает полунамек, ибо камуфлирует «Ave, Maria!» под игру слов «Аву Maria ладит».
Отметим, что семантика глагола «ладить» многоликая: «жить в мире», «приводить в порядок», «настраивать», «твердить одно и то же». Она придает дополнительные тона (от высоких до низких коннотаций) всей этой строке.
2 с) d)
В этих двух строках перечисляются «компоненты» «авы» Марии:
Тысячелистник, мальва,
Тысячелетье, ладан.
Три объекта материального плана, один объект – нематериального. Что это логическая ошибка ради игры слов? Такое впечатление, что это «тысячелетье» такой же «холостой выстрел» как и дельтаплан. Его употребление, похоже, ничего не добавляет к общей семантике ни катрена, ни стиха в целом.
Даже если символически посмотреть на изготовление «авы», вряд ли этот миллениум что-то прояснит. В мариологии нет атрибуции «тысячелетья» к символам Девы Марии. Впрочем, как и упомянутых мальвы, тысячелистника и ладана. Явно, что этот набор не из традиционного христианского тезауруса.
Тогда откуда эти символические атрибуты?
С ладном, наверное, всё понятно. Это просто из обывательского представления о том, что перед иконой Богородицы принято кадить ладаном, воскуряя фимиам. К тому же «ладить – ладан» удачная рифмопара, сама собой напрашивающаяся.
Но в контексте стихотворения: ладить аву = кадить ладан себе самой.
Ясно, что создание своего виртуального мирка – это святилище собственного «культа личности».
Таким образом, культурно-религиозный типаж «Дева Мария» привлекается как бы именно для выражения этой идеи: сакрализация личного виртомира.
К реальной личности Богородицы этот второй катрен вряд ли относится. И, конечно, религиозного человека такой функционализм не может не покоробить (религиозность и благочестие самого автора оставим за скобками).
А что же с мальвой? Может, она просто растет в саду или в огороде у Марии. Кто знает? Назывные предложения сами по себе мало что означают вне контекста. Разве что обозначают сам предмет. Ну, мальва и мальва, а могла быть и мимоза. Но рифмопарность требует, допустим, выбрать именно мальву.
А кто захочет поискать в книгах по эзотерике скрытый смысл мальвы и тысячелистника, пусть ищет. Обывателю названия этих цветов ничего не говорят.
Так что вывод по второму катрену: происходит введение религиозно-сакрального аспекта в создание «своего табуированного и символического мира» – «Аве, Мария!» (+ ладан) в перекличке с настройкой авы в профиле некоей современной Марией. Конечно, человек может при этом шептать: «Радуйся!» и как бы видеть «знаки» благословения свыше небесными буквами… Но это мечты-мечты… Или нет?
Третий катрен еще больше заставляет задуматься о феномене авторского «потока сознания»: образы наслаиваются друг на друга, цепляясь за какие-то внутренние или внешние ассоциации.
Но, тем не менее, помимо персонажа с авой на лоне природы и на фоне разорванного неба с булкой-тучей, появляется еще и некий «сад»: культурное пространство «девы» (согласно концепции В.Я.Проппа).
3)
Лето на ладан дышит,
Морща прохладный прудик.
Шепчут трусихи-вишни:
"Листьев - и тех убудет".
В этом очаровательном катрене всё понятно: лето кончается, слабый ветерок дует на прудик, скоро осень с неизбежным листопадом.
Красивое олицетворение смены сезонов.
Насколько предопределен рифмами выбор архетипов? Вишня, а не яблоня? (NB! Намек на Мировое древо, Древо жизни, Древо познания добра и зла и т.п.). Думаю, не суть.
Интересный момент: «Листьев убудет», а плодов как бы и не было? (NB! Перекличка с «бесплодной смоковницей»? Случайно, нарочито?) Не ясно из контекста.
Обращает на себя эпитет «трусиха». Чем он значим для автора? Как он соотносится с женскими персонажами стихотворения? Не ясно из контекста: чего же так боятся вишни? Осень неизбежна. Плодов нет. Может быть, их срубят и бросят в огонь?
Но символическая линия архетипов все-таки выдерживается: Небо – Хлеб – Дева – Сад – Древо – Страх…
4)
Ветер, боец бывалый,
Фразам трусих не внемлет.
Капли малинок алых
Целятся в сердце-землю.
В четвертом катрене появляется мужской гендер! Да, еще какой лихой: «Ветер, боец бывалый, Фразам трусих не внемлет».
Пришел брать "свое" со властью воина!
(да, и опять повторы! Мы помним, что небо было дважды, ладан был дважды, трусихи дважды, да и ветер (имплицитно в 3, а эксплицитно в 4 катрене) – был дважды.
Ветер как бы срывает ягоды малины и стремится ими пронзить сердце земли.
Круто! Небо и Земля встретились, точнее небо (ветер с него) и сердце (девы), как земля, в которую упали спелые ягоды (алые!). Стоит ли говорить, что «малина» здесь – символ любви?
(NB! Перекличка с «если зерно, упавшее в землю, не умрет, то не принесет плода своего»).
5)
Пли! Бессердечно. Гулко.
Пли! Недолёт. Промашка.
...Крошит на гаджет булку
Отроковица
Машка.
Несколько сбивает с толку артиллерийская семантика, ворвавшаяся в стихотворение. Но мы теперь понимаем, что в потоке сознания она коррелирует с бойцом-удальцом. Что это? То ли гром прогремел, то ли виртуальный ветер-молодец «атаку» повел? Но, похоже, что безрезультатно: «Бессердечно. Гулко. Недолёт. Промашка».
Любовь не случилась... Недо...
Тучка, наверное, пропала с горизонта, так и не разродившись дождем.
Отроковица Машка, увлеченная своей персоной в виртуальном мире, подкрепляет свое телесно-бренное существование безразличным поеданием булки.
Кто же смотрел на Небо? Кто же видел на нем буквы «Ave!»? Нужен ли был второй катрен?
Символический ряд «Небо – Хлеб – Дева – Сад – Древо – Страх – Он – Любовь…» обрывается. Хотя... Постойте! Нет, ведь в игру входит "гаджет", то есть такой ряд получается: ...Дева ... –... Любовь – Гаджет.
Из возможности самореализации в актуализации потенциальной мечты (архетипический «код» смысла человеческой жизни) происходит сползание в область элементарного биологического существования с нарциссическим экзистенциалом в вирте (я дико извиняюсь за лексику в этом абзаце, но иначе резюмировать не стану).
Конечно, архитектоника стихотворения своеобразная, но поразмыслить, как оказалось, есть над чем…
В любом случае, "торжества жизни" (мнение Андрея Мансветова) здесь не видно.
Ибо мир и жизнь нарисованы автором с неким "недо":
"небо рвано"; "буквы стремятся", "вишни-трусихи"; "недолет. промашка".
Скорее, мы тут видим торжество "гаджета" (ср. с концепцией конкурсного стихотворения "Судьбоносная Гора", где говорится так: "ликует пылинка, забыв про никчемный айфон...").
Чувствуете разницу в интерпретации образа отношений "техно-идола" и современного человека?
Или все-таки автор оставляет некий проблеск надежды? Почему отроковица крошит на гаджет булку?
Sic!
Может быть, она задумалась, засмотревшись на небо, тучу, ласточек, буквы и машинально крошит (ибо уже не ест) эту свою булку! Может быть, она приманивает небесных птичек, желая их покормить, и через это действо ОБЩЕЙ ТРАПЕЗЫ сообщиться с небесным посланием, приобщиться Небесному Хлебу?
Такой ход интерпретации мне симпатичен...
Философия в произведении Ave, конечно, есть (в рамках символической линии архетипов), но сильно имплицитно. Едва различима под микроскопом.
Отзывы
Эдуард Струков22.08.2017
Пишется за три минуты...
https://poembook.ru/poem/1654258-privetiki!-%28parodiya-na-favorita%29
Khelga22.08.2017
Я натурально под впечатлением. Титанический труд. Даже иногда и приятно побыть костью в вашем горле.
Андрей Мансветов22.08.2017
метареализм даже не близко. где хоть одна метамета?
Veteranus22.08.2017
Хороша реакция, ничего не скажешь! )))
Если Вас заинтересовала только "мета", у меня сказано: что-то вроде "метаболы".
Андрей Мансветов22.08.2017
просто я неплохо знаю и направление и его представителей))
Андрей Мансветов22.08.2017
и, собственно, кедровские выкладки относительно метаметафоры
Veteranus23.08.2017
Да, я вчера читал об этом в Вашей переписке с Галиной.
Ну, уберу я эту фразу, чтобы Вас не смущать, что с того?
Будто остальной текст уже и невнятен?
Андрей Мансветов23.08.2017
над остальным текстом я ещё думаю)))
Veteranus23.08.2017
это радует! )))
Момад Андрей Евгеньевич23.08.2017
Всё находите противоречия?
Veteranus23.08.2017
Просто пытаюсь понять специфику мышления современных поэтов.
Обухова Елена23.08.2017
Раньше к произведениям типа AVE применялся термин "кич" (это равносильно изображению флага страны на трусах)...
Veteranus23.08.2017
А нынче нельзя просто ярлыки навешивать, ибо все уровни в искусстве равны априори. Писать о "высоком" считается неприличным. Мешать всё подряд - "демократично".
Но зато не запрещается называть вещи своими именами.
Житарчук Виктор29.08.2017
лучше на трусах, чем на голой заднице. и при чём здесь кич?!
а вот интересно, когда это раньше? - во времена царя Гороха?! раньше и теплее было, и люди были здоровее, и денег больше, и продукты лучше - бред полный...
Степанян (Богомолова) Татьяна23.08.2017
Это стихотворение должно было быть написано и признано лидером хотя бы ради того, чтобы вызвать такую бурную и глубокомысленную полемику! Хорошо, если 10 %
читателей разглядит в нём то, что удалось увидеть Вам, Мансветову и Вьюжину.
Прочитала с интересом, но посочувствовала и себе и вам троим, потратившим время на довольно заурядное произведение.
Житарчук Виктор29.08.2017
обычно говорят, что в "спорах рождается Истина", в чём я лично сомневаюсь. В подобных спорах рождается злоба, месть и неуравновешенность.
Veteranus29.08.2017
Да, Вы правы, в некоторых спорах, которые далеки от дискуссии (цель - понять суть), но близки к полемике (цель - одержать победу любым способом) проявляется именно агрессивность.
Но, получается, если знаешь, что человек не может не проявлять агрессивность, то теперь и искать суть не имеет смысла?
Тем более странна эта агрессивность в эпистолярном проявлении, ведь на ПБ мы пишем, а не говорим, и всегда есть временной зазор, прежде чем отправить свой "мессидж" оппоненту (исправить, убрать негатив). К тому же всегда можно откорректировать в позитивную сторону апостериори, когда эмоция сошла на нет.
Меня здесь постоянно удивляет эта небрежность некоторых пользователей к оформлению своих высказываний (неужели не перечитать и не исправить?).
Ведь наш имидж на ПБ напрямую зависит от нашего речевого поведения. Но кому-то многое прощается, а кому-то ничего не забывается. Вопрос: почему?
Житарчук Виктор29.08.2017
если заранее знаешь, что спорящая сторона "не может не проявить агрессивность" и всё равно споришь, то ты уже проиграл.
честно говоря, я всегда думала, что имидж на ПБ зависит от качества стихотворений, выкладываемых автором, а не от умения полемизировать и держать удар, - здесь любая "базарная бабка" форы даст любому бедному поэту...
"речевое поведение" - хороший термин, но когда уже вывели человека из равновесия, то можно ожидать чего угодно)
Veteranus29.08.2017
Позвольте уточнить.
Имидж складывается из разных составляющих.
Творчество, несомненно, на первом месте (кто-то этим и ограничивается).
Но те, кто считает для себя важным (по каким-то причинам) общаться в социальной сети в рамках предлагаемых площадок (личка, дневник, альбом, комментарии под опусами), нарабатывают свою "карму" в глазах тех или иных пользователей.
Стратегии общения у кого-то меняются, у кого-то нет.
Считаю, что вполне адекватно многие могут пользоваться тактикой "дискуссия" (ради выяснения сути), но редко кто выдерживает ее до конца, как Вы правильно заметили, по причине утраты равновесия.
Но это не значит, что в силу "сбоев" следует отказаться от "выяснения сути" в доброжелательном контексте.
Мне кажется, что надеяться на лучшее в человеке не есть самая бесперспективная коммуникативная ситуация.
Житарчук Виктор29.08.2017
если для выяснения "сути" - это одно, если для выяснения отношений - совершенно другое, но карма накапливается и в том, и в другом случае, и не факт, что хорошая, но "карма" это не совсем "имидж", она гораздо сложнее - там такие причинно-следственные связи, что даже математика не поможет).
"надеяться на лучшее" - это замечательно!)))
Всё дело в том, что когда люди с разными подходами, разным уровнем начинают искать Истину - то получается, скорее, выяснение "отношений")))
Veteranus29.08.2017
К сожалению Вы правы в том, что люди не умеют подняться выше отношений даже ради выяснения сути (то есть "объективного смысла").
[Об адекватном понимании Истины и единомыслии в ней я и не говорю].
Ведь казалось бы, что может быть проще:
"в главном -- единство, во второстепенном -- разномыслие, и над всем(и) -- Любовь"?
А получается как?
Житарчук Виктор29.08.2017
мы незаметно перешли к вопросу, являющимся смыслом жизни. Но Любовь - сложнейшее понятие, и я это понятие понимаю как часть свойства Вселенной, как частицу, которая есть в каждом из нас и которую мы, так или иначе (через творчество, через общение, через различные отношения) стремимся раскрыть в себе, причём в разных формах - и в форме милосердия, и в форме доброты, понимания...
Получается, что в этих спорах идёт разделение и обособление, причём даже людей, которые на одной волне...
Или мне так кажется???
Veteranus29.08.2017
Нет, Любовь здесь синоним адекватных человеческих отношений ( у нее есть 16 конкретных свойств - см. гимн Любви ап.Павла).
Житарчук Виктор29.08.2017
я знакома с писаниями апостола Павла, но Любовь - это не все качества Вселенной, - есть ещё Истина и Терпение.
А в социуме есть определенные правила отношений, регулируемые моралью и её высшим проявлением - нравственностью, - Любовь уж совсем романтична и возвышенна для споров в поиске Истины)
Veteranus29.08.2017
апостол Павел имеет в виду именно человеческие отношения. Я тоже.
Житарчук Виктор29.08.2017
там, где он пишет о Любви, - да, но даже это уже высокий уровень для нас, "ибо страстями мы раздираемы")))
Veteranus29.08.2017
Было бы желание быть лучше, и помощь свыше придет! )
Житарчук Виктор29.08.2017
одного желания мало, нужно ещё усилие, для того, чтобы идти вперёд по тернистому пути)
Veteranus29.08.2017
да.
Житарчук Виктор29.08.2017
Спасибо, было приятно найти единомышленника)))
Veteranus29.08.2017
И Вам спасибо за достойную беседу! )
Khelga29.08.2017
Не надоело ли пиариться за мой счёт?
Reni22.08.2018
Стих не читала, но разбор заинтересовал.
Veteranus22.08.2018
Спасибо, что заглянули и сюда...))
Reni22.08.2018
Он сегодня висел в "год назад")
Veteranus22.08.2018
Механическая карусель...)
Reni22.08.2018
Да, вероятно. Я в отпуске, поэтому могу круглыми сутками крутиться)
Veteranus22.08.2018
Эх, что-то привязался ко мне Станиславский со своим "не верю!" и шепчет всё, мол, не новичок на ПБ, эта миледи! ))
Reni22.08.2018
У Вас мания преследования, Ингвар. Не ломайте голову, лишнее.
Veteranus22.08.2018
Да, что мания - это понятно! ) Если б Вы знали, сколько народу здесь разлекается со своими клонами! ))
Но админы еще не устали их аккаунты ликвидировать.
Просто сама фраза "я здесь новичок" - чистое палево и маркер "неновичка-игрока-в-альтер-эго"! Опять-таки столько народу здесь после нее прокалывалось!
Вы уж простите, но это реакция на "клише".
Ладно, пусть будет, как есть: раз Вы говорите, что "новичок", так и будем считать.
Вопросов больше нет. ))
Reni22.08.2018
Был у меня друг с ником Альтернетэго. Напомнили. Хороший был человек...
Veteranus22.08.2018
У меня тут тоже был друг с ником Johnny Doe.
Он тоже - хоррроший человек...
Смирнов Артем08.02.2019
Если сильно захотеть смысл можно увидеть во всем, а если плохо со способностью "увидеть", то его можно придумать, делов-то, был бы повод. Честно говоря, мне Вас немного жалко, вы трудились, да, но ради чего? Мне кажется это не стоит тех затрат времени и энергии.
Звёзды
Почитайте стихи автора
Наиболее популярные стихи на поэмбуке

