Скачко (Полеви) Елена
Стихотворение как пальто
16 фев 2025
В моей жизни было много разных пальто. И, надеюсь, еще будет.
У меня и сейчас их, наверное, с десяток. или больше. Разных. По цвету, по погоде, по стилю, по длине, по цене.
Но ношу я не все. Есть такие, что были куплены в угоду настроению и редко просыпающейся практичности (учитывая соотношение цена/качество), но так ни разу и не выгуливались.
Но были такие, которые я помню как особенные явления в моей жизни.
Одно из них - ярко-красное. Дизайнерское, его мне сшили замечательные модельеры Алена Ворожбит и Таня Земскова лет двадцать назад. Мне жаль, что я его куда-то дела, не помню. Кому-то, наверное, отдала, когда сильно похудела. Потом я снова поправилась, но пальто уже не было. А мне вдруг захотелось его надеть.
Сшить еще одно такое же? Наверное, можно. Но я не буду.
Причем тут стихи?
А вот прочитала в Альбоме тему о критериях оценки поэтического творчества и решила вставить свои пять копеек, хотя меня никто не спрашивал.
Но отчетливо возникла ассоциация с пальто.
Вот заходим мы в магазин. Висит огромное количество пальто, но идем мы прямиком всегда к какой-то конкретной стойке. Нас просто тянет туда. Идем на цвет. Да, первая реакция именно такая. Причем, кто-то всю жизнь ходит прямиком на один цвет - черный или голубой, например. У меня не так. У меня бывают разные цветовые периоды. От чего это зависит? А бог его знает. Проще сказать, - от настроения. Но настроение ведь складывается из каких-то составляющих...
Со стихами - такая же история. Идешь на самое видимое. Это первая реакция. Самое видимое - это заголовок, первая строка и общая архитектура текста.
Итак, идешь на красное пальто. Или белое (синее, зеленое, черное - нужное вставить!) Цвет изумительный, размер подходит. Что дальше? Дальше мы его надеваем на себя. Примеряем. Смотрим в зеркало - совпадаем или нет?
И уже потом начинаем всматриваться в детали. А швы аккуратные? А карманы не косо пришиты? А пуговицы не дешево выглядят? А воротник удобный? А ткань не закошлатится завтра же? Некоторые, правда, с этого начинают, но редко. Ибо все-таки рулят эмоции, особенно у творческих людей. В моей жизни, например, были случаи, когда я покупала вещь и сразу же несла ее портнихе поменять пуговицы.
В общем, на этом этапе нас уже интересует качество ткани, лекала и, собственно, исполнения.
А после уже следует решение - беру ли в свой гардероб?
Беру ли в Избранное?
Вот так и выглядит принятие: цвет (настроение), как сидит (совпадение со мной, с моими чувствами), а дальше уже качество и детали (техника).
Конечно, качество бывает таким, что пойдешь на цвет, а прикоснешься - и сразу хочется одернуть руку. И это всегда очень грустно. Когда хотелось понюхать цветок, а он оказался пластиковым...
Из пальто можно вырасти. Из стиха тоже. В пальто можно "утонуть". В стихе тоже. Пальто может износиться и надоесть. Стих тоже. По потерянному (отданного, украденному, изношенному) пальто можно скучать. Но вот незадача... Повторить его нельзя. Можно сшить или купить копию, но ты уже никогда не повторишь себя в этом пальто. Не повторишь то настроение, когда надел(а) его впервые, радость именно того момента, преломление света, в котором ты увидел(а) это пальто тогда, свои отношения с миром именно в ту весну или осень...
Стихи тоже нельзя повторить. И вполне возможно, что текст, который когда-то вызывал мурашки, покажется скучным или мелким на этот раз...
Вот поэтому я не буду шить красное пальто из своего прошлого. Потому что это будет сомокосплей.
Вот поэтому одному же и тому стиху в разных конкурсах иногда ставишь разные оценки.
И да. Я не зря указала авторов моего легендарного красного пальто.
Рассматривая вещь, мы, современные люди, всегда смотрим на лейбл. Он обо многом нам говорит. Есть те, которые сразу вызывают доверие, потому что есть предыдущий опыт. Былое впечатление: это моё. И в этом "моё" - не только цвет и качество. Это еще и энергетика, и атмосфера, и ценности, и традиции, и что-то совершенно иррациональное.
Поэтому не стоит удивляться, что "своих" авторов узнаешь даже анонимно.
Субъективный подход? Конечно.
Когда приходится оценивать как члену жюри приходится отключать некоторые опции. И начинать не с цвета, а с лекала, качества ткани, строчек и подкладки.
Но при прочих равных... я все равно выберу красное, а не бежевое пальто.
Бежевое, совершенно новое, висит в моем шкафу уже лет пять. Я так его ни разу и не надела. Хотя оно идеальное по всем параметрам.
Кроме цвета.
Завтра подумаю, кому бы его отдать...
Отзывы
Стэн ГОЛЕМ16.02.2025
Вещь хороша, когда она украшает хозяина. У меня это кожаная сумка, сшитая наподобие офицерского планшета. Повседневка, но многие хотели бы такую же.. и это второе качество, которым вещь должна обладать - её хотят другие, но получил только я.. в какой-то мере это напоминает отношение к женщине, правда, в крайне незначительной мере - гораздо интересней, что же получит женщина..
Wowk16.02.2025
У меня еще и обратная реакция включается, когда вдруг узнаю в конкурсе "своего" избранного портного, а пальто уже не то слегка. И тянется рука занизить ему оценку, хотя на общем фоне это новое пальто выглядит довольно прилично. Редко, конечно, но иногда снижаю оценку, да не обидятся мои "любимчики".
Алишер16.02.2025
симпатичная честная заметка.
но сравнение, как и всякое сравнение поэзии с чем бы то ни было, некорректно.
(у меня кстати есть юношеская поэма, так и называется "пальто", где в подкладке есть и это сравнение, напомнили, надо бы загрузить на стр)
дело в том, что в этом вашем сравнении опускается очень важный момент: большинство оцениваемых вами, например, текстов в конкурсах, не являются никакими пальто) это какие-то странные балахоны неопределённого цвета непонятно из чего, грязные лохмотья, всё что угодно, только не пальто.
речь о критериях - это речь именно о пальто, в нашем контексте, только о пальто, крутых настоящих пальто, когда речь о швах и качестве материи несущественна.
и когда речь становится только о пальто - тогда появляется совершенно другое пространство критериев, более сложное и тонкое.
svet5616.02.2025
Лен, а у меня курток дома штук 20, вчера зачем-то ещё одну чёрную купила)) А заметка твоя честная.
Скачко (Полеви) Елена16.02.2025
svet56, Светочка, у меня курток раньше много было, а сейчас я как-то перешла на пальто, но они не классические у меня, в основном, - есть такие, что больше на куртки похожи))
Жаба Клава16.02.2025
"Пальто" хочется носить долго. Оно не должно выглядеть устаревшим через год...десять. Поэтому изначально должно быть дерзким и только моим. Т.,е надела и поняла - оно! Спонтанности при выборе нет. Все свои пальто люблю и ношу с удовольствием.
O-Z16.02.2025
У меня есть всего одно- розовое)
. о.Митрий16.02.2025
Вот несоизмеримые ... И тут я впал в ступор. Вещи? Поэзия не вещь. Понятия? Пальто не понятие. Ну и ладно. Сравнения - это более доходчиво.
Сам сравнивал стихотворение и пальто. История иногда вынуждает писать подцензурные стихотворения. Вот они, если претендуют на поэзию, выглядят как пальто. Посвященный прочтет их с подкладки, а в массовом сознании они выглядят с лица. Навела меня на эту мысль Кицунэ. У неё было стихотворение про голубей, где подкладка торчала в прорехах.
Смольников Владимир17.02.2025
Прочитал про ни разу не ношенное бежевое пальто и почему-то сразу вспомнил сэра Генри Баскервиля, который купил светло-коричневые ботинки и сразу выставил их за дверь гостиничного номера, чтобы их (новые!) замазали чёрной ваксой ("чёрные чтобы были")...
Скачко (Полеви) Елена17.02.2025
Владимир, у меня тоже на этот счет есть реальная история. Первый год моей работы в школе пришелся еще на время, когда были популярны смотры строя с песней, помните? А у нас в школе была учительница Зоя Александровна (царствие небесное), которую боялись все - и ученики, и родители, и учителя, и директор наш славный Петр Андреевич... Почему боялись, сейчас даже не пойму, но репутация у нее была такая. География, которую она преподавала, в школе считалась главным предметом. И не дай бог не ее класс выиграл бы этот смотр!!!! В общем, велела она своим пятиклашкам, чтобы все были непременно в черных туфлях. А время было сложное, дефицит, не у всех были черные туфли... Но все-равно все родители вытащили кошельки и готовы были пожертвовать остатками семейного бюджета, чтобы Зоя Александровна не гневалась. Одна девочки из ее класса туфель не нашла. То ли размер не подошел, то ли еще что... Но у нее были нарядные белые. И вот, чтобы дитю не попало, а смотр строя с песней не пострадал, ночью... папа девочки покрасил красивые белые туфли обыкновенной чёрной краской))) Ну... комментарии, думаю, излишни)
Гладков Игорь17.02.2025
https://ya.ru/video/preview/533464767404782685 как в "любовном" конке один мракобес
Дедуся17.02.2025
***
Напрасно распахнули вы пальто
И моё сердце защемило болью.
Без красненького вы уже не то
И кое-где меха побиты молью.
Шучу
Скачко (Полеви) Елена17.02.2025
Дедуся, да так и есть))
Ялова Алиса17.02.2025
Интересное сравнение стиха со цветом настроенья,
Желаю ладных рифм и строчек - по стилю круче чем у Гуччи)
Сорокин Владимир17.02.2025
Интересный образ, но всё же поэзия это не вещь. Поэзия это такой вид коммуникации, поэтому выбирать приходится не пальто, даже не слова, а человека. Ну, типа, есть с ним коннект, либо нет коннекта. Тут скорее мы похожи не на потребителей, а на собак - собаки сразу видят поймут ли они друг-друга, или нет.
Дедуся17.02.2025
Владимир, ***
Здесь вы не правы как никто.
Пегас естественно в пальто!
Мы о поэзии, о ней..
Польт было много, а коней?
)))
Скачко (Полеви) Елена17.02.2025
Владимир, ну... коммуникации не первичны, коммуникации - это следствие процесса мышления)) Поэтому выбор происходит сначала на где-то внутри нас, на уровне подсознания... А потом уже коммуникации. Дела в том, что коммуникации - это всегда осознанное действие. А взаимоотношения с поэтическим словом и образом - нет...
Сорокин Владимир17.02.2025
Елена, с точки зрения современной антропологии, процесс абстрактного мышления это всего лишь инструмент, сформированый необходимостью более сложной, абстрактной коммуникации в первобытном обществе. Так что тут с курицей и яйцом вроде как ясность)
Семецкий Юрий17.02.2025
Если в стихотворении проблема со швами, то это уже не поэзия. Даже если такое стихотворение написано классиками.
Блок - один из самых любимых моих поэтов. Но не зря про него Маяковский сказал, что у Блока из каждых 10 стихотворений 7 полная ерунда. Блок экспериментировал, часто неудачно. Об этом ему говорили современники - критики и коллеги, но сейчас в собрание сочинений включают всё - и гениальные стихи и провальные. А литературоведы пытаются внушить нам мысль, что у гениального поэта всё гениально. А это не так. Автор имеет право на эксперимент, но если эксперимент провальный (например, и-стих), то надо иметь мужество признать это, а не превращаться в эпигона экспериментатора.
А на Поэмбуке очень много развелось псевдоэкспериментаторов, которым судьи ставят высокие оценки просто за то, что они используют современные поэтические приёмы.
И практически никто не знает, что литанализ включпает три пункта:
1. Идея-содержание
2. Художественность
3. Смысл
И если в стихотворении единичный "кривой шов", то это проблема художественности текста, это можно поправить, и это максимум минус один балл, а если в стихотворении отсутствует смысл, то стихотворение в принципе ущербное и это сразу минус 5 баллов (исхожу из шкалы в 15 баллов). Правда, смысл может быть чисто филологический - фоника, например.
В целом, если говорить о судействе на Поэмбуке, то мне абсолютно очевидно, что никто никаким анализом текстов не занимается. У каждого в голове свой шаблон идеального текста, и чем дальше стихотворение от судейского шаблона, тем ниже оценка. Это неправильно, но других судей у нас нет.
Вкус - это и есть шаблон. А к чему придраться, если стихотворение не соответствует шаблону всегда найдётся. Например, можно назвать кривым швом то, что является просто другим взглядом на возможности русского языка.
Скачко (Полеви) Елена17.02.2025
Юрий, согласна насчет швов полностью! Я потому и написала: каким бы ни было ярким первое впечатление, все равно мы не купим пальто, если воротник пришит криво, а петли для пуговиц выше или ниже самих пуговиц...
Что касается Блока. В юности мне казалось совершенно гениальным его стихотворение "О доблестях, о подвигах, о славе..." До сих пор считаю, что первая строфа прекрасна. Да и вообще какой-то внутренний стержень... Но много позже я вдруг совершенно иначе посмотрела на техническую сторону... Понимаю, что времена были другие и требования к языку... Но рифмопары ушла/снизошла, ушла/нашла в двух строфах подряд меня просто удручают теперь))) Даже хотелось сесть и отредактировать))
Семецкий Юрий18.02.2025
Елена, да Блок - это ещё не так плохо по сравнению с некоторыми стихами Есенина. У любого поэта есть удачные и неудачные стихи. Но мы степень их удачности определяем ни по каким-то критериям, а просто сравнивая с шаблоном в своей голове. Ваш шаблон Вам подсказывает, что рифма ушла/нашла недопустима, а мой говорит - нормально. Это же не ушла/поняла. У рифмы ушла/нашла крепкий опорный звук - это допустимо.
Леонид Демиховский30.03.2025
Юрий, « Если в стихотворении проблема со швами, то это уже не поэзия». Хм… это даже не спорно. Это Белинский бы даже не согласился) Если у пальто проблема со швами, то это все равно немножко пальто, а хорошо снимать можно и Сменой 8. Смысл многих классических китайских стихотворений современникам нашим недоступен. Включая китайцев. И что? Стихи эти перестали быть поэзией от того, что видят в них не то, что было вложено автором? Местами то же самое происходит со стихами Пушкина… А из дыр бур щел вона чо вообще еще вышло! А судей других вообще не бывает, и в спорте так. Да, художественность! И кто бы ее определил?
А ТЕПЕРЬ О «ЖУКАХ»
Кто же они, эти загадочные «жуки», имеющие такую фантастическую популярность? — спросит чигатель.
Увы, это всего-навсего английский эстрадный ансамбль
«Битлз» (жуки), состоящий из четырех человек — Джорджа Харрисона, Поля Маккартни, Джона Леннона и Ринго Стара. Трое с питарами, один ударник - и все четверо... чуть было не сказал — поют!
Трудно себе даже представить, какие звуки издают эти молодые люди под собственный аккомпане-мент, какое содержание в этих опусах. Бедные наивные «жуки»! Вы, наверно, твердо уверены в том, что все это — слава, бешеные деньги, рев и визг поклонников, визиты к королям - все это навсегда и по заслугам. Но готов биться об заклад, что протянете вы еще год-полтора, а потом появятся молодые люди с еще более дурацкими прическами и дикими голосами, и все кончится!..
И придется вам с трудом пристраиваться в маленькие провинциальные кабачки на временную работу.
Никита БОГОСЛОВСКИЙ (прекрасный композитор, и пишет искренне как, не кривит душой ни капельки!)
Семецкий Юрий30.03.2025
Леонид Демиховский, Вы со мной спорите?
Ниже я написал: И если в стихотворении единичный "кривой шов", то это проблема художественности текста, это можно поправить, и это максимум минус один балл.
Леонид Демиховский30.03.2025
Юрий, единичный кривой шов торчит, а мятый пиджак - стиль высокой моды. Я не спорю, я указываю на.)
Семецкий Юрий01.04.2025
Леонид Демиховский, так я только за - я за разнообразие в поэзии.
Леонид Демиховский01.04.2025
Юрий, и как это соотносится с обрисованными выше приоритетами в системе выставления оценок?)
Семецкий Юрий02.04.2025
Леонид Демиховский, это было так давно, что я уже не помню, о чём статья Елены и что я ей на это написал.
Проще было бы выйти из метафорической зоны и поговорить об оценках напрямую.
Скачко (Полеви) Елена01.04.2025
Леонид Демиховский, мятый пиджак - это иногда так стильно)) я вообще люблю вещи, которые не надо гладить. Но. Они как раз должны быть безукоризненными в крое, иначе это будет дико небрежно. Вообще грань между творческой свободой и небрежностью - очень тонкое дело
Кремень Н⩜дежД⩜17.02.2025
Я новичок в судействе, поэтому жюрю с максимальной серьëзностью. Стараюсь быть объективной, вынести критерии оценки за рамки собственного вкуса. И вот какая интересная штука приключилась со мной здесь, на ПБ. Раньше я могла с уверенностью сказать: "Люблю чëрные кашемировые пальто с английским воротником". А теперь я понятия не имею, что именно люблю)) Это может быть пальто, пуховик, косуха, пончо... Нельзя же сказать, что джинсовка хуже шубы только потому, что сделана не из меха, правильно?) То же и с брендами. Любимый автор может разочаровать, а тот, от кого не ожидал ничего особенного, внезапно подкинет шедевр. Такое тоже случается)
Скачко (Полеви) Елена30.03.2025
Н⩜дежД⩜, я нее новичок, но тоже отношусь с максимальной серьезностью. Потому что понимаю, как чувствительно это для авторов
Кремень Н⩜дежД⩜30.03.2025
Елена, сама я из тех авторов, которые действительно не обижаются. Удивиться могу, но не более того. А вот жюрить тяжело. Каждый раз остаëтся чувство, что кого-то недо- или переоценила. Первое, конечно, хуже. А ещё бросается в глаза интересный факт. Мы уже привыкли считать, что народное голосование – ерунда, а экспертное – истина в последней инстанции. Только вот жюри тоже не проявляет единодушия. Если все эти люди так хорошо разбираются в поэзии, то почему одна и та же работа зачастую получает от единицы до пятнышки? Кто-то неправ? Или просто любая оценка субъективна? У меня нет ответа...
Скачко (Полеви) Елена30.03.2025
Н⩜дежД⩜, субъективность присутствует всегда. Плюс... По большому счету, профессиональных членов жюри не существует, как не существует точных критериев.. Текст - это не сахар, о нем нельзя сказать - белый, кристаллический, сухой... Но есть люди с чутьем, с хорошим пониманием законов хорошего текста... Поэтому тут такое - верю, не верю.
Что касается народного, то лично для меня оно важно. Ибо никто здесь из нас не профессиональный поэт и никогда им не будет. Даже изданная книга или подборка в журнале - не признак профи. Потому что профи этот тот, для кого это ремесло или творчество - заработок. А то, что читателям откликается, это очень важно...
Кремень Н⩜дежД⩜30.03.2025
Елена, да, странно всë это. Мне тут часто доводилось читать: "Народное – фу! Ничего они не понимают". Получается, пока я "народ", я ничего не понимаю, но стоит мне попасть в десятку и оказаться в жюри, я сразу становлюсь экспертом. Ерунда какая-то. Меня эта тема давно интересует. В дуэлях, например, часто выигрывают гораздо более слабые тексты. С одной стороны, это кажется несправедливым, а с другой... Если людям они нравятся, то как можно навязывать им своë мнение? Для них это и есть искусство)
Скачко (Полеви) Елена30.03.2025
Н⩜дежД⩜, Надежда, к сожалению, есть такая тенденция (и не только здесь) - голосовать за своих. Именно поэтому народному жюри часто и не доверяют. Но, увы, среди членов жюри тоже есть такие персоны, которые голосуют за своих. Просто их гораздо меньше статистически. Нет абсолютной справедливости в этом вопросе)) Просто со временем понимаешь, с кем созвучны твои личные настройки, на мнение того и ориентируешься))
Почитайте стихи автора
Наиболее популярные стихи на поэмбуке

