Тянь-Шань

Этот поход изначально попахивал авантюрой. На Тянь-Шань обычно ходят в мае, когда в горах лежит снег. Он решает проблемы с водой и облегчает проход многих перевалов. Но вдруг появилась возможность присоединиться к группе учителей географии. А когда у них есть свободное время? Только летом.

В памяти осталось много приятных воспоминаний. Это чистые горные реки, отливающие на солнце лазурью, в которых один из нас все вечера напролёт ловил рыбу, но так ничего и не поймал. С перевалов открывались захватывающие виды на большие и малые хребты, что как ветки огромного дерева, расходились в разные стороны и терялись на горизонте. Хорошее впечатление осталось от встреч с гостеприимными местными жителями. Однажды они легко, с какой-то кошачьей грацией, перетащили все наши рюкзаки на переправе через обрывистый, подмытый рекой берег. Нам осталось только переправить себя.
Побывали в воспетой известным дуэтом Бричмулле - посёлке на берегу красивого Червакского водохранилища. В неё мы спустились, пройдя миндальную рощу, где тщетно искали миндаль. Но, увы, ещё не пришло его время. Первое, что мы встретили на улицах посёлка, это гружёную сеном арбу, которую тащил ослик. А на сене сидели мальчишки и распевали популярную в то время песню:
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей! О-о-о-о, ля-ля-ля-ля-ля !
Теперь такое и представить невозможно.
И, конечно же, запомнилась ни с чем не сравнимая душистая сладость горного мёда и узбекских дынь.

Но была и обратная сторона медали. Все особенности летнего похода в этой местности пришлось испытать на собственной шкуре. Наш руководитель тоже был немного обескуражен возникающими на ровном месте трудностями. Пару раз нам после подъёма на хребет, приходилось спускаться, так как вода подходила к концу, а редкие ручейки мелели, превращаясь чуть ли не в сказочные копытца. Особо жаждущим воду приходилось пить через соломинку. Маршрут был скорректирован. Шли в обход, через пастбища, где, пускай, не так часто, но встречались арыки. Конечно же, от этого наше путешествие не стало интереснее, но делать было нечего.

Стояла жара, обычная для этого региона - плюс 35 в тени. Днём идти было очень тяжело. На привалах, снимая рюкзаки, мы видели на них тёмные влажные круги.
- О, рюкзак вспотел! – шутили мы.
Поэтому после обеда руководитель устраивал для нас небольшую сиесту. Зато потом шли до самой темноты. А темнота в горах наступает мгновенно.

Пройдя очередной перевал, мы решили ускорить спуск и пойти по высохшему руслу реки. По весне такие реки полноводны от тающего снега и легко перекатывают огромные камни, которые сейчас лежали на дне и казались достаточно устойчивыми. Мне нравится передвигаться по таким камням. Как когда-то давно учил нас инструктор, нужно видеть на несколько шагов вперед. Тогда трудная дорога превращается в весёлое перепрыгивание с камня на камень. Главное, в одно место можно наступать только раз и только одной ногой. Двигаешься очень быстро и легко. Я слишком увлеклась и оторвалась от основной группы на приличное расстояние. Русло реки начало превращаться в каньон. А поскольку время приближалось к вечеру, то в каньоне становилось сумрачно. Настроение мое поменялось.
Я подняла голову, посмотрела вверх и вдруг, потеряв равновесие, начала заваливаться назад. Чисто инстинктивно ухватилась за яйцеобразный камень, почти ростом с меня, стоявший сбоку. Камень подался в мою сторону. В какие-то секунды я представила, что произойдёт, если он меня накроет.
- Сколько же неприятностей я принесу людям! - промелькнуло в голове.
В основании камня что-то хрупнуло, он повернулся в своем ложе, но дальше не пошёл, только до крови разодрал мне коленку. Я присела рядом, разглядывая ссадину и не веря, что все позади. Руки и ноги била мелкая дрожь, сердце колотилось с бешеной скоростью.
Вскоре появились мои коллеги.
- Ты что сидишь?
- Вас жду, - сказала я, решив, что никому не расскажу про свою оплошность.

Прошли ещё с полчаса. Темнело. Каньон становился всё глубже. Дальше идти по нему расхотелось. Стали искать возможность подняться наверх. Скоро подходящее место нашлось. Мы вышли из каньона и по достаточно крутому склону, поросшему невысокими деревьями, начали спускаться вниз.

К реке, протекающей в ущелье, добрались уже в полной темноте. Быстро поужинали. Палатки решили не ставить. Легли спать, расстелив спальники на берегу. Каждый смотрел на россыпи звёзд в черноте неба и думал о своём, пока от усталости не закрылись веки.