Игорь Уфимцев
Перекрёстный плагиат?
10 авг 2018
Прочитал финальные работы экспертного конкурса 24 - 12 - 6 - 3.
Интересные стихотворения!
Но вот какой у меня возник вопрос. Даже не знаю, кому его адресовать на ПБ?
Представим ситуацию: через какое-то время 7 авторов финала захотят издать сборники своих произведений, издадут, включив в каждый из них свои тексты с фразами "он встал, перекрестился...." или "мещанка...".
Будет ли в таком случае наличие совершенно одинаковых строк в разных текстах разных авторов считаться плагиатом, или это настолько распространённые высказывания, что совпадения безобидны, или же авторам нужно будет оговорить под текстами, в скобках,что, дескать, данный текст из конкурса с обязательной фразой, или на современном книгоиздательском рынке перекрёстный плагиат - вещь обязательная?
Отзывы
Сергей Касатов10.08.2018
Кстати, любопытный вопрос. Но - нет. Насколько я помню, плагиат высчитывается процентом уникальности текста. А здесь - эта доля по отношению к всему тексту ничтожно мала. Может быть, я ошибаюсь.
Второй момент - фраза не является закреплённым брендом, торговой маркой и тп.
Игорь Уфимцев10.08.2018
Правильно ли я понимаю, что обе фразы специально сконструированы для конкурса, а не заимствованы из опубликованных текстов других авторов? Если это так, то это ситуация несколько проще.
Да, мне тоже интересно было бы узнать, где можно найти точную информацию о допустимой процентной (или ещё какой?) границе заимствований чужого в своё именно в литературных текстах.
Сергей Касатов10.08.2018
Да, фразы я сочинил из головы. Не факт, кстати, что невозможно найти повторения.. но, вроде бы, таких прям - известных вариантов я не встретил в интернете
Игорь Уфимцев10.08.2018
На стихире есть автор - Ефим Грубый, его стихотворение Игрок или грешник? начинается строчкой: Он встал, перекрестился и ушёл...
Извините, за, может быть, наивный вопрос: это Ваше стихотворение?
Сергей Касатов10.08.2018
Нет, не моё. Тогда вполне может быть, что я прочитал его и в подсознании отложилась фраза... Так и с мелодиями бывает
Игорь Уфимцев10.08.2018
На той же стихире есть ещё один автор - Эдуард Струков, его текст Питерским литераторам 30-х начинается строчкой: Мещанка рыдала, узнав о пропаже вещей...
Похоже, это тоже не Вы.
Нужно было эти конкурсные фразы как-то закавычить в условиях и в скобках указать авторов.
Сергей Касатов10.08.2018
Струков написал это в рамках конкурса. И Грубый, насколько я помню, тоже.
Сергей Касатов10.08.2018
А, неее. Это ж наш_)
Игорь Уфимцев10.08.2018
В таком случае это - исключительно Ваши авторские строчки, что половину проблемы снимает, а как быть авторам, которых оказывается уже около 200 (с учётом любительского однотипного конкурса), если вдруг личные сборники начнут издавать с "он.." и "мещанкой"?
Сергей Касатов10.08.2018
Я ж говорю - процент уникальности
Игорь Уфимцев10.08.2018
...который определяется авторитетным лингвоюристом, насколько мне известна современная российская судпрактика...
Игорь Уфимцев10.08.2018
Если возвращаться к самому конкурсу, хотя бы к тройке призёров и посмотреть на их тексты с учётом этой темы (перекрёстный плагиат?), то абсолютно чётко возможные кривотолки обошла победительница - она сохранила заданную строчку, но изменила пунктуацию и главное - ударение в слове перекрЕстился - красивый ход - даже чужое изменить на своё. Два другие победителя после домогательств "лингвоюридической эксперизы" вынуждены будут изменить или 2 строчки (Вокзальное - мещанка+карманник), либо три (На одной струне - там сложнее, так как образ священника важен, да и потом ещё ангелы и легион чертей, без ушедшего священника немного провисают)) Но это мои соображения не в зале суда), а для Игры).
Part1sanka10.08.2018
Столкнулась с подобным, использовав однажды в конкурсной работе строчку "Хьюстон, у нас проблемы". Фраза известная и распространенная. Оказалось, что с ней написано и опубликовано не менее 7 стихотворений. Но кроме этой фразы совпадений, естественно, по тексту нет.
Это не помешало многим поставить в упрек эту строку, хотя для меня она и стала основой для всей работы.
В общем, поворчать могут, но фактически - это не плагиат.
Игорь Уфимцев10.08.2018
Получается, что можно в своём стихотексте использовать любую строчку (одну, допустим, как исходный минимум - точно!) и известного автора и полуизвестного автора, не закавычивая её и не оговаривая, что она не твоя - поворчат и перестанут, иск на выплату нарушения авторских прав и на компенсацию в размере энной суммы с несколькими нулями не пришлют в голубом конверте?
Part1sanka10.08.2018
С вероятностью 99% - да. Утверждать однозначно не могу, ибо не юрист.
Игорь Уфимцев10.08.2018
Ну да - здесь на кого нарвёшься, некоторые стихотворцы могут и из-за своей рифмы, которую обнаружат у другого современника, засудить до пожизненного или просто поднять мутную волну выше виртуалки.
Part1sanka10.08.2018
Никогда не сталкивалась, ттт :)
Игорь Уфимцев10.08.2018
Такие столкновения возможны только на том уровне, когда с Вас как уже достаточно известного (а значит, и не бедного) автора можно будет срубить хорошую деньгу, потому что, сами понимаете, репутация и пр. Но такие ситуации бывают, к сожалению.
Ларионов Михаил10.08.2018
Вообще, в таких случаях, пишется ( в примечании ) - стихотворение с конкурса, условия такие-то и т.д. )
Игорь Уфимцев10.08.2018
То есть автор, издавая сборник своих стихов, должен (!) под этим своим текстом сделать соответствующее примечание со ссылкой на ПБ? Или можно и не делать так, чтобы не загромождать страницу информацией?
Ларионов Михаил10.08.2018
По желанию )
Игорь Уфимцев10.08.2018
А что... - это, пожалуй, хороший вариант! под личную ответственность. Спасибо, Михаил!
Ларионов Михаил10.08.2018
Я просто в таких случаях указывал - стихотворение с конкурса.
Без подробностей.
Удачи Вам и вдохновения!
Игорь Уфимцев10.08.2018
Благодарю! И Вам!!!
Римарева Ирина10.08.2018
Участвовала на Стихирях в конкурсе "Напиши лучше..." По условиям конкурса, тоже в стихотворении нужно было использовать предложенные строки из стихов известных писателей. Просто закавычивала, и давала ссылку ниже, что строка из стихотворения (имя автора и название стиха).
Игорь Уфимцев11.08.2018
А если Вы будете издавать свой сборник стихов, Вы под этим своим стихотворением сделаете комментарий: строчка такая-то - не моя, использована по условиям конкурса, который проводился на ПБ и ссылка на электронный ресурс? Я о том, что такое примечание будет в Вашей книге выглядеть очень громоздко на фоне других Ваших текстов без комментариев. Или это уже пустяки и технические детали?)
Римарева Ирина11.08.2018
Да, так и делала, без ссылки на конкурс, просто со ссылкой откуда взята строка. Если делаешь ссылку – это уже не плагиат.
Если говорить конкретно об обсуждаемом конкурсе, то наверное заменю строчки.
Игорь Уфимцев11.08.2018
Мне нравится этот вариант - просто взять чужие слова в кавычки и ничего не объяснять! это самый чёткий вариант! так и буду делать - спасибо, Ирина!
Римарева Ирина11.08.2018
Почему просто взять в кавычки? Взять в кавычки и сделать сноску на то, что эта строка принадлежит такому-то автору и взята из такого-то стихотворения.
В книгах принято делать ссылки на используемые источники, если таковые есть, а конкурс вещь второстепенная, и никому не интересно их какого это конкурса или к какому это конкурсу сочинено.
Почитайте стихи автора
Наиболее популярные стихи на поэмбуке

