Скаредов Алексей
Прямоугольно
9 янв в 10:36

Прочитал и оценил все работы в конкурсе духовной поэзии и вот что захотелось отметить: Христос не был благостным мальчиком для битья, как некоторые Его представляют. Он был "устроен прямоугольно в отношении тела и души", как это сформулировал Ницше. Так, как и должен быть устроен настоящий мужчина.
Зачем нужна была искупительная жертва Христа
Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте Диалог с атеистами: православные аргументы.
Вера в человеческое жертвоприношение, которое должно спасти людей от каких-то великих бед, свойственна самым диким и примитивным племенам.
Если мы говорим о жертвоприношениях пленных, то аналогии тут просто нет, потому что Жертва Христа была полностью добровольной. Но если речь идет о добровольных жертвах — каковые тоже бывали у язычников — то тут стоит поговорить подробнее.
В пьесе африканского драматурга Вола Соинки «Смерть и Королевский Конюшний» африканец по имени Элесин должен принести себя в жертву, чтобы, согласно местным верованиям, отвратить беду от своего племени. Британский колониальный чиновник пытается отговорить его, но Элесин отвечает, что когда он учился в Лондоне, он видел, как капитан корабля пожертвовал своей жизнью ради спасения пассажиров, и его прославляли как героя. Значит, и британцы понимают, что отдать жизнь за других — достойное дело!
Элесин ошибается не в том, что умереть ради спасения ближних — достойное дело. Просто эта жертва в данном случае не нужна, местные верования просто ошибочны. Поэтому мы можем порицать у язычников эти ложные верования, но никак не само представление о добровольной жертве, которая спасает других.
Но это представление о разъяренном Боге, который все никак не успокоится и собирается ввергнуть грешников в ад, пока не отдаст на страшную смерть Своего Сына — разве оно не нелепо и не отвратительно?
Конечно, нелепо и отвратительно. Потому что это карикатура. Нелепо было бы представлять Бога в виде сильно раздраженного человека, который ищет, на ком бы сорвать зло и, сорвав, несколько успокаивается. Наш гнев — это бурная и, чаще всего, неадекватная эмоциональная реакция против того, что нас раздражает. Нам часто приходится сожалеть о словах или поступках, до которых нас довел гнев. Как говорит апостол, «гнев человека не творит правды Божией» (Иак 1:20) Когда мы гневаемся, мы желаем причинить вред другим людям, заставить их страдать, может быть, даже хотим их уничтожить.
Приписывать все это Богу было бы нелепо. Бог никогда не желал, не желает и не может желать зла и вреда своему творению. Само Искупление есть проявление Божией любви в грешникам.
Но если Бог любит грешников, почему бы Ему просто не простить их грехи, без всякой искупительной жертвы? Мы же, люди, можем прощать наших обидчиков, не требуя компенсации.
Под «прощением» мы можем иметь в виду две разные вещи. Во-первых, мы можем говорить об отказе от ненависти и вражды по отношению к нашим обидчикам. Вот мы кипятились, строили планы страшной мести, смаковали в своих мечтах, как заставим наших врагов поплатиться, а потом остыли и решили не мстить. В этом смысле Богу не было нужды нас прощать — Он никогда не имел и не имеет вражды и ненависти к Своему творению.
Во-вторых, об отмене приговора, как мы бы сказали сегодня, «амнистии». Судья выносит правосудный приговор не потому, что он питает ненависть к подсудимому или кипятится от гнева, если бы это было так, сам приговор был бы неправосудным. Он выносит его с целью восстановления справедливости. Как говорит Писание, «правого пусть оправдают, а виновного осудят» (Втор 25:1).
Большинство из нас не являются судьями, и обязанность поддерживать справедливость на нас не лежит. А если бы лежала, мы бы просто не могли бы взять и отменить законный приговор просто потому, что преступник вызвал нашу симпатию. В этом случае мы бы оказались коррумпированными судьями.
Бог не поступит как коррумпированный судья — Он есть Судия праведный. Мы можем быть избавлены от осуждения только таким путем, который был бы сообразен Его праведности.
Чтобы понять это, вспомним другой вопрос, который часто ставят: христиане говорят, что любые люди, в том числе самые чудовищные злодеи могут войти в рай, если они покаются и уверуют во Христа. Но не будет ли чудовищной несправедливостью, что злодеи, принесшие много зла и горя, будут оправданы и приняты Богом? Будет, но не только в отношении злодеев, которых нам легко счесть злодеями, - в отношении любого грешника. Бог не может ни оправдать, ни принять, ни проигнорировать грех.
Поэтому, хотя Бог любит и всегда любил нас, грех должен быть искуплен.
Но какой смысл в том, чтобы предавать невиновного смерти за грехи виновных? Разве это, само по себе, не вопиющая несправедливость?
Конечно, было бы несправедливо, если бы Ивана оштрафовали за проступок, который совершил Петр. Вот если Иван добровольно выплачивает штраф за Петра — в этом нет несправедливости, это акт милости.
Приведу пример, который я прочитал в одном из комментариев на послание к Римлянам. Эта история, которую рассказал офицер, в позапрошлом веке служивший на Кавказе. В одном селении начался голод. Обнаружилось, что кто-то ворует еду из общих запасов. Местный князь объявил, что вор, когда попадется, получит пятьдесят плетей. Вор попался — это оказалась престарелая мать князя.
Если бы князь отказался исполнить свое повеление, он навсегда потерял бы уважение односельчан, как человек пристрастный, несправедливый и неверный своему слову; всякий порядок в селе бы рухнул. Но он, понятно, не желал подвергнуть бичеванию родную мать.
Тогда он нашел выход — да, она должна получить свои пятьдесят плетей. Но он как сын может закрыть ее своим телом. Так он и сделал — пятьдесят плетей пришлись по нему.
Другой пример. Мужчина берет в жены женщину с огромными долгами. Хотя он их не делал, ему придется их выплачивать — потому что он признал ее своей и, следовательно, ее долги — своими.
В акте Искупления Христос добровольно признает виновных и испорченных, осужденных, отверженных и проклятых грешников Своими — и их осуждение, отвержение и проклятие Своими.
Как говорит апостол Павел, «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою — ибо написано: проклят всяк, висящий на древе» (Гал 3:13).
Христос умирает смертью проклятого на Кресте и в этой смерти полностью совершается осуждение нашего греха; этой смертью оно полностью исчерпано и нам приобретено полное прощение.
Как говорил святой Максим Исповедник, «невинный и безгрешный Он заплатил за людей весь долг словно Сам был виновен, возвратив их к благодати Царствия и отдав Себя Самого в выкуп и искупление за нас» (Мистагогия, 8).
Почему говорят о ходатайстве Христа за нас? Разве Бог Отец не любит людей, Его приходится упрашивать?
Действительно, апостол говорит о том, что Христос ходатайствует за нас и поэтому мы можем быть уверены, что избавлены от осуждения.
Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает [их]. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас (Рим 8:33, 34).
Цель этого ходатайства не в том, чтобы «смягчить» Бога, который всегда и неизменно любит все свое творение и людей особенно, и не в том, чтобы «напомнить» Ему о нашем деле (что было бы излишне, ибо Он обладает всеведением), но в том, чтобы даровать грешникам мир, прощение, общение с Богом и все блага спасения так, чтобы это было сообразно праведности Божией.
Мы всех этих благ никоим образом не заслужили. Но их для нас заслужил Христос. Мы не заслужили войти в рай — но Христос заслужил ввести в рай всех, кто принадлежит Ему.
(Источник - журнал "Фома")
Отзывы
LoveDreamer09.01.2026
Так много написано. Вот написал бы этот автор по короче).
Скаредов Алексей09.01.2026
LoveDreamer, куда уж короче? Краткость, конечно, сестра таланта, но иногда людям надо разжевать и в рот положить:)))
LoveDreamer09.01.2026
Алексей, значит увлекательней сжать. Я где-то на середине психанула, хотя я такие темы читаю). Дочитаю с подходами).
Дедуся09.01.2026
LoveDreamer, короче нельзя вы поймите что всё что вы хотели прочитать является психологическим давлением на разум человека как в любом механизме если его перегружать он сломается вот Вот и религия имеет ту же цель чтобы перегрузить мозг простого прихожанина и он будет подчиняться безропотно покупать свечечки давать денежку на храмы и повиноваться любить ближнего особенно духовенство
LoveDreamer09.01.2026
Дедуся, ну эт смотря как и кто поймет). Если понимать и взаимодействовать не как баран, истина приходит.
Дедуся09.01.2026
LoveDreamer, кстати истина и ложь и разделимый придёт истина придёт и ложь
LoveDreamer09.01.2026
Дедуся, где спорно нужно общаться с мудрыми людьми, Господь всегда выводит "ежика из тумана, своего самообмана", нужно дать себе время.
LoveDreamer09.01.2026
Но интересно).
Скаредов Алексей09.01.2026
LoveDreamer, спасибо большое!
Дедуся09.01.2026
LoveDreamer, конечно интересно их специально обучают для этого особенно этим очень хорошо владеют Свидетелей Иеговы баптисты Ну и попы не отстают
LoveDreamer09.01.2026
Дедуся, ну, не все). А так да, темная сторона как и белая преобладает по своему, все зависит от человека какую он в себе в какой момент выберет. Но иногда люди ложно судят, когда вот это темное преобладает в человеке. Человек вольное создание, ему дали с выше свободу выбора, вот он и выбирает. Жаль конечно когда страсти больше интересуют, вот тут жаль)).
Дедуся09.01.2026
LoveDreamer, увы человек не свободен только иллюзия вам дали выбор кем родится девочкой или мальчиком вам дали выбор У каких родителей родится у богатых или бедных вам дали выбор В какой стране родится тёплая или холодный и похоже ещё очень много параметров которые задаются при рождении и даже в жизни у вас всего два выбора влево-вправо плохо хорошо всё и вы можете метаться грешить потом искуплять искупить потом опять грешить и так весь срок вашей жизни А смысл только в том чтобы ваша душа получила какой-то уровень который интересен Богу Всевышний разум проводит селекцию на Земле поскольку Душа не может существовать без тела Вот для этого даётся мощный инстинкт размножения людей чтобы было как можно больше тушек для заселения их душами а для Бога Интересно только селекция душ его дела Нет Как вы живёте на Земле что вы тут делаете в случае чего он всегда может встряхнуть как градусник вспомните Содом и Гамору по достижению душой какого-то уровня за срок жизни наверху считывают какого уровня она достигла и там решают ещё раз родится или можно уже переместиться в другой мир более цивилизованный
Скаредов Алексей09.01.2026
Дедуся, Бог вполне может обходиться без нас, а вот человеку без Бога придётся туго, и здесь и там:)
Дедуся09.01.2026
Алексей, Уверяю вас и люди о Боге вспоминают только тогда когда им плохо когда им это выгодно и то для успокоения своей души
LoveDreamer09.01.2026
Дедуся, не знаю ни про какие уровни)). У каждого духовный уровень свой, а расти духовно, это значит становиться мудрее, чище, добрее. Самый простой закон, не делать никому зла. Все просто). Но люди видите как выбирают, не свою светлую сторону, а ту что приносит страсть, и вот это вот и есть зло. А зло, что от него в итоге? Гибель души, гибель окружающих.
Дедуся09.01.2026
LoveDreamer, Дело в том что Мир на Земле является двухполярным Обратите внимание это очень важно понять у нас два полюса у нас понятие добра зла каждая вещь каждое понятие имеет антипод добро и зло и они неразделимы Добро не может существовать без зла не может существовать без добра Но это качели уравновесить их очень сложно поэтому у нас в мире или война или застой если удастся понять двухполярность нашего мира отпадут очень много вопросов
LoveDreamer09.01.2026
Дедуся, ну опять же, пришли к тому что свобода воли есть что выбирать). Почему бы не выбрать добро))?
Дедуся09.01.2026
LoveDreamer, Да потому что добро антипод зла а они Неразлучные значит чтобы вы не выбрали вы вновь придёте или к добру или к злу так устроен наш мир уберите у автомобиля плюс или минус И он не поедет точно так же на Земле Давайте уничтожим Америку Но уже жить на земле будет невозможно
LoveDreamer09.01.2026
Дедуся, не, я убираю зло, мне оно не интересно)).
Дедуся09.01.2026
LoveDreamer, это невозможно не обманываете себя)))
LoveDreamer09.01.2026
Дедуся, не обманываю)). Оно конечно хитрое, как конфеткой подманивает, но потом если даже подманит, не вкусно).
Скаредов Алексей09.01.2026
Дедуся, вы пытаетесь не занять чью-либо сторону, а поменять полюса местами. Попробуйте у Земли поменять их местами - и получите глобальную катастрофу. Кто не хочет служить Богу - будет служить дьяволу. Вот и вся двуполярность.
Дедуся09.01.2026
Алексей, Вы сами ответили на мои доводы скажите куда делись предыдущие цивилизации Вот как раз и менялись полюса когда остановилась ясно что человечество своими верами и лже религиями уходит не в ту сторону полюса меняются и всё начинается сначала Всё дело в том что человек не может жить без веры с самого рождения ему нужно верить что его не выронит акушерка на плитку пола головой вниз потом ему нужно верить родителям что они не сдадут его в детдом потом ему нужно верить учителям школе что они научат его чему-то он верит супружество и так до конца жизни и умные хитрые алчные люди поняли человеку надо нести веру и начали кто вперёд выдумает буддизм христианство католики баптисты евангелисты виссарион свободного места нету на земле от религий всё чтобы стадо держать в повиновении и доить и доить и доить
Скаредов Алексей09.01.2026
Дедуся, а вы, конечно, один знаете где "та сторона":)))
Дедуся09.01.2026
Алексей, Нет я не претендую на Всевышнего))) и по доброте душевной иногда хочется подсказать ошибки к человеку но практика показала религия работает мощнее)))
Скаредов Алексей09.01.2026
Дедуся, тогда "не судите да не судимы будете":)
Дедуся09.01.2026
Алексей, Я вам сразу сказал я вас не осуждаю мне просто было интересно проверить услышать ли вы здравый смысл или нет становится ясно "опиум для народа" мощная вещь
Скаредов Алексей09.01.2026
Дедуся, все мерзости на Земле оправдываются здравым смыслом и рациональностью. Я в них уже давно не ищу прибежища:)
Дедуся09.01.2026
Алексей, Я вас слышу Алексей Ну Задайте свой вопрос который Вас интересует в данный момент о котором вы можете поговорить Без раздражения Если Вы не желаете общаться скажите я не буду ждать
Скаредов Алексей09.01.2026
Дедуся, меня абсолютно ничего не раздражает уже года четыре, я просто давно махнул на этот мир рукой и живу так, как мне нравится, думаю то, чего хочу и говорю то, что думаю. Шутки же свои всегда сопровождаю смайликами, потому что без них они воспринимаются как угрозы:)))
Дедуся09.01.2026
Алексей, Да виртуальное общение специфично Я уже нарывался меня неправильно понимали мои шутки не воспринимали Всегда приходится пояснять где шутки А где серьезно предлагаю поговорить о подобии Бога к человеку ваше мнение на этот счёт? У вас ещё Интернет тормозит
Скаредов Алексей09.01.2026
Дедуся, не, я не богослов и не философ - так наговоришь чего-нибудь и сядешь в лужу, как те "мудрецы" из песни о слоне. Это всё бесполезные споры, не ведущие к истине. Мы с вами уже достаточно старые - навряд ли кто-то из нас изменит своё мнение. Так чего воздух сотрясать? Бог рассудит.
Дедуся09.01.2026
Алексей, действительно Я утомляюсь очень быстро до наше время уже подходит к полночи пора отдыхать пока-пока всего хорошего
LoveDreamer09.01.2026
Вчера на почте себя в жертву отдала, досих пор отхожу). Надеюсь во благо. Обычно когда отдаешь себя на разрыв грешникам, очень плохо потом, но ты знаешь что хотя бы попытался, перед Богом не стыдно. Немного может задумаются, а может и исправятся).
Скаредов Алексей09.01.2026
LoveDreamer, как мне сказал один мудрый человек: Бог давно обходится без жертв:)
LoveDreamer09.01.2026
Алексей, путь Христа, путь на крест. Обидно конечно, но такова истина жизни. В тех случаях когда ты хочешь ее добиться. Что бы что-то иметь и получить, это нужно выстрадать, вложить силы, а как правило это не только физический труд.
LoveDreamer09.01.2026
Алексей, Бог может и нет, но тут на земле, не иначе.
LoveDreamer09.01.2026
Очень больно когда отдаешь себя в жертву любимому, наверное это та жертва как у Христа.
Скаредов Алексей09.01.2026
LoveDreamer, если по-настоящему любишь, то любая жертва должна быть в радость. А если этого не ценят - то такие жертв не заслуживают:)
LoveDreamer09.01.2026
Алексей, в данном случае "жертва" это усилия).
Таран Геннадий09.01.2026
Психология раба на этом и построена - грешен, потому что грешен, потому что хозяин - совершенство и божество, и требует принести в жертву - себя, соседа,соплеменника, врага... Кого нибудь, но лишь бы угодить хозяину. Смысл в чем? Нет смысла в этих жертвах - лучше никто жить не стал. Бог кого нибудь простил? Да полный абсурд.
LoveDreamer09.01.2026
Геннадий, жертва - это усилия потраченные на то что бы потом было хорошо. Все остальное определения других действий, согласна, не всегда логичных и не всегда кому либо на пользу.
Таран Геннадий09.01.2026
LoveDreamer, кому от жертвы так называемого Христа стало лучше?
LoveDreamer09.01.2026
Геннадий, тем кто однажды осознал какой он потеряшка в жизни)). Потеряшка в своих страстях, которые причинили и ему и другим зло. Каждому свое время)). Один находит ответ раньше, другие перед смертью, по разному). Вообщем всегда когда наступает).
Таран Геннадий09.01.2026
LoveDreamer, я уважаю сказочников за их изобретательную фантазию, но это совсем не значит, что я буду верить в то, чего нет.
Скаредов Алексей09.01.2026
Геннадий, верьте во что хотите, мы же не заставляем вас ходить в церковь или креститься на образа, но и вы не заставляйте нас жить по вашим лекалам:)
LoveDreamer09.01.2026
Геннадий, главное верьте в то где благие намеренья)
Таран Геннадий09.01.2026
LoveDreamer, где они? Вы до сих пор не поняли что их просто нет? Даже ваш любимый бог требует жертвы.
Скаредов Алексей09.01.2026
Геннадий, в древности вас побили бы камнями за богохульство, а теперь вам терпеливо втолковывают одну и ту же истину, на которую вы чихать хотели. Вы, во всяком случае, стали жить лучше:)))
Таран Геннадий09.01.2026
Алексей, я же говорю - психология раба. "побили камнями" - низзя на хозяина бочку катить, он накажет руками своих рабов. Я стал жить лучше благодаря тому, что работаю на трех работах, а не поклоны земные бью и молюсь непонятно кому.
Скаредов Алексей09.01.2026
Геннадий, а Бог вам лично мешает работать на трёх работах?:)))
Таран Геннадий09.01.2026
Алексей, вопрос наивный. Даже отвечать на него не хочу.
Дедуся09.01.2026
Алексей, я вас не осуждаю, но сам факт множество религий говорит что это выдумка людей- чтобы урвать свою толику пожертвований
Скаредов Алексей09.01.2026
Дедуся, все не правы, один я прав - вот ваша философия. Так не бывает - есть люди гораздо мудрее и справедливее нас. Не хотите им верить - дело ваше. Но хотя бы прислушайтесь.
Дедуся09.01.2026
Алексей, я прожил долгую жизнь нашёл все ответы для себя присмотрелся прислушался принюхался и понял любая религия имеет запашок алчности и стяжательства
Скаредов Алексей09.01.2026
Дедуся, тому, кто нашёл все ответы, и жить-то неинтересно будет. Вот лучше послушайте хорошую песенку о "мудрецах":
https://poembook.ru/poem/3022068-izuchenie-slona---aleksandr-dolskij
Дедуся09.01.2026
Алексей, когда не мучают вопросы жить легко весело непринуждённо одно смущает ничто не вечно под луною ну к этому надо Быть готовым
Скаредов Алексей09.01.2026
Дедуся, про весёлых и непринуждённых хорошо сказал Христос: "Они уже получают награду свою".
Дедуся09.01.2026
Алексей, с этим изречением согласен Вы не представляете какое блаженство никакие вопросы не мучают на всё знаешь ответ на работу ходить не надо одна забота кота покормить и всё)))
LoveDreamer09.01.2026
Дедуся, разность религий равна разности наций). Мы же разные, Бог к каждой свои дороги имеет. У меня вообще две дороги, Господь меня ими к себе ведет, и в обеих я выбираю только добрые помыслы.
Автоном Фрязин09.01.2026
Вообще-то Господь обещал Аврааму, что тот станет отцом множества народа, подобного Аврааму в вере. А Господь будет Богом этому народу. Именно этому народу и никакому другому. Поэтому искупительная жертва Христа была принесена ради спасения этого народа, который придёт отовсюду и возляжет в лоне Авраамовом. Подобного Аврааму в своей вере и в своей жертвенности - Спасителю.
Скаредов Алексей10.01.2026
Фрязин, тут и возразить нечего.
Автоном Фрязин10.01.2026
Алексей, перечитываю сейчас Ветхий Завет, поэтому и удалось так коротко сформулировать. Пожалуй, стоит эту фразу и в дневник.
Почитайте стихи автора
Наиболее популярные стихи на поэмбуке

