Белы́х Лариса
У вас ошибка!
3 июл 2024
«Я рассчитываю только на хорошее в людях. Я сам не без греха, и потому я не считаю себя вправе заострять внимание на ошибках других».
© Махатма Ганди / один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании 1869–1948

Уверена, что многие сталкивались с тем, что в комментариях под произведениями им или другим авторам делают замечания об ошибках или описках.
Есть статья на эту тему. Обращения в ней от первого лица авторские. Ссылку на оригинал оставлю в комментариях.
Считаю, что указывать человеку на ошибки — дурной тон. Но есть два случая, когда я отступаю от принципа
«Не понимаю, почему люди обижаются, когда указывают на их ошибки в комментариях... Спасибо б сказали, что в следующий раз напишут грамотно... А они злятся» - встречаю я такой комментарий. Да что там, у меня их десятки, если не сотни. Люди уверены, что делают благое дело, поправляя других. Наставляют на путь истинный и сеют разумное, доброе, вечное везде, до чего могут дотянуться.
И я не осуждаю это действие, если в нём нет негативного подтекста. Если оно не транслируется с позиции «я умный, а ты нет, и вот почему». Но и поддержать тоже не могу. Как так, ведь я даже блог грамотности посвятила? И название его отталкивается от необходимости беречь русский язык от ошибок. А эти ошибки — на каждом шагу. Хоть в интернет не заходи.
До появления интернета мы и не знали, какого масштаба пробелы в знаниях наших соотечественников. А тут — увидели, и понеслась. «Сделаю всё, что в моих силах!» — и давай чихвостить попавшихся на пути. Особенно попавшихся в моём блоге: да как вы можете в таком месте путать ТСЯ- и ТЬСЯ-? Заблудились, что ли?
И тут новое открытие выбивает почву из-под ног. Оказывается, автор эту борьбу не поддерживает. И не возглавляет отряд сметающих гневной метлой людей, пишущих с ошибками.
Неужто самозванка?!
Нет, друзья, всё гораздо проще.
Для меня любовь к русскому языку и грамотности начинается с принятия. Принятия того, что не всем интересно моё мнение и те темы, которых я касаюсь в блоге. Невозможно перевоспитать взрослых людей, а мой блог рассчитан на взрослую аудиторию. И невозможно изменить сложившееся отношение к грамотности без одного фактора... Без желания самого человека.
Все агрессивные попытки указать другому на ошибки я считаю «причинением добра». Да, идея хорошая и желание светлое, но без встречного желания она не работает. А только приводит к конфликту. И вместо благодарности вы получаете охапку оскорблений, приправленных злобой:
«Помню, на меня сильно психанули два хороших человека, из-за "позвОнит" и из-за " в течение"» — написала подписчица.
Более того, если человек, пишущий с ошибками, выразил желание их исправить и появился в блоге, внезапное «нападение» на «безграмотный комментарий» только отпугнёт его. И он покинет место, где его тыкают носом, как нашкодившего котёнка. Вполне естественная реакция психологически зрелого человека, не находите?
Поэтому я не указываю другим людям на их ошибки и считаю подобное поведение дурным тоном.
Такой у меня принцип. Но есть два случая, когда я делаю исключение.
Случай первый
Первый случай вытекает из описанного выше: я поправляю только тех, кто сам об этом просил.
Если человек выразил желание узнать, какие ошибки он допускает, и попросил их объяснить, я не отказываю. Но в то же время одергиваю себя, чтобы наше общение не превратилось в нескончаемый поток замечаний.
Это выведет из себя самого спокойного и мотивированного. Ведь мы не на уроке русского языка, где постоянные поправки уместны.
Случай второй
А вот о втором случае я обычно не рассказываю, но внимательные подписчики могли его подметить сами.
И касается он отнюдь не тех, кто просит указать на ошибки. Скорее, наоборот. Иногда в комментариях появляются люди в белых пальто, которые, поправив на носу пенсне, хамским тоном высмеивают чужие пробелы.
Во-первых, я вообще не терплю общения в таком ключе. Во-вторых, не дай Бог этому просветлённому человечку самому допустить хоть какую-то ошибку... Тогда возникнет тот самый второй случай.
Безо всяких угрызений совести и не слишком любезно расскажу, где и почему такой человек не прав.
Я считаю, если уж берёшься поправлять других, делай это вежливо и аккуратно, а не затыкая пальцем нос, одновременно придерживая полы драгоценного пальто...
А вы указываете другим на их ошибки? И как относитесь к тому, что поправляют вас?
© канал «Беречь речь» / Дзен
*** *** *** *** ***
Для чего я опубликовала эту статью ? А потому что согласна с автором!
Всем тактичных людей в окружении, тепла и МИРА!
Отзывы
Белы́х Лариса03.07.2024
Оригинал статьи можно найти здесь
https://dzen.ru/a/ZjC3za7x_1Q_Uz1S
Рекун Вадим03.07.2024
Мне Ларисочка указывай, я невнимательный очень и вечно спешу. Но согласен, что по доброму на ошибки указывать нужно, а может и в личном сообщении, да и я суть смотрю когда читаю, не всегда важно мне, есть ошибка или нет у человека, важно чтобы стих был по сути хорошим.
Скаредов Алексей03.07.2024
Я вот всегда поправляю ошибки и описки у друзей в стихах, потому что стихотворение с ошибкой выглядит непрезентабельно. До сих пор никто не обижался:)
Белы́х Лариса03.07.2024
Алексей, я считаю, что не совсем корректно делать это в комментариях под стихотворением. Если это друзья, то почему бы не написать им об ошибке в личных сообщениях? Ведь не все они делают ошибки постоянно? И уверены ли вы в том, что они на самом деле не обижаются и не задеты публичными замечаниями?
Сразу скажу, во избежание непонимания, каждый волен поступать так, как считает возможным и нужным, ну и в меру своей воспитанности.
Благодарю за ваше мнение.
Скаредов Алексей03.07.2024
Хорошо, даю Вам слово - буду исправлять друзей только в личных сообщениях:) Хотя скажу, что меня не печалит нисколько, когда поправляют меня - я наоборот бываю глубоко благодарен. " Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю" (А. С. Пушкин)
Белы́х Лариса03.07.2024
Алексей, у каждого своя голова на плечах :)
Скажу только, что уверена в том, что нет ни одного человека, который бы не делал ошибок в текстах.
Как-то писала уже о том, что моя учительница русского языка говорила так: «Даже я не знаю русский язык на пятёрку».
Нейромодуль03.07.2024
В детстве никого разве не учили, что тыкать пальцем не красиво?
Если сосед обосрался, то не надо об этом орать во всю глотку, а позвать воспитательницу?
И куча других мелких деталей. Это раньше называлось воспитание.
Белы́х Лариса03.07.2024
Юрий, вы в своём репертуаре :)
Не удивили ни капельки :)))
Нейромодуль03.07.2024
Лариса Белы́х, выходит, что этому учили только меня одного?
Ну что ж... Тогда добавить нечего. Я думал, что всех.
Белы́х Лариса03.07.2024
Юрий, учили-то всех, а вот изъясняться так грубо (ну. фиии, право слово) точно никого.
Нейромодуль03.07.2024
Лариса Белы́х, а вы знаете, Лариса, с некоторых пор мне кажется, что слишком высокая речь оскорбляет наших пользователей куда сильнее простых выражений. Это придаёт им ощущение некого... несовершенства перед собеседником.
Чисто из личных наблюдений.
Поэтому я по мере сил стараюсь изъясняться так, чтобы было понятно самому... самому ))
Белы́х Лариса03.07.2024
Юра, мне кажется, что нормальная речь без всяких вывертов и нарочитой грубости понятна абсолютно всем. Не стоит стараться казаться хуже, чем есть на самом деле.
Нейромодуль03.07.2024
Лариса Белы́х, мой опыт говорит об ином. К сожалению. Но факт ведь.
Вежливость люди порой принимают за мягкость и слабовольность и лезут на шею. Потом обижаются. Вот некоторых лучше упреждать.
Скаредов Алексей03.07.2024
Юрий, следуя Вашей логике - все школы нужно закрыть, потому что там публично исправляют ошибки и учат грамоте:)
Нейромодуль03.07.2024
Алексей, нет. Это же правило не везде. В школе как раз для этого и собирают детей.
Но если в трамвае начать тыкать пальцем в женщину, у которой платье застряло в попе - боюсь, то не только закрыть, но и к врачу бы.
Логика - это о способах рассуждения или о способах доказательств и опровержений, а то, о чём вы - это простое передёргивание ситуации.
Или шутка.
Но для человека, оказавшегося "по ту сторону пальца" ситуация не смешная. Кто не ошибался, не опечатывался, не попадал в неловкую ситуацию?
Скаредов Алексей03.07.2024
Юрий, если не исправить опечатку или ошибку в стихотворении у друга, то другие читатели, может, и не будут тыкать пальцем, но про себя подумают: "Да он безграмотен". И останется эта ошибка висеть на странице до скончания времён, вызывая насмешки недоброжелателей.
Нейромодуль03.07.2024
Алексей, друзья - это совсем другое. И не будешь же другу тыкать пальцем? Скажешь на ушко.
Знаете, сколько я видел таких ситуаций, когда лайков у текста сотни, отзывов десятки, а на глазах грубейшая опечатка. А то и не одна. Вывод какой? Все эти "лайкальщики" и "восторгатели" просто не читали сам текст. Это и есть - стипломщики.
В такой ситуации можно написать об ошибке, но боюсь, в ответ возможна агрессия.
И главное - непрошенных советов и действий всегда лучше бы избегать.
Но вести себя так, как (не буду в лицах, и так полно шума) и тыкать пальцем в оживлённой ленте - это равносильно оскорблению. Причём именно для этого и делается.
Скаредов Алексей03.07.2024
Юрий, тут я с Вами абсолютно согласен. А друзья - на то они и друзья. Им надо говорить всё, как есть.
Белы́х Лариса03.07.2024
Юрий, здесь согласна. Много раз видела «зацелованные» «читателями» тексты, полные именно грамматических ошибок.
И да! Я тоже против «тыканья пальцем».
ЕлиZаVета Ли03.07.2024
Есть канешна люди, которые очень трепетно относятся, даже к самым незначительным замечаниям в свой адрес, а сделавший это замечание становиться личным врагом. Сама я к этому отношусь никак, мне все равно. Что только мне не писали в комментах, причем самое интересное, что нервничать начинает именно тот человек который написал. Ну сделала я ошибку и че? Понятно же о чем я написала, че заморачиваться? Другое дело в стихах, там или в миниатюре. Нк в компе трудно сделать ошибку, красное подчеркивание никто не отменял, и всегда можно набрать слово в поисковике и посмотреть, как оно правильно пишется.
Белы́х Лариса03.07.2024
ЕлиZаVета Ли, точно! Итернет всем в помощь! Я часто сама себя перепроверяю в сложных случаях. Ничего в этом зазорного не вижу.
Кузахмедов Марат Кустарь.03.07.2024
ЗДОРОВО ОЧЕНЬ! КТО ПРОЧИТАЛ ТЕМА ЗАКРЫТА!
Шерридан Элли03.07.2024
По поводу ошибок... Именно об ошибках говорить бессмысленно. Особенно,взрослому человеку. Если давно сформировавшаяся личность пишет неграмотно, то так писать и будет. Бывает,что люди просто не чувствуют,как правильно писать, не запоминают.
А вот опечатки, да. Например, я в своих стихах опечаток вообще не вижу. Читается почти на автомате и упускается из виду. В конкурс недавно послала стихотворение с опечатками. Поэтому, всегда признательна, когда на них указывают. Теперь даже подруге присылаю на проверку.
Morkovkin Karabas03.07.2024
Элли, могу отнести себя к «давно сформировавшимся личностям», но если сам обнаруживаю ошибки или мне помогают это сделать (пусть и в грубой форме), то я больше писáть (говорить) неправильно не буду. Это, как и всё остальное, зависит не от возраста, а от человека.
Шерридан Элли03.07.2024
Karabas,
Ну, орфографические, да. А вот что касается знаков препинания, сложнее.
Исправить будет недостаточно, нужно будет объяснить, как правильно и почему. А вот поймёт и запомнит ли человек правило, если за всю жизнь не запомнил...
Morkovkin Karabas03.07.2024
Сначала надо понять, нужно ли это человеку. Вполне возможно, что и нет )))
Рыбина Зинаида04.07.2024
Господа, может я и не права, но слышала такую версию, что ошибки имеют прямое отношение к психике человека. Переучить его практически невозможно. неужели вы не встречали людей, незнающих правил, которые пишут абсолютно грамотно? И наоборот, знатоков всех правил, у которых ошибки можно в лукошко собирать? А еще мне рассказывали про одного крупного руководителя, который регулярно делал ошибку в одном слове. Он про это знал и, когда готовился к выступлениям, всячески на этом слове делал акценты: подчеркивал, обводил, выделял цветом и т.д. Но во время выступления, все равно произносил неправильно.
tatusia17704.07.2024
А я иногда в хорошем произведении вижу пропущенную букву, искажающую смысл слова, и удивляюсь, что двадцать человек до меня видели это, лили в уши автору елей, пели дифирамбы, а досадную опечатку оставили - зачем? Чтобы кто-нибудь мог посмеяться над автором? Или, чтобы его произведение не было совсем уж совершенным? Я благодарна, когда мне дают возможность быстро исправить допущенную ошибку и не позориться дальше))). Хотя в некоторых работах ошибок так много, что не имеет смысла указывать на одну или две, - ведь надо заново переписывать всё!)). Тогда конечно, остаётся только промолчать.
Почитайте стихи автора
Наиболее популярные стихи на поэмбуке

