
Литературная Гостиная
17.05.2018
Литературная Гостиная
Отзывы
Гладышев Валерий17.05.2018
Предлагаю Администрации сайта дать Иванне специальную премию за просветительский труд или издать книгу её подвижнических трудов.
Кто - за, пусть подпишется ниже.
Damir Timur17.05.2018
И терново-лавровый венец. А так же копьё и Росинанта.
Потому что только только такой человек, как Иванна может совмещать в себе те качества, которые отмечены этими аксессуарами.
Гладышев Валерий17.05.2018
Ух, попадёшь к ней в ЧС-ники!
Нейромодуль17.05.2018
Валерий, у Вас неверные критерии оценки )
Гладышев Валерий17.05.2018
Это не критерии ,Юра, это страхи господни. Невинная моя душа уже была в заточении и Иванны. Только недавно освободили.
Нейромодуль17.05.2018
Это не "страхи господни", а "угрызения совести" ))))))
Гладышев Валерий17.05.2018
За жопу , помню, кусали, а вот чтоб грызли другие места, не помню.
Нейромодуль17.05.2018
Впервые?
ничо.. со всеми так бывает... впервые )
Damir Timur17.05.2018
Не думаю, что это произойдёт)
Милица17.05.2018
Донну Флор читала, честно сказать, давно. Но тем приятнее было читать эссе.
Первой книгой у Амаду, были, конечно, капитаны песка (в моем прочтении), но, донна Флор понравилась мне больше. Может чисто по-женски, но хотелось счастливого конца книги. ЛЮБОВЬ.)она же должна побеждать. Но книга очень глубокая, задевающая какие то потаенные струнки.
Damir Timur17.05.2018
Людочка, я рад тебе)
Может быть, дело и правда в любви. Для меня остропроблематичная социальная тематика мало привлекательна.
Дона Флор - как домашний лимонад - чистая вода, лимон и мёд. Можно смаковать другие, более изысканные напитки, но утолить жажду пока что ничем другим не получается.
Луарье Ингеборга17.05.2018
А я не читала Амаду. Пробел в моем образовании. Надо срочно восполнить!! Спасибо, Тимур, отличное эссе!
Damir Timur17.05.2018
Синичка, я думаю, работы Амаду стоят того, чтобы их читать.
И, насколько я тебя знаю, тебе понравится)
Колина Светлана17.05.2018
«Ты видела когда-нибудь, чтобы богатый человек был некрасивым?»- слова доны Розальды можно считать циничными. Но так ли это? Не все ли мы мечтаем, чтобы у наших детей было более или менее материальное благополучие( радуемся. Когда они улучшают свои жилищные условия, получают более высокооплачиваемую работу, выбирают в спутники жизни нормального человека, а не наркомана и алкаша).
И ещё. «И теперь — увы! — ей некого больше ждать, но и не на что надеяться, некого любить.» Надо всегда понимать. Какой шок испытывает человек, если меняется привычный уклад жизни, тем более, если уходит близкий человек, с которым общался каждый день. И тут речь может идти вовсе не о безумной любви, а просто о силе привычки. И зависит глубина чувств именно от того, как герой ( Флор) воспринимает действительность.
Damir Timur17.05.2018
А Вы читали роман?
Да, родители всегда желают детям добра и благополучия. Но в случае с доной Розилдой всё несколько иначе. Смысл был не в том, чтобы пристроить детей получше. Её цель была очень четкой и ясной: подняться на вершину социальной лестницы. И если это невозможно самостоятельно - сама она не представляла интереса ни как интересный человек, ни как деловой партнёр, ни тем более, как женщина - тощая, с редкими волосами, испорченными зубами, отвратительным характером, злобная и скандальная притворщица и интриганка, то поправить дела с помощью молодых и привлекательных дочерей - вполне возможно.
Что касается доны Флор, то по-моему там всё гораздо глубже, чем сила привычки и уклад жизни. К Гуляке она испытывала и страсть и любовь, любовь всепоглощающую. Он был для нее и возлюбленным, и ребенком, и другом. Она не была дурочкой, но прощала ему практически всё и продолжала любить, жалеть, оправдывать и прощать.
Жибуртович Константин17.05.2018
Спасибо, Тимур!
С Амаду не знаком. Совсем. Быть может, виной всему мои предубеждения к южноамериканской литературе: есть Маркес и все остальные. Как и к культуре в целом: из всех южных народов мне наиболее близки и понятны аргентинцы (читай - переселенцы разных поколений из Европы, главным образом - из Италии). У меня европейские менталитет и восприятие, всё-таки. Т.е, те ценности, что характерны для эпохи Ренессанса (если общо).
Бразильцы язвят, что "для того, чтобы покончить с собой, аргентинцу достаточно взобраться на вершину личного эго и сигануть вниз" :) Шуток аргентинцев о легкомыслии, непостоянстве и ветрености соседей ещё больше)
Очень жаль, что этого эссе не будет в Чтениях. В самом деле: оно ставит с десяток насущных вопросов, над коими я (не впервые) размышлял, прежде чем написать отклик. Добра и милосердна ли Флора? Да. Счастлива ли она? Для меня, ни в первом, ни во втором браке, - нет. Маятник человеческой души даёт амплитуду от роковой и всепоглощающей страсти (любовь-зависимость) до смиренного согласия не искать лучшей доли. Та самая "золотая середина", гармония, чеховский тезис о том, что "в человеке должно быть всё прекрасно", да и эдемский идеал отношений Адама и Евы - вновь разбиваются о прозу жизни, помноженную на взаимные грехи и несовершенства. В этом смысле, Амаду честен и потому я решил познакомиться с ним поближе.
Как ни странно, читая эссе, размышлял не столько о доброте и милосердии, или даже о любви, сколько о том, как это важно - бороться, а иногда и драться за свой личный выбор. Даже если он ошибочен, свои ошибки принять возможно. И Флора смотрит в прошлое с благодарностью. А те ошибки, что навязаны чужой волей, - едва ли.
PS: "Беззлобность не есть доброта".
Именно! Это - в цитатник)
Милица17.05.2018
читая книгу, тоже думала. А есть ли она, золотая.середина. и даже больше, а нужна ли она? Для меня Флора по своему была счастлива. Своим, собственным, может мало для кого понятным счастьем) но книга действительно очень... думающая? И эссе тоже.
Damir Timur17.05.2018
Коста, давай ты сначала прочтёшь Амаду, и в частности "Дону Флор")
Потому что моё эссе - это моё эссе, со всеми моими недостатками и недоговорённостями. Это моё личное и далеко не полное восприятие. О Романе можно говорить ещё очень много. Это очень кратко и неполно, а значит не даёт даже приблизительной картины того, о чём роман.
Для меня дона Флор всё-таки счастлива)
И в каждом из своих браков и с двумя мужьями одновременно)))
Потому что счастье - не золотая середина.
Наверное, золотая середина - это покой. А счастье - это другое, это состояние когда хочется жить, когда каждое мгновение приносит тебе или наслаждение или ожидание наслаждения, и это ожидание оправдывается.
Для меня - так)
Жибуртович Константин17.05.2018
- Я был женат дважды, и оба раза - счастливо (Довлатов) :)
Способность с благодарностью вспоминать людей, встреченных на твоём пути - зрелость и свойство мудрости. Как и осознание благодати личных ошибок. В этом смысле, Флора мудра.
То счастье, о котором пишешь ты, для меня - смыслы. Нестатичность, творческое и душевное наполнение Бытия, и где-то даже оправдание самого земного существования. Но оно изменчиво и непостоянно: это - процесс.
Счастье, как Абсолют, - иное. (Едва ли достижимое здесь, но важен сам вектор душевных устремлений). Это когда человек не ищет лучшей доли, не сравнивает и не выбирает. Не из страха нарушить Заповедь или по причине сломленности земными обстоятельствами (!). А из отсутствия самой потребности. Потому что он на СВОЁМ месте. И есть тот (та) кто рядом. И есть сам Творец.
Это очень высокая планка. И свернуть себе шею проще, чем взять такую высоту. Но вне её жизнь превращается в бесконечное Колесо Сансары.
Конечно. Прочитаю. Спасибо, Тим.
Damir Timur17.05.2018
Хорошее высказывание)
Правильное)
Но зачем об Абсолюте?
Счастье - категория личная, интимная, очень человеческая и совсем неглобальная.
Тут сложно задавать планки. Каждый счастлив по своему.
По-моему Абсолюта не существует. Для нас, людей.
Это какая-то абстракция, философская категория. Людям это может быть интересно, но вряд ли очень важно.
Хотя... Это мое личное мнение)
Иванна Дунец17.05.2018
Вот, наберусь сейчас смелости и признаюсь...
Конечно, я влюбилась в это эссе! Невозможно не влюбиться) Когда впервые его открыла, не могла оторваться... Прочла залпом. Сразу. Замерла. Потом вернулась к нему вновь. Наблюдала. Наблюдала созвучие. Рождение вопросов. Но не к автору эссе, а к самой себе и своим рассуждениям после прочтения романа...
Тимур, спасибо тебе)
И ещё. Согласна с Константином: "Беззлобность не есть доброта" непременно в избранные цитаты!
Да, а можно я тоже задам вопрос? (без монет, конечно... смеюсь) Но он не умолкает во мне уже несколько дней...
Тимур, как ты считаешь доброта — это один из признаков "сумасшедших" людей (про них ещё говорят — не от мира сего..)?
И, соответственно, способен ли холодный (гениальный) ум быть наполнен добротой?
Damir Timur17.05.2018
Иванна, спасибо)
А доброта не зависит от гения и таланта, и совсем не сумасшедшее свойство)
Это что-то большее, другое.
Холодный ум и доброта совместимы)
Как у Пушкина - гений и злодейство не совместны, а значит гений совсем не значит злодей и дрянной человек.
Не хочу приводить примеров. Но злобным и глупым человек может быть вне зависимости от таланта.
Иванна Дунец17.05.2018
Спасибо)
Совместимы. Да будет так!
А я задумалась, начала искать жизненные примеры... Сложно оказалось найти) Пока...
Подумаю о гениях...
VILKOCZYNSKI Богуслав17.05.2018
Иванна, до которого часа будут принимать эссе 20-го числа?
Иванна Дунец17.05.2018
До 18.00 по мск времени.
Иванна Дунец18.05.2018
Богуслав, Ваш комментарий признан лучшим по мнению автора эссе — Timura Damira.
Вы получаете от меценатов рубрики ЛГ 25 серебряных монет!
Поздравляю! :)
Таня Советская17.05.2018
Тимур, спасибо, очень интересное эссе!
Попробую ответить на Ваш вопрос:
Я читал эти строки и не мог понять, за что дона Флор любила Гуляку, за что его любили вообще?
Перед этим - в цитате:
"Зато когда Гуляка был рядом, холод и грусть отступали. От него исходило радостное тепло, которое охватывало дону Флор, и начиналась упоительная ночь. Иногда он приходил на рассвете, и она ласково встречала его, оберегая его поздний сон. На усталом лице Гуляки блуждала виноватая улыбка, свернувшись клубком, он прижимался к жене. Дона Флор молча глотала слёзы. Дона Флор не спала, охваченная нежностью."
Вот и ответ: От него исходило радостное тепло... Виноватая улыбка... и т.д.
Гуляка - добрый человек, только по жизни - как бы непутёвый :)
Он искренне радовался людям, возможности общения.
Он не только не делал никакого зла, он своим "радостным теплом" помогал людям чувствовать себя лучше в этом не всегда безоблачном мире.
И, конечно, дона Флор не смогла его забыть... Как прекрасно Амаду делает это мистическое соединение двух мужей, мужчин в сознании героини! Такой герой, как Гуляка, - бессмертен, это просто добрый Казанова :) Очень прозрачная аналогия, ассоциация, антипод дон Жуана, если угодно.
Этот "дух" Амаду напоминает Маркеса. Читала давно, но впечатление - очень...
Второе спасибо - теперь обязательно прочитаю "Габриэлу", единственное, что есть в домашней библиотеке, из серии "Библиотека сентиментального романа". Открыла наугад: «Возле каждой прибывшей в город женщины, если она была красива, сразу же оказывался Тонико Бастос. … Мнения о Тонико Бастосе разделялись. … Но обаяние Тонико считалось неоспоримым: покоряли его улыбка довольного всем на свете человека, его обходительность и мягкость. Сам Капитан говорил, когда упоминали о Тонико:
— Он — симпатичная каналья, но у него невозможный характер».
Это — ещё один ответ на Ваш вопрос: 1) если она была красива…; 2) обаяние!
У нашего главного героя – Гуляки – как говорится, те же пункты в анкете. И именно то, что он помог некрасивой женщине, нищей и неудачливой учительнице, устроил её на работу — и есть тот самый невозможный характер, благородство под маской ловеласа…
Третье спасибо — вспомнила одну из любимых песен туманной юности: «За что вы бросили меня, за что? Где мой очаг, где мой ночлег?...» из фильма «Генералы песчаных карьеров».
И в заключение — всё-таки о доне Флор.
Её образ — мистическая реальность или реальная мистика: счастливая Джульетта. Она как бы не смогла свести счёты с жизнью, и за это судьба её и наградила — двумя мужьями, и наказала — бездетностью. Амаду расставил акценты классически точно.
В эссе Вы так же очень точно и красиво представили и содержание романа, и Ваши мысли — и моё желание сделать что-то хорошее, а может быть, и доброе — реализуется в этом комментарии…
Спасибо Вам!
Damir Timur17.05.2018
Таня, спасибо Вам!
Это не совсем вопрос был)
Это были рассуждения по ходу действия.
В конце концов ответил себе на этот вопрос. Я понял почему дона Флор любила Гуляку, и почему он всё-таки любил её. Но пока читал роман впервые - вопрос этот не давал покоя)
Таня Советская17.05.2018
Есть очень простая формула любви из когда-то популярной песни, что пела Анна Герман: "А он мне нравится, нравится, нравится..."
Моя формула: настоящая любовь всегда взаимна :)
И ещё: и в жизни, и при анализе художественных произведений надо иногда отключать логику и подключать чувства... Или включать сразу и то, и другое...
Damir Timur17.05.2018
Любовь не потому что и не вопреки, а просто так - ни за что-то)
Спасибо)
Никогда не задумывался что у меня включено, а что выключено, когда читаю)
Наверно, всё на ощущениях, логика как-то сама по себе)
Иванна Дунец18.05.2018
Друзья,
комментарий Богуслава Вилкочинскаса признан самым интересным по мнению автора эссе — Timura Damira!
"... Иванна, до которого часа будут принимать эссе 20-го числа?..."
Богуслав, Вы получаете от меценатов рубрики ЛГ 25 серебряных монет!
Поздравляю! :)


