Издать сборник стиховИздать сборник стихов

Михаил Тенников. "Гроза и старость"

 
Гроза и старость
 
…предвосхищая молнии провал,
посыпал ливень дробью затяжною;
глухой раскат во тьме торжествовал
над лопнувшей, как кожа – тишиною.
поросший лишаями за́ сто лет –
скучал гранит на синей вязкой глине,
и вспыхивал будильник на столе,
и был заложен шёлком Старший Плиний.
 
в кошачьем мраке выверенный шаг
опознавался скрипом половицы, –
когда змеиный след карандаша
уже, казалось – не возобновится.
порожний гнев на низость потолка
был гению – знакомо неминуем.
тем самым, над пятою – каблука
бесстыжую победу знаменуя…
 
 
Это стихотворение Михаила Тенникова далеко не самое легкое для интерпретации. Довольно сложно определить литературное направление, к которому мог бы принадлежать текст. Для акмеизма (характерными чертами которого является не только яркая образность, но и “прекрасная ясность”) все-таки слишком высок уровень суггестивности. Насыщенный образный ряд с одной стороны довольно четкий, с другой - каждый читатель может мысленно раскрыть образ по-своему и, в зависимости от настроения читателя, может варьироваться и трактовка текста.
 
Перейдем непосредственно к трактовке, а также посмотрим, какими средствами выразительности пользуется автор.
 
Композиционно текст состоит из двух частей, связанных между собой на первый взгляд только названием.
Первая октата - это гроза. Гроза, описанная совершенно замечательно. Здесь и звуковые образы (дробь ливня, торжествующий раскат грома), и образы зрительные - отражение молний в будильнике делает грозу видимой, гранит на синей вязкой глине ощутим… Кроме того, автор мастерски использует метафоры (“над лопнувшей, как кожа – тишиною”), олицетворение - скучающий гранит, благодаря чему текст приобретает объем и превращается даже не в кино (ведь кино тоже смотрят со стороны) а в маленький сон читателя - полное ощущение погружения.
По сути, в первой части ощущается торжество звука над тишиной, жизни над смертью, ведь даже будильник на столе оживает.
 
А дальше идет строка “и был заложен шёлком Старший Плиний”, которая, во-первых, дает читателю ниточку, ведущую ко второй части стихотворения, а во-вторых, заставляет на секунду остановиться и поразмыслить.
Сразу вспоминаются строки Бродского:
“На рассохшейся скамейке – Старший Плиний.
Дрозд щебечет в шевелюре кипариса.”
Стоит понимать, что единственное, дошедшее до наших дней сочинение Плиния Старшего - это “Естественная история”, которая фактически является первой энциклопедией. Сам факт чтения этой книги многое о говорит о лирическом герое, который до сих пор в стихотворении не появлялся. Да и дальше он “лично” не появится. Автору стихотворения удалось нарисовать своего лирического героя, не только не называя его, но и не доверяя ему никаких прямых действий.
Давайте внимательно посмотрим на вторую часть.
 
“в кошачьем мраке выверенный шаг
опознавался скрипом половицы, –
когда змеиный след карандаша
уже, казалось – не возобновится.
порожний гнев на низость потолка
был гению – знакомо неминуем.
тем самым, над пятою – каблука
бесстыжую победу знаменуя…”
 
Что мы знаем о лирическом герое? Что автор говорит нам о нем, и как говорит? У нас нет даже прямой отсылки к “старости”, кроме намеков из первой части стихотворения (столетний скучающий гранит уже не кажется случайной деталью и Старший Плиний вносит нужный штрих в образ).
Шаг в кошачьем мраке - аллитерация некоторого пришепетывания, тоже дающая отсылку к возрасту.
“Порожний гнев на низость потолка” - явно дан и в прямом и в переносном смысле. Это ведь еще и потолок возможностей, таланта. Об этом говорит “Змеиный след карандаша” (прекрасная метафора), который может не возобновиться.
То есть, во второй части мы имеем объемлющую аллегорию исписавшегося таланта. И гений в следующих строках скорее иронически закавычен.
 
И как во всех стихотворениях этого автора, отдельная роль отведена финалу.
 
“тем самым, над пятою – каблука
бесстыжую победу знаменуя”
 
Данные строки не сразу легко понять. Во-первых, обратим внимание на “бесстыжую победу” - подобная характеристика позволяет нам трактовать противопоставление каблук-пята как противопоставление молодости (красоты, некой фривольности, но по сути - жизни) и старости (стоптанности, приземленности).
 
Таким образом, получается, что в стихотворении рассматривается вечная проблема угасания. И финал вселяет уверенность в том, что всегда на смену всему старому приходит что-то новое. Что-то сильное и светлое.
 
 
Мне очень нравится фраза Юрия Альберта: "Искусство не для того, чтобы на него смотреть, а для того чтобы о нем думать". Все творчество Михаила Тенникова - воплощение данного тезиса. Его стихотворения обладают уникальной способностью одновременно проникать в читателя “как есть”, потоком образов, но при этом заставляя думать, пытаться осмыслить, структурировать эмоции от прочтения. Нельзя не обратить внимания, что его стихи - будто картины, написанные мелкими, точными мазками. В своем творчестве Михаил тяготеет к детализации, которая кому-то может показаться излишней, к созерцательной задумчивости, которая в какой-то степени негативно влияет на динамику. Но Тенников - зрелый самодостаточный автор, со сложившимся собственным видением, при этом постоянно развивающийся и меняющийся. Перед ним большой творческий путь, который будет интересен и самому автору, и поклонникам его творчества.
Отзывы
Плиний умер при извержении Везувия, наблюдая за ним, насколько я помню. Когда поглядел в Википедию, выяснилось, что у него, похоже, была астма, и он не перенёс удушья. Видимо, это про духоту. Вот со второй строфой у меня срастается сложнее. Чтобы понять и объяснить, нужно время. По ощущению, там есть хороший такой смысл. )))
Part1sanka19.11.2018
С удовольствием послушаю!
Пока не готов. Отлежаться в голове должно. ))) Может, потом просеется через мозги — и станет понятен смысл. Пока детали разрозненные, хотя эмоционально вполне себе гармоничные.
Part1sanka19.11.2018
Вот я пыталась осознать ) В общем, буду рада общению на эту тему, когда созреет ))
Смерть Плиния здесь, имхо, никаким боком. Этот вопрос, разумеется, встаёт ребром у любого подготовленного читателя при первом чтении Бродского... Хотя нынче это редкость: подготовленный читатель, а Бродский - впервые. Но в мое время было нормальным)) Мне, например, думалось, тогда ещё ни разу не классик ошибся: кто же мог знать, что на скамейке - книга, а стихотворение потом когда-нибудь станет называться «из Марциала») В двадцать же первом веке смерть Плиния не должна играть рояля даже здесь... А вот поискать алмазов в голубой глине было бы плодотворной идеей! Для чего существует искусство? Для того ли, чтобы о нем думать? Или для того, чтобы на него смотреть? Чтобы утверждать себя или чтобы паразитировать на воображении потребителя? Наверно, есть искусство Пифагоров и искусство Сократов, и не говорите мне, что последний круче. Одного затоптала толпа восторженных фанатов на Олимпиаде, другой выпил цикуту, хотя мог бы удалиться в изгнание, аналогии напрашиваются, но не играют рояля)) Лично мне по нраву слышанное от Тео Янсена «Цель искусства создавать новые миры и учиться в них жить»;) - это, ни в коем случае не навязчиво – для автора статьи))
Part1sanka20.11.2018
Спасибо
Да, возможно, что книга. Но вообще -- иди разбери. По стихотворению очевидно, что писал отличный поэт, но уж совсем загадки тут. И уж очень сильное влияние Бродского. Смысл есть, но вот удачным оно мне не кажется.
Part1sanka20.11.2018
ПРиглашаю еще в дневнике посмотреть, там с Ириной беседа интересная на ту же тему )
Да, увидел.
Вообще же... Дробился свет. Рыдали облака. Взрывался мозг. В глазах троилась Троя. Он был один, на милость каблука Отдав врагу несчастного героя. Был низок пол, высок небесный свод, Туманен смысл, круглы бока у репы. И на пиле Люлли играл гавот, И падал дождь, и расходились скрепы.
Part1sanka20.11.2018
навеяло? )
Да и я спокойно отношусь к волшебству и к прибавочной стоимости)) Хорошее стихотворение. Но для того, чтобы его понять, необходима подготовка. И критик со своей работой справляется. Знаете такое слово «дискурс»? Забудьте))) Ибо есть здесь одна тонкость. Вот, положим, у Пастернака Кто коврик за дверьми Рябиной иссурьмил? Рядном сквозных, красивых, Трепещущих курсивом? Здесь критик (учитель) должен задать риторический вопрос: сурьмить - значит чернить, а рябина - красная. Этим можно ошеломить почти любого читателя) А потом нужно ткнуть носом в сквозные и в курсив: речь о тени от рябиновой ветки, а не о черноплодке, которая и не рябина, строго говоря, да и ввезена заметно позже, чем написано это стихотворение. Заодно и ботанику сотрясти, и историю)) То есть в случае с «Давай ронять слова» читателя просто учат читать, а в случае с Тенниковым может обнаружиться, что автор и сам не знал, как он крут)) Алена, это не троллинг, это серьёзное обсуждение. Надеюсь на понимание.
Автор-то крут, это и по этому тексту мне ясно. Насчёт стихотворения усомнюсь.
Понимаете, т е не сомневаюсь, что понимаете), нарядить со вкусом елку - это ещё не НГ. Нужны как минимум условные оливье, шуба, бутербродики с сыром и чесноком и спиртное, а главное - хорошая компания)
вот как так? - разобрано, как водится - по косточкам, почти построчно - образы, тропы, ощущения, даже аллитерация, обе части стиха, финал... ...и все разобранное в конце бережно собрано в одно целое... и ни одного намека покритиковать что-то жестко, так как мы привыкли... умный, вдумчивый разбор, под стать самому стиху...
Part1sanka20.11.2018
Я бы не назвала это критикой ) скорее слегка формализованное эссе
20.11.2018
Алён, тут есть, что покритиковать... навскидку: очень перегруженные предложенияи очень бродщиной отдаёт, но перекручено, у бродского яснее гораздо. Сами безличные перегруженные предложения ясности по структуре не добавляют, замедляют текст... Когда это оправдано, да, а когда по смыслу пшик - просто о томлении творческом- то вот гора родила мышь... надеюсь, автора это не обидит...
Part1sanka20.11.2018
Я думала, что сказала подобное здесь: "В своем творчестве Михаил тяготеет к детализации, которая кому-то может показаться излишней, к созерцательной задумчивости, которая в какой-то степени негативно влияет на динамику." Тоже уловила отзвук Бродского, о чем, кстати, упомянула. Но вот не могу согласиться насчет горы и мыши. По мне, так любой текст Михаила - это в первую очередь приглашение поразмышлять. Понаблюдать вместе. Поделиться наблюдениями. И потом, насчет ясности образов - если смотреть на тексты символистов, там тоже с ясностью не складывается, но это другой формат. Если хотите, арт-хаус от поэзии ) Вопрос, готов ли "потребитель" к восприятию.
писец20.11.2018
у символистов всё нормально с логическими связями и грамматикой, а если не в порядке, то подражать этому глупо... как и любым ошибкам... тут сами конструкции очень тяжелы и очень вычсурны при минимуме темы... детализация тут тоже вполне обыкновенная... как и созерцателньость... ошибок очень много и тяжеловесно чересчур... логика проваливается чсерез раз... а смысла- на копейку... как и эмоции... ребус
Кабачкова не проводит, можно хоть погреться у огонька? Интересно, конечно, если Автор заложил в "пята-каблук" возрастные смыслы. Но они выглядят здесь несколько далековато и отстранённо от места событий. Логичнее было бы поместить данный смысл вначале 2-й части, после "скрипа половиц"... Более очевидным кажется иной смысл... Два образа работают в парных связках: гнев - потолок; пята - каблук. "Пята" как грозный рок судьбы, не могущий продавить каблук (буквально - крыша, а образно - человек)... "Бесстыжая победа" - человек старости получает бонус жизни вопреки, по милости, чувствуя своё недостоинство... Но и этот смысл выглядит здесь несколько "окольным"... Одно мы с улыбкой можем заявить, что критику ходить по кромке смыслов не всегда просто, и легко можно соскользнуть в глупость восприятия... В любом случае, Автору респект, ведь загонять глубокие многоплановые смыслы в поэзию - безумно трудно.
Part1sanka20.11.2018
Предлагаю флешмоб "разборов" устроить, раз конкурсов нет )
Замечательно. Не так давно девушка выкладывала в Альбоме стих Бродского. Было очень интересно, но почему-то мало участников откликнулось. А говорят, на ПБ была традиция или рубрика.
Part1sanka20.11.2018
А я как-то пропустила
https://poembook.ru/blog/34602
Part1sanka20.11.2018
Спасибо! Смотрю, там много букв в комментариях ) ПОпозже почитаю
А в конце этого поста я в комментах ещё и "Римские элегии" добавил.
Интересно, а этично ли в таких случаях вызвать к дискуссии самого Автора? Или он до конца должен оставаться в таинственной ауре (похихикивая над ломающими копья)...
Part1sanka20.11.2018
Простите, Вы сейчас про Бродского? )
Нет, конечно. )) Живущих. Тенникова.
Part1sanka20.11.2018
Хотела предложить нарисовать пентаграмму. Вспомнила, что Иванна под интервью Михаила назвала его Богом Войны. Решила, погуглить, как призывают богов. Одна из первых ссылок гугла гласила "В ноябре 1914 года, отвечая на призыв депутата парламента Апирана..." дальше читать не стала, извините. Проще в личку постучать.
А прикинь(те), будет прикол, если Михаил Явившийся просто забудет смыслы, вложенные им изначально. И мы дружно будем восстанавливать их ему по крупицам. )
Избивали пионеров избегая шума. Комсомольцы, это ж - "СМЕНА"! Правы! ("Надо думать")