ТОНКАЯ ДИНАМИКА
I.
знаешь, у меня всё что у всех — целлюлит-седина-колит,
недовыплаканный смех, недолайканный общий вид,
лощины-морщины, цинична усмешка, крив рта уголок,
сеансы гламурных салонов туда же: невпрок-сырок,
сурок настигает, сурок бесконечный, суровый рок.
вот так постою с тобой по-над бережком-речкой-дугой,
половлю тени-блики, луч солнца над головой,
обернусь сентябрём-угрём, послежу катерки-курки,
погляжу, как мечут внахлёст сети-удочки рыбаки,
подышу тонким ветром осенним, послушаю злой матерок
и пойду, пока пёрышко в небе пишет чей-то последний срок,
а потом голубиной почтой его адресату несут,
призывною повесткой-судьбой меж мозолей в ладони кладут.
придержал мои пальцы в сухой и горячей горсти —
и я слышу: у сердца металл просвистел — и уже не спасти!
помогай тебе господи-боже на долгом и пыльном пути,
и прости меня тоже, быть может сумеешь, прости!
я печаль твою кожей несу и суметь бы её донести:
не раздать, не разъять бы, на атомы не растрясти..
..сквозь трамвайный звонок, на восток — ах, позвольте, позвольте пройти!
II.
зацепиться случайно сердцем за крючок-ништячок рыболова,
смаковать макуху, макову росинку, снова-здорова,
подержать в ладонях кончики пальцев — побежалость-жалость:
да я оставлял, вот те крест, звал с собой, только ты не осталась!
нет, не осталась ты, и не сбылась, не сошлась как пасьянс, вслед не оглянулась,
покачалась с мыска на пятку, углами губ улыбнулась,
и пошла странной походкой витой, как по болотине птица,
по неметенной мостовой, по серым осенним лицам,
вдоль унылой жизни моей, в направленьи земного рассвета,
я стоял на ветру, растягивал трамвайный звонок
на невыносимый литавр конца света, разрезал свою жизнь этим
звуком на раньше и позже, чтоб когда-нибудь, через добрую сотню лет-зим,
посреди ли монгольской степи, на площади в польше
повстречать тебя вновь, на рогатину сна напоровшись
чутким сердцем седым, не щадя ни желудочков и ни предсердий.
я сто раз уходил-годил, наглотался нездешних поветрий,
я калёным железом травил, в океане солёном топил бесконечную память свою,
изворотливый, злой, гибкий вервий.
пощади меня, тонкая кость, карий глаз, мой манок, мой силок-оселок,
моя дудочка крысолова!
..только леса натянуто-сладко дрожит,
и стальной крючок сердце рвёт снова, и снова, и снова..
Отзывы
Влад Сколов24.12.2017
Вот что поражает меня каждый раз - ни одного неточного слова! И доскональное знание предмета!
"Смаковать макуху"- ну какая ещё женщина так сможет!)
Чуднова Ирина25.12.2017
Спасибо на добром слове -- развеселилась :) Это было первым послед долгого перерыва, я посмотрела на него и поняла -- да, это настоящее, новое, и стихи будут.
Ахмедова Светлана24.12.2017
Очень здорово!
Чуднова Ирина25.12.2017
Для меня оно во многом программное. Возвращение блудной лиры :)
Ахмедова Светлана25.12.2017
Сразу видно, как вы соскучились и рады друг другу )
Чуднова Ирина25.12.2017
в каком-то смысле, мы с ней заново друг друга обретаем, и привыкаем, и на прочность испытываем друг друга :) хорошо, когда так.
Аэтерис03.06.2018
молодец, убрала говномузыку
Чуднова Ирина03.06.2018
Тут нельзя поставить два файла, как быть?
Аэтерис03.06.2018
и ты решила оставить лучший, молодец
Чуднова Ирина03.06.2018
нет. цели другие.
Важинская Лора03.06.2018
Можно в редакторе каком-нибудь свести голос и музыку.
Чуднова Ирина03.06.2018
нет, тут другое. речь идёт вот об этом:
http://samlib.ru/img/e/eudnowa_irina_wiktorowna/dd/index.shtml
Владимир Вэ03.06.2018
Давно оценил эти стихи.
А теперь ещё и авторской подачей.
Замечательно, Ирина.
Чуднова Ирина03.06.2018
очень важное для меня стихотворение. первое после долгого перерыва, и такое особенное, и задающее тон многим другим.
Важинская Лора03.06.2018
Мне больше нравится, когда вы бесстрастно читаете, без добавления интонационных нюансов... Первая часть - как горошины катятся...здорово, очень...
Чуднова Ирина03.06.2018
Это я, пожалуй, не могу читать без эмоций, оно для меня наполнено ими под завязку.
Важинская Лора03.06.2018
это чувствуется )))
Damir Timur03.06.2018
Так нравятся переливы и переходы слов\смыслов) игра\не игра, на ощущениях)
Чуднова Ирина03.06.2018
вы его должны помнить с конкурса чтецов в декабре.
Damir Timur03.06.2018
А я помню)
И помню что тогда Вы торопились, а сейчас звучит прекрасно)
Чуднова Ирина03.06.2018
нет ))) это одна и та же запись, только там музсопровождение было, а сейчас чистый голос.
вот тут можно сравнить:
http://samlib.ru/img/e/eudnowa_irina_wiktorowna/dd/index.shtml
Damir Timur03.06.2018
Значит, я недослушал)
А может, со временем по другому слышится)
Чуднова Ирина03.06.2018
скорее всего, дело в конкурсном цейтноте. я в этом смысле не очень-то конкурсный автор.
Максимов Владимир15.06.2018
за динамику!
Чуднова Ирина15.06.2018
за нашу динамику!!
Максимов Владимир15.06.2018
за нашу тонкую динамику!!
Чуднова Ирина15.06.2018
ударим тонкой динамикой по бездорожью и разгильдяйству!
Максимов Владимир15.06.2018
а толстой - по дуракам)
Чуднова Ирина15.06.2018
и будет как не на родине!))
Максимов Владимир15.06.2018
а родина - это не там, где родился, а там, где хочется умереть))) мне, например, почему-то, ну только не смейся, в Голландии (знаешь, люблю Госвина ван дер Вейдена)
Чуднова Ирина15.06.2018
а мне всё равно, где умирать. главное, чтобы не мучительно.
Максимов Владимир15.06.2018
это мне близко!
писец15.06.2018
Ир, не совсем моё... вот раз на раз... читаешь- мимо, потом поймал -въезжаешь)))
Чуднова Ирина15.06.2018
вот тут мне и повезло, половина судей всё же въехали. и читатели благосклонны, хоть я там и в 30+, но всё же нашлись и те, кому оно зашло.
для меня это одна из программных вещей.
писец15.06.2018
да? надо делать-таки конкурс по манифестам... у меня что-то жара и лениво так этим заниматься - жесть)))
Чуднова Ирина15.06.2018
Давай ближе к осени. Там думать надо со стороны, не изнутри. Совсем другой подход. Он летом мало у кого срабатывает..
писец15.06.2018
ой, я его так давно обещаю- давно пора делать... ещё и статью по манифестам... а ещё и по инверсиям попросили... вот только соберёшься уходить -вечно что-нибудь)))... щаз пошла в конкурс Шпильки расслабиться - думаю, там идиотизма не будет)))
Чуднова Ирина16.06.2018
Там точно не будет. Я про конкурс Вики. Статьи нужны. И по инверсиям, и по творческому методу. Вот, кстати, судьям они нужны ещё больше, для умения видеть его наличие и приверженность автора к тому или иному.
писец16.06.2018
по методу- это ещё чуть иное... тоже нужно, но вот это уже несколько обощение материала. Пока я стилисчтику всю не выдам, говорить о творческом методе рановато... или это будет сильно куцо. Судьям я уже не раз писала- и порядок разбора стихотворения, и худ критерии , и много чего- ещё б все эти статьи читали! увы! судьи в другой момент времени- те же авторы- и вот им всё это нужно- для повышения мастерства... потому что , увы, к аналитике в основном отношение пренебрежительное или дилетантское... буду потихоньку делать... по возможности... у меня в реале вечно полно дел... это только кажется. чт оя штаны на сайте протираю- прост оу меня вся работа дома. И вот ответ на коммент я написать могу или прочесть сообщение- урываю пару минут, а вот статью написать полноценную- это не всегда...
Чуднова Ирина17.06.2018
Давай стилистику. Это тоже надо. И вообще. Но по мере возможности, конечно, не через силы и не в ущерб отдыху.
писец17.06.2018
стилистику надо не тоже, а в первую очередь)))... я ж методист, знаю откуда вход)))
Чуднова Ирина17.06.2018
Кони пьяны, хлопцы запряжёны )))
в общем, тебе и шашки в руки!
писец17.06.2018
мдя... надо взять себя за шкирку)))
Чуднова Ирина18.06.2018
вот!
Василий Етвызьськый15.06.2018
когда я смотрю, как ловят рыбу - большую, толстую,
я становлюсь злостным шкодіём, бо шо ты тут мні
портыш прыроду, я ж і так во здоровый віл...
да й ій ваабшчэ - адыдзі! не шкодзь мне панчішьк..
КацяМольска, 119, в пыньків
Чуднова Ирина17.06.2018
всякое вмешательство нарушает сложившийся порядок, всякое вмешательство разрушительно, но созидание невозможно без вмешательства -- не вытянешь рыбку из пруда, умрёшь от голода.. )))
Старцев Владимир15.06.2018
Нет ни веры,ни цели,колдовская красивая ересь,которая может вводить некоторых слабых людей в депрессию-мне кажется это может навредить и вам.
В роду у вас не было шептуний,наговорщиков?
Чуднова Ирина17.06.2018
Знаете, у меня удивительное ощущение от вашего комментария. С одной стороны, вы почувствовали самый этот мой поэтический метод, ощутили его, с другой, он вам почему-то кажется пустым и деструктивным, а ведь это стихи о любви, которая и определяет путь и сбивает с пути. Но ничего не поделать, это наша человеческая природа. Она такова.
Сикамбр Неистовый15.06.2018
Читать тяжеловато, а вот слушать одно удовольствие.
Чуднова Ирина17.06.2018
Вот потому и записала голос, знаю, что такие большие стихи в сети часто не доходят до внимания с листа именно потому, что большие.
Спасибо за отзыв!
REM16.06.2018
Чувствительность эмоциональная понятна и присутствует, но слишком много слов, слишком мудрёно. Мысли Бродского ( моими словами из прочитанного эссе с год назад) - Поэзия есть максимально короткий пути к читателю. Поэтические строки в максимально доходчивой форме с волшебными свойствами языка русского расширяют познание читателя, дарят читателю открытие нового, возможно даже чуда.
Чуднова Ирина17.06.2018
Опять вас ко мне занесло.. А вроде бы вы уж на мне крест поставили. Может, бог-то с ней, со мной, а? И опять шьют бродскость, шьют, делают из него жупел какой-то.
Я всё же сама по себе, хотите того или нет. И голос у меня свой, и темы свои.
REM17.06.2018
Есть смысл в мыслях Бродского вот и приятно, что поэты думают о восприятии читателем их написанного, о возможностях достижения наибольшей познавательной пользы для читателя. Действительно, наверное Вы правы Бог с Вами, а не со мной, т.к. сложно для многих и быть с Богом и с разумом, для примера Баратынский Евгений был с разумом и с Богом.
Вы, уж извините меня, виноват - не покидают надежды прочитать на этом сайте, что то и с Богом и с Разумом.
"Бабский" сайт - извините за такое мнение, действительно, правы Вы, пора удалять собственные надежды и весьма не обоснованные стремления узнать на просторах сайта что - то новое.
Прошу прощение, точно более не побеспокою.
Чуднова Ирина17.06.2018
Есть ощущение от ваших слов, будто не дала вам чего-то, что должна бы дать. Ну, новизны что ли какой-то, может ощущения. Но это ж индивидуальные штуки. Кому-то тут есть новое и интересное, кому-то нет. Как предугадать? Да и надо ли предугадывать?
Вы умудрились обхамить этим "бабский сайт" не только меня, но и вообще всех. Как будто тут иной задачи нет, как только потрафить вашему вкусу.
Я всё понимаю, и всё же. Зачем?
REM18.06.2018
Пушкин -это не моё, Есенин тоже мне не нравиться, но даже если это не моё - это серьёзная, гениальная Поэзия. В строках н астоящих Поэтов есть не только эмоции как на "бабском сайте", и не только желание самовыражения, и не только желание стихотерапии и т.д.
В строках Поэтов есть новая, смысловая, разумная идея СВОЕГО ВРЕМЕНИ (в котором живёт Поэт), есть чувство осознания задач Поэзии того времени в котором жил или живёт Поэт, есть осознание самой Поэзии, что это один из видов творчества, который требует создание в голове у Поэта поэтического необычного РАЗУМНОГО И ГАРМОНИЧНОГО мира На этом сайте задачи другие "покрасоваться", в красивых образах о любви или ещё о чём-то, как правило о "бабском". Надеюсь понятно пояснил ?
REM18.06.2018
Надеюсь понятно, что Ахматова -поэт Любви не была "бабой" и даже не любила когда её звали -поэтессой, она была Поэтом. О Цветаевой и говорить не чего, "бабское" она терпеть не могла.
Чуднова Ирина18.06.2018
REM, ну, вы ведь тем более не Ахматова и не Цветаева, чтобы незнакомому человеку раздавать такие эпитеты, которые уважаемые вами себе не раздавали.
Ну, раздражаю я вас, баба я вам, не поэт, без чудес и прочего. Вы ведь уж сказали мне об этом и даже не раз, ведь правда?
Для вашего счастья и удовольствия я наверное должна убиться об стену или ещё как-нибудь себя уничтожить. Ваш мир станет чище, верно?
Что ж я лично вам-то сделала? Я просто живу себе и пишу себе.
REM18.06.2018
Вы не глупа и тем более удивляет меня, что нет понимания и нет осознания, что вы меня как живое существо не интересуете (зачем мне Вы как женщина, или как человек, это же поэтический сайт и о строках ваших речь). Меня интересует только мысль человеческая, её возможности существования и развития. У Баратынского как - Мысль интереснее самой ЖИЗНИ.
В ваших строках нет для меня интереса и жизни, конечно мне есть с кем и с чем сравнить ваши строки. Но многие на этом сайте только "понюхали" плод Поэзии и может быть не попробуют его даже на вкус за свою жизнь. А читают вдумчиво Поэзию вообще 5-3 процента от живущих на земле.
Так что у Вас есть свой читатель и даже почитатель, и даже множество...
Но не уже ли Вы считаете свои строки Поэзией, после прочтения строк Цветаевой, Мандельштама и т.д.???
Вот это вопрос мне не даёт покоя, Вы же умная.
А что может сделать для читателя пишущий не совсем талантливо человек - только чувство разочарования, раздражения что нет старания понять и РАБОТАТЬ над словом, а не писать..
Чуднова Ирина18.06.2018
REM, давайте начистоту. Вы ведёте себя так, словно являетесь носителем истины в конечной инстанции. Словно, быть или не быть чьим-то стихам, решаете вы и только вы.
Есть какое-то количество людей, которые находят у меня поэзию. Разумеется, какое-то количество таких людей есть у каждого, кто что-то рифмует и выкладывает в сеть. А теперь я вам расскажу одну историю.
Я не писала 12 лет. За это время было написано ровно 5 стихотворений и какое-то количество прозы, очень небольшое и в основном прикладное (публицистика). Я болела. С той или иной степенью серьёзности депрессией. Это не то, что плохое настроение и томление духа, это довольно серьёзное расстройство психики, которое очень портит жизнь человеку и не добавляет счастья тем, кто рядом с ним. Я поставила на себе крест, как на творческой личности. Буквально сегодня я нашла у себя в заметках какие-то записи тех времён. Потом я серьёзно занялась собой и мне удалось себя восстановить до того состояния, которое я сейчас из себя представляю. Кстати, это стихотворение, которое вам так не нравится, как, впрочем, и всё, что я написала, это первое, написанное после долгого перерыва, и потому оно мне особенно дорого. Так вот, пока я существовала в этом молчании, были люди, которым были нужны мои стихи и мои рассказы. Их мало, но они были. Эти люди, с которыми я никогда не виделась, помнили обо мне, как о поэте, больше десятка лет. Я полагаю, это чего-то стоит.
И вот, когда я наконец смогла выйти из состояния болезни и снова стала писать, тем, что у меня осталось, так себе осталось, я довольно разрушена, как организм, но это к делу относится мало, я понимаю, насколько мне важно это -- писать.
И никто, слышите, никто не имеет права мне запретить писать. Мне понимание цены, которая была заплачена за это право, слишком дорого обошлось. Да, для меня это вопрос жизни и смерти. Потому, что у меня мало что в жизни есть, что меня к этой жизни привязывает.
И никакой критик, что бы он там о себе ни представлял, не имеет права даже дышать косо по вопросу, должна я писать стихи или не должна, и как я это должна.
Вам не зашли стихи? Извините, мне очень жаль, но они такие какие есть. От людей, которых считаю авторитетами, я готова послушать замечания относительно вещей мне интересных. Вы в число этих авторитетов не входите.
Надеюсь, теперь вам понятно. И, как говорится, WBR.
REM18.06.2018
Стихотерапия замечательная штука. У меня нет желание входить в авторитеты.
Теперь я Вас прекрасно понял, Духовного и Душевного здоровья Вам. Извините меня за искренность, она вам не нужна, и моё мнение вам не нужно. Вам нужно ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ. Удачи и Главное Здоровья.
REM18.06.2018
Ахмадулина Белла - для меня чудо...Возможно Вам понравятся эти строки, как мне кажется они для Вас и про Вас...
Однажды, покачнувшись на краю
всего, что есть, я ощутила в теле
присутствие непоправимой тени,
куда-то прочь теснившей жизнь мою.
Никто не знал, лишь белая тетрадь
заметила, что я задула свечи,
зажженные для сотворенья речи, -
без них я не желала умирать.
Так мучилась! Так близко подошла
к скончанью мук! Не молвила ни слова.
А это просто возраста иного
искала неокрепшая душа.
Я стала жить и долго проживу.
Но с той поры я мукою земною
зову лишь то, что не воспето мною,
всё прочее - блаженством я зову.
1960-е
Эрос Платонический21.06.2018
Ирина, это тот случай, когда не нужно метать бисер))))))))))
Чуднова Ирина21.06.2018
Ох, зачем вы его снова вызвали на эту ветку ))
Он ведь вроде бы забыл про меня..
Эрос Платонический21.06.2018
Игнорируйте)))))
Чуднова Ирина21.06.2018
Каждый раз думаю, что если я отвечаю на комплиментарые отзывы, то надо тем более отвечать и на противоположные. А с некоторыми это перерастает в формат "я тут лучше автора знаю, как ему жить, писать, любить и тд"..
Эрос Платонический21.06.2018
Хотите подскажу Вам краткий ответ?))))))))))))
Вот он: suum cuique ))))))) или edem das sein)))))))))))
Чуднова Ирина21.06.2018
Из этого сделают беседу в формате "да, но...." и сто тысяч "но". )))))))) а впрочем, вы, разумеется, правы, хотя я озабочена в моменте красотой точки входа в беседу и красотой точки выхода )))
REM18.06.2018
а не писать хуже понятого, хуже того, что Вы уже прочувствовали через стихи серьёзных поэтов...
Если можете лучше, пусть по другому, как только Вы можете, но лучше ...или хотя бы на том же уровне..
Эрос Платонический21.06.2018
Нет, что ни говори, а Басова (вернее, его полотёра из фильма ,, Я иду шагаю по Москве") как литературного критика ещё никто не переплюнул. Там я смеялся сильнее, да что там смеялся - хохотал, а здесь только улыбнулся, но и на том спасибо)))))))))))))))
Воскобойник Алёна16.06.2018
Ира, чтение замечательное, как и само стихотворение. благодаря интонациям, паузам, восприятие меняется и удваивает смыслы.
Чуднова Ирина17.06.2018
Алёна, спасибо! Я читала это стихотворение несколько раз на публике, и знаю, что с голоса оно воспринимается объёмнее, чем с листа.
Чаузов Борис23.07.2018
Мне понравилось. Прочитал дважды.
Чуднова Ирина23.07.2018
спасибо, Борис!
Ларионов Михаил04.10.2018
Читал как сказку. С удовольствием.
Чуднова Ирина04.10.2018
сказка и есть -- но трамвай сто пудов настоящий, оказывается, я его даже сфотографировала ))
Дмитрий М.19.04.2019
Ооо, длиннющеее!!!
Как раз такие я и ... не очень ))))
Хорошо, что есть озвучка!
Текст впрочем лучше оценивать глазками )...
Интересная философия, женская, на мой конечно же, взгляд. Начинается с некого спокойного смирения, затем перетекает в надежду и завершается этакой напряженной, противоречивой покорностью, почему то с послевкусием с\м...
Чуднова Ирина20.04.2019
Шута, о, вот про с\м ничего не думалось. но любовь часто так работает, как крючок в сердце, который нет-нет, да и напомнит о себе. один многолетний читатель мой сказал, что герой умер, и это душа его ищет в скитаниях путь на землю.
у меня оно написалось после большого перерыва, я практически не сочиняла стихов 12 лет. за эти 12 было написано в общей сложности 7 с половиной небольших. и новый период начался вот с этой баллады-диптиха.
здесь пять стихотворений с 39:29 https://www.youtube.com/watch?v=_x1sJVYbJxE
Дмитрий М.20.04.2019
Ирина, ну я же не серьезно про с\м )), просто провёл аналогии: если любовь - крючок - боль, то готовность к любви - надежда + готовность к боли, что очень похоже на с\м. Как-то так.
Видео, как просмотрю, откомментируюсь еще )
Чуднова Ирина20.04.2019
Шута, проявления чуть похожие, но корень у любви и с\м разный. Как-то я много размышляла об этой теме, поклонники идеологии с\м любят рассуждать о том, что с\м -- это доверие, это самоотверженность, мол, это и есть любовь, но это не так.
Копелян Наталья28.07.2019
Если бы я читала вторую часть в отрыве от первой и не на странице автора, я б ни в жисть не предположила, не то что бы, кто автор, а что автор женщина. Но я есмь обыватель, естественно.
По мне очень чувствуется разница в гендерным повествовании на каком-то флюидном уровне (голос не слушала принципиально, я сама люблю читать чужие стихи, а прослушав авторский вариант, потом сложно соотносить со своей внутренней интонацией).
И как-то так происходит, что я вдруг возвращаюсь к странице и нахожу творение, ранее не читанное, которое выстреливает именно в данный текущий момент своей для меня актуальностью (сугубо личной). Третий раз уже такое. Мистика.
Чуднова Ирина14.01.2020
Наталья, и я как всегда забыла написать ответ на этот давний отзыв ))
Спасибо тебе, и я рада быть близкой.
Копелян Наталья14.01.2020
Ирина, это тебе спасибо!
Палий Хирьянова Галина14.01.2020
Голос (пока) не слушала, нет (пока) возможности. А творение сильное на надрыве. И вот ещё, Ирина, простите за вмешательство, REM это энергетический вампир, это с первых слов ясно, ему важно только развести Вас на эмоции, вывести из состояния покоя. Не переживайте по поводу кто и что подумает, лучше Вас это никому неизвестно. Пишите стихи(!!!), у Вас это хорошо получается, и не пишите ответы таким чванливым. Не твоё - проходи мимо! Удачи Вам и Творческих полётов!
Чуднова Ирина14.01.2020
Галина, спасиьбо за поздравления и отзыв! С REMом мы довольно долго общались в личных сообщениях, он очень избирателен в современной поэзии, попросту ему мало что нравится и близко, так что, если хотя бы стихотворение другое за год отыщет из неплохого, уже хорошо.
Палий Хирьянова Галина14.01.2020
Ирина, это неплохо, что избирателен, но зачем же так занудствовать и мотать нервы.
Чуднова Ирина15.01.2020
Галина, видимо, такая у человека натура. Обычно это от глубокого погружения в размышления.
Палий Хирьянова Галина15.01.2020
Ирина, главное, что Вы умеете адекватно его воспринимать)
Чуднова Ирина16.01.2020
Галина, да уж за год-полтора общения научилась ))
Палий Хирьянова Галина16.01.2020
Ирина, ого! Терпеньице у Вас!)


