Перцевая Людмила
До полного изнеможения Земли
10 окт 2021

Самое драгоценное общение – с внуком, вполне взрослым, обученным серьезным наукам, но при этом девственно наивным. Он даже не вопросами, а вполне агрессивными утверждениями побуждает к далеко идущим (а порой и в тупик забредающим!) размышлениям. И тут главное – не кто кого переспорит, на своем настоит, а кто кого в какие палестины заведет и сам себе при этом что-то новое откроет.
Вот вроде бы простой повод для «приговора» этих вечно убогих русских, (то есть наша извечная внутренняя хворь зарождается у парня, русофобия):
- Автомобилестроению уже полтора века, на Западе сколько всяких моделей напридумывали, а у нас одни Жигули и те у Фиата содрали! У меня подружка на практике в Тольятти была, на АвтоВАЗе, там такое убожество! Спорить будешь?
- Не буду. Уверена, что твоей подружке есть с чем сравнивать (тут он сконфуженно сморщил нос, наверняка девчонку к конвейерам Форда не приглашали), но начнем с того, что и наши умели придумывать.
Я вытаскиваю из Интернета чудный ролик про микроавтобус ЗиЛ 3207 «Юность», который молодые конструкторы и дизайнеры сочинили и на коленке сделали аж в 60-е годы. Сначала с легким недоумением, а потом - как зачарованный, он слушает рассказ об автомобиле, который своим ходом с московского автозавода до выставочных европейских залов дошел на очень приличной скорости, не получив ни одного штрафного очка. Собрал невиданный урожай премий по всем параметрам (аж 14!!!) и покорил Генри Форда. Тот купил себе эту великолепную игрушку и умолял наше правительство продать ему лицензию, мечтал поставить «Юность» на поток! Наши наотрез отказались. Но и у себя на поток не поставили, всего-то выпустили сотню экземпляров, так сказать для внутреннего пользования.
- Но почему??? Вот видишь, какие дураки были, значит даже прорывных своих изобретений раскрутить не могли! И где теперь тот завод?
Я гляжу на мое сокровище с легкой грустью и замечаю ему:
- Понимаешь, факт, даже такой красивый и убедительный, нельзя вырывать из контекста времени и… пространства. Да, на Западе выдумали множество разных моделей, самых простых и дешевых, среднего класса, дорогих, люксовых, вообще эксклюзивных. Чем машина дороже – тем затратнее в производстве по всем показателям, тем она дороже и по цене для покупателя. Но при этом всякие новые аксессуары, приспособления делают ее комфортнее, круче, далее по цепочке она требует более чистого топлива… Да что я тебе рассказываю, ты ведь на права уже сдал?
Он кивает и поторапливает меня:
- Ну и почему у нас нельзя было пойти по этому пути?..
- Путь, разумеется, перспективный, от простого к сложному и комфортному, он все время подталкивает изобретателей! А сбыт идет успешно по всем ступеням, и тех машин, что миллионами шлепают на конвейере, и тех, что в единичных экземплярах собирают чуть ли не вручную. А в СССР – все люди равны, никаких миллионеров-эксплуататоров. Здесь в то время нужна была добротная машина для всех. Вот и выбрали вполне качественную, опробованную на то время модель, поставили на конвейер – и понеслось! Да, были еще и «Победа», и «Волга», и внедорожники, и (только не смейся!) мотоциклы Урал с колясками. Все они соответствовали образу жизни советского человека, мой отец презрительно говорил, что ему на наших дорогах и по лесному бездорожью Волга на хрен не нужна, а вот мотоцикл – самое то! Автобус «Юность», о котором я рассказываю, был слишком дорог для повсеместного использования, для массового производства, он был молодыми конструкторами придуман на базе правительственных машин, то есть – эксклюзивных технологий, опережал свое время. Не в том месте, не в то время появился.
-Ага! То есть идеология препятствовала техническому прогрессу! – злорадно подлавливает он меня.
Я лукаво соглашаюсь, именно идеология была настроена против мещанской увлеченности всяким барахлом. Отчасти поощряла увлечение ремеслами: шили, вязали, строгали, украшали себя и свой быт как могли, кстати, отец вообще коляску к своему 2-колесному коню сам смастерил. Сам дом построил, сам яблони прививал, а вообще-то был по образованию теплотехником и работал на руднике горным механиком.
Внук мой от обилия всякой информации на мгновение ошалевает и осторожно отстраняется:
- Погоди, ты меня не путай. Вышивали, тазы паяли, книжки читали… А магазины были пустыми, и люди завидовали тем, кто там, на Западе, ходил в джинсах, мог выбирать помаду губную всех оттенков, мебель…
Тут уже я его останавливаю:
- Не трудись перечислять. Сразу отметаю, магазины не были пустыми, посуда, одежка, ткани, пусть не в богатейшем ассортименте, но покрывали потребности.
Я достаю с полки эмалированную кружку и с гордостью показываю ему:
- Видишь, «Сделано в СССР»? Я купила японский набор кастрюль, белые, с цветами магнолии, - так у них эмаль стерлась за пять лет. А зачем им служить дольше, там всё, от кастрюль до бытовой техники, рассчитано на короткий срок. Как ваши смартфоны, их реклама заставляет менять чуть ли не каждый год! А моя кружка за 50 лет ничуть не потерлась, смотри, знак качества! Так же и советские холодильники отличались от западных, по 50 лет тарахтели…
Он презрительно кривит губы:
- Но это же скучно, всё время одна и та же кружка, коврик, пальто – пока не сносится…
- Точно подмечено! Вашей породе людей главное развлечение – смена декораций, атрибутов, занавесок и подметок! Это – люди общества потребления.
- А какие еще другие люди?
Он недоуменно и слегка насмешливо смотрит на меня.
И я рассказываю ему, как много у нас читали, ходили в театры и на концерты, какие были олимпиады и спортивные соревнования и на рудниках, и в школах, все эти клубные смотры художественной самодеятельности, хоры, а походы – с песнями у костра!
- Подожди, да у вас в концлагерях полстраны сидело!
Выкрикивает он последний аргумент – и тут я сдохла. Замолчала. Вспомнила, что Солженицына преподают в школах, время СССР сосредоточено одним 37-м годом, по старой наезженной колее бегут одно поколение за другим, считается, что своя страна, разумеется, хуже вон того, сияющего града на холме. А успех меряется штанами и лейблами.
С любым другим я бы уже и разговаривать перестала. Но это ведь моё сокровище, умница, он разберется…
И я терпеливо выхожу на следующий виток.
- Любое утверждение легко проверяется, надо только сравнивать по линейке одного времени, что происходило в других странах. Это касается ЛЮБОГО ФАКТА, репрессий, роста ВВП, миграции… Хоть ты говоришь об Иване Грозном, хоть о гражданской войне в США, хоть о песнях Булата Окуджавы. Хоть о сегодняшнем дне и степени свободы-несвободы у нас и на Западе. И тогда цифры (не ахинея от диссидента Солженицына, а реальные!) поразят тебя своей обыденностью. Более того, адепты свободы будут сражены тем, что сегодня количество сидельцев в тюрьмах США, по отношению к населению, самое большое в мире. И смертную казнь там не отменяют, и правило «трех палок» действует, и профсоюзное движение неуклонно сворачивается.
Но давай вернемся к обществу потребления. Как ты думаешь, нынешний энергетический кризис в мире имеет отношение к нашему разговору?
Он подозрительно щурится, не зная, куда и зачем его уводит хитрая бабка.
- Ну…отчасти…если ты о дизельных двигателях автомобилей и выхлопах, о зеленой энергетике!
- Нет, я не так примитивна, - ухмыляюсь я в ответ, - я о том, что за последние два-три века энергозатраты на комфорт единицы населения стремительно растут, это не моя выдумка, это ученые начали подсчитывать. Тебе нужна не охапка дров для печки, а электроэнергия на освещение, холодильник, ТВ, кондиционер, всякие гаджеты….
- Понял, понял, но это же хорошо!
- А еще огромное количество энергии потребляют производители -гиганты, которые шлепают все эти устройства, бытовую технику, меняя их на все новые игрушки, со всё более коротким сроком действия. То есть мы уже вошли в штопор, из которого выхода не видно! Игра идет на тупого потребителя, который победил во всем мире всякого…мыслителя, поэта, духовную личность. Меряются не интеллектом, а штанами (или дырами на них). Поэтому и в Сети сегодня одни пользователи заказывают другим за умеренную плату набить морду третьим. Или придушить. Или с крыши прыгнуть. Деньги и безумие. Автомобили? Они не для того, чтобы выехать на берег реки, встретить рассвет и написать пейзаж. Они нужны, чтобы выскочить на встречную полосу, сбить пешеходов или разбудить весь город пальбой из автоматов.
- Ты преувеличиваешь, - робко возражает он, - все же мне нужна машина, чтобы ездить
- И зачем тебе скоростной режим под 200, если в потоке ты плетешься около 20???
- Ладно, допустим, ты права, человек от стремления к высокой духовности уплелся по веселой и легкой дорожке потребительства. Но люди разные, кто хочет – штаны меняет, кто умнее – пусть книжки читает, выбор должен быть!
- Да, но только прогрессивный Запад сегодня этого выбора не допускает. Или предполагает сделать его на уровне трехлеток: мальчиком я буду или девочкой. А все остальное – строго в рамках провозглашенных ценностей.
Кстати, о возможностях наших автомобилестроителей. В момент перестройки наши учителя азартно голосили, что сейчас мы дружно договоримся, то, что на Западе получается лучше – делать там и продавать тут. А вы свои заводы закрывайте и читайте книжки. Что наши реформаторы и послушно сделали, позакрывав в угаре и то, что вполне себе имело приличный уровень, тот же ЗИЛ в Москве. Чуть на уровень «незалежной» не упали, да хорошо, вовремя спохватились. Есть еще мощности, на которых можно и суда строить, и самолеты, и ракеты. Но автомобильную промышленность засланные казачки уканали, тут ты прав. Не знаешь, кто рулит на АвтоВаЗе?
А Ты посмотри, в Интернете ведь все есть.
Кстати, автобус «Юность» - страшенный раритет, он на рынке до 7 млн рублей доходит, коллекционеры ищут. Дивная машинка.
Мы расстаемся, нежно приобнявшись. В голове у каждого вопросов после такой беседы больше, чем ответов. Грядет ли новая эпоха на смену эре потребления? Разве возможно своротить с затратного пути тех, кто на этом так легко жиреет? И до какого же коллапса, полного изнеможения Земли, вернее – истощения ее запасов, надо дойти, чтобы вернуться к умеренному и достаточному удовлетворению потребностей?
Я в своем романе-антиутопии «Черный конгресс» предположила, что от силы 50-100 лет нам осталось до этого рубежа, но как-то все так быстро закрутилось…непредсказуемо.
Показатель энергопотребления для комфорта в пересчете на одну личность вздернулся с 19 века на крутую высоту – и медленно пополз вниз. Веерные отключения электроэнергии входят в обиход и в США, и в Китае (а они у нас – передовики по безудержному росту и производства, и потребления), без большого шума и огласки. Да и вообще об этом измерителе прогресса человеческой цивилизации как-то не принято говорить.
И стих получился:
ОДНОРАЗОВЫЙ МИР
Морям – пересохнуть и зацвести,
Гореть ярким пламенем соснам,
Да после меня хоть трава не расти,
В буквальном и переносном…
И вместе со мной одноразовый мир
Поляны, ручьи и озера,
Исчезнут, как не были, слиты…в сортир,
Заполнены хламом просторы!
Кому предстоит это переварить,
Что встанет на этих руинах?
С рассвета и до вечерней зари
Каким здесь сиять картинам?
Достанет ли сил возродиться
Земле, словно Фениксу-птице?
12.10.2021.
Отзывы
.10.10.2021
Ну что ж, всё пожирает само себя. Автомобилей у населения теперь стало много, а городские дороги исторических центров старых городов мира строились с расчётом на извозчиков. Люди машин себе понакупили, и у нас в новостройках ими всё позаставлено, но на них просто некуда ехать (если только загород), когда и куда разумнее будет в больших городах передвигаться на метро. Технологии сейчас очень быстро развиваются, и вот уже на помойку отправились видеокассеты, и ДиВиДи вскоре отправятся точно туда же. Но вот когда у меня есть интернет, то мне и не обязательно ехать (к примеру) в Бразилию или на Таити (если мне вдруг припрёт побывать именно там), а я тут же там сразу же и окажусь, и всего там насмотрюсь, и совсем забесплатно, а потому, человеку уже и не будет особой необходимости иметь и ноги, и руки, и туловище, а только мозги, которые и надо бы чем-то подпитывать (типа, емкость с питательными веществами + насосик + фильтр очистки отходов), и это будет очень даже и удобно, а то можно и вообще, просто оцифровать свою личность, упаковав её на жёсткий диск.
Но что хочется сказать про продукцию СССР... мебель в те времена имела очень хорошую полировку и текстуру (сейчас так уже и не делают).
Перцевая Людмила10.10.2021
Серёжкин, просекаешь! Нас из мира реального переселяют в мир виртуальный. Но при этом энергопотребление на единицу населения не снижается: все те же электроприборы, да и поесть-выпить надо в реале... Так что насовсем перебраться в виртуал не получится, производство и потребление всё время измеряется ТЕМПАМИ ПРИРОСТА! Где же матушке-Земле выдержать!
Ну на наш век еще хватит, а вот нашим внукам туго придется,
И про СССР. Сейчас очень многое так уже не делают, установка не на качество, а на обновление гаджетов и всякой хрени.
Ладно, пока мы с тобой не оцифрованы, будем радоваться жизни!
Ой, у меня даже стих есть: ЧЕРНАЯ ДЫРА
"Оцифрую тебя, милый друг,
Твои песни, улыбки и речи,
И отправлю…да тут недалече,
В виртуальную нашу игру!
Здесь без запаха розы цветут,
В быстром темпе бутон раскрывая,
И проносится ласточек стая,
Мошек схватывая на лету!
То грохочет оркестр – во всю медь!
То лепечет капель монотонно,
То словами бренчат пустозвоны,
- На ристалище хочешь успеть?
Намотай несуразный клубок
Чувств фальшивых, эпитетов броских,
Зарифмуй, - и как арию Тоски
Опус свой исполняй, голубок!
Покоробит бумагу твой стих,
И подруга в лицо рассмеется,
В виртуале же всё обойдется,
Графоманы здесь, право, в чести!
Мы здесь – тени, прикрытые маской,
Ждет забвенье нас Черной Дыры,
- Вот и вся перспектива игры,
Может, скажешь, сгущаю я краски?
- Ну, резвись, моя тень, до поры!
Источник: https://poembook.ru/poem/2203978-chernaya-dyra
Прикольно? Рада была перемолвиться, спасибо, что заглянул!
.10.10.2021
Людмила, Так ведь виртуал и очень удобен. Я по своим пригородам с женою могу побродить, а ведь Бразилию я не видел, на Таити не бывал, а, может быть, мне этого всю мою сознательную жизнь хотелось? На фиг мне этот автомобиль сдался, а комп мне нужен всегда. Сломается у меня комп, так я назавтра же пойду и куплю себе новый. А поесть-выпить, так не знаю и откуда, а еды в магазинах завались, а много ли электричества я потребляю, когда оно копейки стоит.
Но касаемо прироста... на Земле если её масса и прирастает, так только лишь за счёт метеоритов, а так, что здесь было, то здесь и останется, если ничего в космос не запускать.
А до праправнуков мне и дела нету, как и им не будет дела до меня.
Хирург10.10.2021
Помню песню со словами: "И на Марсе будут яблони цвести ".
Про Марс не знаю, а вот на Земле совсем скоро не будут цвести не только яблони...
Батаева Светлана13.10.2021
День добрый! Я тут заглянула на Author.Today.
А там новый конкурс затеяли "Зеркальное отражение".
"Издательство «Снежный Ком» при поддержке Author.Today проводит конкурс романов в жанре социальной фантастики.
...
Прием романов: до 31.01.2022 включительно
Формирование лонг-листа: февраль 2022
Работа жюри и формирование шорт-листа: март-апрель 2022
Оглашение победителей: апрель 2022
Сроки могут быть продлены по решению организаторов.
Главный приз: 100 000 рублей и бумажное издание.
Приз финалистам: 25 000 рублей."
А у Вас, Людмила, как я знаю, есть «Черный конгресс».
Так что подумайте... :)
Перцевая Людмила13.10.2021
Светлана, спасибо за наводку, загляну))) Хорошего вам дня и творческих успехов!
Почитайте стихи автора
Наиболее популярные стихи на поэмбуке

