Издать сборник стиховИздать сборник стихов

Андрей Мансветов


Касатики. Анализ одного стихотворения. Костер (автор Romana)

 
26 фев 2020
КОСТЁР
 
Взаимоотношения автора и читателя в фокусе текста – штука всегда интересная. Особенно если читатель берется оценивать, рецензировать, анализировать. У автора, в ответ, нередко появляются претензии к качеству читательского восприятия. Мол, не понял тот, не угадал кода, напрасно придирается. Что ж, бывает так на так.
Приведенный ниже разбор отнюдь не попытка утвердить собственную правоту, но разговор об авторских и читательских стратегиях, которые для меня имеют значение. О физиологии поэзии, если хотите.
 
Моя стратегия начинается с чтения вслух рассматриваемого текста, погружения в характер поэтической речи, фонетику, ритм. Параллельно сознание выхватывает образы и конструкции, о которые спотыкается ум или язык. Формируется первичное отношение, которое ещё предстоит себе объяснить за пределами нра-не-нра.
Здесь фонетика нареканий не вызвала, разве что слегка царапнула рифмопара синеглазый-Вязьмой, но этим можно пренебречь. Хуже было с записью. Взгляд зацепился и за усложнение строфики (потеря дыхания, хотя авторская логика легко понимаема), за многоточия (кои, в этом я убежден, за крайне редким исключением снижают качество художественного высказывания).
Второе чтение – смысловое. Дешифровка собственного отношения к прочитанному.
 
Облетали минуты с черёмух
в бело-розовом отчем саду,
где струилась лиловая дрёма,
как дурманный настой на меду.
 
Первая строфа задает картинку. Цветовую гамму (бело-розовом, лиловая), время года и суток, общий настрой (дрема). То есть перед нами теплый весенний вечер. Автор убедителен, изобразительно-выразительные средства применены успешно. Единственно, вызывает нарекания «Облетали минуты с черёмух». Тут возможно договориться с собой, мол в это время отцветали именно черемухи, а не другие деревья. И все же остается легкое ощущение искусственности высказывания, поскольку вот это «облетели» и «сад» отсылает к весьма массивному пулу литературных штампов-стереотипов. Да еще и в самом начале текста. Черемухи кажутся попыткой выломаться из штампа, оставляя послевкусие некой искусственности.
Здесь же я бы обратил внимание, что автор начинает формировать лексический ряд, выпадающий за рамки обыденной речи, а значит являющийся значимым. Встает вопрос возможной стилизации либо значимой лексической характеристики лирического героя /автора повествователя.
Вот этот ряд: дрёма, дурманный, повече́рять, купно, вышних, говор. Понятно, что автор рисует нам нечто исконно-патриархальное, родовое. Рисует, на мой вкус, избыточно настойчиво, совершая насилие над свободой моего читательского восприятия, семантическая картинка довлеет и давит, что не способствует сочувствию, сопереживанию. Тут можно копать еще глубже, но рискую перейти тонкую грань вкусовщины, так что не стану.
 
Всё семейство - и русы, и седы -
повече́рять сошлось у костра.
Расцветила неспешность беседы,
воробьино звеня, детвора.
 
Перед нами вторая часть картинки. И снова никаких явных претензий. Все зримо и понятно. Слегка приторным кажется образ воробьино звенящей детворы, но это тоже дело вкуса. Мой подсказывает, что здесь автор опасно балансирует на грани между лиризмом и сентиментальностью (последняя, на мой взгляд, неизбежно снижает восприятие).
 
О покосе, о саженцах вишни,
и про купно построенный дом,
о порядках житейских и вышних
говорили - о том и о сём.
 
Третья строфа представляется мне неуместной и «ненаместной». Умом то понимаешь, что относится она к той самой неспешной беседе, а восприятие привязывает ее «к звону детворы», мол это она звенит о нижеперечисленном.
И даже если пренебречь этим, всплывают штампы-стереотипы. Здесь - про патриархальные посиделки, на которых, о чем и говорить, как не о порядках житейских и вышних. А еще и последняя строка строфы представляется мне итогом неоправданной речевой инверсии. По логике – «говорили о…» а дальше уточнение.
В имеющемся же виде она ничего не добавляет, следовательно, лишняя.
 
У родни четырёх поколений
так похоже синели глаза.
И плыла полусфера вселенной
над лесами и весями за...
 
К этой строфе претензий две. Первая – образ «полусфера вселенной» выглядит абсолютно искусственным, головным (лексически диссонирует с приведенным выше рядом), да еще и визуально недостоверным, поскольку наблюдатель повествователь ВИДИТ полусферу вселенной именно полусферой только лежа навзничь в степи, на плоскости, а взгляда, когда она плывет над полями и весями я себе и вовсе не представляю, хотя и понимаю, о чем говорит автор.
Вторая претензия к обрыву повествования в многоточие. Если бы дальше автор сразу перешел к антитезе (Только - не было этого вовсе) – обрыв был бы оправдан, но мы то видим еще как минимум две строки той же размеренной «кинематографии» заканчивающейся таким же обрывом. Впрочем, в режиме кинематографии к этому можно отнестись и положительно (первый сбой картинки и второй – окончательный).
 
Убаюкивал говор отцовский,
вял костёр - облетающий мак...
 
И снова у меня претензии к образу. Хотя бы из-за неоправданного повтора (облетающий), если вспомнить, что в первой строфе уже «облетали» минуты с черёмух. Во-вторых, сравнение догорающих углей с маком и само по себе не кажется удачным в визуальном плане. Складывается впечатление, что автор обращается не к чистому читательскому восприятию, но к маркерам стереотипам. Да, это нередко срабатывает, но на мой взгляд не является безупречной авторской стратегией.
 
(Только - не было этого вовсе.
Никогда не случилось. Никак.
Запустение пахнет как ладан
над забытым гнездом родовым.
Над бесцельным цветением сада -
сизым облаком траурный дым.
Поразвеяло род синеглазый
лепестками с весенних ветвей)...
 
Здесь сразу обращает на себя внимание, что или скобки лишние, или многоточие после них. Затем мне оказывается непонятной связь запаха запустения и запаха ладана. Я могу спекулятивно эту связь отыскать, но она настолько неочевидна, что восприятие снова снижается. А еще возникает вопрос связи с финалом. Убили одного человека в роду и всё – захирело родовое гнездо? Но ведь род-то не пресекся, если повествователь называет убитого прадедом. Значит потомки отчий сад не сохранили? И какой сон видел прадед перед атакой – про вечер, о котором говорится в начале, или про запустение, о котором в конце?
 
...Этот сон видел прадед под Вязьмой
перед смертной атакой своей.
 
Автор не дает нам однозначного ответа. И стихотворение, по большому счету разваливается. Остаются несколько маркеров, якорей, которые по вероятному замыслу должны сформировать впечатление, остается собственно авторская картинка, неизбежно отличающаяся от читательской, обладающая внутренней логикой (нередкая, кстати, ошибка, как у начинающих, так и у вполне состоявшихся авторов), не записанной буквами. Так, на мой комментарий в конкурсе, автор отвечает, что прадед был поэтом, что описанный сад, как и описанное запустение списаны с натуры. Но о первом мне читателю узнать просто неоткуда, а второе никогда не является гарантией состоятельности художественного высказывания.
Это, впрочем, для многих читателей оказалось более убедительным, чем для меня.
Отзывы
С возвращением. Очень рад
Касатов, )
26.02.2020
Для меня остаётся загадкой, почему именно моё стихотворение стало объектом разбора Андрея. Если автор хотел прояснить что-то для меня, не удобнее ли это обсудить в личной переписке? Если разбор сделан для «общего развития» аудитории, убеждена, что не мешало бы хотя бы уведомить об этом автора стихов. Правилами никакими это не предписано, но хотелось бы. Теперь по существу. Во-первых, спасибо за труд. Во-вторых, отреагирую по тому же принципу, что и Андрей – с точки зрения читателя. Препинаки. Всем известна привязанность уважаемого Андрея к записи стихов без знаков препинания. Видимо, с этой колокольни тщательная авторская пунктуация в соответствии с правилами русского языка и авторским пониманием интонации критику показалась излишней. Далее. Итак, я читатель. Облетали минуты с черёмух в бело-розовом отчем саду, где струилась лиловая дрёма, как дурманный настой на меду. Уж очень красивая картина, я-читатель понимаю, что неспроста. То, что сад отчий, навевает мысль о том, что ЛГ, возможно, очень молод. И черёмуха, цветущая считанные часы, создаёт настроение преходящести описанного момента. Никакие пулы штампов мне-читателю не вспоминаются, мне вспоминаются мои собственные черёмухи. Всё семейство - и русы, и седы - повече́рять сошлось у костра. Расцветила неспешность беседы, воробьино звеня, детвора. Архаичность речи мне-читателю по-русски приятна, я понимаю, что ЛГ молод, но молод в прошлом, когда так говорили. Воробьиные звоны детворы читателя во мне приятно позабавили, точно, они так и чирикают) Мне не приторно, к моему восприятию добавляются звуки и чувство чего-то тёплого, общего. Разговоры о житейском и вышнем, гм… значит у костра сидели мудрые такие старики и мужчины, они любят пофилософствовать. А детвора создавала фон, к которому все привыкли. Заметьте, я-читатель, создаю свою картину – исключительно на основании стиха, включая личный опыт, сплетая его с авторским. И плыла полусфера вселенной… - ну конечно, обрадовался во мне читатель – значит, ЛГ лежит на спине, небо реально кажется вращающимся, а часть звёзд уплывают за … ЛГ задрёмывает (так за и многоточие, и потом – убаюкивал говор отцовский), сквозь ресницы затухающий костёр кажется цветком – да, точно, мне тоже, говорит во мне читатель. Дальше иной тон, взято в скобки. Мне-читателю ясно, что мы вернулись из обстановки костра, пошло настоящее время, ладан и запустение – ассоциации личные, почему нет? Запущенная усадьба – она как покойник, вполне понятен запах ладана. И главное. Род остался. Но его развеяло, как лепестки черёмухи, род оказался преходящ. Подчеркну – всё взято из строк стиха. Финал объясняет и излишнюю яркость картинки костра – это сон, оказывается. Или мечта. Раз на войне снилось мирное что-то. Мечта. О том, как будет. И горечь осознания – то, о чём солдат мечтал, не сбылось. Его род не остался единым, одичал сад (как развеялся род) нет общего костра – не согреет. Вот так прочитал мой читатель. По-своему прочитали читатели другие. Которые поверили. Как прекрасно выразился уважаемый С.Крюков, важна сила общего образа стихотворения.
Romana, потому что зацепило восприятие. Спрашивать разрешения по поводу открыто опубликованного текста - вопрос дискуссионный. Все, написанное ниже, говорит о том что герой, во многом, плод личной фантазии. Вы создаете его, но не следуете за ним, не пытаетесь договориться. Вашу мысль и ваше оппонирование я понял, спасибо.
Романа26.02.2020
Андрей Мансветов, спрашивать разрешения по поводу открыто опубликованного текста - вопрос человечности. ЛГ - разумеется плод фантазии, прадед-то! Я его лишь на одной фотографии и видела-то - для Бессмертного полка. Однако фантазия основана на знании своей родословной, её персоналий и фактов.
Romana, Я прадеда застал. И рассказов о нем помню множество, и письма его с фронта читал, и писал про него, когда готовил книгу про пермских педагогов, ушедших на фронт. Что же до плода фантазии, я, как могу, стараюсь дойти со своим героем до полной идентичности, даже если мне не приходилось в бытовом опыте испытать то, на что его обрекаю. ...вот не знаю, что еще сказать. Кроме того, что ни в чем вас не обвиняю. Просто мне кажется, что в вашей фантазии не хватило некой яркой уникальной детали, которая стала центром кристаллизации достоверности этого художественного мира, сделала эту историю (несмотря на рядоположность множеству подобных) безусловно вашей. Для вас такой деталью является знание, что это так. Для внешнего читателя, к сожалению, нет. Я понимаю, что отдавать читателю такое личное порой больно, но по другому оно к сожалению не работает.
О том и о сём - могло бы, хотя лучше бы этого не было, присутствовать перед перечислением, но, конечно, не замыкать его. Концовку, без сомнения, нужно переписывать. Этот сон видел прадед под Вязьмой - строка, перенасыщенная словами, в результате чего глагол остался безударным, хотя всё стихотворение написано достаточно гладко читаемым. Атака, конечно же - не смертная, а смертельная. Пред смертельной атакой своей - точнее по семантике, но пред-смер-тель... - звучит как дыр-дыр-дыр, поэтому искать надо.Может, в ключе: Перед (славною) смертью своей. Ну, а без верной концовки, определяющей цельность образа, говорить об остальном - рановато.
Романа26.02.2020
Сергей Крюков, Касатики, особо не успеваешь работать) Спасибо за советы. Смертная атака - мне нравится смертная, перекликается с известным "смертный бой". Почему-то его не называют смертельным. Насчёт *видел прадед под Вязьмой - согласна.
Romana, да, прецедент смертного боя есть - и его можно иметь в виду, согласен. Но вот лично я бы не стал)
Сергей Крюков, смертный бой - устойчивое выражение, означающее бой насмерть. К атаке это неприменимо, у атаки функция не убить.
Андрей Мансветов, вот!
Романа26.02.2020
Андрей Мансветов, а вот убили. Смертная атака оказалась. Удивляюсь крючкотворству.
Romana, да не крючкотворство это, господи! просто язык, у которого своя жизнь и своя правда.
26.02.2020
Физиология поэзии, говорите? Мне это больше прозекторскую напоминает. Откуда такая забронзовелость в собственных суждениях? В конкурсе даже заметили,что не верите не одному слову. Может это оттого, что, как и многие сущие здесь мэтры и полумэтры, давно растеряли понятие об искренности в чувствах и суждениях, не допуская поэтому искренности от автора. Я немного знаком с автором, знаю, из чего родился КОСТЁР, знаю о недавних событиях, отразившихся в какой-то мере на стихотворении, знаю, что стих дописывался со слезами на глазах! А вам кто дал право обвинять автора в лицемерии? Это, по меньшей мере, оскорбительно. Не уверен, что поймёте, но высказать это считаю обязанным, т.к. приняв на себя в конкурсе обязательство судить о произведении, взялись за автора. Ну, и вернусь к тому, с чего начал. Есть критики умные, а есть - умничающие. Ваша литературная анатомичка свидетельствует скорее о втором. Понимаю, что с мэтровой высоты детали плохо различимы, но, наверное, стоит обратить внимание на впечатления читателей и общие итоги конкурса.
Юджин, я не обвиняю автора в лицемерии. у меня просто нет для этого ни причин, ни доводов. Просто и автор, и читатель живут не в вакууме. И стихотворение, представленное автором в конкурс - не единственное стихотворение во вселенной, так что на восприятие влияет, хотите вы этого или нет культурный контекст. На впечатления читателей я внимание обратил, как на позитивные, так и на прочие. Равно на то, что ваш ответ не содержит ни одного аргумента. И не за автора я взялся. К автору у меня как раз нет никаких претензий.
Не хотела читать, так как не слишком люблю дела препараторские:) Но бессонница подвигла, и не жалею. Крепкий разбор. Польза определенно есть. Зря автор распетушилась, ничего плохого в сторону стихотворения я не прочитала, только дельные советы.
Романа27.02.2020
Королевна, любому автору свойственно защищать своё дитя. Тем более в данном случае, когда восприятие критика диктует своё, не следуя за автором, так и не сумев преодолеть собственные стереотипы.
Romana, я далеко не всегда согласна с Андреем, он может подтвердить. Порой его мнение просто не совпадает с моим а иногда мне доводилось доказывать правоту. Но не в данном случае. Я не профи, лишь многолетний любитель, поэтому приводить академическое обоснование своему мнению не имею права. Тем не менее, от доработок Ваше стихотворение выиграет. Н каких "собственных стереотипов" в данном критическом разборе я не увидела. Для себя почерпнула полезные вещи. И ещё, это не "дитя", это литературное произведение, которое может быть улучшенным.
Романа27.02.2020
Королевна, где-то мною сказано, что оно не будет улучшаться?)
Barklai27.02.2020
Алёна... бессмысленно.)
Да, вероятно так и есть.
Романа27.02.2020
Королевна, заблуждаетесь.
Romana, там, выше, зачтите свой комментарий Андрею. А то уже выходит, что Вы белая, пушистая, со всем согласны, а мы с Викой выползли, как две змеи Вас осудить за несогласия с критиком. Пойду сделаю харакири, пожалуй.
Романа27.02.2020
Королевна, откуда сарказм?) Выше с Андреем я НЕ не согласилась, а озвучила иное видение. И аргументировала его. Он отметил, что понял мои аргументы. Вы вправе высказаться так, как видите ситуацию. Я вправе пояснить. Степень моей пушистости здесь ни при чём))
Romana, прогулялась выше, согласия не увидела. Каюсь, слепая. Но, возможно, Ваш диалог продолжился в личке или где-то ещё? Мой сарказм к Вашим метаморфозам и скобочкам. Ну, и я уже сделала харакири, далее говорить не могу, истекаю кровью вины непонимания степени пушистости. Прошу не поминать лихом. Оставляю Вам последнее слово и возможность влепить ещё одно пояснение. Хау.
Романа28.02.2020
Королевна, зачем пояснять. Лучше привести ваши слова "Порой его мнение просто не совпадает с моим а иногда мне доводилось доказывать правоту". Вот так и у меня произошло)))))) Вы не кровью истекаете. Берегите себя.
Романа27.02.2020
Barklai, почему так считаете?) Часто правлю свои работы, когда принимаю замечания. Те, кто правил, подтвердят) В данном случае, моё мнение не совпадает с мнением Андрея. Однако я размышляю в этом ключе, вполне возможно, что родятся изменения.
Barklai27.02.2020
Romana, да потому что Вы не согласились ни с одним замечанием по поводу стиха... не только Андрея, а вообще. Вы даже не сделали вид, что примете к сведению. Вы действительно считаете его идеальным?
Романа27.02.2020
Barklai, если не написала "согласна" - не значит, что не приняла к сведению) Замечания модератора, к примеру, вполне прижились в стихе. А зачем делать вид, кому это нужно? Разница в восприятии и во мнениях может быть очень глубокой, это нормально. Писать "спасибо, прекрасный разбор, буду стараться" не стану. Нет, я не считаю свой стих идеальным. Стопицот раз писала, что идеальных стихов быть не может, как нет ничего идеального вообще. Я адекватно оцениваю свои возможности. Просто тут немножко другая история)
Barklai27.02.2020
Romana, тогда не вижу предмета для дискуссии.)
Романа27.02.2020
Barklai, так и я про то. Понимаете ли, Вика, приходится наблюдать в обсуждениях такую позицию: если не профессионал выражает несогласие с критиком-профи, то он: - тупой графоман, ничего не смыслящий в стихах и без божьей искры; - махровый стипломщик и рейтингист с кучей единомышленников; - имеет завышенную самооценку своих стихов. Но это же не так. Не для дискуссии. Поставим точку, если не против.
Romana, друзья, не ссорьтесь, а
Barklai28.02.2020
Андрей, ну что Вы. Не вижу повода для того, чтобы шашками махать. Но... споры истин рождаются в спорах... не так ли?