Поэмбук /
Современники /
Чуднова Ирина /
Рецензия Феликса Гойхмана на мою подборку к Турниру поэтов выпуск 37
Чуднова Ирина
Рецензия Феликса Гойхмана на мою подборку к Турниру поэтов выпуск 37
23 окт 2018
Когда-то давно, в одном рассказе, если не ошибаюсь, Джойс Керол Оутс, в одном из эпизодов этого рассказа, молодая героиня пела пожилой паре, у которой находилась в гостях, песню Шуберта по-немецки. В русском переводном варианте в сцену был вставлен именно немецкий текст, а ниже, под сноской его русский перевод. В сцене, после ухода девушки, супруги обсуждают и ее, и ее пение, и в частности тему песни, при этом, если я правильно помню, они не знают немецкого.
Ну вот, не слишком доброжелательно, думал я тогда, герои смутно догадываются, а мы точно знаем. У Ирины в стихах ситауция обратная, ее герои точно знают, а мы смутно догадываемся.
Я не знаю, как кого, а меня, как факт, подобный подход устраивает. Это не отнимает правоты у реплик уважаемой Елены Пестеревой. Я сам не однажды советовал Ирине попытаться прочесть свои стихи собственными докитайскими глазами, прекрасно понимая, что последовать моему совету очень трудно, почти невозможно. Рекомендации Елены выглядят гораздо более выполнимыми. Другое дело, что я не знаю, какого эффекта добьется автор, выпустив книгу с минимальными полями пообочь короткой строки.
Из мысленных заметок во время читки Ирины и моего чтения. В рамках возможности спорадической подстановки отечественного контекста. Первое стихотворение: ящерка - Хозяйка медной горы, поиски каменного цветка. Четвертое стихотворение, невольная, наверное, перекличка с Блоком: молчали жёлтые и синие, в зеленых плакали и пели, и с Мандельштамом, про черное солнце на носилках.
Тут еще раз возникает тема герметизма в поэзии, ведь адекватно, без соответствующих комментариев, мы ни Блока, ни Мандельштама прочесть сегодня не можем. Вообще, в подборке много холоднокровных, ящерицы, стрекозы, снеговой уродец с морковкой вместо носа, даже воздушный змей, появляющийся дважды, кажется в стихах Ирины холоднокровным. Все это я пишу, лишь потому, что мне, человеку южному очень не хватает тепла. Кто знает, может тепло, это - еще одна тропинка к русскому читателю. Почему же я выбрал стихи Ирины, и предпочел, безусловно талантливым стихам Дарьи. Наверное, потому что в этих строчках я вижу далекий неразгаданный еще ни ею, ни мной горизонт.
Феликс Гойхман – 19.10.2018 в 19:05
________________
Феликс, кажется, единственный, кто посмотрел на мою подборку из пяти стихов со стороны образного ряда.
И это важно, я сама не видела этого, а ведь это своего рода отгадка к целому периоду моей жизни, а возможно, и к лучшему, что во всей моей жизни и есть.
Отзывы
Смирнов Роман23.10.2018
Забрал перечитать. И перечитывать, Ира! Супер.
Чуднова Ирина23.10.2018
ага, Феликс парадоксален в отношении моих текстов всегда. И тем мне особенно дорог как собеседник.
Половинкина Татьяна23.10.2018
Класс!
Чуднова Ирина23.10.2018
Да, это мой третий инсайт ))
Владимир Вэ23.10.2018
Вот! Я же говорил - кто-то проникнется.
Есть повод ... )
Чуднова Ирина23.10.2018
Феликс мой собеседник с лета, я страшно рада найти его на Стихире.
Чаузов Борис23.10.2018
Ох, Ирина, и вогнали же Вы в ступор Елену Пестереву своими стихами. Вы так в мировую поэзию, видимо, и въедете на китайском коне. Не зная всех тонкостей Поднебесной, с вами очень сложно будет бороться даже более маститым критикам.
Чуднова Ирина23.10.2018
я не люблю бороться, Борис, я люблю всякое со- со-трудничать, со-беседовать, со-деять и так далее.
Мне всегда важно найти что-то общее, чем оказаться сверху.
Kaibē23.10.2018
Смысл существования горизонта - оставаться недостижимым )
Мне, кстати, тоже примерно так видится: убедительная, самодостаточная недосказанность. И вот это смутное, потустороннее обещание "разгадки смысла всего" - важнее самой разгадки, и даже смысла...)
Чуднова Ирина23.10.2018
про неясность, пограничность, не могу не согласиться, в ней для меня поле поиска.
Zarevica23.10.2018
Простите, забыла голоснуть... Хотела и забыла( прям жаль что-то. Ведь я согласна с Феликсом.
Чуднова Ирина23.10.2018
ещё ведь не поздно ))) в смысле голоснуть, если хочется. и за мою визави тоже можно, я там с удовольствием все комментарии читаю.
Zarevica23.10.2018
тогда метнусь перед сном... ну какбэ у нас в "китае" уже ночь)))
Чуднова Ирина23.10.2018
и полярная, наверное, да? ))
Zarevica23.10.2018
Не, я в Красноярске, обычная ночь, китайская)))
Zarevica23.10.2018
голоснула не глядя... это не честно, кажется, но я читала Промч, я в инсте подписана на паблик где ее регулярно постят. В общем, я сегодня за то, что лг точно знают, а мы смутно догадываемся. Тут ведь особый случай, когда можно догадаться о чем угодно, просто нужно освободиться...
Чуднова Ирина23.10.2018
а что за паблик?
Zarevica23.10.2018
Живыепоэты ЖЫ
Чуднова Ирина24.10.2018
о! придётся поискать.
интересно, а мёртвые поэты есть? или там кроме классиков другие не удержатся?
Zarevica24.10.2018
Там есть все: и мейнстрим молодежь и классики.
Вообще паблик довольно мощный, они на всех площадках в интернете есть, но и в реале издают сборники. Вот их сборник я б купила, но в магазинах нет.
Чуднова Ирина24.10.2018
Уже поискала. Вчера один из ведущих во Вконтакте призвал голосовать за Дарью, мол, один из нас участвует, давайте поможем своему. Вообще-то это не слишком этично, призывать нужно посмотреть, прочесть комментарии, и, если есть желание проголосовать. Люди взрослые, сами примут решение. Тем более поэты.
Zarevica24.10.2018
поняла теперь почему голоса сместились за эти часы.
призвать нужно было смотреть и голосовать вообще, а не "за наших", а то устроим битву площадок)))
Чуднова Ирина24.10.2018
Да, вот эта "битва площадок" мне никогда не нравилась. Я если видела знакомого, кто проголосовал за Дарью по моей наводке, я радовалась, потому, что это честно и хорошо поступать, как считаешь нужным.
Damir Timur23.10.2018
Посмотрел, спасибо, Ирина.
Пестерева...) Ну да)
"Не отнимает правоты реплик" - так витиевато и дипломатично)
А по-моему, дама глуха и эмоционально, и музыкально. Впрочем, любые мнения имеют место быть и право звучать, и в чём-то - правоту для того, кто его озвучивает.
Очень верно определила себя словами "придирки", "редактирую прозу". Не критик, редактор. Узконаправленный, с очень чётким очерченным кругом критериев, правил и знаний. Не может, не хочет понять и попробовать принять непривычное.
Тон поучающий. Когда человек говорит: "ну, я, конечно, не истина в последней инстанции...", подразумевая, что именно истина и именно в последней)
Вот такое впечатление)
Чуднова Ирина23.10.2018
Может быть, мы смотрим с одной стороны, обедняя себя на другие стороны явления? Но иногда для этого нужно иметь возможность бросить и второй, и третий, и десятый взгляд на то или иное явление.
Damir Timur23.10.2018
ХОТЕТЬ бросить этот взгляд второй, и третий и десятый)
И потом хотя бы внутри себя, для себя попробовать понять, а как это выглядит, когда смотришь не первый раз, пытаешься увидеть не только то, что отмечаешь сходу.
Это очень сложно. По себе знаю, как трудно сделать попытку увидеть "чужими глазами")))
Своё всегда с трудом отодвигается)
Чуднова Ирина23.10.2018
А я вот зануда. И как зануда умею и люблю возвращаться и возвращаться..
Damir Timur23.10.2018
Наверное, это не занудство. Желание всё-таки найти то, что не было найдено.
А зануда это я)
Твержу и твержу своё, déjà vu просто)
Чуднова Ирина24.10.2018
главное -- органичность. ))
Irina_Kh23.10.2018
Недосказанность вызывает жажду мыслить.
Утолить - основа счастья.
Моего.
Эго взбодрилось, благодаря тебе и Феликсу, Ирин ) Порой и это необходимо.
Чуднова Ирина23.10.2018
О, это, пожалуй, радует!
Вспоминается хайку Линь Цзяньлуна, которое мне довелось перевести:
ЛЯГУШКА
никогда раньше не видел
лягушек спина к спине
иной раз и Будда капризен
Инесса Полянская23.10.2018
"попытаться прочесть свои стихи собственными докитайскими глазами" вполне возможно...
но зачем - не понимаю...
поэзия это эволюция вглубь и во времени, мне кажется...
китайское - лишь обстоятельства эволюции...
Чуднова Ирина23.10.2018
Феликс живёт в Израиле, думаю, у него тут во многом разговор с собой..
Инесса Полянская23.10.2018
ну и я далеко от России, и у меня разговор не о китайском совершенно...
Чуднова Ирина23.10.2018
тогда понимаю, какие-то вещи вовне, как ступеньки для развития внутри.
Инесса Полянская23.10.2018
именно...
стихи только цепляются за то, что сейчас под рукой...
Чуднова Ирина24.10.2018
И это правильно. Оглядываешься потом на самого себя, и видишь, где был, где стал.
Трудлер Алекс23.10.2018
Очень давно знаю Феликса по БЛК. У него потрясающий взгляд на стихи. Неожиданный, но всегда интнресный. По-моему великолепная рецензия.
Чуднова Ирина24.10.2018
Да, я страшно рада, что мы начали общаться. У него и стихи очень точные, иногда мороз по коже. И глубокие.
Трудлер Алекс24.10.2018
Стихи - да, но мне его рассуждения о поэзии даже больше нравятся.
Сергей Касатов23.10.2018
Завтра утром по дороге на работу кайфану и отпишусь
Чуднова Ирина24.10.2018
спасибо! ))
Колокол23.10.2018
А меня Клим Хворостянский изрядно позабавил:
"Ирина более живописна и изобретательна в своих сочинительствах, но она, по большому счёту, тоже из заблужденцев: не понимая Природу, Дух своего Отечества, своего народа, шагнула в иной мир, который тоже до конца не понимает, не воспринимает, пытается писать непонятные ни русскому, ни китайскому слуху и духу стишки, понятные только ей, поэтому она всю передачу объясняла - что и к чему. Стихи не объясняют, их либо воспринимают, либо не понимают. Из-за собственной несостоятельности ей хочется отправить на помойку и Запад, и Восток, а заодно всё, что она сама не понимает, включая сельмаг, видимо, хрущёвской поры. Что вы в этом понимаете? Вырывается грубое слово, но сдержу себя. Благодаря той власти, над которой вы словесно иронизируете, поплёвываете в неё, и тому народу-жертвеннику - вы сегодня живёте, недоросли. Если Ирина пересмотрит некоторые свои мировоззренческие позиции, она, может быть, когда-то напишет несколько добрых, проникновенных стихов о России, о любви, о женской доле. Ирина, надо быть русским поэтом, а не пытаться припаять русское к китайскому, это бессмысленная затея, поскольку китайское и русское начала в жизни, в искусстве - несовместимы, это два разных начала, которым идти параллельно, рядом, соприкасаясь, но не пересекаясь. Я так думаю. Учитесь быть русскими! Иначе растворитесь в кислотной среде западной и восточной русофобской пропаганды. Думайте".
Заблужденец ты, Чуднова. Тебе бы проникновенные стихи о любви, о женской доле писать, а ты всё про хтонь какую-то...
)))
Чуднова Ирина24.10.2018
Хтонь пошла играть на Балтию )) там, боюсь, что придётся ей, как в Кубке, только медленно и печально -- до 31-го декабря.
Кстати, некто Хохол на Самиздате сказал мне на полном серьёзе нечто в том же роде, только наоборот -- дескать, вот Даша понятно про что, а у меня убей, не ясно, что за доска там такая.
Отчего не порадоваться, что теперь знаешь и про доску, и про Цинмин, не понятно..
Kaibē24.10.2018
Это да ) И еще - отчего бы не порадоваться, сколь многого ты не знаешь, не понимаешь и вряд ли вот прямо сейчас поймешь, даже если разложить по полочкам и снабдить иллюстрациями? Мир познанный, в отличие от познаваемого - невыносимо пуст, чугунен и скучен...
Вот честно, была бы я отцом нашим благостным и всезнающим - первым делом наколдовала бы себе амнезию и шило соответствующего калибра )
На Балтию - в смысле, на Кубок Мира? Там уже стартанули, что ли?
Чуднова Ирина24.10.2018
Всё верно.
На Балтии Кубок стартанул 21-го сентября, там можно одно, если не в списке, и три, если в списке, приём работ до 21-го ноября.
Ни шатко, ни валко, подали уже практически 210 или около того работ, так что, присоединяйся, а то, как обычно, будешь заскакивать с глюками в последний вагон.
Kaibē24.10.2018
Как показывает практика - в какое время я ни соберусь заскакивать, все равно буду заскакивать с глюками )
Постараюсь не в последний.
Только мне еще придумать надо, с чем )
Чуднова Ирина24.10.2018
Глюков там хватает. Пару дней была вирусная атака, ЕО в админку войти не мог. Так что, давай сейчас, пока время есть.
Kaibē24.10.2018
Так у меня стихов нет анонимных нужного уровня, вообще ни одного.
Вот отработаю пятничную вахту и сяду пораскинуть тем, что останется )
Колокол24.10.2018
Значит, есть хороший повод их написать.
)))
Kaibē25.10.2018
Так-то да. Но поводов с пользой задействовать свободное время - на порядка два этак больше, чем доступного времени )
С этим надо что-то делать, и я даже знаю что, но, к сожалению, пока не имею на то полномочий ))))
Колокол24.10.2018
Да, с победой тебя на Турнире.
И, всё-таки, подумай насчёт того, чтобы приблизить иерархию китайских дворников к нашим реалиям. Мне кажется, это не так уж и сложно. Гораздо проще, чем посмотреть на мир докитайскими глазами.
)))
Чуднова Ирина24.10.2018
Спасибо, Саша ))) перевес у меня случился маленький, я уж думала, что в последний момент Даша надерёт мне задницу, но всё-таки получилось удержать цветочек в пальцах )))
Колокол24.10.2018
Да. Ты обратила внимание, что экспертные оценки распределились поровну?
Твои стихи действительно нужно вначале прочесть и только потом слушать. Сразу на слух многие нюансы, междустрочия не улавливаются. Это ни хорошо, ни плохо - просто данность твоего поэтического стиля.
Кстати, интересно, кто-нибудь из экспсертов заходил к тебе на страницу во время турнира, читал твои стихи.
Если да, то как проголосовал в итоге, убедили ли его твои стихи...
)))
Чуднова Ирина24.10.2018
я не смотрела читателей. может займусь этой аналитикой.
Libra Инна29.10.2018
Случайно наткнулась на турнир поэтов в инете. Когда Даша стала читать стихи я была уверена, что я бы голосовала только за неё, ведь Ваши стихи я уже читала однажды и они меня оставили равнодушной и разочарованной, но после Вашего прочтения я вновь вернулась к ним и поняла, что я была не права. Сложились две составляющие: смысловая нагрузка стихотворения и его подача автором, просто Ваши стихи нужно читать не один раз, но они этого стоят. Теперь я знаю, Ирина, Вы замечательная, Вы талантливая, Вы необыкновенная! Спасибо огромное!
Почитайте стихи автора
Наиболее популярные стихи на поэмбуке

