Иволгина Дарья
О критике и критиках
3 ноя 2025
Голосуя в конкурсах, я просматриваю комментарии. И каждый раз мне хочется спросить: "Ребят, а чего вы такие злые-то?".
Каждый текст рассмотрен под микроскопом, найдены малейшие ритмические сбои и технические ошибки.
Вот честно, никто не идеал, в том числе и сами критики. Если зайти на страницы критикующих, в их текстах встречаются те же ошибки, на которые они указывают (не у всех, буду справедливой, и обойдусь без имён).
Я за разумную критику. Если слабые моменты бросаются в глаза - я буду благодарна, если мне на них укажут и предложат альтернативу. Принимать или нет - решаю по ситуации.
Я благодарна, когда мне указывают на опечатки. Зачастую я набираю текст на телефоне, а чёртова аатозамена мне "помогает". И будучи в полной уверенности, что текст набран абсолютно верно, я попадаю в "слепую зону" и могу проглядеть опечатки. Реально, спасибо тем, кто мне на них указывает!
Но на этом фоне заметны и критики, которые задались целью непременно найти недостатки - и, конечно же, находят.
Ребят, а зачем вы это делаете? Пытаетесь помочь автору или самоутверждаетесь?
Мне действительно интересно. Вы чувствуете себя лучше, более состоявшимися после того, как укажете на недостатки чужого текста?
Отзывы
Андрианова Юлия03.11.2025
Ну, в рамках нынешнего Кубка, наверное, все участвуют в игре. А по условиям игры под работами, не вошедшими в тридцатку, нужно обосновать, почему.
Иволгина Дарья03.11.2025
Юлия, как раз обоснованная критика - это хорошо. Но попадаются аргументы, явно притянутые за уши.
Конечно, любая оценка субъективна. Но некоторые комментарии напоминают прицельные плевки ядом, без конкретики.
И ещё - не все критики являются профессионалами. И в попытках казаться умнее и экспертнее выдают настолько кривые аргументы, что и смешно, и грустно.
Андрианова Юлия03.11.2025
Дарья, ну конечно, не все. Я больше скажу - почитайте опусы профессиональных критиков о том же Гумилёве после его первых публикаций, да о любом из тех, кто сейчас считается классиками. Там порой такое... Что касается "притянутой за уши" критики - по моему мнению, человек всегда судит с точки зрения понравилось/не понравилось. А уже потом пытается обосновать, почему не понравилось. И не всегда может это сделать...
Иволгина Дарья03.11.2025
Юлия, спасибо, я с вами здесь соглашусь.
То, что писали о классиках их критики-современники, сейчас иногда кажется трагикомедией.
Оценка всегда субъективна. Бывает, что хороший текст "не мой" - не зацепил, не совпало настроение, не согласна с основной идеей. Но это не делает текст менее хорошим, а автора - менее талантливым.
Поэтому оценки в стиле "2, потому что мне не нравится" - ну такое себе.
Андрианова Юлия03.11.2025
Дарья, в одном из конкурсов я получила 1 от ЕН и 15 от Ирины Чудновой. Но мнение Ирины для меня ценнее. Так и везде - обращать внимание стоит только на отзывы тех, чьё мнение автору важно. А оценки читателей в Кубке всё равно не учитываются.
Иволгина Дарья03.11.2025
Юлия, я понимаю, о чем вы. Я получаю много критики от разных людей - мол, они написали бы иначе, и, конечно же, лучше. Иногда предложенные правки и в самом деле очень уместны, прям благодарность.
Но часто как-то мимо.
Поэтому меня восхищает подход Бориса Кутенкова к критике - он учитывается в текст, находит аргументы, доступен к обсуждению. И его оценка "есть потенциал" для меня является более ценной, чем тонны критики в стиле "ну чёт не то, можно было лучше написать".
Юнь Фен03.11.2025
И этих людей вы злыми называете? Я гораздо чаще находил в конкурсах комментарии, указывающие на то, что текст плохой, но без малейшей конкретики. bunnyinthegardn мне вообще на финальном "Танцуют все" предложила сжечь написанное (но там я действительно выдал чуть ли не набор слов, на большее времени не было). Но я в конкурсах в принципе крайне редко появляюсь.
Иволгина Дарья03.11.2025
Юнь Фен, не все они злые)
Просто мне интересно, что руководит людьми, когда они оставляют плохие отзывы, не подкрепляя их аргументами.
"Мне не зашло", "я не поняла", "автор - бездарность, текст - бред сивокобылий" (я утрирую) - ну такие себе аргументы для людей, которые играют в критиков.
Ну, имхо, естественно)
Юнь Фен03.11.2025
Дарья, вот я +- о таких и говорю. Я думал, вы о таких, как Шерридан здесь https://poembook.ru/contest/2299-tantsuyut-vse/poem/183095-staryj-gorod
Иволгина Дарья03.11.2025
Юнь Фен, о, такие разборы тоже радуют. Очень дотошно, очень детально, крайне аргументированно. Но при том и вызывают раздражение.
Это критика из серии "выкрасить и выбросить". Местами интересно, в чем-то даже полезно. И вместе с тем немного дёргается глаз)))
Потому что, если следовать всем советам таких критиков, то можно никогда не начать писать. Просто потому что запугали и заставили сомневаться в каждой строчке.
И этот эффект сводит на нет всю пользу от таких разборов.
Ну, лично у меня, по крайней мере)
Андрианова Юлия03.11.2025
Юнь Фен, кстати, да. Перед нынешним кубком перечитывала прошлогодний - что там местами писали в комментариях! А "Танцуют все" вообще половину сайта перессорил.
Верис Дана03.11.2025
Неужели Вас в тексте интересуют только опечатки?! (исходя из поста это выглядит именно так:))
Без признания критики не может быть авторского развития. Изначально считать своё творчество совершенным - тупиковый путь)
Иволгина Дарья03.11.2025
Дана, о хоспаде, нет, дело не в опечатках.
Хорошая критика, обоснованная и подкреплённая аргументами - это путь к росту.
На совершенство не претендую - чур меня, чур. Претендовать на совершенство - это изначально тупик.
Я говорю о необоснованных и ядовитых комментариях, которые не объясняют автору его ошибок, а просто топчутся по самооценке. Я этого вот не понимаю.
Корнеева Наташа03.11.2025
Дарья, хорошую критику от профессионалов надо ещё заслужить. Ну а выставляя свой текст на всеобщее обозрение хоть в конкурсе, хоть просто публикуя у себя на странице, вы автоматически даёте согласие на любые комментарии, так что будьте готовы ). И потом, неужели вы так не уверены в себе, что вам не безразличны высказывания прохожих? Я в таких случаях советую почитать Хармса (четыре иллюстрации) и Кастанеду (мелкие тираны).
Иволгина Дарья03.11.2025
Корнеева, благодарю.
Речь не столько о хорошей критике, сколько об обоснованной.
Когда отзыв похож на плевок ядом - это говорит больше не о критикуемой тексте, а о самом критике.
Конечно, я готова к самым разным мнениям, когда публикую текст. Они позволяют понять свой потенциал, оценить со стороны творчество.
Корнеева Наташа03.11.2025
Дарья, да ничерта они не помогают! Честное слово - не помогают. Слушайте себя, а критиков посылайте нафиг. Где Вы здесь видели хорошую критику? Да и вообще - что это - критика стиха? Чушь. Интерпретация - да! Это интересно. А критика - хм, плюньте и разотрите.
Юнь Фен03.11.2025
Дана, " Если слабые моменты бросаются в глаза - я буду благодарна, если мне на них укажут и предложат альтернативу. Принимать или нет - решаю по ситуации."
Это же уже не про опечатки
murawa03.11.2025
Дарья, понимаете, в чём дело, любое искусство по своей сути жестоко, в плане того, что всегда есть кто-то лучше, интереснее, популярнее и т. д.
И критику, любую, надо принимать спокойно.
Я даже благодарен ПБ, что он дал мне хорошую закалку.
Было дело, ночей не спал, переживал.
Прислушивайтесь, но никогда не изменяйте себе.
Иволгина Дарья03.11.2025
murawa, благодарю!
Я уже взрослая женщина, прошедшая закалку журналистикой, поэтому не буду пить капли из-за критики)))
Но помню себя молодой и начинающей поэтессой - понимаю, что именно ядовитая критика заставила меня сомневаться в себе и своем творчестве.
И я сочувствую молодым, которых могут наплевать ядом из-за нескольких ошибок.
Сорокин Владимир03.11.2025
Очень странный пост. Любой конкурс по определению подразумевает соревнование текстов. Соревнование это поиск самого идеального текста из представленных исходя из определённых соревновательных критериев. Если критерии отбросить в сторону, проникнуться бездарностью, тугоухостью и косноязычием, понять и простить, как вы предлагаете, то конкурса не получится. Ферштеен? Получится массовое облизывание друг-друга, любовь и победа дружбы.
Алишер03.11.2025
я бы хотел стать таким "критиком", монстром, приходящим в ночных кошмарах нежным женщинам) вселять в них не просто сомнение - ужас перед белым пространством листа: у тебя ничего не получится, никогда и ничего, с такими кривыми руками надо не стихи писать, а шпалы таскать! киндер, кюхле, кирхе!!))
Иволгина Дарья03.11.2025
Алишер, вот к вам претензий нет)))
С некоторыми вашими комментариями я согласна.
Вы хотели бы стать монстром, но пока у вас получается быть жёстким, но вполне справедливым критиком.
Киндер, кюхле, кирхе откладываются
Алишер03.11.2025
Дарья, ну вот те на) жаль, жаль)
Иволгина Дарья04.11.2025
Алишер, извините, невольно сделала вам комплимент, к которому вы не были готовы
Новиков Олег04.11.2025
Вот в тему хотел написать. А вы тут чуть раньше раскланялись)…
Почитать комментарии Алишера. Ну ведь циничные удары по самолюбию! Да ещё тоном ментора. Так и хочется сказать: "Подонок!"
Но… стоит вчитаться вдумчиво, посмотреть под углом, под которым Алишер не просит, а заставляет смотреть, — и становится не до больного самолюбия. Хочется задавать вопросы, подрасти, прочесть то, что когда‑то упустил…
Поэтому для себя я сделал вывод, что процесс на 50 % зависит от комментатора — от его слов и смыслов, а вторая половина — от меня: готов ли выслушать, понять, вникнуть в комментарий…
Почитайте стихи автора
Наиболее популярные стихи на поэмбуке

