Издать сборник стиховИздать сборник стихов

Кремень Н⩜дежД⩜


Про конкурсное судейство, формулу любви и смысловые галлюцинации (многобуквенное)

 
2 фев 2025
Сподобила судить судьба слепая.
И вот стихи читаю, не ропщу,
И в конкурсных сугробах утопая
Проталины поэзии ищу.
 
Игорь Соловьев (Из конкурсной ленты)
Я нынче не какой-то там лишëнный поэтического слуха народ. Я нынче вершитель судеб. В моëм распоряжении тринашки, пятнашки и волшебная кнопка "изменить оценку". А ещё тетрадь в клеточку с таблицами и схемами.
Решила вот поделиться. Ирония в том, что мой дневник почему-то часто читают авторы, которые знают всё нижеизложенное лучше меня. Сидят они на поэтическом олимпе, творят магию и не делятся огнём с простыми смертными. А смертным ведь тоже хочется.
Я не писала комментарии, и этот пост адресован в первую очередь тем, кто после конкурса преисполнится праведным гневом.
Здесь я попыталась ответить вопрос "кукушка-кукушка, почему так ма...?" А заодно и поискать ту самую "формулу любви", которая, делает поэзию поэзией. Авось кому-нибудь пригодится.
Мы тут не раз говорили о критериях оценки. Я просила авторов эти критерии озвучить. Мне отвечали: "Долгий разговор". Или упрекали в непонимании очевидного. Или апеллировали к собственному безупречному вкусу. Никто не хочет делать грязную работу. Придëтся самой. Золушка я или кто? Поехали.
 
1. Рифма и ритм
 
Важно же, да? Не думаю. Мне нравится, когда присутствует и то, и другое. То ли не доросла ещё до верлибра, то ли рецепторы в этой зоне атрофированы. В общем, чистейшая вкусовщина. Снижать оценку за то, что я не воспринимаю такую поэзию было бы неправильно. Что касается рифмы, то тут есть нюансы. Взять, к примеру, набившую оскомину "порошу". Неприятное слово, как по мне. Ну, просто не нравится. Ассоциации какие-то... Но это ладно. "Порошу", если она завелась в тексте (да ещё в конце строки) нужно как-то рифмовать. Кто сказал, что точные рифмы – хорошо, а неточные – плохо? "Пороша–хороший"... Классная же рифма? Классная, да. Так думаю не только я. Со мной согласятся ещё стотышпицот авторов. Что мы имеем в итоге? Стотышпицот хороших порош. А ведь есть ещё "что же", "множа", "строже" или, допустим, "ложе" (если вдруг захотелось преданий старины глубокой). Кто-то, уверена, и поинтереснее может наколдовать.
Помните старый анекдот о том, как в России строят заборы? Сначала пишут то самое малобуквенное слово, а потом прибивают к нему доски.
Вот и тут нечто похожее. Сначала находим на известном сайте плохую (хоть и точную) рифму, а потом приколачиваем к ней слова и смыслы. Это заметно. Всегда.
 
2. Разжëвывание
 
Иногда так и тянет объяснить читателю, что почëм. Погода, дескать, была скверная, и на душе у ЛГ скребли кошки. Потом выглянуло солнышко, и полегчало. А читатель, свинья такая, почему-то обижается. Не любит он, когда за дурачка держат. Лучше бы намекнули ненавязчиво или задали вопрос без ответа. Проявили бы уважение. Зачем же сразу в лоб?
У меня тоже есть тексты с дешëвой моралькой. Грешна. Каюсь. Я их не люблю и в конкурсах стараюсь не показывать. Ибо стыдно.
Читателю не нужно объяснять, "что хотел сказать автор". Он всё поймëт самостоятельно. Или не поймëт ничего, но всё равно пойдëт туда, куда позовут. И будет блуждать в дебрях авторского подсознания. И вернëтся оттуда другим. Со мной такое бывало. Катарсис...
 
3. Смысловые ошибки
 
О, это тема для отдельного поста! Или для трëх-четырëх. Или для докторской диссертации. Попробую изложить покороче.
Во-первых, автор должен понимать значение каждого используемого им слова. Обязательно. Словарь синонимов тут не поможет, потому что в русском языке не существует двух слов с одинаковым значением. Всегда присутствуют оттенки.
Например, "удаляться" и "отдаляться". Это не одно и то же, как бы ни хотелось думать иначе.
То же касается и словосочетаний. Нельзя исчезнуть в лес. В лесу – можно. А в лес — только уйти, убежать или что-то вроде того.
Во-вторых, плеоназмы. Этого добра в стихах особенно много. Думаю, дело в том, что авторам зачастую просто не хватает слов, а ритм, зараза, требует. Что делать? Конечно, дублировать. Так появляются "красивые, прекрасные глаза", "грустные, печальные песни" и прочая излишняя, избыточная чепуха.
В-третьих, устойчивые выражения. В школе нас учили, что их нельзя разрушать. Можно. Но не всем.
Я очень люблю аллюзии, трансформацию фразеологизмов и другие языковые игры. У Башлачёва это здорово получалось. И сейчас на ПБ есть авторы, которые так мастерски жонглируют смыслами, что просто дух захватывает. Только вот начинать игру стоит лишь тогда, когда понятны правила. Иначе появляются "главный гвоздь программы" и "оставляет желать гораздо лучшего".
 
4.Нечитаемые образы
 
Иногда автор рисует картинку, а глупый читатель еë не видит. Или видит, но не ту. Допустим, в тексте кто-то "кружит, как позëмка". Речь, как вы поняли, о человеке. Казалось бы, что тут плохого? Он кружит, позëмка кружит... Но есть один момЭнт. Позëмка где? На земле. И вот читательское воображение рисует удивительную картину: герой танцует нижний брейк-данс. А ведь автор имел в виду нечто иное.
Стоит удостовериться, что сравнение уместно. Так, на всякий случай.
 
Пожалуй, правы те, кто не хочет говорить о проклятущих критериях. Это долго и трудно, но я хотя бы попыталась.
А вот формулу любви так и не нашла. Стихи — как и людей — иногда любят не "за", а "вопреки", правда?
Бал почти окончен. Ровно в п̶о̶л̶н̶о̶ч̶ь̶ 21.00 карета превратится в тыкву, я вернусь в свою каморку и буду петь мышам колыбельные про золу и сажу. Или пряжу. Это уж как получится.
 
P. S. Ещё кое-что вспомнила. Иногда так и тянет написать "звонит" и поставить ударение. Вот так: звóнит. Или так: звОнит. Теперь это не ошибка, а авторское видение. Не делайте так, пожалуйста! Мы все иногда допускаем ошибки. Я точно допускаю. Ошибаться можно, а вот умышленно переставлять ударение... Не комильфо это.
Отзывы
С почином! Нравится подход к вопросу, можно буду иногда приставать-приглашать?))
Дана, спасибо! Было бы здорово!) Вроде как получилось...
Ну шо ж, будем поглядеть!)
Геннадий, гляжу вот... На пьедестале мои пятнашки, но некоторые тринадцатибалльные даже в десятку не вошли. Ваше, например, и следующие( А одно как-то совсем уж низко, хотя хорошее... Жаль(
02.02.2025
В качестве некой отметки для себя, чтобы запомнить этот свой первый опыт и отталкиваться в будущем от своих конкретных ощущений, я бы посоветовал вам запилить и разбор нескольких текстов, чем-то особенно приметившихся вам с тем или иным акцентом вашего судейства.
Не знаю как сказать, так и сделала) Много записей осталось. Думаю, потом пригодятся
02.02.2025
Большое спасибо, было очень полезно
Наташины рифмы, я очень рада!)
Главный гвоздь программы – это сильно))
Шерридан Элли, пример из Интернета, конечно. Разбирать реальные тексты показалось неэтичным. Но смысловых ошибок очень много. Прямо эпидемия какая-то. Один из комментаторов в первом туре подробно разбирал. Он всегда пишет полезные отзывы. Стоило бы поблагодарить, но нет – нахамили( После этого я решила, что комментировать не стоит(
Н⩜дежД⩜, Бывает, хамят, да. Я тоже всегда пишу подробеые отзывы, если в жюри. Напарывалась) Но если что, всегда можно жалобу кинуть.
Шерридан Элли, не люблю я жаловаться. Что это изменит? Каждый реагирует в соответствии со своим воспитанием. Я никогда ничего не критикую на страничке. Могу в личку написать, если знакома с автором. Не более того. Не просили ведь... Конкурс – другое дело. Тут предполагается готовность автора к диалогу, иначе зачем пришёл? А получается, что автор сначала сам просит аргументировать оценку, а получив подробный разбор, начинает это "вы ничего не поняли, попробуйте посмотреть под другим углом"(
Н⩜дежД⩜, Да, понимаю.
Прочитал статью и понял, что и не гвоздь и даже не шуруп, и не вобьешь и ввернуть некуда, а с надеждами вообще всё плохо. Остается как той субстанции плыть по течению и ни на что не надеяться.
Олег, к Вашему тексту это не относится. Никаких вопиющих ошибок там нет, но были моменты, на которые пришлось обратить внимание при ранжировании. Я поклонница Башлачёва, но жюрила по принципу "Платон мне друг... " )
Н⩜дежД⩜, ну вот видите, значит есть моменты. А как раз эти моменты и не дают прыгнуть выше головы =)) И в итоге вышел просто "пустой выхлоп". Спасибо, что ответили.
Олег, жаль, что Вы это так восприняли(
Н⩜дежД⩜, да нормально всё. Я примерно до конкурса составил таблицу баллов для своего произведения, кто и что поставит. Почти не ошибся =)) Как там у Григоряна "Писал стихи, но не стал поэтом..."
Олег, вот не согласна. Многим не дано, это правда, но Вы пишете хорошо. Если Вас интересует "моменты", могу рассказать прямо здесь или в личке. Но только по желанию)
Н⩜дежД⩜, хорошо, когда будет удобно. Лучше в личке.
Олег, договорились. Вечером напишу)
03.02.2025
Надежа, всё по делу толково и понятно даже мышу, но что-то как будто незаметно ускользает, даже не могу понять что именно, возможно та самая формула любви. Не удержалась собрала ваши советы в кучку в виде экса, уж очень они хороши. Заветы для поэта Не бывает пороша хорошею, Ведь несёт, как известно, пургу. Я сострою ей страшную рожу и От строки своей уберегу) И не стану по полкам раскладывать Подсознанья навязчивый бред, Понастрою из слов баррикады я, Словно маг словолюб-слововед) Я - поэт с понабитыми шишками, Прячу дикую суть бунтаря, Не грешу смысловыми ошибками, И не ставлю синонимы в ряд. Основные заветы составлены, Так что хватит их вам за глаза. Есть иронии лёгкой проталины, Есть и образы и образа... Кстати, в моём арсенале имеется одна не хорошая пороша)) Честно, даже не подозревала, что она не хороша.
КивИ., вполне возможно, что очень хороша) Нехорошими их делает конкурс, где таких порош уж больно много) Меня однажды ткнули носом в рифму "скерцо-сердце". Дескать, вторая такая рифмопара в конкурсе. Ответила, что она могла быть первой, если бы мой текст попался читателю раньше)) Рифма избитая, но мне нужно было это "скерцо", потому что строчка с "сердцем" была уж больно хороша, и сделать с ней что-либо не представлялось возможным. К ней и лепила, если честно)) А "берцы", " перцы" и "килогерцы" там вообще не в тему)))
https://vk.com/video-34619352_165970233
03.02.2025
Спасибо, Надежда, за полезный пост. Нравятся мне трудолюбивые и думающие люди, как вы. Человек, который хочет дойти до сути, а потом, не только, понять, простить, принять, но еще и поделиться этим пониманием с другими - это редкость в наше время, это надо ценить. Внесу вас в избранные, чтобы не пропускать на будущее ваше интересно-познавательно- развивательное) Хорошего дня вам!
Элис, спасибо) Думаю, Вы лучше меня знаете всё, что я здесь написала) Это, скорее, для начинающих авторов, которые допускают грубые ошибки и не понимают, почему их работы получают низкие оценки. Хочется верить, что кому-нибудь это поможет)
Элис03.02.2025
Н⩜дежД⩜, повторение - мать учения) Ваши мысли помогут человеку с адекватной самооценкой, потому что он всегда стремится к росту, ищет ответы, анализирует, пытается понять - почему и как, и ваши конструктивные советы ему обязательно помогут!
Уснул на первой части писанины. В голове один вопрос: «для чего столько слов написано»?
Алексей, написано для тех, кому интересно, Лëш) Я же не заставляю читать. Есть люди, которым это нужно.
Н⩜дежД⩜, Ваши стихи всегда гениальны, у Вас просто нет "наполнительного" контента. Но по поводу Вашего максимализма я не совсем согласен... Вот мои четыре основных ИМХО: 1. о придерживании к стандартам: Сто закатов до апреля, Снег плюëт по сапогу. Главный принцип менестреля: Не пурга несет пургу! 2. о квалификации оценивающих: На подушке спит зверушка, А в избушке целых три. В париках сидят лягушки В поэтическом жюри. 3. о ручном отсеивании перед конкурсом: Безыдейны нескладушки, На Парнасе фарта нет. Бисер в глаз попал свинюшке - Отхватил банан поэт. 4. о будущих поэтических планах: Я хочу дымить сигарой И на яхте сочинять. Чтоб лизали аватару Все служивые опять.
Вован Бездомный, у меня хватает текстов, в которых я вижу огрехи. Я вижу огрехи во всех своих текстах. Без исключения. Но меня отправили судить. Народ отправил, не жюри. И в процессе я сделала выводы, которыми захотелось поделиться. Дело не в максимализме. Эти заметки могут быть полезны тем, кто готов учится, как мне были полезны замечания других авторов
Н⩜дежД⩜, а я на Поэмбуке впервые узнал про "слабые рифмы" (кажется так называется), ну там "сущ.-сущ.", "глагол-глагол" и тд... до этого они меня страшно бесили, но я не знал почему, а потом мне очень просто все разжевали и теперь стараюсь их избегать когда можно... а иностилевые элементы наоборот - встраиваю во все юморное, тк после них получается такой бред, что все смеются...
Вован Бездомный, конечно, те, у кого есть к способности, чувствуют многие вещи интуитивно. А кто-то просто не слышит текст. Бывают же люди без музыкального слуха. Вот и тут...