Кремень Н⩜дежД⩜
Критиковать или восхвалять? Вот в чëм вопрос
23 окт 2024

Хороший человек – это человек удобный. Он всегда признаëт вашу правоту и сгибается в полупоклоне. Согласны? Я – точно нет.
Есть на ПБ один автор, который с завидным упорством ставит мне трояки. Вот прям из конкурса в конкурс. И знаете что? Я это уважаю. Говорю без намëка на иронию. У человека есть сформировавшийся вкус, и моë творчество его вкусу не соответствует. Это честно. Дело точно не в #мухинет и не в том, что кто-то чего-то не понял. Вообще-то я пока сама точно не знаю, что именно ему не нравится. Когда-нибудь наберусь наглости, пойду в личку и спрошу напрямую. Потом и вам расскажу, если интересно.
Обидно ли мне? Вот ни разу не обидно. Наоборот. Есть ви́дение, отличающееся от моего, и это интересно. Хочется узнать больше.
Конструктивная критика – штука очень полезная. Теоретически это признают все, но на деле...
Ставишь человеку тройку, долго и подробно объясняешь, за что именно, а в ответ получаешь "самадура" или "выничëнепоняли". Прошу заметить: речь идёт только о стиле и грамотности повествования, а не о "мухах", звуках или картинках.
Эти вещи вообще не оценить. Колокольный звон – это и влюблëнный горбун, и W&C Scott & Son. Ну, я почему-то об этом подумала. В другой голове возникнут другие ассоциации, и они вовсе не обязаны быть очевидными.
Это просто к слову пришлось. Надо ведь и свои пять копеек вставить.
Все говорят: "Главное в конкурсе – общение". А как общаться, если некоторые авторы хотят слышать лишь мнение, совпадающее с их собственным? Нарываться на грубость? Портить себе настроение? Льстить? Закрывать глаза на все недочёты и лить елей на авторскую самооценку? Или вообще сидеть и помалкивать, чтобы избежать этого "чëт_ты_много_трындишь_развелось_вас"?
Было бы куда проще, если бы авторы оставляли под своими работами условные знаки. Например, ТДВ (только для восхищения) или ОДД (открыт для диалога). Тогда было бы сразу понятно, кто хочет расти и развиваться в творческом плане, а кто пришёл только за плюшками и похвалой. Сколько бы нервов друг другу сэкономили!..
Отзывы
Александр О23.10.2024
Стало любопытно, что за человек... (я про тройки)
Кремень Н⩜дежД⩜23.10.2024
Александр Окропиридзе, не стану раскрывать. Это ведь не в упрëк человеку сказано, а наоборот) Я ценю честность и непредвзятость
Александр О23.10.2024
Н⩜дежД⩜,
Я упомянул о своём любопытстве, не рассчитывая на раскрытие.
Я это в принципе. :)
Мандельштам Алексей23.10.2024
Не рой так глубоко - ты ж сама математику писала.
Кремень Н⩜дежД⩜23.10.2024
Алексей, так это не про математику. Это про критику. Тут уже не в оценке дело. Ты человеку помочь хочешь, а он обижается. Но бывает и по-другому. Указала одному автору на ошибки, а она говорит: "Я знаю, что не очень получается. Хочу научиться". И тут все сразу бросились советы давать. Поддержали еë. Потому что адекватная самооценка у человека)
Элис24.10.2024
Где-то читала, что человек может завоевать мир, но сложить оружие перед собственными слабостями. Увы, как же слаб человек в сражении с самим собой. Как часто он не находит в себе силы (или не ищет), чтобы идти по более сложному пути развития, оставляя дуальность восприятия в прошлом. Продолжает видеть эту жизнь с высоты первоклассника - есть только черное и белое, хорошо и плохо, любовь и ненависть, двойка и пятерка, а все промежуточные цвета, оттенки эмоций, оценок событий и состояний, так и остаются непознанные им или не принятые, потому что приняв их, надо идти, опираясь не на " я есть мир", а "мир есть я". Маленькая перестановка понятий, а какой громадный и кардинальный переворот смысла.
Вы мудрый человек, НадежДа, если сумели подняться выше личных обид и посмотреть на ситуацию по-другому, философски. Я за 8 лет на этом сайте еще ни разу не встречала такого отношения к оценкам другого. Примите мое уважение к вашему мнению. И еще минуту внимания, просто не могла не поделиться этой цитатой, которая, на мой взгляд, как никакая другая, многое объясняет -
"Все вещи нейтральны, а ярлыки им присваивает эго человека. Что выгодно отдельному индивиду, он называет Добром, невыгодно – Злом, а по сути – Зло это просто недостаток Добра. Как Тьма – недостаток Света".
Так что нет ни плохой оценки, ни отличной, есть лишь разная их степень. И ровно до того момента, пока мы сами себе в голове не скажем - это плохо, это меня печалит, а это радует)
Но многие из нас только начали свое движение по тому пути, о котором говорил Пушкин: "Хулу и похвалу приемли равнодушно..."
Всех Вам благ и творческого вдохновения!
Folin D24.10.2024
Элис, "хвалу и клевету"*. У Пушкина, кажется, так.
Элис24.10.2024
Folin D, спасибо, именно так)
Кремень Н⩜дежД⩜24.10.2024
Элис, безусловно, "добро" и "зло" относительны, но я сомневаюсь, что кто-то способен подняться над этими понятиями, будучи вовлечëнным в процесс. Трудно оправдать того, кто действует тебе в ущерб. Я этого не умею и от других не требую) Возможно, критикуя других, я иногда забываю "подсластить", и моя критика начинает казаться проявлением высокомерия. Это, конечно, не так. Я логик – сразу перехожу к сути и от других ожидаю того же. Мне не нужно, чтобы меня " чесали за ушком", прежде чем скормить горькую пилюлю. Этики, вероятно, нуждаются в ином подходе. Если человек ставит межличностное взаимодействие во главу угла, то сухая констатация факта может показаться ему оскорбительной, и он реагирует грубо, пытаясь оскорбить в ответ. В действительности это просто заблуждение. Не более того. Так я неожиданно пришла к пониманию оппонента)) Хочется верить, что оно будет обоюдным)
Элис24.10.2024
Н⩜дежД⩜, у меня странное ощущение, что вы озвучили мои мысли. Знаете, я часто пыталась выражать свою оценку под чужим текстом, будучи членом жюри, методом бутерброда - чтобы не только слабые стороны выявить, но и показать сильные стороны работы... Но на последнем туре конкурса Танцуют все ... что-то странное произошло со мной, я не сдерживала своих мыслей... не чесала за ухом, прежде чем сказать горькое. Все анонимно - руки развязаны, ничто не влияет на твое восприятие и оценку... Но что потом было... Я живу особняком, не вхожу ни в какие коалиции, а потому , не задолжала никому и не жду ни от кого каких-либо выгод... Это дает возможность быть относительно свободным. Здесь все взрослые, но почему же тогда мы так часто ведем себя, как дети... Откуда это?
И да - чтобы подняться над пониманием того, что нет в абсолютном виде ни зла, ни добра, надо, наверное, уйти в буддийский монастырь, оторваться от обычной земной жизни)
Кремень Н⩜дежД⩜24.10.2024
Элис, думаю, мы ведëм себя как дети, потому что просто играем) Все эти дуэли и конкурсы очень похожи на детскую игру. Невозможно всерьёз судить о том, какое стихотворение лучше. Ну, правда. Нет, есть, конечно, вообще пустая графомань, но еë обычно отсекают на уровне модерации. Остаются стихи. Выбор лучшего – лотерея. Это же просто вкусовщина)
Элис24.10.2024
Н⩜дежД⩜, я всегда пишу, что моя оценка субъективна)
Попадая в атмосферу игры, автоматически становимся чуточку детьми) Возможно вы правы.
В. Смайликов24.10.2024
Во многом согласен с Вами (и картиночка понравилась!).
Меня более всего раздражает две вещи на сайте:
1. Непререкаемая "высоколобость" с объяснением и нахваливанием своих собственных стихов, где "настоящая Поэзия", а если что "против шерсти", то это сразу - "Вы не компетентны, что с Вами спорить!".
2. Удивительное льстивое до слащавости заигрывание с как бы "сильным" автором, который здесь признан в связи с корпоративным
мнением, а по существу навязанным и мощно пропиаренным.
И вообще вот эти постоянные восхищённые - "ах, ох...это настоящая Поэзия!", в то время, когда это понятие "поэзии" очень индивидуально и личностно. Но говорится это так категорично, без тени сомнения, а начнёшь спрашивать - а что это по-Вашему, и практически никто толком и внятно объяснить не может...
Кремень Н⩜дежД⩜24.10.2024
Немножко LoveДракошка, про "настоящую поэзию" я уже слышала) Просишь огласить критерии подлинности – ссылаются на чутьë. Что-то из серии "я начальник, ты дурак")) А если говорить серьёзно, то и не может быть никаких критериев. Разве что интерес читателей. Нет, иногда, конечно, стиплома ради " кукушка хвалит петуха", но такое "искусство" обычно так и остаëтся в этой стипломовской кастрюле, как я заметила)
В. Смайликов24.10.2024
Н⩜дежД⩜,
Критерии есть и их трудно игнорировать - это, прежде всего гармония, музыкальность, лёгкость и впечатляющая образность...
Вот чем гениален Пушкин (хоть и говорят, что он вчерашний день, глупость несусветная) - он потрясающе лёгок и глубоко чувствителен, он сердечко, он любит пылко и страдает так же ... или гениальный Бродский - фантастический кругозор и умение тонко, ювелирно выразить свои чувства и мысли...
А тут практически в подавляющем большинстве любительские сочинялки, а восторгов несть числа ...
А пишущих именно поэзию, не знаю как у Вас, а у меня едва с десяток набирается...
И не потому, что я такой злобный дядька-критикан, а потому что читал много хорошей действительно настоящей высокоуровневый поэзии, да и многие, не сомневаюсь, тоже читали и если сравнивать, то ...
А вот это интегральное или какое-то гетероморфное, или как здесь подчёркивают, говоря о своих экспериментах - "авторское" в "поисках Поэзии", ну это даже, на мой взгляд, карикатурно, если не сказать грубее...
Кремень Н⩜дежД⩜25.10.2024
Немножко LoveДракошка, по поводу интегрального и гетероморфного я с Вами на 100℅ согласна) Нет, даже на 200. Согласна и ещё раз согласна)) Не знаю, относят ли меня к "столбиковцам", но когда стихо рвëт на части, а ритм скачет из катрена в катрен, читать становится трудно. Не люблю такие муки)) Только вот Бродский, которого Вы упомянули, тоже творил в некотором роде "экспериментально". "Конец прекрасной эпохи" – потрясающая вещь, одно из любимых произведений, но обратила бы я на него внимание, если бы Васильев носом не ткнул?)) Сомневаюсь...
В. Смайликов25.10.2024
Н⩜дежД⩜,
Я обратил внимание на Бродского, когда узнал, что ему Нобелевскую дали... а когда начал читать, то глотал практически всё подряд и с раскрытым ртом от восторга - и ничего экспериментаторского не обнаруживал - всё также в столбик и рифмы отменные, и просто потрясающие мысли и созвучные чувства, настолько всё ощутимо, мощно, умно, насыщенно ... как будто находишься на какой-то захватывающей воображение лекции... и просто, и сложно, и красиво... я сразу по уши влюбился в его исповедальный стиль, в его вроде и отстранённость с полётом над...и, одновременно, такие знакомые почти твои, родные, приземлённые штрихи, что дух захватывает... гений одним словом, как есть гений...
И как после него воспринимать остальную поэзию?
Ну так и воспринимать - ступенчато - вот Эверест, вот Казбек, вот Машук, а вот Холмогоры...
Кремень Н⩜дежД⩜25.10.2024
Немножко LoveДракошка, ну, тоже ведь горы)) Вы заметили, что любая дискуссия на тему "настоящее - фальшивое" неизбежно сводится к упоминанию собственных вкусов? Для меня вот Башлачëв – тот самый гений. И ох, и ах, и о боже мой! Я на этом выросла и сформировалась в творческом отношении. Ну, надеюсь, что сформировалась (другие могут с этим не согласиться)) И вот я говорю об этом, а в ответ мне: "Ну такое... " Значит, другие не слышат того, что слышу я. И не должны, наверное. У каждого своя история, свои эмоции, свои ассоциации...
J.T.13.11.2024
Каждый раз ставит 3 - мне кажется, это мало для уважения, может просто личная неприязнь или хочет сам продвинуться. А про критику - все субъективно. Объективны только правила языка. Хотя Каммингс с ошибками писал специально, тоже прием) Иногда интересно послушать чужое мнение, иногда не хочется. Бывает, что пишешь о чем-то важном лично для себя, и совсем не хочется читать мнения мимокрокодилов. И случайного типа, который захотел на бабочку сердца залезть, не сняв калош, можно и послать, почему бы нет) Расти, развиваться можно только читая других и работая над собой. Слушая разные мнения - не верю. Может только реальный профессионал с педагогическими умениями может что-то посоветовать, но к таким надо стоять в очередь и платить денежку, чтобы они тебя почитали.
Кремень Н⩜дежД⩜13.11.2024
J.T., по поводу личной неприязни или желания продвинуться – сразу мимо) Слушать, думаю, можно и нужно, но я тоже слушаю далеко не всех. Зачастую достаточно прочитать текст комментария, чтобы понять, кто перед тобой. И тогда сам собой возникает ответ: "Большое спасибо (нет), ваше бесценное (ха!) мнение очень важно для меня (ни разу! )" А иногда люди действительно помогают. Вот мне вчера одна девушка помогла увидеть в тексте шероховатость. До этого человек настоящую ошибку нашëл Тут глупо было бы не слушать. Как-то так)
Почитайте стихи автора
Наиболее популярные стихи на поэмбуке

