
Литературная Гостиная
21.02.2021
Литературная Гостиная
Отзывы
Иванна Дунец21.02.2021
Друзья,
представляю вам с радостью эссе номинанта Выбора Литературной Гостиной в Свободных Чтениях — Таисии Добычиной.
Данное эссе поразило меня и наших читателей нетривиальной мечтой автора. А ещё оно оказалось невероятно созвучным моим мыслям, но в контексте другого произведения (перечитывала Войну и мир). Таисии хочу пожелать в наступившем 2021 году воплотить мечту в реальность. Не ждите ещё десять лет. Начните уже сейчас. Пусть ваша нетривиальная мечта воплотится.
Спасибо, Таисия!
Цапин Сергей21.02.2021
Я заметил прямую связь между Татьяной Лариной и Марией Троекуровой... В разных вариантах выбора они поступают одинаково...
Якимович Марина21.02.2021
В этом посте много спорного. Я не знала об озвучании романа Владимиром Яхонтовым, поэтому сейчас специально прослушала. Я не могу присоединиться к восторгам по поводу прочтения. Прослушайте отдельно разговор Татьяны с няней. Всё блёкло, на одной ноте. Совершенно иначе прочёл Смоктуновский. Прослушайте роман в прочтении Юрского. Вы услышите разницу. Но стоит отдать должное Яхонтову в том смысле, что это была самая первая озвучка. Первому всегда тяжелей.
Что касается самого эссе. Тут тоже очень много такого, с чем я не согласна. На мой взгляд, автор совершенно не понял образ Онегина. Онегин значительно сложнее, чем это представлено в работе. И утверждать, что Татьяна стала бы Евгению не нужна сразу после удовлетворения страсти, это, на мой взгляд, перевирать Пушкина. Давайте всё же не отходить от того, что сам автор в свой роман заложил. Евгений полюбил Татьяну. Да, он нам представлен, как ветреник и циник. Но теперь он полюбил. И сама Татьяна в эссе представлена не так, как её описал Пушкин. Прозорливость здесь ни при чем. Она не отдалась Онегину не потому, что поняла, что он "не борется за любовь", а потому что она человек глубочайшей порядочности и совершенно убеждённого верования. Она не пожелала оскорбить мужа, она не может выступить в роли предателя. Иначе она так и сказала бы ему, мол, я люблю вас, но я вам не верю. Но она говорит другое - я люблю, но, увы, поздно. Клятва дана. Дана она перед алтарём не только мужу, но и Богу. Мотивы совершенно другие.
Я не согласна с эссе совершенно. Почти с каждым словом. Но более всего меня почти возмутило наблюдение о том, что письмо Татьяны оказалось у автора - друга Онегина по причине того, что Онегин "похвалился" победой. Это чушь полная. Хотел бы похвалиться - похвалился бы Ленскому. Что мешало? Оказаться письмо могло разными путями. Во-первых, кто сказал, что он забрал его с собой после отъезда из имения? Татьяна сама могла забрать письмо из кабинета Онегина и потом показать его другу, общему знакомому, раскрывая свою душу в откровении. Почему бы и нет? Во-вторых, прочтите внимательно концовку. Всё подаётся так, что это пересказ уже отдалённых событий. Не факт, что Онегин жив на этот момент. Возможно друг унаследовал дневники и письма приятеля. Ну и так далее.
Сама я знаю роман наизусть. Мне это далось почти без усилий. Просто я его полюбила и после неоднократного прочтения и прослушивания он запомнился. Это счастье - всегда иметь его с собой. Это даёт мне возможность "прокручивать" его в голове в долгой дороге. Он не единственный. Я знаю наизусть "Мцыри", Филавского "Федота". Это не хвастовство. Я просто согласна с тем, что носить любимые книги всегда с собой - большое счастье. Никогда не бывает скучно и всегда настраивает на какой-то очень хороший лад.
Добычина Таисия21.02.2021
Марина, я Вас понимаю! Сама лет несколько назад мыслила примерно так же. Но "всё течёт, всё изменяется", жизнь подкидывает новые события, переживания, отношения. А после сильных потрясений (если они тебя не убили) ты уже прежним не будешь, и мыслить будешь иначе.
А, если честно, то это очень интересно, когда ты знаешь текст наизусть и вокруг него работу объёмную провёл. И вдруг при очередном обращении к нему понимаешь, что всё, что ты думал и делал до этого – полная ерунда. Потому что ты теперь другой и текст воспринимаешь по-другому.
Насчёт Яхонтова я Вас тоже понимаю. Я когда на первом курсе театрального факультета его услышала впервые (запись была на пластинке), непроизвольно подумала: "Что за фигня? И это и есть знаменитый чтец?" Осознание чтецкого феномена Яхонтова у меня тоже пришло с годами, когда я всё глубже и глубже погружалась в искусство звучащего слова. Да, многие читали Онегина. Но так, как Яхонтов, пока никто не смог. Он сумел сохранить в прочтении красоту стиха. Когда я слушаю Роман в исполнении Яхонтова, у меня мурашки, я погружаюсь в эпоху Пушкина, я думаю, тому виной яхонтовские фоносемантические открытия, я все "фишки" слышу в его исполнении. Но опять таки, умению это услышать предшествовала моя многолетняя деятельность в области искусства художественного слова.
А Юрский и все остальные — это актёрское исполнение. Так прочитать легче. Яхонтов замахнулся на более высокий уровень. Юрского, может, и легче и интереснее слушать. Но ты понимаешь, что это актёр, талантливо рассказывающий нам житейскую историю. А Яхонтов – это Пушкин, это атмосфера.
Якимович Марина21.02.2021
Таисия, обсуждать исполнение Яхонтова, простите, мне не интересно, потому что к моему пониманию образов и фабулы романа он ничего не добавил. Здесь "рулит" вкусовсщина. Хотите наслаждаться его прочтением - ради Бога. И в моём комментарии я меньше уделила ему внимание, чем разговору о понимании образов. А вот образы, судя по Вашей работе, Вами так и не поняты. Не было прозорливости и предусмотрительности у Татьяны. Вернее не это руководило её поступками. Там была настоящая боязнь греха, нежелание пятнать свою христианскую душу. К этому тогда относились серьёзно. Я застала своего прадеда. Он у Бога прощение просил за плохие мысли! Вот так это воспринималось настоящими христианами! Татьяна не могла мыслить иначе. Мол, увидела, что Онегин борется и наплевала на свои обязательства. Да мне и в принципе не понятна фраза " за любовь должны бороться двое". Она мне кажется пошлой. И более того, лишённой смысла. Борьба подразумевает наличие противника. Вопрос: двое взялись бороться за любовь с кем?
Простите, мы говорим не только на разных языках, но, похоже и на разные темы.
Добычина Таисия21.02.2021
Марина, эти мысли о романе в любом учебнике написаны. Я это всё знаю и сама именно через такое понимание образов уже прошла. У меня в эссе об этом тоже написано. Но моё понимание романа с годами непроизвольно изменилось. Если с моим мнением кто-то не согласен, я приму это с уважением и не буду спорить.
Якимович Марина21.02.2021
Таисия, а вот здесь Вы совершенно правы. Конечно, нужно уважать собственный опыт убеждённости.
VILKOCZYNSKI Богуслав22.02.2021
Марина, очень странно, что Вы не в курсе того, с кем и с чем должны двое бороться за любовь. Попахивает отсутствием познания природы человека.
Якимович Марина22.02.2021
Богуслав, пожалуйста, спасите меня от страшного незнания. Итак, Татьяна замужем, Онегин у её ног. Им обоим надо "вместе побороться за любовь", с учётом особенностей природы человека. Расскажите, что и как должно произойти? Что должен сделать каждый в этой борьбе?
VILKOCZYNSKI Богуслав22.02.2021
Марина, я эссе Таисии не читал. Воспринял фразу о борьбе двоих за любовь не в контексте ситуации Онегина, а как сам принцип, ибо в своем комменте Вы не уточнили детали ситуации. Бороться "за", "с", "против" не всегда подразумевает противника (третьего). Часто это препятствия, обстоятельства, психологические проблемы.
Серёжкин22.02.2021
Богуслав, Вот Ромео с Джульеттой вместе боролись. Но не получилось.
Но как Вы смотрите на Анну Каренину, которая попала в непростую для неё ситуацию выбора между тем и этим? Грех то какой, иль, а почему бы и нет?
VILKOCZYNSKI Богуслав22.02.2021
Серёжкин, Каренину знаю лишь понаслышке, не читал. А чтобы делать заключение, требуется основательный анализ.
Серёжкин22.02.2021
Богуслав, Я тоже не читал. Жена читала, а я Толстого не читаю, ну просто не читаю.
VILKOCZYNSKI Богуслав22.02.2021
Серёжкин, не, я читаю: Акула, Сливовая косточка, Филиппок.
Серёжкин22.02.2021
Богуслав, А я буду смотреть "Лавочка Тамако". А я ведь что попало не смотрю. Вот мне бы от этих литературных споров отделаться, так перво-наперво, вначале какой-нибудь концерт (естественно, джапан-рок-гёрлз) посмотрю, а уже потом и ту самую лавочку.
Однако же, а как эта тема оживилась, и мы все к этому тоже причастны.
Якимович Марина22.02.2021
Богуслав, Вы восхитительный человек. Вы пришли в пост, проигнорировали работу автора. (А ведь он этот текст писал, расчитывал на то, что мы с Вами здесь это обсудим)
Потом зашли в ленту комментариев, похоже, что и её Вы не очень вдумчиво прочли и взялись отвечать на фразу вырванную из контекста. Вы полагаете, что я не знаю о том, что бывают различные обстоятельства и трудности, которых нужно не испугаться?
Хотя и здесь для меня много спорного. Мне кажется, что так рассуждать может только человек, который никогда не любил. Если говорить об искренней неподдельной любви, то о борьбе не может быть и речи. Какой бы антураж Вы бы мне ни нарисовали.
О чём мечтает человек, полюбивший другого человека? Только об одном - о взаимности. Если это есть, то о какой борьбе дальше речь? Все восхищаются подвигим декабристок, А мне всё думается, что их поступок был так естественен. И не важно, где находится мой любимый человек. Лишь бы он захотел меня видеть. Только бы это, и расстояние становится неважным. Ведь если он тебя не желает, и при этом находится за стенкой, то это дальше, чем Нерчинск. Так с кем или с чем бороться? Нет противника! Самое главное разобраться в себе, потому что влюблённость часто похожа на любовь. Но и тут препятствя, о которых Вы говорите в помощь, потому что если человеку нужно подсказать, что с ними нужно бороться, то бороться с ними уже не нужно.
К старейшине аула пришёл юноша и спрашивает совета: жениться ли ему на бедной дочери пастуха. И старейшина ответил: "Конечно, нет!". "Но почему?" - удивился юноша. "Потому что спрашиваешь!"
Мораль. Сомнений оставаться не должно!
Так о какой борьбе речь???
VILKOCZYNSKI Богуслав22.02.2021
Марина, как бы я ни был восхитителен, но суть, как и подтвердилось, я правильно угадал. Так оно и есть, Вы толкуете о принципе. (А само эссе, полагаю, я ещё прочту, ибо меня заинтересовал сон Автора, описанный в начале).
Напрасно Вы обзываете пошлыми слова о борьбе за любовь, они точно не лишены смысла. Влюбляемся-то мы химически и физиологически по-настоящему, но любовь между двумя не исцеляет нас от изъянов и пороков нашего характера, нрава. За любимым в ссылку мы, конечно, пойдём, но по жизни не откажем себе-любимому в удовольствии оставаться собою (с изъянами). А это чревато трениями, обидами, ревностью в отношениях даже между любимыми. И тут можно таких дров наломать, если "не бороться за любовь", что эту любовь в итоге, можно не только обидеть, но отравить и похоронить. И даже жалеть об этом всю жизнь, но так и не суметь вернуть. Всё в этой жизни требует созидания, трепетного отношения, заботы. А особенно наиболее нежное. Любовь сильна сама по себе, но в контексте реалий жизни порой бывает достаточно хрупка.
Якимович Марина22.02.2021
Богуслав, Мы с Вами не совпадаем не во взгляде на борьбу, а во взгляде на любовь. Вы говорите: "...по жизни не откажем себе-любимому в удовольствии оставаться собою". Это верно, но это наступает, когда любви уже нет. Если мы не отказываем себе, это значит, что мы уже не хотим удержать, нам безразлична реакция близкого человека на наше поведение, и комфорт дороже симпатии избранника.
Я благодарю Вас за беседу.
Серёжкин, не надо про эгоизм декабристов. И, судя по "Саша", Пушкин у Вас в корешах ходил. Это вызывает смешанное чувство (смешивается смех с отвращением).
Лучше процитируйте что-нибудь. Блеснуть умом у Вас получится вряд ли, так хоть эрудицией.
VILKOCZYNSKI Богуслав22.02.2021
Марина, Вас Сережкин забанил или Вы на том уровне, когда напрямую обратиться к Нему (без посредников) слишком смешно и отвратительно для Вас?
Якимович Марина22.02.2021
Богуслав, мы в обоюдном бане. Я попыталась снять, чтобы ответить напрямую, но поскольку есть бан и с его стороны, то снятие бана мне не помогло.
Но "виновата" я. Я первая его когда-то загнала в ч/с. Товарищ любит флудом позаниматься под моими постами, а они мне даются нелегко, вот я его и выключила. Ну и он выключил меня ответно.
VILKOCZYNSKI Богуслав22.02.2021
Марина, ах вот оно что... Человек решил пошалить на слишком серьезной территории, где-нибудь в интервью?) В принципе, ён человек нормальный, не злой, вреда не причиняет, просто бывает разный взгляд на ситуацию. Мне, например, от Ваших комментов под эссе повеяло легким словесным террором.)
Серёжкин22.02.2021
Богуслав, Ой, Богуслав. И Вам из-за меня досталось. Уж простите Вы меня. Иной раз иные женщины меня любят поучать, а я привык в своём самомнении быть уверенным в том, что я и сам не дурнее их.
p.s. Но как жаль, что в ЧС нету подраздела избранного ЧС, чтобы ещё надёжнее оградиться от тех, кто не блещет кое чем...
Серёжкин22.02.2021
Серёжкин, Попробую мимо Богуслава пообщаться.
...
Марина. Насчёт снимков: это не Вы меня вздумали поучать. Так что, я ту часть комментария удалил, хотя, она была адресована и не Вам. Но касаемо дурака, Вы меня рассмешили. Классика литературы нам повествует о том, что:
"Он хорошо играет дурака.
Такую роль глупец не одолеет:
Ведь тех, над кем смеёшься, надо знать,
И разбираться в нравах и привычках,
И на лету хватать, как дикий сокол,
Свою добычу. Нужно много сметки,
Чтобы искусством этим овладеть.
Такой дурак и с мудрецом поспорит,
А глупый умник лишь себя позорит."
...
Вы просто зашорены в своём мышлении. Это неудивительно, и я здесь с таким уже часто встречался. Меня ничуть не расстраивает Ваше мнение обо мне, потому как, я стараюсь не зависеть от чужих мнений.
Но с Татьяной же Вы не угадали, всё что там понаписали о ней, хоть и похвалились, что знаете всё это наизусть. Знать, может быть и знаете, а вот трактуете неправильно.
Добычина Таисия22.02.2021
Богуслав, авторство мысли о борьбе двоих за любовь зафиксировано за И.С.Тургеневым. Мне, как модно стало выражаться, эта фраза "зашла" и я ею иногда пользуюсь, когда считаю необходимым. Не дословно привожу, поэтому без кавычек.
Серёжкин22.02.2021
Богуслав, Да, вот Вам задача с волком, козой и капустой. )))
Серёжкин22.02.2021
Серёжкин, Касаемо подвига декабристок. Вне всякого сомнения, с их стороны это подвиг. Со стороны их мужей (тех самых декабристов) - это эгоизм, обрекать своего любимого человека на такую же участь, тем более в тех жизненных условиях. Знали, на что шли, и не думали в тот момент о своих же жёнах.
Серёжкин22.02.2021
Серёжкин, Марина. В той ленте комментариев я поддержал предложенную Богуславом линию именовать всех по именам.
А про декабристов я читал достаточно много, чтобы суметь вот прямо сейчас провести дискуссию на эту тему. Вы желаете в ней блеснуть умом или рассуждаете о жёнах декабристов понаслышке? Но касаемо их жён - тут у меня никаких сомнений. Всем бы таких жён. Я же говорил о их мужьях.
Серёжкин21.02.2021
"Там была настоящая боязнь греха, нежелание пятнать свою христианскую душу. К этому тогда относились серьёзно."
...
"Татьяна, русская душою" (и пошло, и поехало)
===
"Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.
Жеманный кот, на печке сидя,
Мурлыча, лапкой рыльце мыл:
То несомненный знак ей был,
Что едут гости. Вдруг увидя
Младой двурогий лик луны
На небе с левой стороны,
Она дрожала и бледнела.
Когда ж падучая звезда
По небу темному летела
И рассыпалася, — тогда
В смятенье Таня торопилась,
Пока звезда еще катилась,
Желанье сердца ей шепнуть.
Когда случалось где-нибудь
Ей встретить черного монаха
Иль быстрый заяц меж полей
Перебегал дорогу ей,
Не зная, что начать со страха,
Предчувствий горестных полна,
Ждала несчастья уж она.
Что ж? Тайну прелесть находила
И в самом ужасе она:
Так нас природа сотворила,
К противуречию склонна.
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим."
(и так далее, и так далее, для всех тех, кто помнит тот текст наизусть)
Серёжкин21.02.2021
Серёжкин, Марина. Ну а как иначе? Русская душою - здесь не подразумевается (в какой-либо степени) языческие обряды гадания? А Вы из Татьяны делаете стойкую христианку. Она ещё достаточно молода для этого. Но текст авторский, и я туда ничего своего добавить не смог. Пришлось копировать.
VILKOCZYNSKI Богуслав22.02.2021
Серёжкин, значительно упала в цене в моих глазах Таня после этих строк. А от сего и Женин рейтинг поехал вниз. Испытываю некую брезгливость к суеверию и мракобесию, ибо они следствие восполнения энных внутренних изъянов.
Серёжкин22.02.2021
Богуслав, В Ваших упала, а в моих возвысилась. А Саша - молодец. Умеет он плавным языком излагать своё повествование. Певучесть-то какая - прямо от зубов слова отскакивают, и так волнами расходятся по эфиру.
Но неужели Вы не знали, что в сельской местности языческие обряды более живучи? Но что Вы подразумеваете под "суевериями и мракобесием"? В средние века считали, что Земля плоская. Это суеверие или мракобесие? А то, что Солнце вращается вокруг Земли? Вот как астроном, как Вы думаете - а может ли быть такое?
VILKOCZYNSKI Богуслав22.02.2021
Серёжкин, плоская Земля — это какое-никакое научное открытие на раннем этапе человечества, основанное на фактах несовершенного наблюдения и мышления. Суеверие и мракобесие как правило в фактах, наблюдениях и рассуждениях не нуждается по определению.
Серёжкин22.02.2021
Богуслав, "на раннем этапе человечества"?
...
А эти всякие Галилео Галилеи, Коперники жили ведь в века средние. Но ещё и древние египтяне чего-то там наблюдали на небе, а были суеверными. Вот какой парадокс же. Примитивные жители Британии строили Стоунхенджы, и таких строений в Британии и до севера Шотландии навалом - всех этих выстроенных в определённом порядке каменных менгиров. Все ведь чего-то наблюдали, но были и суеверными. Одно другому не мешает. Я и сам иные поступки делаю только в определённом порядке.
VILKOCZYNSKI Богуслав22.02.2021
Серёжкин, разумеется, более поздние плоскоземельщики — мракобесы, их и сейчас есть.
Серёжкин22.02.2021
Богуслав, А все эти туземцы из Центральной и более Южной Америки (всякие там майя, ацтеки, инки) тоже ведь были суеверными, а как они свою науку (в меру их понимания) продвигали. Сами в шалашах жили, а такие архитектурные комплексы выстраивали.
Якимович Марина21.02.2021
Серёжкин! Как же я забыла о Вас и о Вашем тланте копировать тексты?!
Покопируйте ещё что-нить. В этой ситуации в Ваших комментариях есть умные и талантливые строчки.
Cript1322.02.2021
Слегка не в тему.
Кульминацией романа, является, я думаю, не письмо Татьяны и ответ Онегина. Кульминацией является дуэль.
Вообще дуэли это важная «составляющая» русской классики. Не мудрено. Это своего рода пробный камень. Человек ДО дуэли, ВО ВРЕМЯ дуэли и ПОСЛЕ дуэли.
К примеру, поручик Ромашов, Петруша Гринёв, Григорий Печорин ведут себя достойно. А вот Пьер Безухов и Евгений Онегин — не очень. Чтоб не сказать хуже.


