
Литературная Гостиная
24.11.2019
Литературная Гостиная
Отзывы
Иванна Дунец24.11.2019
Игорь, на протяжении всего эссе я с вами спорила. Перечитала ещё раз Осенние цветы. Понятно, что курортный роман. Понятно, что история её кажется поверхностной... Но не верится мне, что Куприн уделил бы ей столько внимания (целый рассказ), если бы не верил, что персонаж его способен на рост внутри себя самого? Как думаете? Имеет такая точка зрения право на существование?
Спасибо за эссе!
Рожкевич Игорь24.11.2019
Для начала давайте всё же заменим жёсткий термин персонаж на более человечное слово: женщина. Ведь Куприн, наверняка, не сам все придумал, а узнал у кого-то это историю, значит существовали реальные люди. Да, Иванна, вы правы, у нее действительно был потенциал к росту, именно к осознанию себя и через это к внутреннему переустройству, если так можно выразиться. Если бы это было не так, т. е. у этой женщины не было бы должной глубины восприятия жизни, чувств, отношений, то она ни за что и никогда бы не вспомнила о своем искрометном курортном романчике, которых могло быть и несколько, теперь уже правильнее применить термин, персонажей. А так у меня сложилось ощущение, что у нее больше и не было никаких иных мимолетных связей. Таким образом, неповерхностность и даже глубина ее натуры имеет место быть. Трагедия в том, что в нужный момент она что-то, а точнее, всё упустила и очень жаль, что никто из близких людей не помог ей.
Иванна Дунец24.11.2019
Игорь, мне было её жаль, вы правы. Сострадание к человеку, потерявшему что-то главное в себе. Грустная история. Слабая женщина. А Куприн мастер, конечно)
Спасибо)
Мелькир24.11.2019
Всё, что ни случается, всё к лучшему. И если, вроде бы, мимолётный эпизод из жизни всплывает в памяти, то значит, не такой он и мимолётный. Очень часто что-то интересное, яркое и, возможно, способное перевернуть привычную реальность вверх тормашками проходит лишь по касательной, и не хватает какого-то смелого шага, чтобы закрепиться, удержать, не отпустить.
Как часто люди выбирают привычный уклад, устоявшуюся, пусть и надоевшую до зубной боли, жизнь. Ведь действительно страшно рискнуть с перспективой потерять всё.
Но ведь минута искреннего счастья стоит многих безликих лет. Ну вот такое моё мнение. Романтик я. )
Иванна Дунец24.11.2019
Кир, самый настоящий романтик)
Но не думаю, что она многие годы будет страдать. Она, вообще, как-то комфортно печалиться, не более...
Федотова Лариса24.11.2019
Вот и у меня бывают маленькие радости. Не читала этот рассказ, как то прошёл он мимо меня. Спасибо за эссе. Обожаю Куприна. Он умеет вывернуть героя наизнанку. У него всегда психологически точно описаны переживания героя, иногда узнаёшь в них себя и внутренне соглашаешься - да, это так, хорошо подметил. Вечером перечитаю его рассказы, а Осенние цветы - непременно!
Рожкевич Игорь24.11.2019
Лариса, спасибо.
Меня у Куприна кроме психологической точности поражает еще и поэтичность стиля. Читая его, порой, ощущаешь себя идущим по тонкой грани прозы и поэзии.
Федотова Лариса24.11.2019
Игорь, Чувствую то же самое, поэтому постоянно перечитываю.Так он ещё и стихи писал. Только вчера видела в документальном фильме сборник романсов на его стихи.
Рожкевич Игорь24.11.2019
Лариса, подскажите название этого фильма?
Федотова Лариса24.11.2019
Игорь, Вчера Наровчату ( Место, где родился Куприн) исполнилось 710 лет. На мероприятии по поводу этого события был показан фильм Евгения. Шилова о Наровчате, в фильме показали музей А.И. Куприна, один из краеведов показал этот сборник романсов. название фильма точно не запомнила, что-то вроде" Место, где хочется жить"( там демонстрировали несколько отрывков из разных фильмов.) Я ещё удивилась - романсы?. Про стихи Куприна давно знаю, про романсы сама первый раз услышала.
Рожкевич Игорь24.11.2019
Лариса, спасибо большое за полезную информацию. Люблю романсы!
Филатов Игорь24.11.2019
Говорят, что у романтической любви (которая пылкая, слепая, неудержимая) есть срок — в среднем что-то около 4-х лет. После этого наступает естественное охлаждение и переход взаимных чувств на другой уровень. Если после страсти остаётся нежность, благодарность, уважение и понимание, эти двое имеют шанс прожить вместе всю жизнь, что называется, «в любви и согласии». А может остаться только привычка и набор определённых обязанностей, такое сплошь и рядом. Не самый худший вариант, надо сказать. Но что тот что другой требуют немалых душевных усилий, определённых жертв и готовности создавать семейное счастье СВОИМИ руками. И это даже если всё чинно-благородно, в рамках узаконенных семейных традиций.
Если же это адюльтер, более того, курортный роман — ситуация в разы сложнее и решить её – так или иначе — под силу только сильным людям. Дамочка, описанная Куприным, обречена изначально, и сама это знает:
«Я втянулась в эту жизнь, полную комфорта, приличных манер, свежих новостей, связей и влияний, и у меня никогда бы не хватило сил от этой жизни отказаться».
Кавалер, судя по всему, ей под стать. С самого начала рассказа уже понятно, что жертв не будет, не будет и работы над собой, стало быть, не будет ничего, кроме воспоминаний. А то, что они через шесть лет не смогли сказать друг другу тёплого слова, говорит о том, что любовь их была пустоцветом. Ярким, красивым, но и только. Облетели лепестки — и ничего не осталось.
У Чехова в знаменитой «Даме с собачкой» почти та же ситуация, но и другая в то же время. Там герои ещё не сдались, хотя тоже слабы перед обстоятельствами, но главное — у них со временем чувства не охладели, а наоборот, укрепились.
«Анна Сергеевна и он любили друг друга, как очень близкие, родные люди, как муж и жена, как нежные друзья; им казалось, что сама судьба предназначила их друг для друга, и было непонятно, для чего он женат, а она замужем; и точно это были две перелетные птицы, самец и самка, которых поймали и заставили жить в отдельных клетках. Они простили друг другу то, чего стыдились в своем прошлом, прощали всё в настоящем и чувствовали, что эта их любовь изменила их обоих».
Поэтому они мне симпатичны (в отличие от купринских). Судя по всему, и Чехову, потому что он оставил им небольшую надежду.
« — Перестань, моя хорошая, — говорил он. — Поплакала — и будет... Теперь давай поговорим, что-нибудь придумаем. Потом они долго советовались, говорили о том, как избавить себя от необходимости прятаться, обманывать, жить в разных городах, не видеться подолгу. Как освободиться от этих невыносимых пут? — Как? Как? — спрашивал он, хватая себя за голову. — Как? И казалось, что еще немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается».
Рожкевич Игорь24.11.2019
Согласен. Непререкаемая истина "...Но что тот что другой требуют немалых душевных усилий, определённых жертв и готовности создавать семейное счастье СВОИМИ руками."
Вот это то у Куприна и печально - безвольно сложили лапки перед судьбой:"... С самого начала рассказа уже понятно, что жертв не будет, не будет и работы над собой, стало быть, не будет ничего, кроме воспоминаний."
И вот разница подхода! Куприн (как и многие до и после него) всего лишь описывает все, пусть красочно, поэтично, психологически верно, но безвыходно. И всем читающим остается лишь сожалеть о том, что жизнь так устроена. А Чехов вопреки всему дает шанс, были бы: настрой, сила. желание и готовность к борьбе: "... Там герои ещё не сдались, хотя тоже слабы перед обстоятельствами, но главное — у них со временем чувства не охладели, а наоборот, укрепились." и вот еще: "...— Перестань, моя хорошая, — говорил он. — Поплакала — и будет... Теперь давай поговорим, что-нибудь придумаем."
Молодец, Антон Павлович! Полностью поддерживаю!!!
Филатов Игорь24.11.2019
Первый раз читаю этот рассказ Куприна. Изумительно красивый язык! Иногда даже закрадывается мысль: а не чересчур ли?
Потом сам себе отвечаешь: по нынешним временам как раз то, что надо. Современный язык стремительно утрачивает красоту.
Я прямо скорблю по этому.
Спасибо, Игорь!
Рожкевич Игорь24.11.2019
Игорь, рад знакомству! И вдвойне рад одинаковости, в какой-то мере, ощущений от уникальных по своему стилю творений Куприна.
Согласен, во времена угасания тонкости восприятия и невостребованности самой этой грани поэзия-проза, подобные творения только на пользу дела. Иначе, скоро все будем не только говорить, но и думать короткими рациональными рубленными фразами, пригодными разве что для решения практических материальных вопросов.
Ерофеева Ольга24.11.2019
Хотелось бы, вслед за Иванной, тоже поспорить с Вами, уважаемый автор эссе!
Начну с того, что – да, не совсем персонаж, а - Женщина. Именно так – потому что у Куприна, этого удивительного чуткого мастера художественного слова, не было задачи написать документальную историю о конкретном человеке. Он ведь создал психологическую новеллу – одну из многих в ряду его следующих произведений в этом сложном жанре.
Напомню также, что первая версия этого рассказа «Осенние цветы (Из женских писем)» была опубликована в 1899г., затем под названием «Астры» отредактированная новелла была напечатана в 1901г. и лишь в 1906г появился окончательный вариант под первоначальным названием - но уже «с незначительными изменениями". И это о многом говорит.
Сравните сцену прощания в первом варианте:
«Прощаясь, вы поцеловали мою руку и просили позволения прийти ко мне через день. Я согласилась, но, как видите, не сдержала своего слова и уезжаю от вас почти тайком. Умоляю вас, милый Сергей Алексеевич, не сердитесь на меня…»
И в последнем:
«Но я знала, что в тебе все-таки заговорит оскорбленное мужское самолюбие. И я не ошиблась. Перед тем как расстаться, у подъезда гостиницы, ты попросил позволения навещать меня. Я назначила день, и вот... прости меня... я тайком убежала от тебя.»
То есть образ героини со временем менялся, психология её внутренних переживаний, те самые многочисленные нюансы движения души – как раз СКЛОННОЙ К САМОАНАЛИЗУ! – раскрывается автором очень тонко, со всем вниманием и уважением мужчины к загадке женского самосознания.
Поэтому никак не могу принять Ваше, Игорь, строгое обвинение героине: «ты очень чувственная, слабая и не способная к самоанализу женщина.»
Далее.
Сам факт ВТОРОЙ встречи через 6 лет говорит как раз не о том, что героине, как Вы безапелляционно утверждаете, «просто лень заниматься всем этим «занудством», не хочется внутренне напрягаться» - а о том, что внутренняя работа продолжается, любовь живёт, ищет путь к свободе, и Вера делает эту попытку! Но чем же она заканчивается? Обратите внимания на различие финалов рассказа в разных редакциях:
1899г.:
«Дорогой мой, не сердитесь на меня! Мы с вами больше не увидимся никогда. Не пишите мне. Или, впрочем, нет - напишите, но только в том случае, если вы совсем, понимаете ли, совсем поняли меня. Прощайте. Помните, как это сказано у Пушкина: "Цветы последние милей роскошных первенцев полей".
Ваша Вера.»
И - 1906г.:
"Но я знала, что в тебе все-таки заговорит оскорбленное мужское самолюбие. И я не ошиблась….
Пройдет еще немного времени, и воспоминание о нашей последней встрече станет и для вас таким же нежным, сладким, печальным и трогательным. Прощайте же. Целую вас в ваши умные красивые глаза.
Ваша З. "
Посмотрите – уже нет имени героини, как нет и животрепещущей надежды на ПОНИМАНИЕ. Поведение героя более неуверенное, он и о новой встрече-то просит теперь «только из мужского самолюбия». Слова прощания стали более общими, менее чувственными, живыми.…
Но в обоих вариант финала сказано главное: та влюблённость, то мгновение счастья невозвратно прошло – ничего уже вернуть нельзя: «Мы обокрали бы тех двух умерших людей, устроив тайком фальшивый и смешной подлог под прежнюю любовь. И мертвецы жестоко отомстили бы нам за это, поселив между нами ссору, недоверие, холодность и — что всего ужаснее — постоянное, ревнивое сравнение настоящего с прошлым.»
И вот тут можно частично согласиться с Вами, трагедия ГЕРОЕВ (а не только Веры) именно в том, «в нужный момент… что-то, а точнее, всё» упущено. Всё давно умерло – их последняя встреча ни к чему не могла уже привести, и они оба это поняли.
Не случайно, наверное, в своём созданном через 6 (!) лет шедевре «Гранатовый браслет» Куприн снова даст своей героине такое сильное жизнеутверждающее имя – Вера. Однако теперь в этой холодной светской даме непоправимо поздно просыпается женское сердце и понимание, что - совсем рядышком! – но мимо прошла настоящая любовь…И опять - тот же пейзаж: «…август и еще не настоящая осень, а у нее еще есть время и молодость, но непогода будней уже коснулась грустью ее жизнь, обнажив ничтожность всего того, чем она дорожила».
Пожалуй, я тут уже написала целое ответное эссе…)
Простите за несогласие, но мой протест связан с главной идеей Вашей работы – судом над героиней. На мой взгляд, слишком категорично утверждение, что все её мучительные размышления и анализ (!) собственных чувств - это «красиво и… лживо, потому что всё это — самообман.»
Последний Ваш вопрос «что ты будешь делать, если твой замечательный муж...» - это уж совсем из современных историй про миллионеров, меняющих старых жён на молоденьких… Он просто не имеет смысла! Ведь обе Веры, живущие в далёком от нашей прагматичной действительности 19 веке, вынуждены играть эту роль «красивой вывески» не случайно и не по своей воле. И вряд ли они заслуживают такого поучительного порицания, какое Вы им предъявили, и вряд ли - в те времена - было у них много возможностей для предложенного Вами выбора: «лучше быть в постоянном поиске, чем опустить руки и с каждым годом всё более прозябать в холоде и мраке остывающей действительности без настоящих чувств к другому человеку".
Вспомните, чем заканчивались такие попытки «бороться, и прежде всего с самой собой, за своё счастье», вспомните к чему пришли Катерина... Лариса... Анна… Да, это сильные любящие женщины, – но разве такого «счастья» достойны они?
Рожкевич Игорь24.11.2019
Ольга, спасибо за глубокое погружение в предложенную мной тему. Искренне рад встретить здесь единочувственника, готового тартить время и силы на анализ тонкостей и ньюансов.
В отличие от вас я не знаком, как с различными вариантами данного произведения Куприна, так и с динамикой развития личности главной героини между 1899 и 1906 гг.
Благодаря вашим раскопкам, признаю, что погорячился и фразы типа "...«ты очень чувственная, слабая и не способная к самоанализу женщина.», возможно, адресованы не тому человеку.
Я просто взял этот материал (ситуацию из конкретного рассказа Куприна) в качестве иллюстрации моих рассуждений о важности, можно сказать, даже о критичности, момента, и вы это точно уловили: " И вот тут можно частично согласиться с Вами, трагедия ГЕРОЕВ (а не только Веры) именно в том, «в нужный момент… что-то, а точнее, всё» упущено."
Почему именно этот момент? Да, потому что тема ложных влюбленностей (для миллиардов людей на планете) с последующими тяжелыми последствиями (в основном для женщин) всегда была, есть и будет (пока с ней тщательно не разберутся и не найдут методы противодействия, так сказать, лекарства от безумия влюбленности) одним из главных факторов, делающих жизнь подавляющего большинства человечества несчастной.
Другими словами, я пытался анализировать и делать какие-то выводы относительно общей тенденции, частным случаем которой являются события из рассказа Куприна.
Интересно ваше предположение о развитии личности главной героини в «Гранатовом браслете».
Честно говоря, я как раз думал их противопоставить: главных героинь "Осенних цветов" и «Гранатового браслета». Ведь во втором рассказе (повести) героиня ведет себя иначе. Она сразу поставила на место (формально и фактически) незадачливого влюбленного, объявив ему, что ни о какой связи не может быть и речи! Хотя, соглашусь, что героиня из первого рассказа как раз могла вырасти в героиню второго рассказа: стала четко фиксировать ненужные влюбленности и мгновенно и мощно противодействовать им. Молодец, как говорится, жизнь научила! ... И какой же все-таки уникальный этот Г. С. Желтков! С одной стороны может показаться слабостью его самоубийство от неразделенной любви. Но, если разобраться, то он, обычный, мелкий и никому не известный клерк в какой-то конторе, оказался гораздо мужественнее многих общепризнанных героев с высоким положением. Потому что именно он совершил подвиг, да-да настоящий подвиг: он полностью осознал, что она его настоящая любовь, но так как объективно в жизни всё сложилось против их возможного счастья, то нужно эту ситуацию исправить. Он погиб ради нее, он просто исключил себя из этой ситуации, дав тем самым и ей возможность вернуться к своей привычной жизни. Как вы считаете: герой или слабак?
Извините, немного отвлекся...
"...мой протест связан с главной идеей Вашей работы – судом над героиней."
Надеюсь, мне удалось показать вам, что не это было задачей моих заметок.
Каюсь, слишком разошелся... Последний мой вопрос был адресован не для той эпохи.
А про Анну Каренину вот что я написал ранее: "...Слишком щепетильно-чистоплюйный в вопросах личной жизни А.А. Каренин, с головой окунувшийся в реальные глубинные помои веками отшлифованного механизма, регламентирующего отношения между людьми, просто не вынес его смрада и не смог дать Анне развод. Вследствие чего от нее отвернулось всё общество. Как это она посмела открыто пойти против общепринятых правил? Ведь есть и другой путь: ты можешь иметь сколько угодно любовников и об этом все могут знать, но только соблюдай правила приличия, что означает: не заявляй об этом открыто и прячься или хотя бы делай вид, что скрываешься, ведь подавляющее большинство законопослушных граждан именно так и живет.
Однако, как они все ошиблись! Анна ничего не боится и не собирается прятаться. Она не крошечная аномальная крупинка, которой ее пытается сделать общество трусливых (в вопросах устройства личной жизни) богачей. Она ярчайше сияющая звезда со своей бесконечной верой в настоящую любовь, ради которой только и стоит жить. Эта гордая, сильная и личностно полноценная женщина вступила в неравный бой со всеобщим лицемерием и искаженными принципами, свойственными лишь низкосортной биомассе.
Да, Анна не добилась своего. Система сломала ее, потому что в одиночку здесь невозможно победить.
Но она и не проиграла, потому что отказалась жить по правилам этой системы, которые считала для себя абсолютно неприемлемыми." https://www.proza.ru/2019/11/09/966
Еще раз спасибо вам за качественное общение!
Ерофеева Ольга24.11.2019
И Вам спасибо огромное, Игорь! Тоже очень приятно встретить интересного собеседника и думающего читателя)
Согласна с Вами, поступок Желткова - духовный подвиг, а не слабость. Такая полная самоотверженность ради любимого человека именно для мужчины (не в обиду сильному полу, так природа устроила) - крайняя редкость в нашем мире, она воспета ещё Пушкиным " Я Вас любил так искренне, так нежно..."
Рада, что вывели "из-под суда" героиню Куприна...) Что же касается Анны .... Прочла внимчиво Вашу работу и - тоже соглашусь: " Анну Каренину убила сама система, воздействуя изощренно и многопланово", и добавлю при этом: сколько же было и будет ещё таких жертв, попавших под "паровоз" различных систем!
Противостоять им - всегда подвиг, и всегда - трагедия.
Перцевая Людмила24.11.2019
С интересом почитала и эссе, и последующее обсуждение. О любви вечной или скоротечной можно было бы рассуждать и далее, и более...но невозможно привести к какому-то знаменателю или резюме даже встречающиеся в русской литературе прецеденты. А уж каждый живущий человек в контексте своего времени, места, общественного устройства, личностных характеристик и вовсе проживает акты любви (всякой!) на свой манер, никак не беря во внимание то, что происходило с другими людьми до него. Какой же тут может быть вывод? - Никакого. Многообразие жизни радует, и не суть важно, рискнувший отважиться на любовь силен или слаб, достоин или пусть лучше не суется в огонь. Каждый должен решить это сам про себя - и стать сильнее или пропасть в этом пламени окончательно и бесповоротно. Кто-то рискует, кто-то остережется, один достигнет высот духоподъемности и блаженства, другой опечалится мизерностью того, во что ввязался. Ни предостеречь, ни побудить к этому шагу искусство не в состоянии. Здесь диктует природа, могучая и всевластная. А мы можем только в изумлении наблюдать многообразие проявления этого невероятного инстинкта. Основного. Сравнивать, поэтизировать, пытаться проследить динамику во времени, в личностном выражении, прикидывать на себя... Нет, лучше не прикидывать, просто проживать свою жизнь во всей полноте ее данности, не пугаясь последствий. Даст бог - выгребем.
Рожкевич Игорь24.11.2019
Вы - сильная и, безусловно, выгребете. А как помочь тем, кто не выгребет?
Да, всегда легче сослаться на невозможность решения этого вопроса, чем искать пути.
Перцевая Людмила24.11.2019
Игорь, спасибо, конечно, но на заре своей юности, когда и сыпались испытания, не обладала ни опытом, ни особой стойкостью, тут мы все равны. Как помочь? А вы искренне считаете, что наши размышления кому то могут помочь? Или художественная проза классиков? Помнится, в юности глотала Бунина - у него таких скоротечных романов целые тома, разумеется, ни один не был приложим к моей жизни! А "Манон Леско" с ее непрерывными увлечениями, которые ее довели до каторги? Забыть не могу ее вопль, обращенный к кавалеру Де Грие: "Ну не могла я иначе!" - Ее женский, личностный потенциал таков, что ее ни остановить, ни образумить! А "Дон Жуан" с его неутомимой тягой к новым любовным приключениям, которые опять же довели его до печального финала? Вся мировая литература к нашим услугам - ищите пути. но вот обрящете ли спасение от любви?)))
Рожкевич Игорь24.11.2019
Людмила, в приведенных вами ярких и максимальных по накалу страстей примерах литературных героев с вами, конечно же, нельзя не согласиться. Здесь поможет разве что психиатрически-медикаментозно-хирургическое вмешательство: нужно количественно и качественно уменьшить зависимость личной жизни человека от разбушевавшихся гормональных стихий. И таких выдающихся особей не более одной десятитысячной процента на нашей планете. Однако, я говорю о подавляющем большинстве более спокойных в данном плане людей, которые просто не готовы к подобным ситуациям. Не знаю, может быть для таких нужно некое методического пособие по превратностям пути в поисках любви. Да, великое множество писателей тысячелетиями талантливо шлепают по сути одни и те же любовно-неудачные картинки, срисованные с окружающей их действительности. А жаждущие (в силу пустоты и неудовлетворенности чувств собственной жизни) хоть как-то заполнить образовавшийся пробел жадно глотают наживку. Но это все не то, это не ведет к повышению уровня осознанности. Отсюда постоянные ошибки, ведущие к катастрофическому увеличению количества несчастных людей. Да, признаю, что это неиссякаемый источник для творчества. Но лучше бы побольше счастливых и позитивных людей.
Перцевая Людмила24.11.2019
Игорь, дорогой, что там - устройство нечаянных романов, импульсивных и непредсказуемых! Техника и технологии развиваются вверх, по восходящей, а мироустройство вниз, ну неспособен человек руководствоваться опытом, ни своим, ни чужим! Однако, это все уже к эссе вашему замечательному отношения не имеет... А какой процент у нас сумасшедших в любви... нет такой социологии и статистики))))))))))) Спасибо за диалог, откланяюсь.
Рожкевич Игорь24.11.2019
Людмила, и вам спасибо! Всегда рад качественному общению.
Серёжкин24.11.2019
Про Анну Каренину. Отказалась жить, потому что проиграла. Сомнения, терзания, неустроенность, ревность. Всё страдания от безделья, что заняться ей было нечем. Второй ребёнок, который был как-то и побоку. Второй муж (и не муж), которому и свою карьеру надо строить. Если первый муж - это как-никак, а и защита в материально-бытовом смысле, и место в обществе, и всё согласно правилам морали, то второй-то чего?.. Только что помоложе первого. В этом смысле, "Любовник леди Чаттерлей" куда как более жизненней - там барышне просто захотелось секса. Тут же, делать из великосветской барышни героиню? На ткацкую фабрику её, чтобы физически поработала, и душевно не страдала. Что у Анны и получилось, так это то, что она променяла сына на любовника. Естественно, родному папе тоже был дорог сынишка-наследник, которому он то всяк сможет всё им накопленное предать, У него-то для этого были все возможности. А у мамы случился выплеск нерастраченных гормонов, что можно выразить и на понятно-бытовом уровне - "Я должна сообщить тебе ужасное известие. У меня сегодня в кафе увели перчатки И я полюбила другого!" Всё очень просто - просто взяла и полюбила. Всякий семьянин всегда сможет примерить эту ситуацию и на свою семью, а потом можно будет извне посмотреть на его реакцию - будет ли он этому крайне рад? Естественно, общество и отреагировало на это, как на аморальное разложение отдельной личности.
Христенко Нина24.11.2019
Соединяет людей небо, в том смысле, что это делают энергетические поля. Если это единение оказалось слабым, может случиться второе. Поэтому прикладные рассуждения здесь не уместны. Чувства бушуют, тяга к единению... Но жизнь есть жизнь -- дело выбора: принять это новое или отказать. Вернее, наказать себя.
Рожкевич Игорь24.11.2019
Небо здесь ни при чем. Ему уже давно (примерно несколько столетий) нет никакого дела до безумств человеческого муравейника.
Энергетические поля надежно сливаются лишь после пары-тройки лет счастливой семейной жизни. И никакие быстро набирающие скорость страсти здесь ни при чем. Иначе, любая мало-мальская влюбленность по определению должна была бы приводить к серьезным отношениям. Поэтому никакого единения у Анны с Карениным никогда не было. Ее в юном, практически бессознательном, возрасте выдали замуж. Она безропотно согласилась и после этого только терпела, неосознанно накапливая мощный волну негодования, прорвавшую семейную плотину при первой возможности настоящих чувств. А с Вронским у нее могла бы с годами сформироваться неразрывная связь, именуемая энергетическим единением...
Принять или не принять мы можем. А вот обрести счастье или огрести по полной программе - это уже не всецело мы решаем. Можно сказать: как повезет.
И вам спасибо, что заглянули к нам на огонек
Рожкевич Игорь24.11.2019
Хоть это уже не по данному моему эссе, а по другому, но готов поддержать.
"Всё страдания от безделья, что заняться ей было нечем."
Да, кстати, один из выходов из, казалось бы, полнейшей безнадежности: попытаться хотя бы на время вытащить себя из пекла ситуации. Анна, с ее интеллектом, шармом и способностью влиять на других людей, вполне могла бы заняться чем-то более полезным для общества, нежели заботы о ремонте имения Вронского или там что-то еще по строительству. Но умышленно ограничила свои взаимоотношения со внешним социумом лишь посещениями балов, скачек и т. п. А ведь стоило ей продержаться еще некоторое время и, возможно, что-то бы изменилось... Хотя вряд ли...
А вот это в ее исполнении я совершенно не понимаю! "Второй ребёнок, который был как-то и побоку." Как такое может быть: не любить ребенка от любимого человека? Или сказался то факт, что ребенок неимоверно трудно дался и она чуть не погибла. Но ведь выстраданное в муках должно быть еще более дорого, не правда ли?
И здесь согласен. "Второй муж (и не муж), которому и свою карьеру надо строить." Ведь знала в кого влюбилась: в креативного альфа-красавца, не способного полностью удовлетвориться лишь ролью отца и любимого мужа, и жаждущего авторитетного признания в социуме. А если знала, то почему не приняла его таким, как он был? Почему не дала ему свободу для самовыражения вне внутрисемейной оболочки?
"...Если первый муж - это как-никак, а и защита в материально-бытовом смысле, и место в обществе, и всё согласно правилам морали." К великому сожалению Каренина здесь все одновременно банально и немыслимо. Не помню точное описание, но суть такова: ее просто бесили остроугольные уши мужа... Вообщем, все это горькие последствия решений ее родителей, выдавших Анну замуж по расчету. А у нее со временем все накопилось до такой степени, что любая, даже самая незначительная, мелочь стала способна безобидную искру превратить в пожирающее все на своем пути пламя. Издержки, так сказать, производства.
"...у Анны и получилось, так это то, что она променяла сына на любовника." Ничего она не меняла. Просто Анна супер-женщина, не признающая полумер, ей нужно всё и сразу. Вронский тоже должен был понимать, во что вляпался... Однако, страсть для подобных критических точек человеческого множества сильнее разума.
"Всякий семьянин всегда сможет примерить эту ситуацию и на свою семью..." Нет, далеко не всякий, а только тот, кто практически полностью идентичен обсуждаемым персонажам.
Про то, как и почему отреагировало общество здесь https://www.proza.ru/2019/11/09/966
Спасибо, что заглянули к нам на огонек!
Серёжкин24.11.2019
Игорь, Я не читал этот роман, и по всем вопросам консультировался со своей женой, которая его читала. Она не помнит, чтобы второму ребёнку (а ведь это плод взаимной любви) в романе было уделено много внимания. На все такие бытовые дела тогда существовали гувернантки, а мама помнила ли о нём... когда под паравоз кидалась? Уже, к тому греху самоубийства добавляется и то, что она обрекала своего ребёнка на (в какой-то мере) сиротство. Вронский - на службе. Его мамаше ли нужен был этот ребёнок?
"ее просто бесили остроугольные уши мужа" - и только? Как всё просто.
Рожкевич Игорь24.11.2019
Не читал Анну Каренину???
Жаль! Думаю стоит именно с этого начать. Мнение жены это, конечно, весомый аргумент, но лучше всё же самому покопаться, если есть интерес.
Да, гувернантки, воспитатели, нянечки, кормилицы, все так и было. Однако, при тех же условиях о первом ребенке она не забывала ни на минуту. Парадокс: Анна любила ребенка от нелюбимого человека и не любила от любимого. Это выше моего понимания.
Под поезд она кинулась уже полностью потеряв рассудок, а не только забыв о своих детях.
"ее просто бесили остроугольные уши мужа" - это только один из тысячи мелких ежедневных будничных штрихов, раскрашивающих многолетнюю совместную жизнь супругов, практически постоянно живущих вместе. Поэтому все совсем непросто. Если много отдельно стоящих кустиков соединить в единую цепь, то получатся почти непроходимые джунгли
Серёжкин24.11.2019
Игорь, Я не читаю Толстого. Просто не читаю. Это никоим образом не мешает мне рассуждать об этом романе.
Это тоже выше моего понимания, что ещё одним лишним доводом в ту копилку, что её поступки не имеют объяснения.
Рассудок она потеряла куда раньше, когда променяла одно на другое, не думая о последствиях.
И доверить такой неуравновешенной женщине воспитание старшего сына? Каренин был более чем прав. Он сумеет вырастить сына.
Серёжкин24.11.2019
Игорь, И если её и выдали по расчёту, то и она поступила точно так же, когда жила за своим мужем не особо думая о тяготах жизни. Сколь часто люди так и создают свои семьи. Но опять же, представляем такую житейскую ситуацию, что сегодня вечером в чью-то семью приходит вторая половина этой семьи и говорит, что всё прошлое - это было так, а вот теперь я полюбил(а) по настоящему, и теперь мы делим имущество и расстаёмся. И кому это понравится? Так и получилось, когда Булгаков бросил свою первую жену, которая для него сделала очень много хорошего.
Но отрывая персонажи от жизни, какие тогда уроки мы можем из этого извлечь? Посмотрели - забыли.
Рожкевич Игорь24.11.2019
"...и она поступила точно так же, когда жила за своим мужем не особо думая о тяготах жизни." Да, материально обеспеченные, но профессионально неполноценные люди (без образования и специальности) тогда именно так жили и рассуждали. Ведь родители Анны не пошли по пути: дать дочери качественное образование, позволявшее ей не зависеть от родительских капиталов и от мужа. Это объективная реальность того времени (хотя, может быть в какой-то степени и нашего времени тоже). Поэтому такие недо-люди, создавая недо-семьи, должны быть изначально готовы страдать после внезапного разрушения всей этой ненадежной конструкции. Ведь это все ненастоящие крепкие семейные узы, а так, слабое подобие.
При расставании, тем более внезапном, конечно все трудно, сложно и невыносимо. Однако, если заранее обо всем серьезно задумываться, а не витать в облаках всевозможных влюбленностей и т п, то и не так тяжело будет расставаться, да и вообще будет все по другому: более внушительный семейный фундамент (выражаясь канцеляризмом).
Про Булгакова не знаю. Судить не буду.
Возможно, Перцевая Людмила и права, сказав сегодня: "...ну неспособен человек руководствоваться опытом, ни своим, ни чужим!" Печальное деградирование человечества побеждает...
Серёжкин24.11.2019
Игорь, Вспоминая жён декабристов, можно увидеть и совсем другую модель поведения.
Качественное образование не отменяет того, что люди должны жить по нормам нравственности. "Не желай жены ближнего твоего".
Заранее задумываться о разводе - это значит не любить и не ценить то, что у человека уже есть.
Добычина Таисия24.11.2019
А мне очень понравилось Ваше эссе именно с теми мыслями, какие в нем есть, и так называемый суд над героиней понравился, и обвинение ее в слабости и безволии. И героиню, если честно, мне не жалко. Если я хочу быть счастливой и жизнь даёт такой шанс, то плевать я хотела на свою зону комфорта и предрассудки общества, нет ничего в жизни ценнее, чем быть счастливым во взаимной любви!
Рожкевич Игорь24.11.2019
Таисия, вот это круто! Полностью поддерживаю)
Жибуртович Константин24.11.2019
Я немного разрозненно напишу (устал сегодня), но суть, думаю, будет ясна.
Если бы всё в межличностных отношениях было линейно. «Да» означало да, а «Нет» только нет. Если б не было полутонов и бесконечно-сокрытых мелочей. Если б человек был способен проанализировать причинно-следственные связи, а он-то и узреть их далеко не всегда в состоянии. Сослагательное бессилие, да.
Единственное, что могу сказать определённо: не нужно никого и ничего искать. Если человек живёт (то есть, прислушивается к себе, пытается распознать сокрытые таланты и предназначение, мыслит), то драмы литературы находят его сами. И «выбор» – нырять или прозябать – даётся ему уже тогда, когда он стоит по колено в воде.
О счастье…
Осенью 2017-го я плавал на теплоходе по Волге. В ресторане случился вечерний концерт русских романсов. Потом – песни на заказ. И я мигом заметил одну вещь. Как женщины мечтательным хором подхватили про «парней так много холостых на улицах Саратова». А мужики, естественно, про «как много девушек хороших». И такой неподдельный блеск глаз.
Я расстроился и вышел на палубу покурить. Смотрю на осенние Жигули и понимаю, что каждый человек мечтает о счастье. Не про то, чтобы устроиться на непыльную работу, получать большие деньги и много потреблять, а… вот о таком счастье, чтоб заслоняло собой весь этот падший Мир и было на всю жизнь.
И грустно думаю, что мало кто на свете этого достоин. При всём блеске глаз. Муж и жена годами живут в браке и слабо представляют вкусы, интересы и мысли друг друга. Сплошь и рядом. И какое счастье? Если нет глубокого взаимопонимания? Разве только, кратковременно-физическое, при близости. А после 50-ти – что, всё?
Потом думаю: писать надо об исключениях. Это такая «миссия» литературы, а для меня – «пунктик».
Один из тестов на подлинность, как мне видится, в том, что… Вот, люди встречаются …надцать лет спустя. И продолжают разговор там, где прервали, словно прошло 5 минут. Легко и естественно. Или этого не происходит. Как у героев Куприна.
Но это очень высокие планки. Шею сломать – запросто. И человек простительно ищет спасение в сложившейся системе внешних координат. Об этом, во многом, «Одиночество» Бродского. Стихотворение, с которым у меня всегда сложные отношения, но я его безусловно люблю:
Когда теряет равновесие
твоё сознание усталое,
когда ступеньки этой лестницы
уходят из под ног,
как палуба,
когда плюёт на человечество
твоё ночное одиночество, —
ты можешь
размышлять о вечности
и сомневаться в непорочности
идей, гипотез, восприятия
произведения искусства,
и — кстати — самого зачатия
Мадонной сына Иисуса.
Но лучше поклоняться данности
с глубокими её могилами,
которые потом,
за давностью,
покажутся такими милыми.
Да.
Лучше поклоняться данности
с короткими её дорогами,
которые потом
до странности
покажутся тебе
широкими,
покажутся большими,
пыльными,
усеянными компромиссами,
покажутся большими крыльями,
покажутся большими птицами.
Да. Лучше поклоняться данности
с убогими её мерилами,
которые потом до крайности,
послужат для тебя перилами
(хотя и не особо чистыми),
удерживающими в равновесии
твои хромающие истины
на этой выщербленной лестнице.
(1959)
Спасибо за Куприна, Игорь. И всем, кто здесь откликнулся. Вышло чтиво. А это праздник, конечно.
PS: Чуть было не дописал: 15 баллов :) ;) :)
Рожкевич Игорь25.11.2019
Константин, спасибо. Это просто счастье получать такие подробные живо-эмоциональные и смысло-глубокие комментарии! В этот раз их так много!
“…Если б человек был способен проанализировать причинно-следственные связи, а он-то и узреть их далеко не всегда в состоянии.”
Может быть весь парадокс в том, что, пытаясь анализировать чувства-связи, мы теряем некий основополагающий аромат этих чувств? Тогда получается, что их просто запрещено анализировать, чтобы не разрушить. И от нас требуется лишь сделать шаг веры в пропасть чувств, а дальше, как повезет: упадешь в бездну (вернешься в свое одиночество) или воспаришь в волшебном полете (счастье на долгие годы).
“… Если человек живёт (то есть, прислушивается к себе, пытается распознать сокрытые таланты и предназначение, мыслит)…”
Да, человек живой по искреннему внутреннему порыву (без внешних мотиваторов в виде кнута и пряника) становится как бы магнитом, притягивающим тонкие излучения других людей или, точнее, маяком, на теплый свет которого непременно кто-то выйдет из чащи собственного одиночества.
“…каждый человек мечтает о счастье,… чтоб заслоняло собой весь этот падший Мир и было на всю жизнь.”
Это именно то состояние, в ожидании свершения которого и стоит терпеть все несовершенства материального мира.
“…И грустно думаю, что мало кто на свете этого (подлинного счастья) достоин.”
Печально, но факт. Достойны только те, кто, несмотря ни на какие жизненные сложности, не перестает стремиться к взаимопониманию с близким человеком, старается уловить мысли, проникнуться интересами… Одним словом, нужна совместная внутренняя работа в динамике развития счастья, в поддержании глубокого и разностороннего контакта не в какой-то один момент жизни, а и в следующий, и так далее…
“…Вот, люди встречаются …надцать лет спустя. И продолжают разговор там, где прервали, словно прошло 5 минут. Легко и естественно.”
Супер! Особенно когда так получается каждый день из года в год много лет.
“Но это очень высокие планки.”
Для одних недоступные вершины, а для других нормальное состояние. Все зависит от качества внутренней системы координат и от собственного соответствия этой системе.
“…Да. Лучше поклоняться данности
с убогими её мерилами,
которые потом до крайности,
послужат для тебя перилами…”
Если данность это средне-статистическое средне-счастливое многолетнее средне-терпение средне-близкого средне-человека, то я против. Мне ближе вот это:
Мне говорят:
нету такой любви.
Мне говорят:
как все,
так и ты живи!
Больно многого хочешь,
нету людей таких.
Зря ты только морочишь
и себя и других!
Говорят: зря грустишь,
зря не ешь и не спишь,
не глупи!
Всё равно ведь уступишь,
так уж лучше сейчас
уступи!
...А она есть.
Есть.
Есть.
А она - здесь,
здесь,
здесь,
в сердце моём
тёплым живёт птенцом,
в жилах моих
жгучим течёт свинцом.
Это она - светом в моих глазах,
это она - солью в моих слезах,
зренье, слух мой,
грозная сила моя,
солнце моё,
горы мои, моря!
От забвенья - защита,
от лжи и неверья - броня...
Если её не будет,
не будет меня!
...А мне говорят:
нету такой любви.
Мне говорят:
как все,
так и ты живи!
А я никому души
не дам потушить.
А я и живу, как все
когда-нибудь
будут жить!
Вероника Тушнова.
Да, этот рассказ Куприна искрится особым, точнее уникальным, ароматом не только по сравнению с другими авторами, но даже и среди множества его собственных благоухающих цветов-произведений.
Спасибо за высокую оценку. И всегда рад общению.
Третьякова Натали25.11.2019
Изумительное эссе. Еще больше мне понравилась полемика в комментариях. Все отчасти правы и неправы. В жизни, как написал Константин Жибуртович, нет линейности: "«Да» означало да, а «Нет» только нет. Если б не было полутонов и бесконечно-сокрытых мелочей. Если б человек был способен проанализировать причинно-следственные связи, а он-то и узреть их далеко не всегда в состоянии."
Потому у каждого есть своя история, возможно, свой "курортный роман" и выход из него.
Спасибо всем)
Рожкевич Игорь25.11.2019
Натали, спасибо. И мне понравилось живое участие читателей посредством искренних комментариев. Это так здорово - получить уникальный отклик, послушать другого человека, обменяться мнениями, возможно, даже посмотреть на какие-то вопросы под другим углом зрения...
Я выше так ответил Константину на его полутона Да и Нет:
Может быть весь парадокс в том, что, пытаясь анализировать чувства-связи, мы теряем некий основополагающий аромат этих чувств? Тогда получается, что их просто запрещено анализировать, чтобы не разрушить. И от нас требуется лишь сделать шаг веры в пропасть чувств, а дальше, как повезет: упадешь в бездну (вернешься в свое одиночество) или воспаришь в волшебном полете (счастье на долгие годы).
Мне просто очень хочется, чтобы у как можно большего числа людей их уникальные истории были счастливыми.
Спасибо за ваш отклик)
Третьякова Натали25.11.2019
Игорь, моя история жизни подтверждение тому. Не испугалась изменить свою жизнь и попробовать стать счастливой с человеком, которого полюбила на расстоянии. "После сорока жизнь только начинается. Теперь я это точно знаю!" - самые верные слова из любимого фильма)
Рожкевич Игорь25.11.2019
Натали, супер! Точнее: супер-Натали! Счастья вам!!!


