Поэмбук / Альбом / Запись в Альбоме,
Литературная Гостиная
02.08.2018

Литературная Гостиная

2 августа 2018

Ведущая рубрики: Иванна Дунец.

 

Пётр Ильич Чайковский

«Лебединое озеро»

 

|балет, 1887|

 

Несколько месяцев назад у меня возникла мысль посвятить один из выпусков Литературной Гостиной не классическому произведению литературы (или современному), не выдающемуся (или знаменательному) кинофильму, а балетной постановке. Рождённая мысль человека, словно вода, что точит, точит камень (наш разум), превращая его в произведение нерукотворного искусства – воплощённую идею! Итак, вашему вниманию я хочу представить цикл выпусков о балете, которые я буду регулярно публиковать на страницах рубрики. Прошу тех, кому не интересен данный материал, просто перелистнуть страничку рубрики. А тех, кому по нраву данное начинание поддержать меня в комментариях к выпуску.

 

Есть в мире балета безусловный лидер – король всех постановок не только в России, но и во всём мире. И имя ему – балет «Лебединое озеро». В прошлом году исполнилось уже 140 лет со дня премьеры этого легендарного балета. Я расскажу об истории, о самых знаменитых танцовщиках главных партий и о его современных нетривиальных воплощениях в зарубежном мире.

 

В 1885 году  у директора Московской императорской труппы – Владимира Петровича Бегичева родилась идея постановки балета «Озеро лебедей». И он обратился к Петру Ильичу Чайковскому с предложением написать музыку. Чайковский принял это предложение, как он писал позднее: «отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки». Искусствоведы утверждают, что им даже частично использовалась партитура уничтоженной оперы «Ундина». Источником же либретто, как рассказывает Ю. О. Слонимский, стала сказка немецкого писателя XVIII века И. К. А. Музеуса «Пруд лебедей», входящая в состав восьми томного собрания «Народные сказки немцев». И ещё одна интересная деталь. Считается, что на написание музыки к этому балету Чайковского вдохновила Бавария. Именно там он увидел Нойшванштайн — «лебединый замок» короля Людвига Второго. Должна сказать, что к классическим постановкам «Лебединого озера» до сих пор используют изображение, либо инсталляции готического замка в горах.

 

Из первоначального варианта либретто «Лебединое озеро»:
«… Принц Зигфрид празднует совершеннолетие. Друг принца, увидев пролетающих лебедей, зовёт его на охоту. Юноша попадает в «гористую дикую местность» с озером. При свете луны заколдованные лебеди сбрасывают крылья, становясь девушками во главе с Одеттой. Принц влюбляется в неё. На балу во дворце для принца танцуют красавицы, но он полон воспоминаний об озере и не хочет выбирать себе невесту. Неожиданно прибывает «злой гений» фон Ротбарт с дочерью Одиллией. Коварная девица притворяется Одеттой и обольщает принца. Он дает ей клятву верности, тем самым предавая Одетту. Сцена мгновенно темнеет, раздается крик совы, одежда спадает с фон Ротбарта, и он является в виде демона. Одиллия хохочет. Окно с шумом распахивается, и появляется белая лебедь с короной на голове. Принц с ужасом бросает руку своей новой подруги и, хватаясь за сердце, бежит вон из замка. Позже Одетта и Зигфрид, сопротивляясь козням Ротбарта, гибнут в волнах озера…»

 

К сожалению, первая постановка балета в 1877 году получила плохие рецензии и, как говорится, с треском провалилась. Петр Ильич не дожил до успешного возобновления балетной постановки. Его не стало в 1893 году, а воскрешённое двумя выдающимися балетмейстерами Императорских театров — Мариусом Петипа и Львом Ивановым  «Лебединое озеро» 1895 года, обрело бессмертие. Кстати, у новых лебедей исчезли искусственные крылья (перья) и родились настоящие руки-крылья, а либретто к новой версии постановки переделал родной брат Чайковского — Модест Ильич.

 

О танцовщиках. Первой Одеттой, навсегда вошедшей в историю балета, стала балерина Императорских театров — Полина Карпакова. В постановке 1895 года партию Одетты-Одиллии танцевала итальянская балерина Пьерина Леньяни, а роль Зигфрида исполнил Павел Гердт (вы не поверите, но ему на тот момент было уже 50 лет). Безусловно, самыми выдающимися исполнителями партии Одетты (Одиллии) в двадцатом веке считаются Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина, Галина Уланова, Анна Павлова и Майя Плисецкая. Зигфриды тоже не подвели: Константин Сергеев, Фарух Рузиматов, Вацлав Нижинский, Николай Фадеечев и Рудольф Нуриев.

 

Прикрепленный к этому выпуску фильм-балет «Лебединое озеро» был снят в 1957 году. Признаюсь вам, что это одна из самых великолепных и любимых мною классических постановок «Озера». Хореограф – Александр Горский. Главные партии блистательно танцуют Майя Плисецкая и Николай Фадеечев. Просто насладитесь. Прикоснитесь к чуду…

https://www.youtube.com/watch?v=KRGCH3koS2k

 

Для сравнения: современная постановка балета «Лебединое озеро» 2014 года. Хореограф – Андрей Петров. Главные партии исполняют Александра Тимофеева и Михаил Евгенов. Что сказать? Не менее – чудо!

https://www.youtube.com/watch?v=Bg_jFwt955A


О вариациях. Расскажу о двух постановках, которые своей инаковостью не просто разрушают стереотипы монументального явления под названием «Лебединое озеро», они (во время их просмотра и после) рождают на свет что-то такое в нас, что отзывается совершенно необъяснимым образом. Нет у меня слов, пожалуй, для описания этого явления. Просто смотрите и просто чувствуйте.

 

Родоначальником этой инаковости для меня является Рудольф Нуриев. В 1964 году он поставил своё «Лебединое озеро» в Wiener Staatsopernballett. Зигфрида танцевал он сам. До 1988 года. Не удивляйтесь, но ведущую партию в балете он отдал именно принцу. А великолепная Марго Фонтейн в роли Одетты просто была рядом.

https://www.youtube.com/watch?v=C5nrpetuvC4

 

Вторая постановка балета «Лебединое озеро», которая уже несколько лет является для меня знаковой – это хореография Matthew Bourne.  В 1995 году английский хореограф и режиссёр Мэттью Борн, основатель танцевальной труппы «Adventures in Motion Pictures», поставил «Swan Lake». Премьера спектакля прошла в лондонском театре Sadler’s Wells. И до сих пор его «Лебединое озеро» не сходит с афиш лондонского West End theatre и нью-йоркского Broadway theatre. В чём же уникальность постановки? Её действие происходит в современной Англии, где «… в центре внимания история душевных терзаний Принца, бесконечно одинокого, нелюбимого бесчувственной Королевой, отторгнутого лживым обществом, жаждущего идеальной любви и находящего её не в хрупкой и женственной королеве лебедей – Одетте (как в оригинале Петипа-Иванова), а в Лебеде. Лебеде-мужчине…». И ещё, безусловно, в аллюзиях к историям жизни и их перипетиям представителей британской Королевской семьи. Иронично, безумно талантливо и, конечно, инаково!

https://www.youtube.com/watch?v=rQsECoq9XGM

 

Знаете, я слышала такое необычное сравнение: что «Лебединое озеро» для мира Балета является таким же явлением, что и «Чайка» Антона Павловича Чехова для мира Театра. Есть что-то в этом утверждении, правда?

 

P.S: Ну, а 25 серебряных монет, по-прежнему, ждут своего героя. Спасибо меценатам ЛГ!

Хорошего просмотра!

Комментарии (37)

Иванна Дунец , 2 авг в 11:04
К размышлению из архива рубрики: Балабанович Евгений Зенонович «Чехов и Чайковский» |монография, издание 1978 г.| https://poembook.ru/blog/25702
Бесспорно вы правы Иванна.Замечательный пост.
Иванна Дунец пользователю Сафонов Владимир , 2 авг в 11:35
Спасибо, Владимир)
От Ассоциации Пенсионеров просветительнице Иванне пламенный привет! Дай Бог ей здоровья и многая лета! Её пожизненный ЧС-ник Дмитрич.
Иванна Дунец пользователю Гладышев Валерий , 2 авг в 12:39
Валерий, идите уже из моего чс с миром) Спасибо за пожелания!
Гладышев Валерий пользователю Иванна Дунец , 2 авг в 13:01
Непередаваемая радость освобождения!
Иванна Дунец пользователю Гладышев Валерий , 2 авг в 13:06
Балет творит чудеса))) Это правда!
Аделия , 2 авг в 12:34
Есть чем наслаждаться несколько дней! Спасибо за ссылки и интересную информацию!
Иванна Дунец пользователю Аделия , 2 авг в 12:44
Спасибо, Аделия)
Аделия пользователю Иванна Дунец , 2 авг в 12:45
Смотрю Нуриева!
Иванна Дунец пользователю Аделия , 2 авг в 12:46
Счастье)
Иванна, огромное спасибо!
Иванна Дунец пользователю Макеенко Людмила , 2 авг в 16:43
Спасибо, Людмила)
Добавлю только, что на сегодняшний день из всех существующих редакций балета едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые театральные партитуры. Поэтому "Озеро" постоянно и видоизменяется! Говорят, что Фрейд бы даже обозначил это как борьбу животных эротических инстинктов ночи против чистоты дневного света.) Нет ничего удивительного в Лондонской постановке для тех, кто знаком с личной жизнью гениального Чайковского - закрытого "Лебедя" и его брата - открытого "Лебедя" - которая берёт на себя смелость таким образом отдать дань и собственным любовным предпочтениям Ч. Это известный факт в истории музыки! И Чайковские его не скрывали. Кстати, до 20 века гомосексуализм был элитным явлением! А сейчас - народным!) И повторю об интересном факте в истории музыки о том, как отреагировал Император на донос недоброжелателя ему о любовных пристрастиях Петра Ильича: "Знаете ли, ж*п, как Вы, в России много, а Чайковский - один!" Или: Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. (Я предпочитаю такое чтение: что положено Юпитеру - не положено бычку! Бычок останется голодным!) Почему Ч. и Ч.? Потому, что ставить Чехова - это как залезать на Эверест для режиссера. Там столько импликации!. Так и ставить Чайковского - залезть на Эверест для балетмейстера! По выше изложенным причинам и всё тем же импликациям. Извините за изменение сюжета обсуждения, но так как МГ пока нет, скажу здесь: вчера мне посчастливилось быть на творческом вечере одного из золотых теноров современности Роберто Аланя Roberto Alagna - протеже Паваротти, который когда-то заметил молодой Талант и "вывел его в люди"!) Может, кому-то будет интересно познакомиться: https://www.youtube.com/watch?v=I49Hs76IWKs Судите сами: https://www.youtube.com/watch?v=gmATq9jlyRQ
Очень интересно! особенно про творческий вечер! )) А где он состоялся? )
В театре!))) Вот его жена: https://www.youtube.com/watch?v=CEx2LpSp_ao
Ясно, что не в кинотеатре! ))
Кстати, Сэлинджер был против театров. И уж тем более кинотеатров! И запретил ставить Ловца во Ржи где бы то ни было. Только поэтому мы до сих пор не имеем ни спектакля, ни фильма, Ничего! Кроме текста. Включайте воображение, Ботаник.)
Сэлинджер вообще немного не от мира сего! Моё личное мнение! ))
Поэтому это Сэлинждер! Вам его произведения нравятся?
Я пробовал читать знаменитое Над пропастью... - не пошло! )) Увы, не мой писатель совсем! ))
То есть не дочитали. Тогда и говорить не о чем. Так как критики выносят своё мнение только после полного ознакомления с произведением/ями.
Я и не собираюсь никого критиковать: если вещь мне нравится, я могу что-то доброе о ней написать. Если нет - я и писать не буду! ))
сначала дочитайте!
Спасибо за отклик) (не скажу, что во многом согласна, но замечательно, что у людей разные мнения) Ссылки обязательно посмотрю)
Благодарю, Иванна. Но я только констатирую общеизвестные факты, делая добавление к Вашему изумительному выпуску. Там нет мнения.
А это разве не мнение? "... Добавлю только, что на сегодняшний день из всех существующих редакций балета едва ли найдутся хотя бы две, имеющие полностью одинаковые театральные партитуры. Поэтому "Озеро" постоянно и видоизменяется!.." "... Почему Ч. и Ч.? Потому, что ставить Чехова - это как залезать на Эверест для режиссера. Там столько импликации!. Так и ставить Чайковского - залезть на Эверест для балетмейстера! По выше изложенным причинам и всё тем же импликациям..." Спасибо за отклик, ещё раз)
про партитуры - это факт! про Ч + Ч - это ответ на Ваш вопрос!))) Надеюсь, он Вам понравился.
Про факт... спорно) Очень необычное сравнение, но так как я скалолазка — ОЧЕНЬ понравилось) Спасибо)
Что ж? За этим откланиваюсь!
Т а н ь ш а... , 3 авг в 0:29
Спасибо, Иванна, за замечательный экскурс и с любовью подготовленный выпуск! Каждая версия "Лебединого озера" великолепна, особенно с Нуриевым понравилась. Он тут - воистину Бог балета! А инаковую постановку Мэттью Борна мне довелось несколько лет назад увидеть в рамках "Театральной Олимпиады". На сцене МХТ в Камергерском... Пожалуй, одно из самых ярких впечатлений! И шокирующие в первый момент атлетичные "лебеди" в панталонах из белых перьев, и безупречный английский юмор, и даже реакция публики... Мужская половина, помнится, не очень жаловала подобные эксерсизы, зато женщины очень воодушевлены и возбуждены были...:-). Каждая версия имеет своих поклонников, тем более - все уже проверены временем. Сравнение "Лебединого озера" с "Чайкой" вполне правомерно, это, действительно, самые знаковые спектакли из разряда вечных...Хотя, в последнее время "Чайку" несколько потеснил "Дядя Ваня"... Но Автор тот же - и этим все сказано!:-) Будем ждать Ваших дальнейших выпусков!
Иванна Дунец пользователю Т а н ь ш а... , 3 авг в 7:41
Спасибо, Таньша) Вы даже не представляете, что вы сделали) Вечер. Поздний. Я сижу и посыпаю голову пеплом, понимая, что редко, кому нравится само по себе явление - балет, а тут ещё столько вариаций Лебединого озера... И уж точно, мал кто выскажется на эту тему и поддержит, а утром ваш комментарий) Спасибо, всё не зря) Всегда! Говорят, кто был на живых представлениях Мэттью Борна - энергетика там невероятная) Я, к сожалению, не была. Но верю, что побываю) Чехов-Чайковский - да) Гении на все времена! Спасибо, вы сделали моё утро)))
Т а н ь ш а... пользователю Иванна Дунец , 4 авг в 0:05
Извините, Иванна, только что Ваш ответ увидела.. Да, я тоже, по-возможности живьем все предпочитаю, в любом формате:-) Случается, что энергетика иногда и зашкаливает)) Жалею, что не застала балета Пины Бауш, когда она привозила его к нам. Но я тогда ничего еще и не знала о нем, да и не доросла, возможно. Уже после ее смерти в 3D смотрела фильм о ее труппе... Потом даже стих родился.. Подобрала фото, музыку, ролик хотела сделать, но с синхронизацией что-то не заладилось.. режиссер из меня так себе пока)). Еще раз спасибо!
Иванна Дунец пользователю Т а н ь ш а... , 3 авг в 12:09
Таньша, Вы получаете от меценатов рубрики ЛГ 25 серебряных монет! Поздравляю! :)
Иванна Дунец , 3 авг в 12:08
Друзья, Таньша получает от меценатов ЛГ 25 серебряных монет: "... Каждая версия "Лебединого озера" великолепна, особенно с Нуриевым понравилась. Он тут - воистину Бог балета! А инаковую постановку Мэттью Борна мне довелось несколько лет назад увидеть в рамках "Театральной Олимпиады". На сцене МХТ в Камергерском... Пожалуй, одно из самых ярких впечатлений! И шокирующие в первый момент атлетичные "лебеди" в панталонах из белых перьев, и безупречный английский юмор, и даже реакция публики... Мужская половина, помнится, не очень жаловала подобные эксерсизы, зато женщины очень воодушевлены и возбуждены были...:-). Каждая версия имеет своих поклонников, тем более - все уже проверены временем. Сравнение "Лебединого озера" с "Чайкой" вполне правомерно, это, действительно, самые знаковые спектакли из разряда вечных...Хотя, в последнее время "Чайку" несколько потеснил "Дядя Ваня"... Но Автор тот же - и этим все сказано!.." Поздравляю! :)
Т а н ь ш а... пользователю Иванна Дунец , 3 авг в 17:11
Иванна, я смущена...я же ничего особенного и не написала, просто впечатлениями поделилась...Но приятно, конечно:-) Спасибо, большущее! Вам - за "Лебединое озеро", а меценатам - за монетки!:-) Буду ждать выпуска о Балете Бориса Эйфмана. Не сомневаюсь, что Вы его тоже в свою программу включили:-)
Иванна Дунец пользователю Т а н ь ш а... , 3 авг в 17:24
О, не буду раскрывать пока тайну) Спасибо)))
Комментировать
Уведомления