"зови зови платочек голубой"
***
зови зови платочек голубой
другим тебе откликнется эпоха —
посвистывает серп над головой
под тонкой шеей
где узелок
и молот
(страшно уточнить — кувалда)
находит грязно-бурую работу
треск сухожильный —
запредельный треск
так гвозди делают из давешних людей
хоть следуя пословице китайской —
на гвозди не бери хорошего железа
и пуще глаза береги сыновий лоб
куда ни глянешь —
варикозный подорожник
под рыбьим оком
рукотворной стрекозы
21.04.2024г. г. Пекин, Лунцзэ
Отзывы
Ларионов Михаил10.09.2024
..и думаю я: философия - это вот так, красиво и многослойно - о простом.
И в то же время - как обухом в темя.
Кто-то увидит, кто-то - нет.
Чуднова Ирина10.09.2024
Михаил, да, интересно, кто как видит такие стихи.
Ларионов Михаил10.09.2024
Ирина, я из-за таких стихов и люблю сайт.
Мало кто так сможет.
Спасибо!
Чуднова Ирина10.09.2024
Михаил, спасибо :)
Верис Дана10.09.2024
Не знаю, что сказать. Это и страшно, и прекрасно. И пронзительно. И жизненно.
Чуднова Ирина10.09.2024
Дана, думаю, и раздражает тоже.
Верис Дана10.09.2024
Ирина, думаю, не может не раздражать многих)
Как любое настоящее.
Чуднова Ирина10.09.2024
Дана, так и есть.
Сорокин Владимир10.09.2024
Сильное, но не моё совсем. Кстати, хорошее железо и китайский крепёж вещи действительно несочетаемые. Впрочем, с хорошим железом и китайские автомобили плохо сочетаются . Ну а люди, сделавшие советский проект, и немножко избавившие цивилизацию от нацизма - действительно круче булатной стали.
Чуднова Ирина10.09.2024
Владимир, китайская пословица про другое 好铁不做钉,好汉不单兵 –– из хорошего железа не делают гвоздей, хороший мужчина не идёт в солдаты.
Сорокин Владимир10.09.2024
Ирина, ага. Как следствие не сопротивляется японцам и гибнет в количестве десятков миллионов. Не самая мудрая из китайских мудростей.
Чуднова Ирина10.09.2024
Владимир, кому как ни вам об этом знать :)
Сорокин Владимир11.09.2024
Ирина, все мы это знаем. Просто стало модным забывать.
Чуднова Ирина11.09.2024
Владимир, просто в 21-м веке уже можно понимать, что цивилизованно не решать вопросы между государствами жизнями людей, а договариваться дипломатически.
Сорокин Владимир11.09.2024
Ирина, что значит « вопросы между государствами»? Я не совсем понимаю, правда. Государство это и есть группа людей в рамках определённого цивилизационного проекта. Законы цивилизационного развития устроены так, что группа людей в рамках проекта либо будет защищать и развивать этот проект любой ценой, либо будет уничтожена как слабое звено.
Чуднова Ирина11.09.2024
Владимир, а граждане получается заложники таких решений, верно?
Сорокин Владимир11.09.2024
Ирина, при чём здесь граждане? Граждане и лица без гражданства, просто люди, все мы, заложники законов физики и прочей химии, а также законов цивилизационного развития человечества в целом и конкурирующих между собой цивилизационных проектов в частности. Мир так устроен, увы. Это нужно осознавать, если не хочешь быть уничтоженным конкурентными цивилизационными проектами. Мы ведь уже повелись один раз - на самом деле не один раз) - на речи сладкие и приятные. Расчувствовавшись и уверовав во всё хорошее уничтожили собственное государство. Ну а последствия подобных действий всегда кровь. Нынешняя кровь рождена не солдатами, а теми людьми, которые тридцать лет назад успешно проповедовали обществу красивую, но самоубийственную веру во всё хорошее.
Чуднова Ирина12.09.2024
Владимир, мир не так устроен. Не надо ставить знак равенства между законами физики и неудачной политикой государства.
Сорокин Владимир12.09.2024
Ирина, мир устроен именно так. Динозавры вымерли не потому что были неудачниками, а потому, что они должны были исчезнуть как вид, в силу определённых законов развития земной экосистемы. Нацизм был уничтожен не потому что Гитлер вёл неудачную политику, а потому что людоедская практика нацизма противоречила законам цивилизационного развития человечества. Такие законы существуют. На самом деле объяснять происходящее тем, что кто-то правильный, а кто-то неправильный, совершенно ненаучно. Да и к религиозным учениям подобное восприятие происходящего не имеет отношения. Кстати о цивилизованном 21 веке, не решающем вопросы с помощью оружия ( жизнями людей). Исходя из этой логики в двадцать первом веке пацифист Моисей водит безоружных евреев по пустыне. Ну а современной еврейское государство, представляющее собой технологичную военную машину смерти, находится в многотысячелетней библейской древности)
Чуднова Ирина12.09.2024
Владимир, "учение Маркса всесильно, потому что оно верно" (с)
:)
Сорокин Владимир12.09.2024
Ирина, при чём здесь Маркс? Учение Платона ещё вспомните. Просто цивилизация предполагает изучение и понимание законов развития цивилизации - иначе это не цивилизация, а дикари с культом Карго. Хотя и этот культ про законы причины и следствия - просто очень примитивен. Ну а взгляд на происходящее, в котором мир не имеет законов развития, но имеет нечто всегда хорошее и нечто всегда плохое ( с кувалдой и неудачной политикой) это фантазии)
Чуднова Ирина12.09.2024
Владимир, я отзеркалила ваши доводы. Они ровно такие, как эта фраза.
Сорокин Владимир12.09.2024
Ирина, отзеркаливать доводы, комично их искажая, так себе занятие. Неужели совсем нет контраргументов?Отсутствие контраргументов, при присутствии непоколебимой убеждённости в правоте собственной позиции, свидетельство искажённомти этой самой позиции.
Чуднова Ирина12.09.2024
Владимир, да на что контраргументы? я ведь стройной аргументации не увидела. Вы перечитайте то, что вы написали.
Сорокин Владимир12.09.2024
Ирина, Вы так милы, Ирина)
Чуднова Ирина12.09.2024
Владимир, я перестаю уважать мужчин, которые в отсутствии агрументов начинают переходить на гендер.
Сорокин Владимир12.09.2024
Ирина, простите, просто пытался быть галантным. Ну а на гендер всё же перешли Вы, а не я)
Чуднова Ирина12.09.2024
Владимир, вы считаете, что сказали бы такое мужчине? "Вы так милы, имярек)" –– думаю, нет.
Сорокин Владимир13.09.2024
Ирина, если я пытаюсь вежливо закончить не имеющий смысла разговор с мужчиной, я всего лишь желаю ему успехов и благополучия. В своё оправдание сообщу что пару раз называл таких мужчин красафчигами. Хотя, возможно, этот отрадный, но почти единичный, акт, не оправдывает моего махрового сексизма. Поэтому ешё раз прошу Вашего великодушного прощения. Не хотел обижать человека с иным зрением.
Чуднова Ирина13.09.2024
Владимир, вот и славно! Но обречённых эволюцией динозавров почему-то особенно жаль :) а ведь повернись космическая обстановка другим боком, и по сей бы день топтали нашу планету. А то одни куры да крокодилы :)
Сорокин Владимир13.09.2024
Ирина, не стоит иронизировать над теорией эволюции Дарвина. Старик был в чём-то прав
Измалкин Александр10.09.2024
У деда пластинка была, сорокопятка, с песнями в исполнении Клавдии Шульженко, поэтому синий платочек мне как-то ближе с детства, а ваш, Ирина, не убедил. ;)
«так гвозди делают из давешних людей»
Вот эта строка напомнила моего институтского преподавателя по предмету «Детали машин и механизмов» г-на Манаенкова, только что защитившего кандидатскую. Он утверждал, что после прохождения срочной службы в СА давешний студент уже не пригоден для дальнейшего обучения в ВУЗе, ибо армия якобы оглупляет навсегда. Я даже не стал говорить ему, что в армии я научился читать аналоговые электронные схемы и виртуозно паять. :))
Чуднова Ирина10.09.2024
ПЕРЕКАТИ-ПОЛЕ, мои наблюдения говорят о другом, но в мире чего только нет –– не всё ж средняя часть гаусианы.
Спасибо за звезду!
Измалкин Александр10.09.2024
Ирина, не за что. Очень хорошее стихотворение, чтобы подумать. Всем подумать.
Ларионов Михаил10.09.2024
ПЕРЕКАТИ-ПОЛЕ, да тут думай, не думай...((
Измалкин Александр10.09.2024
Михаил, и всё же... хотя я не настаиваю и не буду спорить и переубеждать...
Ларионов Михаил10.09.2024
ПЕРЕКАТИ-ПОЛЕ, я не к тому, чтобы не думать.
Вы поняли.
Фалеев Владимир10.09.2024
"Большое видится на расстоянии"?
Не знаю,
не знаю,быть может, Ирине видится из Китая именно такой подтекст.
Но я я не вижу ничего идиотского в Великих символах Великой эпохи...
И ещё.
Кстати, именно хороший мужчина и идёт в солдаты...
А кто бы нас защитил от нацизма, да и китайский солдат в определённый
период был под крылом советского "плохого" солдата.
Соглашусь полностью с Володей Сорокиным.
Если я не так понял, пожалуйста, поясните, уважаемая Ирина.
Чуднова Ирина11.09.2024
Владимир, кувалда что ли великий символ? :)
Фалеев Владимир11.09.2024
Ирина, на мой взгляд, кувалда Пригожина, не имеет никакого
отношения к символу единения хлебороба и рабочего " серпу и молоту".
Символ серпа и молота используется в различных странах.
Чуднова Ирина11.09.2024
Владимир, конечно, когда молот перерождается в кувалду, он перестаёт быть самим собой, в смысле того символа, о котором мы привыкли думать в контексте символов.
Может быть, не перерождается, но как бы оборачивается что ли. Одной из своих ипостасей.
Фалеев Владимир11.09.2024
Ирина, такое тоже возможно, но опять же, чтобы молот
скинулся ужасной кувалдой, нужно какое-то страшное потрясение и
объяснения этого.
Я глубоко чувствую вашу задумку, идею,
разделяю и вашу озабоченность. Все мы разные по убеждениям люди.
И потому, опять же на мой взгляд, государственные и религиозные символы лучше оставить в покое. и не истолковывать их фривольно.
Многие не верно поймут.
Крест тоже был орудием пыток и казни пострашней гильотины и кувалды, там хоть сразу,
а на кресте ещё нужно помучиться, но его избрали символом веры,
хотя он тоже в одно время оборачивался в иную ипостась.
Я просто высказал свое отношение к символике, не более того.
Творческих вам успехов, Ира!
Чуднова Ирина11.09.2024
Владимир,
вот это интересно:
"И потому, опять же на мой взгляд, государственные и религиозные символы лучше оставить в покое" –– почему? вы считаете, что есть какое-то особенное разрешение на то, чтобы ощущать действительность и рефлексировать? Где его получают в таком случае?
"и не истолковывать их фривольно" –– фривольно –– это как?
"Многие не верно поймут" –– это их рефлексия. Их работа над осмыслением действительности. Сперва неверно поймут, а потом, глядишь, и разберутся. Но без осмысления не получится.
Фалеев Владимир11.09.2024
Ирина, согласен, без осмысления - нет мнения.
Но!
Осмыслением человека является лишь то, в чём он сам убеждён.
На формирование осмысления влияют СМИ, Интернет, в том числе и то,
что мы пишем. Я, например, убеждён в том, что серп и молот - верные символы.
Чуднова Ирина11.09.2024
Владимир, дело не в символах, дело в том, что стоит за ними в каждый конкретный момент.
Это ведь тоже важно, это и есть грани того, чем поворачивается к нам время. О прошлом мы обычно знаем не так, как люди в это время жившие. Отрефлексировать то, современниками чего мы являемся –– тоже важно.
Адусия11.09.2024
Ирина, простите,Ирина,ну вы же прекрасно знаете,что видение однй и той же ситуации у разных людей разное,,,у вас такое ,у иных -другое.
Мне лично ближе видение Фалеева ,что вообще не схоже с вашим.
Чуднова Ирина11.09.2024
Адусия, все вроде бы в своём праве –– никому не запретили высказаться.
Dr.Aeditumus11.09.2024
А были времена, чтоб не трещали
людские сухожилия, и есть ли ныне на планете место, где в праздности ржавела бы кувалда? Поэт сказал: Большое видится на расстоянии. Коль рубят лес, летит щепа изрядно. И если время подошло, бросают камни.
Чуднова Ирина11.09.2024
Dr.Aeditumus, вы ведь не желаете ни себе, ни своим близким оказаться щепой, верно?
Dr.Aeditumus11.09.2024
Ирина, нет, но это исторический процесс, он наших мнений и желаний не спрашивает. В двух последних войнах щепой оказались более ста миллионов. Если сейчас дойдёт до Третьей, мы тоже станем щепой, и не кому будет рассуждать о нравственном моменте в ходе бесчеловечной истории человечества.
Кстати, конфуцианской человечности 2500, и что, в Поднебесной не трещат сухожилия и кувалды бьют только по металлу и камням?
Мне не понравилась позиция постороннего и судьи, который сам без греха. Нужно время для осмысления происходящего, нужно видение и понимание общей, глобальной картины, тогда кувалда, угрожающая предателю, получит свою адекватную оценку, а концлагерь и газовая камера свою.
Чуднова Ирина11.09.2024
Dr.Aeditumus, зачем вы перекладываете ответственность на всё вокруг?
"Мне не понравилась позиция постороннего и судьи, который сам без греха" –– а это из чего следует?
Dr.Aeditumus11.09.2024
Ирина, чью ответственность? Если у Вас есть ответ на этот вопрос, то ясен и ответ на второй.
И встречный вопрос: а зачем Вы вырываете событие из контекста?
Чуднова Ирина11.09.2024
Dr.Aeditumus, свою долю ответственности за то, что в силах изменить, хотя бы осознать.
Какое событие?
Dr.Aeditumus11.09.2024
Ирина, кувалду, ясное дело. Вы умышленно пытаетесь применять нравственные нормы мирного времени к военным обстоятельствам.
Происходит столкновение геополитических монстров, противостояние империй. Это можно и нужно осознать, принять на себя ответственность за судьбу Отечества и внести свою долю в победу. Розовые пацифистские сопли в данной ситуации не просто неуместны, но оборачиваются прямым предательством.
И голубому платочку ни чем иным эпоха откликнуться не может, ибо и ныне происходит всё то же, что и 80 лет назад: Россия противостоит нацизму и Западу.
Чуднова Ирина11.09.2024
Dr.Aeditumus, я вижу иную ситуацию и думаю по-другому. Для меня то, что было 80 лет назад и то, что есть сейчас –– это две принципиально разные ситуации.
Агапова Наталья11.09.2024
Мне нравится пацифистская направленность стихотворения. Мне понравилось смысловое наслоение, которое будоражит и заставляет вернуться ещё и ещё раз к вашему стихотворению...
Есть моменты, с которыми я не согласна.
Вторая китайская пословица: "Из плохого железа не делают гвоздей, из хороших фамилий не набирают солдат".
Эта древняя китайская поговорка отражает отношение к военной службе в Китае в феодальные времена: занятие это считалось не очень почетным, и многие пытались уйти от воинской повинности.
Сегодня тоже элита не посылает на СВО своих сыновей, значит ли это, что они хорошие в нашем понимание этого слова?
Благодаря таким поговоркам Китай оказался в оккупации японцев ("Лучший из цветов -- сакура, лучшие из людей -- воины".- японская поговорка)...
Я тоже против войны, но войны бывают разные: освободительные, антитеррористические. Значит пусть воюют дети из бедных семей, " плохие" мужчины? Так получается из этой поговорки?..
"Гвозди делать бы из таких людей",
"Есть такая профессия Родину защищать."
Из прощания князя Андрея с отцом - наставление, которое даёт сыну старый князь: “Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет. А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно!"
Это уже наше понимание воинского долга.
Ну и символы серп и молот из первой части стихотворения тоже, как по мне, не совсем удачны, если речь идёт о современности. Сегодняшняя Россия - это уже далеко не Советский Союз, атрибуты эти остались, конечно, но они уже не несут такую смысловую нагрузку, а значит трансформировать их так, как в стихотворении из молота в кувалду нежелательно, как мне кажется.
И платочек всё-таки - синий...
Извините за многословие.
Чуднова Ирина11.09.2024
Наталья, мне нравится, что вы много написали, тут есть о чём поговорить:
"Вторая китайская пословица: "Из плохого железа не делают гвоздей, из хороших фамилий не набирают солдат"" –– почему вторая пословица? Вообще-то это какая-то неверная интепретация, там ничего нет про "хорошие фамилии", тем более, что во времена последней династии военным сословием были именно манчжурские роды.
Пословица кстати довольно хорошо отржает и современное положение, на военную службу идут люди в основном из крестьян и из небольших городков, люди, для которых это социальный лифт. Другое дело, то людей много.
Китай оказался в 20-м веке в плохом положении не из-за этой пословицы, а из-за других причин. И завоевания Китая в 21-м веке –– это труд и долгосрочное планирование, умение выстраивать отношения, по-моему, вещи, вызывающие уважение.
Мой отец был офицером, и детство у меня прошло в военном городке. Так что, я примерно представляю и эту сторону жизни. И я понимаю, что такое страх ядерной бомбы например, этого было много в моём детстве. И этого я никому не пожелаю.
"символы серп и молот из первой части стихотворения тоже, как по мне, не совсем удачны, если речь идёт о современности" –– по мне как раз удачны, мне повезло, моё взросление пришлось на годы перехода –– я была последним поколением выпускников советской школы, закончила в 91-м году, и очень хорошо видела, чем это всё оборачивалось.
Платочек синий –– это верно, но ведь выцвел за десятилетия. Ничто не повторяется в том же самом виде.
Агапова Наталья11.09.2024
Ирина, с платочком принимается, интересный ответ.)
А вот с символами неубедительно. Что из того, что вы помните чем всё обернулось? Или я неправильно трактовала ваше стихотворение? Т.е. эти символы из советского мирного молот, например, превратился в российскую кувалду? Но в России эти символы уже ничего не значат, нет идеологических противоречий со странами капиталистического лагеря. Все эти символы ушли вместе с развалом СССР и сегодня другие символы.
По поводу поговорки. Конечно не из-за пословицы Китай оказался в 20-м веке в плохом положении), однако пословица - это отражение народного отношения к военному делу правящих элит, народа в целом. Ну, и соответственно формируется или нет дух победителей или
наоборот, могу
ошибаться, не настаиваю.
Чуднова Ирина11.09.2024
Наталья, не всё так жёстко –– не то, чтобы превратился целиком и бесповоротно, но, скажем так –– одна из ипостасей такова. Кстати, серп –– это отчасти отсылка к моему другому стихотворению, где есть "над каждой головою серп взойдёт не различая ни отца ни брата" –– там серп это ещё и месяц, то есть, я вообще не привязываюсь исключительно к советской символике серпа и молота, для меня всё сложнее. К тому же, сейчас фактически советский флаг –– это флаг китайской компартии, я его как раз ежедневно вижу. То есть, действительность для меня не так дискретна, что ли.
И кувалда –– это не единственное, во что может прекинуться символ, но самое медийное, и то, что наблюдалось, скажем так. Сейчас уже образ уходящий. Как уходящий я его и зафиксировала –– "страшно уточнить" –– это как раз рефлексирующая интонация. То есть, уточнять не хочется.
Сейчас в Китае армия ассоциируется с солдатами, которые помогают справляться с последствиями наводнений, тайфунов и землятресений. И это очень, на мой взгляд, современный подход.
Ирина Дедина11.09.2024
Это потрясающе. Мне здесь всё нравится. Собственно глубокое и очень правдивое стихотворение.
И комментарии к нему тоже интересно.
Чуднова Ирина12.09.2024
Ирина Дедина, я думала, не будет комментариев. Отрадно, что они случились.
Верис Дана12.09.2024
Ирина, порадовало, что не было (ожидаемого мной) откровенного негатива, а лишь попытки разобраться в замысле.
Чуднова Ирина12.09.2024
Дана, да, это правда.
Богомолова Нина13.09.2024
Да, интересные комментарии на Ваш содержательный стих!
Ирина, а мне интересно, что
Вы назвали подорожником?
Чуднова Ирина13.09.2024
Нина, подорожник :)
так и хочется вспомнить анекдот про Фрейда и его дочь –– иногда, дочка, банан –– это просто банан :)
так и тут.
Он, конечно, гиперболизирован и через него подано эмоциональное состояние –– но и обилие дорог.
Богомолова Нина14.09.2024
Ирина, спасибо за пояснение!
Оказалось так просто, как в том анекдоте.
А у меня, исходя из далеко не мирного текста стиха и его идеи, вместо травы возник образ транспорта на дорогах, страдающего от ока дронов.
Ирина, как Вы правы, говоря о том, что в 21-ом веке государства должны решать вопросы не жизнями людей, а договариваться дипломатически.
Так и было. 8 долгих лет сохранялась надежда на выполнение договоренности - мирных Минских соглашений.
За это время нацистами были уничтожены тысячи мирного населения, детей Донбасса.
Военные действия начались вынужденно из-за полного исчезновения дипломатического способа остановить кровопролитие.
Проживая в другой стране, Вы, возможно, не обладаете полной информацией о происходящем.
Иначе Вы могли бы написать достойное произведение о нацистской символике.
Руцинский Георгий01.10.2024
Мне нравятся Ваши не стандартное мышление и стихи, Ирина! В стихах
есть какие-то смысловые значения... Как написание в японской,
да и в китайской поэзии. Это даёт пищу для размышления... Но больше
я тяготею к классическому написанию... так же читал и восточную поэзию.
Благодарю за Вас за стихи, что даёте поразмыслить над темами стихов!
Чуднова Ирина01.10.2024
Георгий, спасибо, что отзываетесь!

