Предновогодние Губаха

«До лыж - еще две недели,
Не знаю, с каких уж пор,
Но, что бы сейчас не делал,
Я весь - в ожидании гор».
Именно в таком восторженно-позитивном настроении я жила последние дни уходящего года. Мы едем, мы едем в Губаху! Так получилось, что мир горных лыж я открыла не так уж давно, а открыв, влюбилась навсегда в искрящуюся белизну трасс, в нетронутость утреннего «вельвета», в удивительную, непередаваемую красоту заснеженных склонов.
«Сладкие снежинки, как награда,
За подъем и сумасшедший спуск.
Для чего все это людям надо?
Объяснять я даже не возьмусь.
Только там, в стремительном полете,
Сжавшись и от скорости дрожа,
Может быть, вы что-то и поймете
На хрустальном лезвии ножа».
Даже самое дальнее путешествие начинается от порога родного дома. Мы отправились в путь ранним утром, когда город еще спал. Сыпал снежок, звезды перемигивались с уличными фонарями, гирлянды сверкали разноцветьем огней. Проезжая, через населенные пункты я любовалась украшенными новогодними елочками, ощущение радости просто переполняло. За Горнозаводском заснеженный, зачарованный лес предстал во всем великолепии. Путешествие в сказку началось!
Три часа пути и мы почти у цели. Губаха - это небольшой городок, по официальной статистике всего около двадцати двух тысяч человек, расположен он по обоим берегам реки Косьвы. От него до Перми около 220 километров, до Лесного «всего» 235. Любителям активного зимнего отдыха город хорошо известен благодаря одноименному горнолыжному центру. География приезжающих покататься не просто впечатляет, она ошеломляет! Мы общались с отдыхающими из Челябинска, Москвы, Ханты-Мансийска, Иванова, Рязани, Оренбурга, Ижевска Нижнего Новгорода, Тюмени, Екатеринбурга, Перми, Качканара и, конечно, Лесного. Мне нравиться, что здесь каждый найдет трассу «под себя». Есть пологие и длинные - идеальные для новичков, а есть и очень динамичные трассы, которые совсем не позволяют расслабиться, есть крутые короткие склоны, и целина - для продвинутых лыжников и бордеров. Всего на склоне семнадцать трасс, протяжённостью от 80 до 2600 метров с максимальным перепадом высот 310 метров. Работает четыре бугельных подъёмника, есть сноупарк со своим подъёмником, фрирайд парк и сноутьюбинг. Без преувеличения - горнолыжный центр «Губаха» – это лучший склон на Урале! И не только из-за своего удачного расположения, не только из-за ценовой политики, которая приятно удивляет, и отличной инфраструктуры. Здесь работают люди, влюбленные в свое дело, энтузиасты, которые стараются сделать все возможное и невозможное для отдыхающих. Чувство, что тебе рады, поднимает настроение и заставляет улыбаться просто так.
Разместившись, в небольшой двухэтажной гостинице, быстрее разложив пожитки, мы торопимся наверх. «Вдохнуть морозной свежести, чуть оттолкнуться и скользнуть, набирая скорость, по зигзагам чьих-то следов, навстречу поворотам и белому пространству пьянящей свободы и скорости!»
Эту жизнь, опасности и страсти
По-другому видишь с высоты.
Может, это называют счастьем:
Только трасса, только снег и ты!
В Губахе можно приобрести дневной ски-пас и кататься вне зависимости от количества подъемов, как говорится «на сколько хватит здоровья». После отсутствия физических нагрузок в повседневной жизни, тело реагирует «приятной усталостью» очень быстро, буквально пять-шесть спусков. Мы оставляем лыжи, и поднимаемся на гору Крестовую.
Гора Крестовая – красивейшее место со скальными останцами, это северная вершина хребта Рудянский Спой. Ее высота 471 метр, она является геологическим и палеонтологическим памятником регионального значения. В XVIII веке на горе нашли месторождение железной руды, а в 1825 году в недрах был открыт первый губахинский уголь. Это открытие положило начало сначала заводу, а затем городу Губахе. Из первого выплавленного в Губахе чугуна был отлит крест, который установили на гребне горы Крестовой. Именно поэтому и возникло название этой горы. Согласно самой известной версии, его поставил здесь сам Акинфий Демидов в честь найденного месторождения. Так что гору по праву можно считать еще и историческим памятником. До наших дней этот крест не дожил, после революции он был сброшен. В июне 2011 года крест (хоть и куда более скромный деревянный) вновь был установлен на вершине. У подножия Крестовой горы с восточной стороны находится знаменитый своими пещерами Ладейный лог, настоящая Мекка спелеологов. Но самую большую известность Крестовой все-таки приносят ее горнолыжные склоны. Сфотографироваться на ее фоне спешат отдыхающие со всей России, благо ярко светит солнце, на бесконечном синем небосводе контрастно и монументально выделяется крест – символ горы. С вершины, как на ладони, виден весь город Губаха и близ лежащие поселки, они такие маленькие, почти крошечные. Не покидает ощущение, что можно дотянуться рукой до облаков. Мы, сделав огромное количество снимков, спускаемся, чтобы снова ощутить дыхание ветра и азарт преодоления крутых склонов.
Заберусь потом еще повыше,
Где вершина ветрено поёт.
А сейчас есть только снег и лыжи.
Снег и лыжи!
Скорость и полёт!
Вечерняя Губаха немее красива, чем дневная. Это настоящая романтика – катание под фонарями. У подножия склона горит веселыми огоньками новогодняя ель, то и дело встречаются лыжники в костюмах. Здесь и волк, и медведь и две веселые панды – народ веселят, и сами получают заряд позитива. Поддавшись ребяческому духу, фотографируюсь со сказочными персонажами, а потом на ледянках покоряю снежные горки. Есть на Губахе «черная» трасса, названная в честь знаменитой домбайской горы Чегетом, это самая сложная из трасс, но и ее я покорила…на ледянках. Вот было радости у окружающих и восторга у меня!
Ночью на работу выходят ратраки. Персонал включает снежную пушку, чтобы утром на подготовленных трассах лыжи «пели», скользя по подмороженному «вельвету», оставляя красивые правильные восьмерки. Я засыпаю с верой в чудеса и новогоднюю сказку. И в то, что волшебство еще не закончилось! «Завтра я снова буду скользить на горных лыжах под свист ветра и удивительный скрип свежего снега. Умирать от усталости и снова торопиться к подъемнику. Бесконечно радоваться, стаскивая, наконец, тяжеленные лыжные ботинки, а отдохнув, снова торопиться к лыжам».
Возможно, кто-то подумает: «И зачем нам ГЛЦ, у нас и простых лыж нет». Друзья, не беда! В Губахе, совсем не обязательно кататься на лыжах, для активного отдыха подойдут и ледянки, и на сноутюбинге можно повеселиться. Главное, позитивный настрой и желание узнать что-нибудь новое. Именно жажда нового и неизвестного помогла нам преодолеть трассу «каменная гряда» пешком, а это 1800 метров к вершине Крестовой. Необычной формы каменные останцы из кварцевого песчаника порой достигают высоты двадцати метров, укрытые снегом, они напоминают фантастические существа или их головы. В скалах можно разглядеть спящих великанов или ступу бабы Яги, домик Кикиморы, все зависит от вашей фантазии. Вся гряда просто завораживает причудливыми скальными выходами. Чем выше поднимаешься по гряде, тем выше влажность, тем волшебнее выглядит лес. Он словно живая картинка к песне « У леса на опушке жила зима в избушке». Огромные ели в богатых белоснежных шубах, березки с нежно-тонкими веточками, будто нарисованными белой гуашью. Застывшая сказка. Мы стараемся все сфотографировать, хотя солнышко нас не балует, и снимки получаются не такие яркие. Заметно, что каменная гряда активно посещается и в летнее время, из под снеговых заносов, проступают надписи, оставленные вездесущими «васями-петями». Иногда, оживляя холодное безмолвие, с веселым гиканьем мимо проносятся презирающие опасность бесбашенные фрирайдеры. Курумы в снегу – их страсть. Незаметно для себя, мы добрались до вершины.
Заслуженный вкусный обед ждет нас в харчевне «Медвежий угол», что находится в 500 метрах от гостиницы. Одноименное поместье удивительно сочетает в себе все блага цивилизации и колорит старины, с ее неизменными атрибутами: натуральной древесиной, старинной утварью, настоящими русскими щами! При желании можно сходить в баню, пожарить шашлычки на мангале, покататься с горки прямо из избушки на курьих ножках, отобедать в харчевне, а можно и отдохнуть в шикарных опочевальнях. Детям здесь точно понравится! Но нас ждут новые трассы.
Скоростные трассы ветры лижут,
Словно мы по ним скользим опять.
У камина засыпают лыжи.
Как без них мы будем?
Не понять ...
Подходит к концу наше маленькое путешествие. Остается один день и прожить его хочется так, чтобы запомнить особо! Иногда самые верные и мудрые решения приходят спонтанно, словно кто-то подсказывает. Так получилось и с Каменным Городом! Каменный Город – одна из главных природных достопримечательностей Пермского края. Другое название этих скал – Чертово Городище. Это поистине уникальный памятник природы, находящийся на южной вершине хребта Рудянский Спой (526 метров над уровнем моря). Причем широкую популярность это место приобрело сравнительно недавно – менее двух десятилетий назад. Мы идем по заснеженной тропинке, и как будто попадаем в Берендеево царство. Причудливые деревья. То трехголовый змей Горыныч, то еловые лапы под тяжестью снега образуют у стволов настоящие шалаши. Подходим к городу, пробираемся по его узким улочкам, проползаем по каким-то норам, иногда блуждаем. Эх, нам бы экскурсовода! И буквально через пару минут встречаем экскурсию из Перми. Заслуженная учительница Елена Петровна – географ и краевед с классом. Повезло нам! Благодаря ей, мы увидели Большую и Малую Черепаху, Пернатого Стража, нашли Площадь, шаманово дерево и даже дупло желаний нашли. Она рассказала, что Каменный Город славится причудливыми скалами-останцами, за которые это место получило такое название. Скалы состоят из мелкозернистого кварцевого песчаника. Ученые считают, что это чудо природы образовалось благодаря текшей здесь когда-то древней реке. Скальный массив прорезан многочисленными глубокими трещинами (до 8-12 метров). Ширина трещин от 1 до 8 метров. Благодаря этому по своим очертаниям скалы и трещины в них очень напоминают дома и улицы старого, заброшенного города. Останцы имеют свои имена. Есть свои названия и у трещин - «улиц». Самая большая «улица» – Проспект. Длина «улиц» достигает 80 метров. Мы узнали, что Каменный Город делят на Большой и Малый, и что здесь красиво в любое время года: хоть летом, хоть зимой. А затем, на прощание, на вершине останца похожего на куб мы завязали ленточки на ели, чтобы вернуться вновь. Кто-то уже украсил деревце шарами и мишурой, а свежий снежок только добавил волшебства. Новый Год совсем скоро! Дорога домой, как и любая дорога в обратную сторону, нам показалась короче. Время в пути пролетело незаметно. Здравствуй Лесной! До свидания, сказочный Пермский край!!!

Расставанье – вовсе не измена,
А всего лишь временная грусть,
Чтобы ни случилось, непременно
Я сюда когда-нибудь вернусь!
А пока мы уезжаем в город,
Но об этом лучше не сейчас.
Говоришь, мы покоряем горы?
Это горы
покоряют нас...

Благодарю Петра Давыдова за чудесные стихи, которые так точно, емко и безумно красиво выражают чувства и эмоции!!!