Пассакалья до-минор
(Пассакалья [и фуга] до-минор BWV 582 — одно из самых известных органных произведений И.С. Баха.)
Прорыдай, прогреми, пассакалья,
От верхов соловьиных и до
Звуков, пьяных скрипучей печалью
Инфернального нижнего «до».
И, в басу повторяясь упрямо,
Провозвествуй, пропой, возгласи,
Что земная написана драма
Слогом старым, как «иже еси»,
Что безвестны чины и прозванья,
Что напрасны людские дела,
Что слова остаются словами,
А добро неотдельно от зла...
Что неведомо... что непонятно...
Что не слышно... не больно... ни зги...
Что на солнце встречаются пятна...
Что «спаси, сохрани, сбереги»...
Что слова рассыпаются в пепел,
Что блаженные Бога узрят.
И что жизнь — всех нелепиц нелепей,
И что рукописи не горят...
Что не всё, не навечно, не только...
Что душа не прольётся дождём
И хранима границей нестойкой,
Мир же — не был от нас ограждён...
И, всегда возвращаясь к основе,
Без конца повторяясь в басу —
Спой о том, что и въяве, и внове,
Что с собою сквозь жизнь пронесу.
2016-22.06.2017
Отзывы
Макеенко Людмила22.06.2017
Хорошо! Не хватает музыкального фона...)
Рейм Илья22.06.2017
Да, здесь и правда музыкальный фон просится. Но вроде как не положено — только чтение разрешается правилами.
Макеенко Людмила22.06.2017
Так тут же к месту! И товарищ И.С. Бах за нарушение авторских прав в суд не подаст.)
Рейм Илья22.06.2017
Бах, может, и не подаст. А вот исполнитель может. :-(
Нефёдов Виктор22.06.2017
очень жалею, что не довелось слышать органную мелодию, но Вы что-то намекнули)))
Рейм Илья22.06.2017
Хотя бы тут можно: https://www.youtube.com/watch?v=YQ6d8IbGUXc
Макеенко Людмила22.06.2017
А у меня тексты со ссылками на сторонние ресурсы почему-то не сохраняются...
Рейм Илья22.06.2017
Тайна сия велика есть. Может быть, не на любые ресурсы? Скажем, ютуб сайт знает.
Макеенко Людмила22.06.2017
Как раз YouTube и "не проходит".(
Рейм Илья22.06.2017
А где? В тексте произведения, по-моему, не дают. А в комментариях позволили.
Макеенко Людмила22.06.2017
В дневниковой записи. Попробую через коммент дать ссылку.
Макеенко Людмила22.06.2017
Ура! Получилось! Спасибо за подсказку, Илья!)
Башут Шедэй22.06.2017
Целостно воспринимается с музыкальным фоном. ЗдОрово.
Пошла слушать Баха и "зависла" надолго))
Рейм Илья22.06.2017
Спасибо, Башут. Зависнуть там немудрено. Я-то вообще на Бахе слегка помешан, у меня список любимых композиторов возглавляют как раз Бах и Чайковский. Эту пассакалью слушал, думаю, не менее тысячи раз в разных вариантах, включая оркестровую обработку Респиги. В основном, конечно, в записи, вживую раз десять, вряд ли больше.
Башут Шедэй22.06.2017
Бах ближе всех подошел к возможности наиболее точно и неискаженно передать что-то настолько глубинное... то, что человеки безотчетно стремятся передать через музыку, поэзию и т.д.
Я тоже любимое слушаю до бесконечности.
Рейм Илья22.06.2017
Да, Бах и для меня — вообще точка отсчёта в любом искусстве.
Воскобойник Алёна22.06.2017
а я Шопена обожаю.
Рейм Илья22.06.2017
Да, думаю, он с Вашими стихами очень созвучен.
Воскобойник Алёна22.06.2017
Сочту за честь.
Рейм Илья22.06.2017
Эмоциональный строй явно тот самый, для меня очень логично, что Вам нравится именно Шопен.
Нестор Либо22.06.2017
Обязательно послушайте 13 инвенцию в исполнении Глена Гульда!))) (вещица маленькая, но содержательная).
Рейм Илья22.06.2017
Вы о 13-й двухголосной ля-минор? Или о трёхголосной (эту я не знаю, на слуху нет)?
Нестор Либо22.06.2017
Двух/ля-минор.
Рейм Илья22.06.2017
Да, слышал у Гульда. И играл когда-то в гитарном дуэте.
Нестор Либо22.06.2017
Я пытался его повторить, но пальцы не те))), и не то восприятие несколько, хотя близок по осмыслению...
Рейм Илья22.06.2017
Гульд-то с его стаккато — необычная интерпретация. И темп у него, помнится, такой, что рехнуться можно.
А мне очень нравится то, как играет Баха Элен Гримо (её исполнение чаконы из скрипичной партиты номер два — это, на мой вкус, эталон того, как эта чакона может звучать).
Нестор Либо22.06.2017
Я никогда не следовал за скоростью Гульда, я воспринимал его исполнение как целую картину. Вот когда едешь в поезде на быстрой скорости, глаза бегают от одного дерева(столба) до другого, но бывают моменты созерцания и картина сливается, так и исполнение Гульда для меня сливается в одну гармоническую картину. А скорость у него действительно сумасшедшая, если следовать ей точно мозг сломаешь)))
Хе, отличный вкус, с Элен, однако. Не слышал ранее Чаконы в ее исполнении. Слушаю...
Башут Шедэй22.06.2017
Соглашусь, эталон.
Нестор Либо22.06.2017
Кстати, по части рифмы и техники, на мой взгляд, очень интересен Кулик Валерий. К примеру: https://poembook.ru/poem/1579397 (не знаю, может нельзя давать ссылки?)
Рейм Илья22.06.2017
Поглядим. Ссылки, по-моему, не запрещены.
Башут Шедэй22.06.2017
Слушала, нравится) Спасибо, что напомнили.
Влад Сколов22.06.2017
Не зря два года писал, Илья!) 15б.
Рейм Илья22.06.2017
Спасибо, Влад. Писал не два, 70% текста сегодняшние, полторы затравочные строфы старые. Думал два. А хотел написать все три. :-)
Влад Сколов22.06.2017
Надо взять на заметку, Это правильно - тщательнЕе обдумать - само потом напишется!)
Рейм Илья22.06.2017
Я что-то в последнее время так почти всё время пишу, кроме шуточных, конечно. Папка «Черновики» в почтовом ящике завалена мыслями, которые не доводились до ума. В какой-то момент многие из них проявляют активность и требуют что-то приписать.
Это лежало год в виде строфы с лишним. Любая попытка приписать продолжение натыкалась на ожесточённое сопротивление и порождение вариантов на выброс, так бывает, когда не дозрело. Недели две назад проснулось, сегодня родилось.
Влад Сколов22.06.2017
А я до сих пор пишу на бумаге. У меня несколько толстых фолиантов недоделанного...)
Рейм Илья22.06.2017
А я на бумаге так и не научился толком писать. Несколько первых стихотворений на ней были, потом только комп. Но я и вообще наполовину от руки писать разучился.
Влад Сколов22.06.2017
У бумаги серьёзный плюс - зачёркнутое иногда оживает, и десять вариантов - на виду!)
Рейм Илья22.06.2017
Да. Но я это компенсирую тем, что не удаляю варианты, а сдвигаю вниз, за видимую область. Под законченным текстом остаётся груда таких.
Влад Сколов22.06.2017
Мне уже поздно переучиваться!)
Рейм Илья22.06.2017
Кстати, Влад, я тут некий технический момент позаимствовал. Я ведь некоторые моменты строения рифмы из ваших стихов как раз очень внимательно на слух пробовал, постепенно осваиваю.
Влад Сколов22.06.2017
Да, много родных рифм. Я заметил, но я постеснялся об этом сказать.))
Рейм Илья22.06.2017
А я и не скрываю, этот вкус мне привился именно из стихов Влада Сколова. :-) Раньше я никогда не рифмовал [м]-[н]. Другой вопрос, что эти новинки легли в любимое мною строение рифмы естественно, только в нескольких точках пришлось критерии покачать — технику усиления созвучия через олевение рифмы я использовал и раньше. Я тогда прислушался — и подумал, о, да ведь и так можно, Влад-то дело делает.
Влад Сколов22.06.2017
Ой, Илья! Я аж никак не претендую на то, что изобрёл что-то.
Всего лишь - пристрастия мои...)
Рейм Илья22.06.2017
А тут интересно. Н-М ещё у раннего Пастернака было. Но как-то иначе.
Рейм Илья22.06.2017
До тех пор я, кстати, эталоном нормы в рифме всегда считал Маяковского, только иногда позволял себе исключения в виде пропущенного звука в одном из слов. Но, видимо, горизонты пора расширять.
Влад Сколов22.06.2017
Мои первые, ещё детские, вирши были прямым подражанием ВВ.)
Рейм Илья22.06.2017
Тоже была в юности полоса из нескольких. :-) Ну, ВВ — это просто мегаглыбища, а в рифме особенно, он ведь, по сути, целый стиль рифмовки создал, из которого потом выросло почти всё в поэзии XX века. Не изобрёл, вроде и было всё до него. Но собрал и перевёл из категории маргинального в норму.
Влад Сколов22.06.2017
Да, трудно из под его влияния выходить тем, кто попал...
Рейм Илья22.06.2017
Зато у нас столько всего уже есть. Сейчас смотришь на Блока и его современников, да и думаешь: бедняги, как они вообще с таким скудным арсеналом выразительных средств ухитрялись ТАК писать? Это ж как они мучились...
Влад Сколов22.06.2017
Блок несколько периодов депрессии и сомнений в себе пережил. Впрочем, как и все великие...
Рейм Илья22.06.2017
Любое восхождение раскрывает обе бездны — и бездну вверху, и бездну внизу... И от этого никто ещё не ушёл, даже и без величия.
Влад Сколов22.06.2017
)))
Воскобойник Алёна22.06.2017
этот стих похож на заклинание или клятву.
темп такой быстрый, летучий, как в считалочке, а всё равно заклинание.
Рейм Илья22.06.2017
Алёна, точно, это и заклинание, и клятва, и ещё немного молитва, я в точности так и воспринимаю.
Но интересно, что темп я внутренне слышу как медленный.
Воскобойник Алёна22.06.2017
а меня, наоборот, понёс. я прямо тормозила себя,чтобы вчитаться в стихи.
Воскобойник Алёна22.06.2017
вот когда "что" начались - понесло.
Рейм Илья22.06.2017
Да, понял. Начинается-то там вполне в темпе этой самой пассакальи, когда вступает басовая фигура, пронизывающая всё. А дальше — ощущение нарастания. Тоже навеяно музыкой, видимо, там субъективное ощущение ускорения есть, хотя темп может быть ровным.
ВЛАДИМИР СМОЛЯКОВ★★★23.06.2017
Стройное и мощное, полифоническое. Баховское истинно, Илья!
Рейм Илья23.06.2017
Спасибо, Владимир!
Жук Александр04.08.2017
Великий Бах послал сквозь время весть,
О вечности, нетленности и вере.
Орга́н переводил его завет
О хрупкости в наш мир – заветной две́ри...
С теплом -
https://poembook.ru/poem/1638376-
Рейм Илья04.08.2017
Благодарю!
teacher_history04.08.2017
И неотделимо добро от зла Неотдельно - не подходит.
Рейм Илья04.08.2017
А меня устраивает данное слово, хотя его формально вроде бы и не существует. Просто слово архаичное и исчезнувшее, но оно вполне себе нагугливается.
Анна Стефани 222.01.2018
Основа - инфернальные басы - меня впечатлило как открытие и даже откровение...
Рейм Илья22.01.2018
Благодарю. Такая эта пассакалья и есть, пронзающая все слои...
Анна Стефани 222.01.2018
"А мне в ту ночь приснился твой приезд
Он был во всем... И в баховской Чаконе,
И в розах, что напрасно расцвели"...
Поразительно, что испанские песни и танцы трансформировались в европейской классической музыке в пассакалью и близкую к ней чакону... Ещё поразительней, что об этом в русской поэзии сказали только Вы и Ахматова!!!
Рейм Илья22.01.2018
На словах «Вы и Ахматова» раздулся от гордости, несмотря на понимание всей условности объединения. :-D Ахматова ещё и в «Поэме без героя» тоже чакону поминала. «Полно мне леденеть от страха, // Лучше кликну Чакону Баха, // А за ней войдет человек.»
Забавно, что чакона из ре-минорной скрипичной партиты и эта пассакалья — как раз две моих любимых вещи Баха. Про чакону тоже стихотворение есть. )))
Анна Стефани 222.01.2018
Попала интуитивно!!!
ученик07.10.2018
интересно

