Скачко (Полеви) Елена
Кубок. Послесловие 1. "Внешнее авторитетное жюри"
13 дек 2017
Этот пост был опубликован в теме Андрея Найдиса как реплика. Но мне действительно интересно услышать мнение на это счет, поэтому выношу еще и сюда.
Стало уже трендом заканчивать каждый серьезный турнир выводом "клубные работы должно оценивать внешнее авторитетное жюри".
У меня только один вопрос - а что это такое? Чем определить эту внешнюю авторитетность? Победами на других сайтах? Наличием сборников, изданных в большинстве за свой счет? Живые классики, так где они? Члены всяких дутых ассоциаций? Чемпионы тридевятых царств-государств или всея Земли? Так это такие же заангажированные в своих вкусах, пристрастиях и взглядах люди, часто ограниченные приверженностью к направлениям, школам и пр. На моей памяти был такой опыт на ПБ, инициированный частным образом за счет собственных связей. Ну и что? Мало того, что по большому счету было равнодушное формальное "жюрение", преобладала формулировка "это не входит в круг моих поэтических предпочтений", но и не все судьи, прижившиеся на ПБ, стали однозначными лидерами.
Я совершенно не понимаю страха большинства перед общим голосованием. Да, есть категория "вечных троечников", которые добросовестно ставят свою драгоценную "3" - оптом. Да, у меня тоже бывают "2" с весьма "обоснованным" мнением (как в суперкубке) "не тронуло". Да, мне тоже порой целенаправленно вредят и даже отдельные трактаты посвящают) Ну и что? Это несколько диких горошин в мешке риса, не более.
Конкуренты? Получила я две единицы от заинтересованных людей, ну и что? Это их психологический портрет, а не мой, мне лично это ничего не дало и не отобрало в отношении к своему скромному творчеству.
А вот мнение обычных читателей мне интересно. И именно его я считаю главной ценностью, потому что мне важно созвучие с людьми, эмоциональное совпадение с читателями, а не с десятком авторитетов, с которыми я все равно вряд ли соглашусь))))
Что касается жюри, то нужно понять главное: хороший судья и критик - не обязательно хороший поэт, и не обязательно поэт вообще. Лучшие театральные, музыкальные и кино- критики - это теоретики, аналитики, знатоки предмета, а не режиссеры, композиторы и актеры.
На ПБ есть авторы, мнение которых как критиков лично мне всегда интересно. Просто действительно должна быть лига судей, которым доверяет большинство (100% не будет никогда, это понятно).
Удивляет меня и желание некоторых участников драться до крови с судьями. Спорить - да, обсуждать, доказывать, но откровенное оскорбление, высокомерие, хамство - это просто странно. Зачем ходить в конкурсы, изначально не доверяя жюри?
Мне действительно интересно, кого вы, дорогие коллеги, видите в этом "авторитетном внешнем жюри"? Давайте обсудим, а?
Отзывы
Александрова Валерия13.12.2017
Вас - всегда! (В смысле - видеть в жюри)
Согласна с записью. Не вижу смысла менять сложившуюся практику. Она во многом удачна и думаю, что соответствует ожиданиям большинства. Если к ней негативное отношение, надо либо менять это самое отношение, либо проходить мимо. Субъективизм неискореним, так пусть он будет свой, здешний.
А за признанием и серьёзно профессиональной критикой пожалуйте на профессиональные сайты, да и там не факт что найдёте искомое.
Скачко (Полеви) Елена13.12.2017
Это вечная славянская проблема, имхо, - искать решение где-то далеко, хотя оно лежит рядом :)
Ларионов Михаил13.12.2017
"...за признанием и серьёзно профессиональной критикой пожалуйте на профессиональные сайты..."
Список в студию можно?
Профессиональных сайтов?
Тихая13.12.2017
Внешним жюри может быть. А вот авторитетным - сомнительно. Его (авторитет) обычно зарабатывают. Значит, личность должна быть достаточно известная. И ещё, авторитетным в глазах конкурсантов или администрации?
Востриков Сергей13.12.2017
Думаю, что истина как всегда посередине. Внешние авторитеты не помешают, но не нужно стремиться заполнить ими всё жюри. Достойных судей и на сайте не мало, я так думаю. Считаю, что введение 2-3 приглашенных в состав жюри не только не повредит, но и повысит самокритичность поэмбуковских судей.
Khelga13.12.2017
Согласна.
Скачко (Полеви) Елена13.12.2017
Да, вот это, пожалуй, мне нравится))
Смирнов Роман13.12.2017
Да, оптимально.
Part1sanka13.12.2017
хорошая идея!
Lara_Sh13.12.2017
Вот не зря Вас, Елена, уважают на сайте. Вы заслуженно пользуетесь здесь авторитетом и показали себя с самой лучшей стороны. Очень надеюсь, что администрация прислушается к Вашему мнению.
Я Вас полностью поддерживаю.
Скачко (Полеви) Елена13.12.2017
Спасибо, Лара! :)
Khelga13.12.2017
Невнешнее бы хоть как поощрялось. Огромные объёмы, скурпулёзный труд. Всё-таки.
Меня очень вымотал этот Кубок.
Скачко (Полеви) Елена13.12.2017
Оля, меня он тоже вымотал, хотя я и сомневалась в участии, и не сильно переживала, понимая все нюансы, и занята на работе была очень... Он вымотал психологически, потому что столько возникло возни и нюансов... Да и люди раскрылись, чего уж там... Я, не скрою, часто смотрю, как голосуют люди, это так много о них говорит))
А поощрять - надо, это без сомнений. Это большая, трудная и ответственная работа. Пахота.
Part1sanka13.12.2017
Лично для меня не очень приятным сюрпризом стал факт судейства в Суперкубке. Об этом разговора не шло, когда я согласилась принять участие в судействе отборочного этапа и финала... А когда пришел флажок про Суперкубок, первая реакция была отказаться нафик... Но "сдрейфила?" в моей голове заставило согласиться...
Khelga13.12.2017
Отработали жеж как-то мы все )
Счастья нам и здоровья )
Part1sanka13.12.2017
Сразу вспомнила Ширли-Мырли: "...и детишек побольше!" ))
Khelga13.12.2017
Перекрестилась отчего-то ))
Воскобойник Алёна13.12.2017
Спасибо вам, девочки)
Артемьевна13.12.2017
Оля, не дождавшись от тебя коммента под конкурсным стихом, теперь непременно потребую от тебя подробного разбора моей "нетленки"в воскресенье.))
Khelga13.12.2017
В воскресенье завсегда )
Кузьмин Александр14.12.2017
сКРУпулёзный труд...
Khelga14.12.2017
Не надо меня лечить.
У меня украинские корни. И в данном конкретном случае я нахожусь в дневниковой записи человека, постоянно проживающего на Украине. У украинцев есть словечко "скурпулёзный", чья этимология ведёт начало от "скура" ("шкура"). В отличие от нейтрального"скрупулёзный" (лексическое значение "аккуратный, точный") порицаемое Вами словцо более эмоционально. "Отвечая своей шкурой, ответственно, опасаясь последствий своей случайной неточности" - вот что оно означает. Ну, Малюту Скуратова вспомните, что ли.
Али Вы за академичность во всём?
Чернышова Галина13.12.2017
Авторитетное внешнее жюри - это реальные поэтические конкурсы. Здесь достаточно наших уважаемых. Важно получать от них не разносы, а критику. Насчёт необязательно быть поэтом, чтобы критиковать... понятно, но доверия больше к тем, кто состоялся и в критикуемом. А то, знаете ли, сами критикуют, а пишут жуть какую-нибудь. :)
VESTA13.12.2017
Давайте судей выбирать общим голосованием. Собрать команду 22 человека, как в футболе, разделить на основных и запасных, чтобы менялись в разных конкурсах. И выставить весь этот гарем на суд авторов. У кого наберётся меньше всего голосов, дисквалифицировать пожизненно. В нынешней системе есть немало членов жюри, которым авторы просто не доверяют. Не проголосовали за такого горе-судью - гнать взашей. А найдутся и такие, за которых творческий народ горой будет. Причём это касается жюри не только больших конкурсов, но и мелких частных. Не проголосовал народ за кого-то - будьте любезны не приглашать его в жюри.
Скачко (Полеви) Елена13.12.2017
Да, наверное, рацио в этом есть. Единственное, голосование против могут и организовать....
VESTA13.12.2017
Воззвать к совести (не все же её потеряли), попытаться убедить в неприличности таких действий.
Степанов Андрей13.12.2017
Мне вот интересно а мнение членов жюри кто-нибудь спрашивал, хотят ли они постоянно голосовать. Это же время, ответственность, нервы. Ещё требуют рецензии писать на каждый стих. Адский труд.
VESTA13.12.2017
Вот. И это один из факторов сменяемости судей. Нечего эксплуатировать рабский труд до бесконечности.
Виктория13.12.2017
Не дай Бог членов жюри станет выбирать "народ".
Представляю себе состав...Бригитта, Фролов...
Боже упаси!
VESTA14.12.2017
Зачем народ? Пусть господин Крюков предлагает свои фигуры. А народ будет выбирать из них.
Виктория14.12.2017
На мой взгляд, жюри должно назначаться профессионалами.
Не представляю себе такую картину, чтобы, например, выбирали жюри при присуждении нобелевской премии или народ выбирал судей для спортивных состязаний. Утопия.
VESTA14.12.2017
О профессионалах сказано выше. А по простому - да где ж их взять то? Вы в составах нынешних жюри много профессионалов насчитали?
Виктория14.12.2017
Все судьи Кубка хорошо разбираются в стихосложении, многие имеют филологическое образование.
Давайте не будем бросать на них тень.
В ком из них Вы сомневаетесь? Приведите пример?
В Галине Пруднидниковой? В Мансветове? В Крюкове? В Khelgе? В Партизанке?..
VESTA14.12.2017
Не надо переходить на личности. Ни в ком не сомневаюсь. Всего доброго.
Виктория14.12.2017
Как же не переходить? Мы же говорим не о небесных кренделях, мы говорим о реальных, осязаемых вещах.
Это Ваши слова "Вы в составах нынешних жюри много профессионалов насчитали", не так ли?
Или Вы считаете, что общо можно такую фразу закинуть, бросить тень на всех? Но аргументов нет.
Всего наидобрейшего.
VESTA14.12.2017
Боже мой. Святая простота.
Ларионов Михаил13.12.2017
"...нужно понять главное: хороший судья и критик - не обязательно хороший поэт, и не обязательно поэт вообще..."
Мне кажется, в этом утверждении есть одно лишнее слово - "хороший" )
А уж помятуя старую истину о том, что критиком обычно становится тот, кто сам ничего не умеет....
Касаемо жюри.
Два непременных условия: доброжелательность и объективность.
Будет это - будет хорошо.
Но учитывая симпатии/антипатии/коалиции/противостояния на сайте - дело почти невозможное, к глубокому сожалению.....
Александрова Валерия13.12.2017
Мне кажется, что недоверие к жюри в немалой степени связано с непрозрачностью мотивов выставления оценки. Кто-то упирается больше в технику, другого смущает логика, третьего художественность. При этом один за недостатки во всех областях тупо снимает по несколько баллов, а другой по шкале ранжирует представленные в конкурс произведения. Третий же может поставить оценку сообразно своему сиюминутному настроению, при этом жюря завтра другие стихи при другом настроении и оценки другие выставит. Четвёртый не заморачивается и жюрит по принципу нра/не нра. А если все это ещё и молчком, без комментария...
Об этом уже говорили, но повторюсь: нужны правила оценивания, хотя бы некий экспресс-тест. Это непросто реализовать технически и усложнит работу жюри, но снимет многие вопросы и недовольство. Да и на пользу пойдёт авторам: придёт понимание того, как оценивают, чего не хватает стихам (хотя бы в рамках восприятия на данном ресурсе). При этом и компетентность оценивающих будет всем видна. Эх, мечты...
Part1sanka13.12.2017
В этом плане было хорошее начинание Ильи Рейма. Жаль, не удалось воплотить... Он хорошо прописал схему
Lara_Sh13.12.2017
Значит надо ещё раз выставить эту схему в альбоме и поставить на голосование. Критерии судейства необходимы.
К примеру, расписать по пунктам. Каждый пункт от 1 до 3 баллов и выводить среднее арифметическое. Шапка комментария вшита в поле конкурсантов для каждого члена жюри. Будет проще и понятней.
Для общего голосования можно сделать подобную схему в облегчённом варианте. Когда вводится упорядочивание и конструктивизм, тогда сразу меньше проявляется разного рода эмоций
Влад Сколов13.12.2017
Чисто внешнее жюри? Такая попытка уже была.
Поддерживаю Сергея, в виде эксперимента следовало бы попробовать ввести несколько приглашённых.
Не знаю, получится ли найти хороших судей всеобщим голосованием. А вот вывести
слабых или заангажированных (вотум недоверия) - легко!
Ну и ротация - обязательна!
Cript1313.12.2017
Согласен всецело.
После подведения итогов конкурса всегда смотрю, кто ставил оценки. Особенно двойки-тройки-колы. Если люди, чьё мнение для меня интересно, то задумываюсь. Ну а если зубастые башклейки, так и пусть себе.
Не ради кубков ведь стишки-то пишем?
А внешнее жюри... Так ведь беспристрастен только Господь всеведущий. Но он всегда занят.
Иванов Анатолий13.12.2017
"Что касается жюри, то нужно понять главное: хороший судья и критик - не обязательно хороший поэт, и не обязательно поэт вообще", отсюда критики-судьи - это несостоявшиеся поэты с комплексом неполноценности, могущие только "крыть" или "подсуживать". Если дать им ещё волю за денежку, то они любого выставят гением всякой стихо-прозы, лишь бы фигурировать при этом самим. )
Ольга Добросовестная13.12.2017
Единственное - запретить голосовать в конкурсе самим его участникам.
АТА13.12.2017
Лена спасибо! Ценный пост! Область искусства, на мой скромный взгляд, всегда была, и, наверное, будет областью, где субъективные оценки превалируют над объективными. Как говорится либо нравится и "тронуло", либо не нравится и "не тронуло". И поэтому надеяться на чью-либо объективность в суждении о том или ином стихе - все равно, что "ждать у моря погоды". Все равно, объективности не будет. Да и по каким объективным правилам оценивать? Легко ли читается? Новая образность и незабитость аллегорий? Выдержан ритм? Или даже все вместе? Все равно не будет единой оценки, потому что опять же: люди - разные, знания у них - разные, жизненный опыт - разный, представление о том, какой должна быть "настоящая поэзия" - опять же разное. Невозможно причесать всех "под один гребень", при всем желании.
Поэтому, я думаю, что нет большой разницы каким будет жюри - внешним или внутренним. Единственное, что жюри должно 100% соблюдать и модерировать, на мой взгляд - это правила, которые выносятся для каждого конкурса. Вот если нет соблюдения этих правил, то с чистой совестью "валить" участника, а если все соблюдено - дать свою "субъективно-объективную" оценку и, возможно, как-то ее аргументировать, чтобы у участника было понимание - что именно не понравилось/понравилось.
Трудлер Алекс13.12.2017
Я понимаю, что это сайт любительский, поэтому вопрос, что такое внешнее жюри и нафиг оно здесь, легитимный. Но здесь есть несколько авторов, которые участвовали и активно участвуют в литературной жизни за пределами ПБ. А она, эта жизнь - есть. Есть журналы, фестивали, литературные сайты с солидными международными конкурсами. Вопрос - "нужно ли это ресурсу" - зависит от авторов. Кому-то - да. А кому-то - нет.
Сафонов В.13.12.2017
Елена,если речь идёт о поэмбуке,показателем должно служить наличие звёзд у авторов.Любовь читателей а не экспертов.А лидеры это Шаронов и Фролов.Нас же с вами и близко не должно подпускать к жюри.Пока не заработали.
41313.12.2017
Категорически согласен с автором поста. Извечный вопрос: "А судьи кто?" Ответа не имеет... ККК - компетентность, корректность, конкретность в оценках (я это вывел, как закон трёх К) очень желательна, но недосягаема... Оценки специалистов и обычного читателя различны... Ну и что? Это естественно. Важно чтобы главный критик был в здравом уме, со своим вкусом, принципами, верой, правдой, обострёнными чувствами. и убеждениями... Это я про автора.
Северное Сияние13.12.2017
Я вижу того, кто у меня в избранных авторах, например.
Жаба Клава13.12.2017
Третьякова, Прудникова - это обязательные журильщики(честные, хорошо чувствующие настоящую поэзию, способные возвращаться к изначально непонятому и снова...снова перечитывать. Очень нравится компетентность Колокола и Трудлера Алекса. Также Хельга и Банни - у них современный взгляд на поэзию. Скачко, Крюков.
Новокрещенова Алёна13.12.2017
Среди всеобщего согласия я буду бабой ягой которая против) Никого не вижу, да, именно так, никого. Судьи либо уже просто устали, либо некомпетентны и случайны, либо нимб раздавил последнее хорошее, что было. Наверняка есть на сайте ещё компетентные люди, просто я их не знаю. Потому я за стороннее жюри и пусть оно будет ряженое, но не более чем наше.
Ольга Рондентштнаузер13.12.2017
О,да!
Александрова Валерия13.12.2017
Что-то не верится мне даже в теоретическую возможность найти на стороне компетентных, корректных альтруистов с кучей свободного времени и железобетонными нервами, которые захотят в это дело ввязаться. Оно им зачем? Это мы здесь возимся в своей песочнице и заинтересованы в построении своих песочных замков своими пластмассовыми лопаточками, ссорясь, мирясь и поучая друг друга. В то время как взрослые в сторонке беседуют о своём, о взрослом, а небоскрёбы строят с использованием тяжёлой техники. Подъемный кран в песочницу а) не влезет, б) передавит обитателей (авторитетом) и в) на фиг не нужен для песочных куличиков.
Новокрещенова Алёна14.12.2017
А кто-то говорил про альтруизм?)
Мамлюк АНУАР15.12.2017
Жюри...судьи...Это мне сорок лет назад один старик - редактор наговорил всякого, отбил охоту писать. Он говорил помню, что стихи не должны рифмоваться глаголами. Мне было стыдно за свои первые любовные стихи. Я даже забыл Пушкина, а то ответил этому зловредному старикашке - как там у Пушкина: кораблики отплывают и стреляют сплошные глаголы короче. Это я к тому, что к любому жюри надо относиться легко. Лично я думаю в комиссиях и пр. Заседают люди не умеющие создавать сами - откуда время у работающего, вот и кормятся. На них не стоит обращать внимания - лишь бы не вредили.
Suvhanov Tahir21.12.2017
Нельзя отбить охоту писать у того, кто имеет талант и кому суждено стать поэтом.
Не каждый может стать хорошим рабочим, строителем, слесарем , плотником..
А к критике нужно прислушиваться, мне лично помогло, почитайте меня на стихи ру Аля 2011 и 2017. Успехов всем.
Почитайте стихи автора
Наиболее популярные стихи на поэмбуке

