Чуднова Ирина
Кубок. Заметки на свежую голову
11 окт 2018

Понимаю, что забуду что-то из того, что сейчас ощущаю и понимаю, поэтому напишу, чтобы потом, возможно, что-то из этого развить и додумать.
1. Это был квест, пройдя который никто уже не будет тем же, чем был до этой реки. Думаю, что модераторы ловят ещё более сильный инсайт в своей части работы, они-то помнят, не только, что пустили играть, но и те стихи, что они играть не пустили, следовательно, видят картину в объёме. Но, им, во всяком случае, не надо ранжировать.
2. Ранжировать — это сравнивать между собой. То есть — лучшему из представленного самые высокие баллы и вниз. Я всегда от лучшего. Мне не жаль тому, что меня порадовало, в любом конкурсе поставить 15.
3. Я понимаю, что в одном и том же поле могут существовать разные системы. И относительно какой-то системы вот этот текст прекрасен, но когда речь идёт о сравнении между собой текстов из разных систем, возникает и другая иерархия — систем между собой. И вот это самый интересный из инсайтов Кубка. Который я ещё подумаю, как ту мысль, которая у меня есть (с).
4. Сдержки и противовесы, то есть конечно — приёмы и средства построения художественного высказывания. Вот, например, инерция строки, я кое-где говорила об этом. Принято ругать строки за длину и прочее, за пресловутую "сдвоенность", и я даже в Финале последнего СПР изначально длинностопную строку разбила на короткие две, и они не зажили, потому, что задуманы не такими, точнее не задуманы даже, а зачувствованы. Но это личное. Об этом как-нибудь потом.
В Кубке другое. Я там часто говорила о том, что смотрите, автор, вот тут у вас строка включает эти слова, и хоть они не относятся друг к другу, но между ними возникает в силу этой общности новая связь. Она паразитна, вы не это хотели сказать. Но связь существует и отъедает часть читательского внимания на себя.
Так работает строка. Короткая в этом смысле работает сильнее, длинная слабее, но всё равно работает. И это средство, этим надо пользоваться. Иная инверсия в более длинной строке смотрелась бы иначе, работала бы иначе.
Мелодичность. В стихах она подразумевается. Но это, опять же, средство (хотя, может, и цель). Этим нужно пользоваться сознательно. Владеть в принципе и использовать для того-то и того-то, либо отказываться использовать в таких-то и таких-то целях.
Многие системы строятся на этих маркерах — если не мелодично, не стихи, не поэзия, если строка длинная — не стихи, рифмованная проза и т.д.
Знаете, в чём для меня заслуга модернизма и постмодернизма в искусстве? Мы стали жить в эпоху, когда появление новой системы не отменяет существовавшие. Они продолжают как-то бытовать и соустраиваться между собой. А привычка обыденного восприятия идёт из более древних времён, рептилий мозг — страшная штука, поэтому реклама и ловит одних на "новый!" (значит лучший), а других на "старые песни о главном" (значит, проверенное временем).
5. Стихи идут косяком. Я знаю, что этот косяк связан с подачей и приёмом. Но иногда удивительно, аж мороз по коже — это ж прямо пара, или как бы гнездо — несколько стихов, явно между собой перекликающихся. Иногда даже хотелось автору не писать комментарий, а скопировать соседский, настолько один в один. То ли какие-то согласованные потоки ментальные, что подали одновременно в одном ключе работы, то ли модератор был в определённом состоянии, и поэтому принимал именно эти.
Вообще самое страшное сравнивать почти одинаковое между собой и заниматься миллиметражем. Именно поэтому в касатиках я стараюсь, чтобы подборка была не скучной для чтения, разнообразной. В Кубке же обилие пейзажного и аутотерапевтического играет с судьёй злую шутку, вот как бы сделать так, чтобы авторы это тоже понимали.
6. Играть в своём потоке и судить другой поток. О, как много всего на эту тему передумано при подаче работы в Клубный поток. От честнее всего самострел — не явиться на точку старта и выбыть из Клуба. Если я там нужна, я туда опять попаду. До — это страусиная позиция, назвалась груздем — грызи свой трюфель, он тоже гриб. Что принести в клубный конкурс? Принесла то, что ни в каких конкурсах не играло, квалификация, значит по условно потоковому, не по лучшему. Посмотрим, как я попаду в поле консенсуса таких разных судей. И пусть небо рассудит нас :-). Их решение относительно моего стихотворения я уважаю, каким бы оно ни было. Это как реакция окружающей среды на то, что я делаю. Сегодня такая, завтра, глядишь — другая.
7. "злой чечен ползёт на берег, точит свой кинжал" — синдром фиксированности автора на определённое отношение к своим текстам и к отзывам жюри (допустим даже этого конкретного жюри). Я часто сталкивалась с настроением "они всё равно нас не поймут, мы пишем душой и для людей, а они сочиняют какую-то заумь ни уму ни сердцу". И всё же эти авторы идут в Кубок. И несут туда то, что считают у себя самым прекрасным или просто подходящим для участия в этом конкурсе. С одной стороны не питая иллюзий, что условной Чудновой и условному Мамаю это зайдёт, с другой, видимо, желая всё же одобрения и высокого места именно в этом конкурсе. Пишешь автору отзыв. Часто и с какими-то объективно интересными или даже полезными наблюдениями. Он огрызается в ответ злобной отповедью, щерит зубы, мол, я знал, всегда знал, что ты такой гад. Хочется сказать всем этим авторам сразу — милые, я вас оценивала прежде всего в рамках той поэтики, в которой вы работаете. И до лучших образцов её ваши стихи много не дотягивают. Они вторичны в рамках именно выбранной вами художественной парадигмы. И это важно.
И это отчасти трагично. Трагично потому, что пролётка на рессорах прекрасна и комфортна, и тот, кто желает вывести её на наши современные улицы — несомненно герой, потому, что хочешь её использовать как транспортное средство — приспосабливай к современным улицам. Это сложно. Это сложнее, чем сделать хайэнд в рамках современного автомобилестроения. Но, вдруг ты решишь какую-то транспортную или иную задачу современного города? Вот, этим надо руководствоваться, об этом думать. А не о том, что "как-то Пушкиных современных не видать".
Трагично и мастерить в подвале что-то авангардное. Потому, что из таких авангардистов выстрелит процентов пять, а остальные загнутся сами или общество их отвергнет, как непонятное и не выглядящее жизнеспособным.
Но! Уважать надо любой выбор. Потому, что мы — люди. Потому, что мы смертны. Потому, что мы здесь собравшиеся чувствуем, как тонок этот мир. Чувствуем, насколько позволяют наши пять чувств.
Отзывы
Виктория11.10.2018
Спасибо, дорогая Ирина, за эту дневниковую запись! Не имею возможности сейчас написать развернуто по каждому пункту, особенно хочется отметить ту часть, где Вы говорите о ранжированности, сравнении, думаю, что судьи должны были учитывать этот момент.
Спасибо за Вашу работу в качестве судьи. С Вами было классно, впрочем, как всегда!
Чуднова Ирина11.10.2018
хорошо бы, иметь всё же возможность поправить оценку.
У меня на том же СИ такая технология:
1. сперва ставишь оценки
2. потом в рамках одного номинала просматриваешь тексты между собой
3. окончательно определяешься
Да, это приводит к тому, что читаешь текст много раз, в разные дни, в разном состоянии, но это и приводит к тому, что ошибка минимальна.
Востриков Сергей11.10.2018
Золотые слова, Ирина.
Чуднова Ирина11.10.2018
надеюсь, там было что-то интересное.
Востриков Сергей11.10.2018
Было, предостаточно.
Максимов Владимир11.10.2018
Я бы сказал о своём, мужичьем) = поэт - это просто), это самодействующее через язык слово.
Если умеешь самодействовать, зачем тебе эти конкурсные пляжи? тиражи избранного в 90-тт, ты сделал своё дело и не лезь, брат, не дрыгай хордой, не елозь под собой и над другими...
А само это самодействие оно напрямую связано с твоей сутью, выявляйся для себя опять же, а не у шеста...
искренне, Ирина, мне жаль, сколько сил ты тратишь на вот это всё))) под названием конкурсы-кубки...потому что ты столько не написала своих стихов, пока читала это)))
Чуднова Ирина11.10.2018
Нет, после хтони передкубковой я ещё какое-то время накопить должна. Или что-то лёгкое написать, если инициируется. Это ж не то, что сел и пишу, это ж когда застанет, зацепит, захватит и всё такое.
Колокол11.10.2018
Ничего не бывает зря, и этот опыт судейства автору поста для чего-то да нужен.
)))
Максимов Владимир11.10.2018
Ирине как жюри нужен, Ирине как автору - не нужен...сколько же ирин? в одном человеке?
Колокол11.10.2018
И не сосчитать) Как и в любом из нас. Просто одни видят, понимают это и развиваются разносторонне, а другим комфортнее в рамках однажды выбранной программы плоского мира.
)))
Максимов Владимир11.10.2018
очень интересный момент вот какой =
люди действительно развиваются?
или это всё-таки клише светского общения?
это я не про Ирину, конечно...
Колокол11.10.2018
Не могу отвечать за всё человечество. Думаю, что у каждого из нас свой путь - развития, деградации или же, что бывает чаще всего, попеременной смены того и другого.
Вот сейчас прочёл эссе "Сталкер" в Альбоме, до того ещё раз пересмотрев одноимённый фильм Андрея Тарковского, и столько новых мыслей в голове появилось. Вот дам я им дальнейший ход в виде конкретных действий, или же они так и останутся на уровне мыслей, и покажет лично мне, к какой категории людей я отношусь на сегодняшнем отрезке своей жизни.
)))
Максимов Владимир11.10.2018
...!"у каждого из нас свой путь"...!
и это всё! остальное - от лукавого = развитие...деградация и пр...
Колокол11.10.2018
Не согласен. Человек сам определяет свой путь, а не выступает исключительно в роли наблюдателя, покорно склонившего голову перед роком судьбы.
)))
Максимов Владимир11.10.2018
да - у нас абсолютно разные представления и видение темы...но это же нормально и интересно.
Максимов Владимир11.10.2018
ну это же - внешний садомазохизм....
Чуднова Ирина11.10.2018
не без того. я просто привыкла быть благодарной тому месту, которым пользуюсь.
Максимов Владимир11.10.2018
я тебя понимаю, но сам никогда не любил отеческой любовью МЕСТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
Чуднова Ирина11.10.2018
Музей? Ресторан? Филармония? Библиотека?
Максимов Владимир11.10.2018
из перечисленного (+ стадионы, театры и общие бани) никуда не хожу давно)))
Чуднова Ирина11.10.2018
ясно.
Важинская Лора11.10.2018
Ира, читаю я вас, да и не только вас, и не покидает ощущение, как всё правильно и мудро человек рассуждает, чувствует и понимает ситуацию...но куда всё девается, когда он становится по другую сторону барьера, когда подвергаются суждениям и осуждениям их собственные творения... И практически всегда приписка, что я- то мол, не такой... и никогда...
И моё мнение - нельзя допускать к судейству людей, чьи работы в то же самое время и в том же месте принимают участие в квалификационном конкурсе... Все мы люди, а искушение неоправданно велико...
Максимов Владимир11.10.2018
абсолютно согласен, Лора! особенно по второму абзацу!!!
Чуднова Ирина11.10.2018
Мне нормально. Меня даже если "залупонькой" пришлёпнут, я переживу. Сама же в конкурс работу подала. Подумала, приняла решение и всё такое.
У меня после весны именно в этом смысле очень многое поменялось. Я ж в стольких конкурсах на ПБ была в числе последних. Нет, мне не всё равно, но покажи моё бухтение по этому поводу -- нет его. Если я в числе последних, это тоже что-то значит. Вот об этих смыслах я и думаю.
Важинская Лора11.10.2018
Я не знаю, что написали по-поводу твоей работы (я её, кстати, не идентифицировала), но согласись, трудно удержаться от резких высказываний, если в одно и тоже время твою работу чихвостят и в хвост, и в гриву, а тебе надо судить текст, скорее всего, не шедевр, и возможно, ниже по уровню, чем твой...
Объективность падает в разы, вот о чём я...
Чуднова Ирина11.10.2018
Во-первых, я -- судья литконкурсов в сети с приличным стажем, и имею опыт игры, когда я кого-то сужу и одновременно играю.
Меня волновало то, какую работу подать и идти ли играть вообще в квалификацию. Свою работу подала вечером первого дня. Всё, с момента окончания подачи работ я перестала об этом думать. От меня уже ничего не зависит.
У меня нет ощущения, что моё право писать стихи как-то зависит от того, что там моё стихотворение выиграет. Или мимо чего пролетит.
Я представила то неприятное, что будет в худшем случае -- те, кому я поставила низкие оценки в Отборе, позлорадствуют, попинают меня, поплюются. Вряд ли там будут важные для меня люди. Ну, может и скажут задевающую гадость, может обидно будет. Переживу. Это будет потом.
Неприятно, когда лезут и говорят под руку (есть те, которые не понимают, когда именно у меня это "под руку", и особенно неприятно, когда это люди, которые близко). Это может серьёзно выбить из колеи.
Остальное не важно.
Важинская Лора11.10.2018
К сожалению, такие не все - с опытом и умеющие абстрагироваться...)
Анна Стефани 211.10.2018
Спасибо Ирина!!! Это исповедь великого гуманиста и состоявшегося профессионала!!! Уважаю.
Чуднова Ирина11.10.2018
Нет, не профи, это точно. Я просто в поиске, я -- исследователь.
Скабичевский Александр11.10.2018
Отличный пост, ёмко и по делу! А первая строка (до второго "понимаю" включительно) - это буквально зачин для стихотворения ;-)
Чуднова Ирина11.10.2018
действительно, там метр чёткий ))) такое ироническое ))) напрашивается.
Скабичевский Александр11.10.2018
Ну да. И игра слов "понимаю-понимаю" хороша. Правда, накидают плюх за однокоренную-однословную-%_обругай_как_хочешь_% рифму ;-)
Чуднова Ирина11.10.2018
обязательно накидают! и это -- счастье )))
Kaibē11.10.2018
Вот под всем подпишусь, даже не читая мелкого текста в сносках )
Чуднова Ирина11.10.2018
потом почитай)))
Колокол11.10.2018
Несколько сумбурно, но про пролётку в самую точку. Одно могу сказать с уверенностью: тебя всегда интересно читать, потому что ты можешь (уже или давно) позволить себе быть искренней, собой, ни перед кем не рисуясь, не изображая великого знатока поэзии или же маститого критика.
)))
Чуднова Ирина11.10.2018
Спасибо, Саша! ))
Идея поиска себя, своего голоса, очень для меня важна. Тут никак иначе.
Колокол11.10.2018
Именно это и интересно, потому что какие-то вещи, которые ты отбрасываешь в процессе поиска, как неблизкие для тебя, могут оказаться полезными кому-то ещё. Ты уже забыла про них и пошла дальше, а я, к примеру, взял на вооружение.
)))
Чуднова Ирина12.10.2018
ну, вот и славно ))
Ипполит Лунёв11.10.2018
Всё это такие мелочи, Ирина, что не стоило бы уделять им столько внимания. )
Чуднова Ирина11.10.2018
Мне захотелось, Пол ))
Ипполит Лунёв11.10.2018
Хороший аргумент. Правильно: "ни в чём себе не отказывай" и "бери от жизни всё!" ))
Чуднова Ирина11.10.2018
До тех пор, пока это не граничит с разумным и безопасным и не вредит мне и другим ))
Ипполит Лунёв11.10.2018
О! В этих словах - мудрость и добродетель!
Как я Вас понимаю, Ирина! Мне ли Вас не понять. ))
Чуднова Ирина12.10.2018
то есть так!
В. Смайликов11.10.2018
Боже мой, какая у Вас голова!.. столько образности и страсти... горжусь, что Вы моя землячка, честно!...)
Ипполит Лунёв11.10.2018
Никак откинулся? С возвращеньицем! )
В. Смайликов11.10.2018
Ё-моё, я уже чуть обратно не вкинулся...
Вы чё, телевизор не смотрите, радио не слушаете, газеты не читаете?... )))
Спасибо...)
Ипполит Лунёв11.10.2018
Не слежу я за "страстями",
Не читаю я газет
И спецом за новостями
Я не лажу в Интернет.
Скинул радио с балкона,
Телевизор пнул за дверь,
"Мыльницу" отдал знакомым.
Стал счастливым я теперь! ))
В. Смайликов11.10.2018
Для полного счастья часы бы надо вдребезги...или в ломбард, если золотые... )
Ипполит Лунёв11.10.2018
Часы никогда не носил. ))
Чуднова Ирина12.10.2018
А телефон сменил.. Я была в Ростове, звонила много раз. Втуне.
В. Смайликов12.10.2018
Возможно я просто не брал, видя незнакомый номер... так как авантюристы телефонные лютуют в последнее время , часто достаёт невесть кто с просьбами ответить на анкету, или предлагая какой-нибудь семинар, а то и перезвонить, типа денег нет, а потом...ку-ку...и у меня уже нет....Россия, матушка...)
Чуднова Ирина12.10.2018
у меня тот же, что и весной. впрочем, уже дело прошлое. но с этими блокировками никакой социальности не вышло..
В. Смайликов12.10.2018
Да, сожалею, очень... может быть случиться ещё посоциализироваться...)
Чуднова Ирина12.10.2018
рано или поздно доеду до Ростов-Дона, тем более, аэропорт Платов мне симпатичен.
Бритвочка)11.10.2018
Если честно, Ира, вообще не поняла - к чему этот текст?
Для чего?
Чуднова Ирина12.10.2018
Захотелось записать для памяти. Потом, может быть, про какие-то частности что-то разовью. Или не разовью.
Бритвочка)12.10.2018
Тогда понятно.)))
Почитайте стихи автора
Наиболее популярные стихи на поэмбуке

