Скачко (Полеви) Елена
Почему я не люблю грамматические рифмы
6 янв 2018
Грамматические (особенно, глагольные) рифмы - вечный камень преткновения в спорах.
Все, впрочем, было бы ничего и не выходило бы за пределы личного выбора, если бы не конкурсы, в которых часто за подобное снижают оценки.
И я, скажу откровенно, тоже снижаю.
Почему?
Попробую объяснить.
Для начала закономерный вопрос: использую ли я грамматические рифмы?
Безусловно, куда же без них? Полностью их избежать, наверное, можно, но это будет уже слишком сложная словесная эквилибристика, в которой я просто не вижу смысла.
Потому что 100%-тно оправданная грамматическая (и даже глагольная) рифма не раздражает, не бросается в глаза, не портит общего впечатления. Ведь есть слова, заменяя которые, мы получаем, возможно, более изысканный и художественный текст, но уж точно не естественный.
А текст, на мой взгляд, при всех его красивостях и нешаблонностях, должен быть таким, чтобы ему доверяли.
В качестве примера проведу параллель из своего главредовского журнального опыта.
Есть замечательные слова "любовь", "счастье", "мода", "красота", "дети" и пр., которые очень часто используются в женских журналах. Более того именно на эти слова, как мотыльки на свет, слетаются читатели. И Бог с ними вроде бы, но когда приходит время придумывать анонсы на обложку, тут наступает редакторский стопор. Потому что вдруг оказывается, что три анонса из десяти хочется написать со словами "любовь" и "любить", "счастье" и "счастливый", "мода" и "модный"... Нет, конечно, русский язык богат, заимствования нынче не в опале, редактор всегда фантазер, поэтому "модный" быстро меняется на "трендовый", а "дети" на "малыши"... Ну и так далее. А потом смотришь и думаешь, но ведь именно "любить" хотелось написать, а не "сходить с ума"... Но нас учили не повторяться. Искать варианты. Быть разнообразными.
Понимаете, о чем я?
А потом я проанализировала и сделала вывод, что западные редакторы не парятся. На англоязычных обложках "love" и "happy" могут повторяться в каждом анонсе, и всех это только радует. Еще бы! Чем больше счастья и любви, тем лучше! И читатели именно этого хотят, даже если не осознают.
В общем, когда из песни слов не выбросишь, то так тому и быть...
Но давайте будем честными.
В большинстве случаев грамматическая рифма (чаще глагольная) процветает потому, что это самое простое решение из всех существующих. Потому что нет доступнее рифмы, чем глагольная. Это вообще не требует никакого поиска, к любому глаголу генератор выдаст сразу сотни вариантов.
Можно ли назвать это поэзией?
"Можно!" - скажут многие.
И основной аргумент будет железобетонным: так писал Пушкин.
Я вам больше скажу. Не только Пушкин. Так писали почти все поэты второй половины 19-го века (вслед на Пушкиным). И 20-й очень долго держался на этих принципах. Есть настолько красивые и оправданные вещи, что я даже не удержусь от примера:
"Ты меня на рассвете разбудишь,
Проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь,
Ты меня никогда не увидишь..."
Надеюсь, все помнят, что это Вознесенский.
Пушкин писал так - да. И это было нереально круто по тем временам.
Пушкин писал так не потому, что не умел иначе. А потому что его миссия и роль в поэзии была совершенно другой: дать право обычному, удобоваримому, понятному всем языку стать поэтическим.
Революция Пушкина именно в том и заключается, что он вывел поэзию из беспросветной "тредиаковщины", читать которую мог только специально подготовленный читатель. И то, возможно, зевая...
Это очень вкратце, безусловно.
Однако все развивается. И требует иных революций (о, Бог мой, КАК я не люблю это слово!) и обновлений.
Поэзия не может быть прежней и неизменной хотя бы потому, что даже язык не закрытая, зацементированная структура! Не говоря уже об обществе, о человеке, о цивилизации в принципе...
Мы же не ходим в котелках эпохи Пушкина и в башмаках пастернаковского периода, правда?
Мы же ищем новые идеи во всем, начиная от котлет и собственной прически...
Мы же смотрим "Хождение по мукам" образца 2017, а версию 50-х годов, как и алфёровско-пенкинскую, считаем пусть и прекрасной, но все-таки историей?
/Сейчас я получу за последнюю фразу, я это понимаю, но пишу сознательно, потому что о пользе и необходимости ремейков или новых версий старого материала обязательно еще выскажусь :)/
Лично для меня поиск более сложной (или фантазийной) рифмы (а так же формы, лексики, идеи и пр.), чем глагольная, это и есть творчество. Мне даже в магазине не интересно брать платье с витрины, я люблю порыться в залежах. А лучше сочинить себе платье с хорошей портнихой.
Для меня это грандиозная разминка для мозга, побег от маразма, если хотите))) Да, мозги, как и тело, тоже нужно тренировать :)
Для меня это и есть развитие, попытка сказать что-то свое, выйти за рамки (порой свои собственные), поэкспериментировать.
Поэтому рифмы типа ландыши/ладно жить, кусай его/хозяева, все равно ведь/брови, врача/вращать, сталинки/стареньком и пр. очень люблю, радуюсь им, как долгожданным нарциссам ранней весной, специально их ищу (или ращу:)).
Хотя бы потому, что такие рифмы не выдаст ни один сетевой генератор.
И, читая других, я тоже всегда вижу и чувствую этот поиск, испытываю настоящий драйв от открытий и оцениваю такое творчество высоко. И не скуплюсь на комплименты.
И еще. Если стихотворение Вознесенского, известное по "Юноне и Авось", вы дочитаете до конца, то увидите, что кроме глагольных, там много нетипичных, фонетических, неточных, но поистине эксклюзивных рифм. Поэтому и не смотрится столь критично эта "глагольная" строфа.
Искренне желаю всем радости от того, что вы делаете! Просто не лишайте себя возможности стать изобретателем! Хотя бы в своем маленьком мире. Поверьте, это очень уютно...
P.S. Надеюсь, Андрей Найдис мной сегодня доволен. Создаю контент :)
Для тех, кому за чувством юмора нужно лезть в задний карман джинсов, сообщаю, что я шучу :)
Надо будет как-нибудь устроить фестиваль (выставку, конкурс, презентацию?)необычных рифм.
Отзывы
Сергей Касатов06.01.2018
Любопытно, что активное использование глагольных рифм обычно отражает не столько уровень "душевности", сколько, через примитивное качество содержания - индивидуальный уровень взрослости.
Примитивное не означает "плохое" или низкопробное. Означает лишь уровень, не более. Невзрослеющие поэты - остаются таковыми неврозлеющими, прежде всего, личностями. И эта намеренная поза адептов пушкинской рифмы - не более, чем инфантильная поза. Паразит создан природой, чтобы потреблять, а не созидать.
Скачко (Полеви) Елена06.01.2018
Ну, ты вообще жёстко)
Пономаренко Юрий07.01.2018
Это как-то похоже на то, что стыдно не знать когда родился Ленин, Сталин, Гитлер и т.д. Так же как стыдно не знать всей поэзии мира ведь только тогда, можно воспроизвести что-то действительно новое, я к примеру не знаю какая рифма Пушкинская, какая рифма у Бродского, Есенина и т.д. это мне не мешает жить и мыслить, так понимаю, что низкопробность заключается в повторении того что было? Будем молчать вместе(по-большому уже всё сказано) или у нас есть, что сказать кроме зациклинности на рифмах и своём величии, и коньюнктуре? Я себя считаю человеком не грамотным в этой области, но очень даже грамотен в другой области и меня в ней не одолевает снобизм, все мы родились на свет, не зная ни одного слова и каждый двигается своим путём... Вы знаете для чего создан природой паразит?! Вам на этот вопрос сама природа отвечала лично? Мы люди слишком много на себя берём...
Рейм Илья07.01.2018
Жёстко, но не без горькой правды. Когда идёт активное использование глагольных рифм, и не в качестве специфической приправы, а в качестве основного фона, это говорит об уровне подхода «лишь бы зарифмовать», что и есть совершенно детская задача. В то время как «взрослые» задачи вообще другие.
Марина Кнутова06.01.2018
Актуально и мудро! Как и твои стихи! Вот за что тебя и люблю, как добрая половина жителей сайта
Скачко (Полеви) Елена06.01.2018
Спасибо, Марина) взаимно)
Nik19 Николай Поломошнов06.01.2018
Ну что здесь можно добавить?!
Какое интересное "разжёванное" определение процесса!
Вот только бы не растерять при поиске необычной рифмы первоначально вспыхнувшего чувства, мысли.Однако, углубившись в заросли образов, находишь что-то новое или что-то теряешь.И это -- интересно, увлекательно!..
И всё-таки грамматические рифмы нужны, но в меру!И не надо судить за них строго?!
Иванов Анатолий06.01.2018
- Ты, что, хромаешь, как поэт?
- Без рифмы я глагольной!
Сказала Лена рифме «нет»,
Скачу, как малохольный!
Её не разбудишь, её не увидишь,
Её не забудешь, и с нею не выйдешь,
А надо к Андрею, где эта дорога!?
- Ну, что, ты, болезный, найдём, ради Бога! )
Важинская Лора06.01.2018
О! Фестиваль рифм - это круто! Это реальный креатив! Я -за и руками,и ногами, и мозгами))) ( смеюсь только над мозгами, остальное - серьёзно))
Скачко (Полеви) Елена06.01.2018
Давно об этом думаю, никак концепцию не придумаю)
Важинская Лора06.01.2018
Вы натолкнули на мысль, надо бы обдумать...
Влад Сколов06.01.2018
Лена! Это обязательно надо в Альбом!
И закрепить, хотя бы на сутки!)
Скачко (Полеви) Елена06.01.2018
Да вот как-то не подумала)
Влад Сколов06.01.2018
Те, кто регулярно читает Скачко, и так на 100% согласятся.
А вот те, кто исключительно душёй пишет, пусть почитают и задумаются.
Может быть.)
Скачко (Полеви) Елена06.01.2018
Влад, жаль, что многие не хотят признать - душа и хорошая рифма не исключают друг друга))
Влад Сколов06.01.2018
И даже более того!)))
Елена Штерн06.01.2018
Глагольная рифма прекрасна! Но...в меру https://poembook.ru/poem/341405--svobodnyj-ekspromt-%28-na-konkurs%29
И не в рифме дело. В Поэзии важно - поцеловал Бог в лоб или нет)) Талант. Если его нет, никакая идеальная рифмовка не поможет.
CKOMOPOX06.01.2018
Вот, сразу видно - редактор, причём главный! Все точки над Ё расставили )
Я, в принципе, с вами полностью согласен. Я, просто, против того, когда за деревьями леса не видят, а за рифмами самого стихотворения. Бывает же, встретишь у кого-нибудь чудо как хорошее, простенькое, в смысле, не вычурное, стихотворение, и только после приглядишься, а половина рифм грамматических, и думаешь - ну фиг на них, ведь хорошо же. А в комментариях найдётся, какой-нибудь грамотей, который напишет - "рифмы - слабые", а о самом стихотворение ни слова, а там мысли, образы, настроение.
Манахов Александр06.01.2018
Великими становились только новаторы, это в любом виде творчества.
Серёгин Сергей06.01.2018
Лен, ты права на все сто! С удовольствием прочёл твои соображения, которые совпадают с моими мыслями целиком и полностью, как говорится). Я тебя люблю ещё больше, хотя трудно это представить, как можно ещё больше). С Рождеством Иисуса Христа поздравляю!!! Всех тебе благ!!!
Скачко (Полеви) Елена06.01.2018
Спасибо, Серёжа!!!! Обнимаю)
писец06.01.2018
Лен, аправильно, тоглько главное, чтоб с водой не выплеснули ребёнка: вижу и обратный эффект: оценивают строго сами рифмы -не видят практически остального... Да, нужны современные рифмы, но... набор хороших рифм ещё не поэзия... вижу и довольно много авторов, пренебрегающих рифмой, но пишущих хорошо.... но бездари ,да, отстаивают своё право нести пургу малорифмованную километрами и грамрифма просто своей лёгкостью этому способствует. Тукт нужно сказать о том, что вот могут быть отличные рифмы и непоэзия и простенькие- поэзия... но , безусловно, н76ачинающим нужно начинать св отработки технических навыков, т.е. научиться рифмовать с современными рифмами... только это всё-таки только азы...
Тихая06.01.2018
Все эти новоиспеченные ремейковые "хождения по мукам" и прочие "каренины" - такое фуфло, которое смотреть после "истории" просто невозможно. То же самое относится и к старым песням на новый лад. Уши вянут. Настоящие мастера постепенно уходят, а на смену-то ничего и нет.
CKOMOPOX06.01.2018
Не скажите. А "Идиот" с Мироновым? Сугубо на мой вкус, его Мышкин мне больше нравится, чем Мышкин Яковлева, при всём моём уважении к последнему.
Тихая06.01.2018
Не смотрела и нет желания. Но придётся. Потом сделаю вывод.
Елена Штерн06.01.2018
Если вы хотите,чтобы ваши стихи запоминались, не бойтесь, будьте свободными, используйте любые рифмы ,в том числе и глагольные)) Это так же, как в музыке "золотая секвенция"))) Удачи всем! С наступающим Рождеством!!!
Со мною вот что происходит:
Совсем не та ко мне приходит,
Мне руки на плечи кладет
И у другой меня крадет.
(Евтушенко)
Каждый пишет, как он слышит,
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить.
( Окуджава)
Бекорюков Алексей06.01.2018
Благодарю, Елена, за систематизацию мыслей, которые дотоле пребывали в виде обрывков! Оригинальная рифма и читается сочно, и стих долго смакуется... Конечно, не в ущерб смыслу.
Единственное, что хотел бы поменять у вас: "На англоязычных обложках "love" и "happy" могут повторяться в каждом анонсе, и всех это только радует" на: "иллюзии любви и счастья радуют глаз быдла, лоснящегося вместе с читаемым им глянцем".
Маргарита Крутова06.01.2018
Спасибо, Елена! Просто бальзам на душу.
Макеенко Людмила07.01.2018
Почти со всем согласна. Новые составные рифмы ищу постоянно, а когда нахожу - ощущаю себя именно "изобретателем".)
Part1sanka07.01.2018
Мне кажется, такое надо дублировать в альбом...
Рейм Илья07.01.2018
Елена, не буду оригинален. В альбом бы... И ведь не поздно.
Песецкий Сергей08.01.2018
Словарь разновидностей рифмы. В.В. Онуфриев определяет ПАРАЛЛЕЛЬНУЮ ИЛИ ГРАММАТИЧЕСКУЮ РИФМУ как рифму с использованием слов одинаковой части речи в одинаковой грамматической форме. http://rifmoved.ru/rifma-5.htm. В справочнике десятки разновидностей рифм . Составителям крнкурсов следовало бы чётче указывать какие рифмы приветствуются, какие не желательны для конкретного соревнования, чтобы исключить произвол модераторов и произвол голосующих.
Почитайте стихи автора
Наиболее популярные стихи на поэмбуке

