Этим летом

Этим летом, когда я приехал в Крым, друзья, которых я так давно не видел, уговаривали меня сходить с ними в горы, я долго препирался, но, в конце концов, сдался и согласился. Мы пришли ко мне в гараж, обсудить все нюансы этого похода, я видел и слышал, как они спорят, выбирая маршрут, но мысли мои были далеко, я подсчитывал в уме, сколько прошло времени с тех пор, когда в последний раз был в горах. Глядя на них, я улыбался, вспоминая свою юность, сколько было пройдено маршрутов: Ай-Петри, Красные пещеры, Аю-Даг, Медведь гора, гора Кошка, Сталактитовые и Сталагмитовые пещеры, Керченские заброшенные катакомбы на Бачарке по которым можно даже было выйти возле Феодосии, Перевальное зимой и катание на чём попало, гора Верблюд и Чатал – Кая, Четыр – даг, Кара – Даг, средневековый пещерный Успенский монастырь, город – крепость Чуфут – Кале, Карстовые пещеры, пещеры МАН, Солдатская, Бузлук, водопад Джур -
Джур.Купив билеты в кассе в сторону Ялты, мы пошли к троллейбусу, выезжая за город, стали открываться очень красивые места, горные и лесные массивы, в отличие от степного Крыма, дальше мы в полудрёме поехали по Ялтинской дороге через перевал, позже я уснул. Люди, отдыхающие на курортах Южного побережья Крыма, в большинстве своем и не подозревают, что рядом с ними находятся места, способные соперничать по красоте с самыми известными мировыми заповедниками. Речь идет о горной части Крымского полуострова, которая даже человеку, лишенному творческого воображения, покажется сказочной страной.
Неприступные скалы, реликтовый лес, холодные родники и поражающие своей первозданной мощью и хрустальной прозрачностью водопады. Впрочем, всех красот, которые предстоит увидеть любителям горного туризма в Крыму, не перечесть. Чего стоит одна только Долина привидений - природный заповедник на западном склоне горы Демирджи, что находится километрах в ста от Алупки. В пяти километрах от Алушты налево поворачивает узкая асфальтовая дорожка, она ведет к селу Лучистое (бывшее Демирджи), расположенному у подножия одноименной горы. Кстати, по этому шоссе очень удобно срезать угол, если вы едете от Симферополя через Ангарский перевал в сторону Судака. Через село можно проехать прямо к туристской тропе, ведущей к знаменитой Долине Привидений. Тропа — любимая декорация кинематографистов. Здесь снимали едва ли не все горные эпизоды советских фильмов. Местные жители с удовольствием покажут вам крепость, построенную для боевика «Сердца трех», или камень, на котором танцевала твист бесподобная Наталья Варлей из «Кавказской пленницы».
Разбудили меня перед остановкой, мы долго выходили, вынося вещи, но водитель нас подождал, отблагодарив, его мы стали надевать рюкзаки, все были полусонные и поэтому выглядели смешно.
Я не буду много описывать, как мы шли через селение, на мой взгляд, это было нудно, мы каждый раз останавливались, и обсуждали, где мы будем разбивать лагерь, пока не дошли до колодца.
Умывшись, напившись и освежившись, мы пополнили запасы воды и отправились бодряком в путь, делая при этом несколько привалов.
На одном из последних я сказал, что я знаю хорошее место, и что когда-то,
очень давно, мы разбивали, там лагерь я даже вспомнил, что там был рядом ручей. Мы вышли на тропу, которая подходила к огромному конгломерату.
Когда мы стали приближаться к скалам, справа от нас была видна голова властной женщины, честно говоря, я слышал много баек, про огромных размеров выдолбленную очень высоко в скале голову, существовало много легенд, одна из них, что якобы русские солдаты Кутузова назвали её в честь
Екатерины второй.
Существует и еще одна версия происхождения каменных изваяний. Однако версия эта сказочная. Местные жители расскажут вам легенду о том, как много-много лет назад на крымскую землю пришли кочевники. Жестокости их не было предела - они жгли села, убивали жителей, многих угоняли в рабство.
Однажды предводитель кочевников взглянул на вершину Демирджи и увидел курящийся над ней дымок. "Настоящая кузница! - воскликнул он. - Там мы будем ковать оружие для наших воинов", - и подозвал к себе одного из своих военачальников, которого все звали Чернобородым: "Ты возьмешь в ближайшем селе самых сильных мужчин и отведешь их на вершину горы. Пусть они построят там кузницу и начинают ковать мечи".
С того дня над горой полыхало пламя, по ее склонам сползал черный дым, а земля сотрясалась от ударов молотов о наковальню. Поговаривали, что Чернобородый был колдуном, поэтому воины, вооруженные мечами, выкованными в высокогорной кузнице, становились непобедимыми.
Пламя, раздутое в кузнице, сушило землю, сжигало виноградники и сады, губило речки.
В стране начались голод и мор. И тогда на вершину горы отправилась девушка по имени Екатерина. Преодолевая страх, она подошла к Чернобородому и стала умолять не губить ее народ и потушить огонь в кузнице. Но колдун лишь рассмеялся в ответ, а потом схватил девушку и впился в ее губы страстным поцелуем. Екатерина оттолкнула насильника, и он, выхватив из-за пояса кинжал, вонзил закаленную сталь в горло несчастной.
Говорят, что гора не вынесла такого злодейства. Из вершины ее вырвалось пламя, склоны задрожали, и по ним покатились огромные валуны. Все вокруг окуталось непроглядным туманом. Когда же туман развеялся, люди из окрестных селений увидели, что на склоне Демирджи застыли удивительные каменные изваяния, напоминающие бегущих в ужасе людей. Один из каменных столбов высотой 25 метров походил на Чернобородого. Его называют Великаном. А неподалеку находился валун, очертаниями напоминавший женскую голову. Ему дали имя Голова Екатерины.
Мало кто помнит сейчас эту легенду, и люди идут в Долину привидений не для того, чтобы поклониться памяти несчастной девушки, а чтобы стать свидетелями чудес, которые и по сию пору творятся здесь. Гора Демирджи, освещенная лучами солнца, каждый час меняет свой цвет, а от каменных призраков ползут причудливые тени. По вечерам, незадолго до захода солнца, тени эти начинают перемещаться как-то особенно быстро. Кажется, что до наступления темноты они пытаются добраться до какой-то, одним им ведомой цели. Это производит жуткое впечатление.