Тянь-Шань

Этот поход изначально попахивал авантюрой. На Тянь-Шань обычно ходят в мае, когда в горах лежит снег. Он решает проблемы с водой и облегчает проход многих перевалов. Но вдруг появилась возможность присоединиться к группе учителей географии. А когда у них есть свободное время? Только летом.
В памяти осталось много приятных воспоминаний. Это и чистые горные реки, воду из которых пили без кипячения, и захватывающие виды, и гостеприимный местный народ, всегда готовый прийти на помощь. Впечатлили снежные вершины Чимгана и воспетая известным дуэтом Бричмулла. С особой теплотой вспоминается катание на ослике. И, конечно же, запомнилась ни с чем не сравнимая, душистая сладость горного меда и узбекских дынь.
Но была и обратная сторона медали. Все особенности летнего похода в этой местности пришлось испытать на собственной шкуре. Наш руководитель тоже был немного обескуражен возникающими на ровном месте трудностями. Пару раз нам пришлось корректировать маршрут из-за нехватки воды.
Стояла жара, обычная для этого региона - плюс 35 в тени. Нас же это заставляло обливаться потом. А рюкзак за спиной, а затяжные подъемы ... Поэтому после обеда мы всегда устраивали небольшую сиесту. Зато потом шли до самой темноты. А темнота в горах наступает мгновенно.
Пройдя очередной перевал, мы решили ускорить спуск и пойти по высохшему руслу реки. По весне такие реки полноводны от тающего снега и легко перекатывают огромные камни, которые сейчас лежали на дне и казались достаточно устойчивыми. Мне нравится передвигаться по таким камням. Как когда-то давно учил нас инструктор, нужно видеть на несколько шагов вперед. Тогда трудная дорога превращается в веселое перепрыгивание с камня на камень. Главное, в одно место можно наступать только раз и только одной ногой. Двигаешься очень быстро и легко. Я слишком увлеклась и оторвалась от основной группы на приличное расстояние. Русло реки начало превращаться в каньон. А поскольку время приближалось к вечеру, то в каньоне становилось сумрачно. Настроение мое поменялось.
Я подняла голову, посмотрела вверх и вдруг, потеряв равновесие, начала заваливаться назад. Чисто инстинктивно ухватилась за яйцеобразный камень, почти ростом с меня, стоявший сбоку. Камень подался в мою сторону. В какие-то секунды я представила, что произойдет, если он меня накроет. "Сколько же неприятностей я принесу людям", - промелькнуло в голове. В основании камня что-то хрустнуло, он повернулся в своем ложе, но дальше не пошел, только до крови разодрал мне коленку. Я присела рядом, разглядывая ссадину и радуясь, что все так хорошо закончилось. Руки и ноги била мелкая дрожь, сердце колотилось с бешеной скоростью. Вскоре появились мои коллеги.
- Ты что сидишь?
- Вас жду. - сказала я, решив, что никому не расскажу про свою оплошность.
Прошли еще с полчаса. Темнело. Каньон становился все глубже. Дальше идти расхотелось. Стали искать возможность подняться наверх. Скоро подходящее место нашлось. Мы вышли из каньона и по достаточно крутому склону, поросшему невысокими деревьями, начали спускаться вниз. К реке, протекающей в ущелье, добрались уже в полной темноте. Быстро поужинали. Палатки решили не ставить. Легли спать, расстелив спальники на берегу. Каждый смотрел на россыпи звезд в черноте неба и думал о своем, пока от усталости не закрылись веки.