Поэмбук / Конкурсы / Стихи по-русски. Третий сезон. Первый тур. / Шлем

Шлем


У него и мопедки-то не было отродясь —
только шлем кругло-белым яйцом… Где добыл — загадка.
А ещё он не верил, что Смык — участковый и власть:
«Разве двоечник бывший в деревне убдит за порядком?!»
 
Рыжегривый, босой — ребятне местной шут и остраст.
На закрайках такому кто рад?! Но… живи-соседствуй.
Починял дурачок палисад, и за разом раз
на жердину, упёртую в небо, шлем ладил к месту.
 
«Зря смеётесь! От инопланетных силков оберег!»
И в бельмо на жердине уставится, точно в глаз ясный божий.
«Вот помру, а мой шлем защитит пострелят от бед,
и неверящих вас упасёт, и случаем в село захожих».
 
... хоронили всем скопом. Дивились — битком погост.
Поминали добром. Отрывной календарь листали...
Был блаженный "начитан", упирист, в речах не прост,
выпивал, но всегда по-причинно. По избам знали
 
спозаранку: сегодня юродивый пьёт «в знамен
правой битвы». Вчера пил «во славу Пасхи».
 
Поменял дом хозяина: левый поправлен крен,
окна новые — цвет скорлупы у краски.
 
Но на жерди нет шлема…
 
А хочется, чтобы был.
Потому как
Смык спился,
и вздёрнулся батька в хлеве.
Дохнет рыба в реке,
хорь залётный курей подавил…
 
И что день — на душе неспокойно.
… не как при шлеме.

Голосовать

Оценка жюри
11.44
Общая оценка
15.46
Народное голосование
4.02

Комментарии (23)

сам текст хорош, идея нравится, не слишком неологизмы и хочется большей композиционнной выстроенности, но лиризм подкупает...
Автор пользователю Кабачкова Ирина , 8 июн в 10:19
Ирина, спасибо. Но про "неологизмы"... не соглашусь. )))
Кабачкова Ирина пользователю Автор , 8 июн в 20:08
это вкусовщина -не берите в голову- просто поставьте галочку- может, в следующий раз без них обойдётесь)))
Автор пользователю Кабачкова Ирина , 8 июн в 20:15
Ирина, не смогу я без этих слов, ну, никак не смогу! Потому как это не неологизмы. Ни разу))). Мы "этими словами говорим". Вологодские мы))) - ещё и "пограничные": бывшие Новгородские и Ленинградские, да с соседними Тверскими через ручей))). ПС: Ирина, спасибо за участие и подсказки. Я ценю.
Кабачкова Ирина пользователю Автор , 8 июн в 20:48
остраст?))) ладно уж... просто не как при шлеме... стишок-то хороший- что ж вы переживаете так?))) плохой дифирамб от меня?)) ладно! товарищи! стих очень хорош! надоть?- разбор могу сделать- доказать сказанное!)))))))))
Автор пользователю Кабачкова Ирина , 8 июн в 20:57
Ирина, я не переживаю. Уже совсем. Если честно, я со стихами завязала. В прошлом всё - скучно стало. Не моё это. ПС: про "остраст" - да, соглашусь. Да и с остальным, пожалуй, тоже. Но мы действительно на такой "мешанине" говорим. Я её ещё и люблю: вернулась и радуюсь, когда удаётся "уникумов" послушать. А их тут есть))).
Кабачкова Ирина пользователю Автор , 8 июн в 21:04
блиннн... вот не надо мне шить, что я диалектизмы принимаю за неологизмы! где ж я вам за них-то попеняла ? а? нигде! насчёт завязала- ой, сколько раз я завязывала- прям аж страшно представить!))) и годами не писала, но вот если эта зарраза в тебе сидит -никуда от неё не денешься! но реально частенько перемыкает -и ни строчки!
ostrovityanka , 5 июн в 19:38
пАлисад. Мопедка, остраст - ну, не знаю! Но убдит меня сразило наповал) Понимаю, что лексика эта очень важна в стихе, но... где так говорят?
Автор пользователю ostrovityanka , 8 июн в 10:19
С "убдят" да - сложновато получилось. И в полисаде наверняка ошибка. Но всё остальное... чистая Вологодская речь. Область у нас огромная: в разных краях говорят совершенно на разных диалектах. Вепсов мы даже не понимаем. Часть области раньше относилась к Новгородчине, часть и сейчас говорят не окая на питерский манер, потому как относилась в Ленинградской области. Вы бы слышали, сколько всего намешано в речи деревенских аборигенов, живущих "на пограничье".
Дактиль Птеро , 5 июн в 22:52
Мне понравилось. Трогательная история. Использование диалектизмов, на мой взгляд, вполне уместное, придаёт особенный стиль и колорит стихотворению. Неологизмов не увидел... Успехов!
Автор пользователю Дактиль Птеро , 8 июн в 10:12
Спасибо, добрый человек. Но я единственный участник конкурса, который не хочет даже в двадцатку лучших: стихи во мне уже закончились. На второй раунд уже ничего не напишу. "Шлем" был последним. Подозреваю, что пара лет стихоплётства нужны были только для того, чтобы выполнить долг перед деревенским юродивым - написать в память ему "Шлем".
Брагин Илья , 5 июн в 23:45
"Закрайки", "остраст", "упирист", " случАем" - что это за лексика?!
Автор пользователю Брагин Илья , 8 июн в 10:08
Илья, все наши, родные, Вологодские. Спасибо за комментарий.
К некоторым словам есть вопросики, но ... всё гармонично! Всё работает. Пятёрочка.
Автор пользователю Смольников Владимир , 8 июн в 10:07
Владимир, слова "натуральные". "Ими говорят" вокруг меня все и ежедневно. И блаженный наш так говорил: любил "умные" слова из календаря (отрывного), мешал их с народными с удовольствием и своеобразно. ПС: а шлема да - очень в моей деревне теперь не хватает.
Я понимаю, колорит, но как-то от всех этих "убдит", "остраст", "на закрайках", "упирист", "по-причинно" отдаёт солженицынским "новостароязом". По-моему, переборщили (или уже "надбурякали"?)
NB Писал до открытия каментов, так что никого не перепевал.
Автор пользователю Скабичевский Александр , 8 июн в 10:56
Александр, это не "колорит" - это мы так говорим)))). Спасибо за комментарий.
Настурция , 6 июн в 20:30
Поставила стихотворению высокий балл, потому что стиль выдержан, читать было интересно, и финал очень уж хорош. По поводу споров вокруг "убдит" - улыбнуло, но абсолютно не помешало в этом контексте. Единственное, что не совсем понравилось - местами слишком уж скачущий ритм, который всё-таки здорово мешает восприятию.
Автор пользователю Настурция , 8 июн в 10:03
Настурция, радостно видеть вас, радостно читать такие слова! Спасибо!
Глазунов Артем , 6 июн в 22:33
Взрыв мозга в хорошем смысле, не замечал ни сбоев ритма (были, нет? показалось многие строки разной длины) ни вообще каких-то огрех, картина маслом, как из детства. Был такой персонаж блаженный в селе, только у него свой шлем был. Кончил так же. 5 баллов.
Автор пользователю Глазунов Артем , 8 июн в 10:02
Артём, сразили наповал! Пошла переживать свою "маленькую победу"! низкий вам поклон.
Глазунов Артем пользователю Автор , 8 июн в 19:35
Бля буду жалко Смыка... и курей, что хорь подавил. Вас с реальной поэтической удачей.
Сюжетные стихи хорошего качественного исполнения и достаточно высокого уровня. Некая авторская эмоциональная отстранённость настораживает и откровенно пугает читателя безысходность: "Смык спился, и вздёрнулся батька в хлеве. Дохнет рыба в реке, хорь залётный курей подавил…"
Автор пользователю Боровкова Марианна , 8 июн в 10:01
Марианна, я вам очень благодарна! Волнительно было.
Хороший стих. Автор сумел донести до читателя задуманное. Высшая оценка.
Автор пользователю Рогалев Николай , 8 июн в 10:00
Низкий поклон, Николай. Знакома с вашими работами очень хорошо - оттого высший бал от вас дорог особенно.
Лизавета Ли , 7 июн в 15:55
Еле прочитала, извиняюсь
Пронзило до глубин... но не с первого раза... )
Автор пользователю Севостьянова Нина , 8 июн в 9:58
Нина, вот такое - не с первого раза читающееся - писалось последнее время. Думаю, "Шлем" - последнее, что написала. Ощущение, что все стихи написаны, все долги розданы. Больше и не пишется, и не хочется. ПС: спасибо вам.
Севостьянова Нина пользователю Автор , 8 июн в 11:18
Вам большое спасибо..!
Рогалев Николай пользователю Автор , 8 июн в 13:46
Ну, вот это зря! Не вздумайте бросать.. Возьмите паузу, и мусольте какую-нибудь тему: рифмы, средства передачи настроения, красивые обороты, и оно пойдёт)
Автор пользователю Рогалев Николай , 8 июн в 13:48
Николай, вы умница, я вам всегда верила... и сейчас верю. Но... с прозой так уже было(((. Но я очень благодарна, Колюша, за участие! Очень.
Очень интересная работа,прямо ах! Очень точно в деталях передана атмосфера, такой сюжет вряд ли придумаешь, его можно только списать.... Мастерски получилось, кинематографично
Автор пользователю Скачко (Полеви) Елена , 8 июн в 9:56
Елена, для автора ваши слова - высшая похвала.
Из всего прочитанного, это стихотворение самое интересное. Как по содержанию, так и по стилистике изложения темы. Возможно, кому-то покажется стилизацией, лубком, пасторалью, но умение владеть интонацией, просторечие, которое здесь органично сочетается со смыслом, даёт основание считать стихотворение самодостаточным. Смутило слово "упирист". Понятно, что разговорное от пуризма, но это не русское слово - залётное. И в народной обиходной лексике не присутствует.
Автор пользователю Коврижных Виктор , 8 июн в 9:55
Виктор, благодарю. Лестно. Слово "упирист" образовано от русского упираться. Значение слова Упираться по Ефремовой: 3. Становиться несговорчивым, упрямо не желая соглашаться на что-л. или с чем-л.; упрямиться.
Коврижных Виктор пользователю Автор , 8 июн в 10:29
Довольно редкое употребление такого словца.. Обычно используют производное от упорный. Упорист. Или упрямист. А упирист непременно отбрасывает в пуританство.
Автор пользователю Коврижных Виктор , 8 июн в 11:01
Виктор, а у нас "упорист" используется в значение "упорный - старательный". В "упиристом" больше негативной окраски.))) Упирок - чуть не самое ходовое слово в оценке каждого второго мужика, любого соседа или соседского пострела. ))) И это не шутка.
Коврижных Виктор пользователю Автор , 8 июн в 11:13
Не стану возражать. У нас такой народ, что не деревня, то свой устав и словарь.))
Просто ГОРИЗОНТ
androg , 9 июн в 9:46
так-то глобально хорошо, но как-то локально кривовато но сойдет за авторский стиль!
Арканина Анна , 9 июн в 16:41
Прошу меня простить, но на каком это языке написано? « ребятне - остраст»? « упирист»? Я этого языка , увы мне , не знаю. Как может шлем быть оберегом от « инопланетных силков»? Что это вообще все было? Простите, автор. Ничего личного, но я в растерянности.
Интересная картинка, душевно вышло.
Nik-to , 10 июн в 12:41
Мне больше нравится, когда автор использует старорусские слова, чем "импортные". Однако здесь тоже необходимо быть очень осторожным: знать точно их орфографию и значение. К сожалению, в данной работе не всё так гладко. Вот несколько примеров. "остраст". Острастка, стращать - такие слова есть в русском языке. Но автор перестарался и превратил архаизм в неологизм, т. е. выдумал новое слово. Аналогично обстоит дело со словом "убдит". Кроме того не всегда понятно какой смысл придаётся некоторым предложениям. "На закрайках такому кто рад?!" - На закрйках (окраине ) чего? На краю села? На краю света? Или нечто промежуточное? "...и вздёрнулся батька в хлеве." Что за батька? Чей батька". По смыслу похоже, что - автора. "Поминали добром. Отрывной календарь листали... Был блаженный "начитан", упирист, в речах не прост, ..." - Здесь больше подходит по смыслу не блаженный, а покойный. Ну и ещё... По мелочам... А в общем - не совсем по-русски. Успехов!
Irina_Kh , 10 июн в 20:20
Удивительное дело: как легко интеллигентные люди принимают иностранное в свой лексикон, и как самозабвенно вытравляют исконное! Неприятие старых слов, диалектизмов - есть выхолащивание речи. Любите ли вы Гоголя так, как люблю я? Нет? - и суда нет. Да? - Не верю. Ведь он показал, что разговорная, бытовая речь - основа атмосферы литературного произведения. Блаженный жил не в Выхино, а там, где "по-причинно" и "для острасту" процветают.
Влад Южаков , 10 июн в 22:35
Вот это очень сильно. Намного сильнее, чем зимой.
Колоритно!
Негавора Михаил , 15 июн в 10:45
Упиристо написано... А куда ж шлем делся, спёр кто залётный?... Не уберегли оберег... Хорошее, фольклорное, исконное... Мне понравилось.
Комментировать

Проголосовали

Уведомления