Поэмбук / Альбом / Запись в Альбоме,
Литературная Гостиная
26.07.2018

Литературная Гостиная

26 июля 2018

Ведущая рубрики: Иванна Дунец

 

 

Константин Жибуртович

«Сергей Аксаков. Записки об уженье рыбы»

 

|эссе|

 

Отгремели страсти чемпионата мира в России, и я вспомнил, что наступает пик сезона страсти иной, но не менее азартной, чем футбол. Август – сентябрь. Световой день незаметно сокращается, ночи приносят прохладу, а утро – росу. Вода, отстоявшись от весеннего паводка, становится прозрачной, а её обитатели стремятся «нагулять жир» для долгой зимовки под толщей льда. Идеальное время для занятия, которое объединяет все возраста. Для одних это хобби, для других – спортивный интерес, для третьих – разновидность созерцательного досуга. Однажды я попробовал сформулировать суть этого определения более-менее литературно:

 

Рыбалка есть форма страстного созерцания: ты внешне неподвижен, но максимально внимателен, порой ничего не происходит часами, но через секунду начинается катарсис;

 

Рыбалка — одна из форм мужского таинства и ритуал, в котором нет мелочей: важно всё — прелюдия, действо и послевкусие (во всех смыслах);

 

Рыбалка — разновидность редкого человеческого вируса: им сложно заразиться, но невозможно излечить, потому одних она увлекает всей душой, других оставляет абсолютно равнодушными, а третьего — не дано.

 

Сергей Тимофеевич Аксаков(1791 — 1859) не считается одним из «краеугольных камней» великой русской литературы, да и сам он никогда не помышлял об этом, не стремился к какому-то «особому месту» в ней, мудро довольствуясь фактом сопричастности. Например, бесконечно дорожил личным знакомством с Гоголем, считая его подлинно великим писателем, а себя кем-то вроде натуралиста в прозе. Тем не менее, сегодня, два века спустя, когда самому хочется воспеть уникум красот родной природы средней полосы России, я черпаю в Аксакове большее вдохновение, нежели в знаменитых «Записках Охотника» Тургенева. Потому что это чтиво не только об искусстве рыбалки устами помещика-литератора. Это проникновение в эпоху навсегда утраченной России – той, о которой столь остро тосковал Бунин, выражая чаяния миллионов русских эмигрантов поневоле. А ещё – прекрасный, сочный язык автора. Посему, не удержусь и ещё не раз процитирую Сергея Аксакова:

 

«… Чувство природы врождённо нам, от грубого дикаря до самого образованного человека. Противоестественное воспитание, насильственные понятия, ложное направление, ложная жизнь — всё это вместе стремится заглушить мощный голос природы и часто заглушает или даёт искажённое развитие этому чувству. Конечно, не найдётся почти ни одного человека, который был бы совершенно равнодушен к так называемым красотам природы, то есть: к прекрасному местоположению, живописному далёкому виду, великолепному восходу или закату солнца, к светлой месячной ночи; но это ещё не любовь к природе; это любовь к ландшафту, декорациям, к призматическим преломлениям света; это могут любить люди самые чёрствые, сухие, в которых никогда не зарождалось или совсем заглохло всякое поэтическое чувство: зато их любовь этим и оканчивается. Приведите их в таинственную сень и прохладу дремучего леса, на равнину необозримой степи, покрытой тучною, высокою травою; поставьте их в тихую, жаркую летнюю ночь на берег реки, сверкающей в тишине ночного мрака, или на берег сонного озера, обросшего камышами; окружите их благовонием цветов и трав, прохладным дыханием вод и лесов, неумолкающими голосами ночных птиц и насекомых, всею жизнию творения: для них тут нет красот природы, они не поймут ничего! Их любовь к природе внешняя, наглядная, они любят картинки, и то ненадолго; смотря на них, они уже думают о своих пошлых делишках и спешат домой, в свой грязный омут, в пыльную, душную атмосферу города, на свои балконы и террасы, подышать благовонием загнивших прудов в их жалких садах или вечерними испарениями мостовой, раскалённой дневным солнцем…»

 

Перечитывая эти строки из предисловия к «Запискам об уженье рыбы», я вновь размышляю о внутренней связи не знакомых лично людей из разных стран и языковых культур, но с единым мировосприятием. Конечно же, Аксакова многое роднит с английским поэтом, представителем так называемой «озёрной школы» — Уильямом Вордсвортом, столь же трепетно относившимся к естеству природы и нерукотворному миру:

 

В прозрачной роще, в день весенний

Я слушал многозвучный шум.

И радость светлых размышлений

Сменялась грустью мрачных дум.

 

Всё, что природа сотворила,

Жило в ладу с моей душой.

Но что, — подумал я уныло, —

Что сделал человек с собой?

(перевод И. Меламеда)

 

Это не только история быта русских помещиков, как видите, это история первых европейских переселенцев в Новый Свет – жизнь в ладу с природой, а значит и с самим собой, вдали от суеты и соблазнов мегаполиса. Аксаков, как подлинный мастер, говорит об этом напрямую лишь вскользь и в предисловии. Но читая его «Записки об уженье рыбы», я всегда ощущаю ту связь и цельность, что утрачена детьми больших городов:

 

«… Деревня, не подмосковная, далёкая деревня, — в ней только можно чувствовать полную, не оскорбленную людьми жизнь природы. Деревня, мир, тишина, спокойствие! Безыскусственность жизни, простота отношений! Туда бежать от праздности, пустоты и недостатка интересов; туда же бежать от неугомонной, внешней деятельности, мелочных, своекорыстных хлопот, бесплодных, бесполезных, хотя и добросовестных мыслей, забот и попечений! На зелёном, цветущем берегу, над тёмной глубью реки или озера, в тени кустов, под шатром исполинского осокоря или кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды, на котором колеблются или неподвижно лежат наплавки ваши, — улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды! Природа вступит в вечные права свои, вы услышите её голос, заглушённый на время суетнёй, хлопотнёй, смехом, криком и всею пошлостью человеческой речи! Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнёте вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе. Неприметно, мало-помалу, рассеется это недовольство собою, эта презрительная недоверчивость к собственным силам, твёрдости воли и чистоте помышлений — эта эпидемия нашего века, эта чёрная немочь души, чуждая здоровой натуре русского человека, но заглядывающая и к нам за грехи наши…»

 

О рыбалке. Для меня именно в этом печать подлинного Писателя — касаясь невинного увлечения, которое многие именуют пустой забавой, Аксаков совершенно естественно и ненатужно проводит связь с человеческим бытием, увлекая читателя своим взглядом на мир. Таких мастеров-натуралистов можно пересчитать по пальцам – Тургенев, Пришвин. Возможно, я кого-то упустил, но, боюсь, список не слишком обширен. Что же касается непосредственно рыбалки, Аксаков превосходно обосновывает уважение к ней — как и ко всякому искреннему человеческому занятию по зову и внутреннему устройству души:

 

«… Русская пословица говорит глубоко и верно, что охота пуще неволи. Но едва ли на какую-нибудь человеческую охоту так много и с таким презреньем нападают, как на тихое, невинное уженье. Один называет его охотою празднолюбцев и лентяев; другой — забавою стариков и детей; третий — занятием слабоумных. Самый снисходительный из судей пожимает плечами и с сожалением говорит: «Я понимаю охоту с ружьём, с борзыми собаками — там много движения, ловкости, там есть какая-то жизнь, что-то деятельное, даже воинственное. О страсти к картам я уже не говорю; но удить рыбу — признаюсь, этой страсти я не понимаю…». Улыбка договаривает, что это просто глупо. Так говорят не только люди, которые, по несчастию, родились и выросли безвыездно в городе, под влиянием искусственных понятий и направлений, никогда не живали в деревне, никогда не слыхивали о простых склонностях сельских жителей и почти не имеют никакого понятия об охотах; нет, так говорят сами охотники — только до других родов охоты. Последних я решительно не понимаю. Все охоты: с ружьём, с собаками, ястребами, соколами, с тенетами за зверьми, с неводами, сетьми и удочкой за рыбою — все имеют одно основание. Все разнородные охотники должны понимать друг друга: ибо охота, сближая их с природою, должна сближать между собою…

 

… Начнём сначала: обвинение в праздности и лени совершенно несправедливо. Настоящий охотник необходимо должен быть очень бодр и очень деятелен; раннее вставанье, часто до утренней зари, перенесенье полдневного зноя или сырой и холодной погоды, неутомимое внимание во время самого уженья, приискиванье удобных мест, для чего иногда надо много их перепробовать, много исходить, много изъездить на лодке: всё это вместе не по вкусу ленивому человеку. Если найдутся лентяи, которые, не имея настоящей охоты к уженью, а просто не зная, куда деваться, чем занять себя, предпочтут сиденье на берегу с удочкой беганью с ружьём по болотам, то неужели их можно назвать охотниками? Чем виновато уженье, что такие люди к нему прибегают? Другое обвинение, будто уженье забава детская и стариковская — также не основательно: никто в старости не делался настоящим охотником-рыболовом, если не был им смолоду. Конечно, дети почти всегда начинают с уженья, потому что другие охоты менее доступны их возрасту; но разве дети в одном уженье подражают забавам взрослых? Что же касается до того, что слабый старик или больной, иногда не владеющий ногами, может удить, находя в том некоторую отраду бедному своему существованию, то в этом состоит одно из важных, драгоценных преимуществ уженья пред другими охотами. Остаётся защитить охотников до уженья в том, что будто оно составляет занятие слабоумных, или, попросту сказать, дураков. Но, боже мой, где же их нет? За какие дела они не берутся? В каких умных и полезных предприятиях не участвуют?..»

 

А мне остаётся лишь надеяться, что в разгар сезона отпусков, возможно, и вы откроете для себя чтиво ненавязчивое, но глубокое и, кто знает, полюбите не только литературный язык Сергея Тимофеевича Аксакова, но и саму Рыбалку.

 

P.S: Друзья, автору самого интересного комментария или вопроса к эссе я с удовольствием вручу 25 серебряных монет! А кому именно — выбор за Константином Жибуртовичем.

Хорошего чтения!

Комментарии (62)

Part1sanka , 26 июл в 11:22
Вот ещё дочитать не успела, а уже радуюсь :) Все-таки, ЛГ - прекрасная рубрика!
Иванна Дунец пользователю Part1sanka , 26 июл в 11:28
Спасибо, Алён)
Негавора Михаил пользователю Part1sanka , 26 июл в 13:42
Прекрасен Константин! О чём бы он не писал - о литературе, о спорте, о музыке... всё интересно, всё живо, образно, современно и, главное - очеловечено... Трудно оторваться от чтения его текстов о чём бы они не были, ибо в них всегда пульс жизни, умная деликатно преподнесённая мысль, настоящая культура слова , за которой видится большой читательский труд, глубокие размышления и душевная щедрость. Я неоднократно говорил, что недолюбливаю эту гостиную и, как правило, прохожу мимо, но когда я вижу имя Константин Жибуртович ... магнетически прилипаю к тому, что им написано. За что Вам, Константин, великое спасибо. И на этот раз Вы убедительнейшим образом показали человеческую красоту не так широко известного, как надо бы, писателя. Дунец: Я не к Вам обращался, и у меня совершенно нет желания с Вами общаться, тем более Вы, как и многие негодующие на меня, вещаете из-за кустов ЧС. Я всегда говорю то, что думаю (это, конечно, ужасно), и ни разу здесь не прогнулся, Ваши засчёты и ли просчёты меня совершенно не интересуют, также как и Ваши домыслы насчет моих мотиваций. Ещё раз Вам объясню, если до Вас не доходит - я уважаю и ценю Константина за его тексты, а не за то, что он из любви к литературе посещает Вашу так называемую гостиную, где гостей за одно не льстивое слово, хозяева готовы сожрать живьём. Так же считаю, что Вы, как и Филатов просто паразитируете на чужом поле, сами ничего толком не создавая, но почему-то считая себя просветителями-миссионерами, явившимися к неграмотной деревенщине времён крепостного права. Не то что не люблю, терпеть не могу слащавость и святость, за которыми по большому счету ничего нет. А Константин, просто красавец, хоть и льёт воду на Вашу мельницу, попросту спасая Вас от пустоты.
Иванна Дунец пользователю Негавора Михаил , 26 июл в 14:08
Прогиб засчитан) Только из чс Константина одним таким действом вряд ли вы выкарабкаетесь) Нелюбовь у нас взаимная, кстати. Не люблю лицемерие и ложь.
Иванна Дунец пользователю Негавора Михаил , 26 июл в 14:49
Лавпоэтику. Если бы вы не ко мне обращались, то не упоминали бы всуе) Что же так моя Гостиная вам покоя не даёт? Грязь месите свою беспрестанно... Утомительно, наверное? Не пропустить, обязательно словечко гадкое вставить, чтобы не повадно было... Про Константина вы намедни тоже много чего несли, а теперь воспылали любовью) Он выпуск про Лермонтова до сих пор с содроганием вспоминает. Переобулись в воздухе прям) Лжец и лицемер. Вы смешны. Глупость ваша безразмерная. Знаете, армия вас троллей — легион на ПБ, но ни Игорь Филатов, ни Тимур, ни Константин, ни я не перестанем здесь быть. Смиритесь уже, "любящий поэзию"...
Жибуртович Константин пользователю Иванна Дунец , 26 июл в 14:59
Уже с юмором вспоминаю) Но В ПРОЦЕССЕ всегда неприятно (как минимум), если идёт разговор совершенно не по теме. И ещё: насколько надо не уважать себя самого, чтобы, будучи забаненным, отыскивать последнюю лазейку в виде ЛГ, выходящей под ником администрации, чтобы лезть туда при малейшей возможности.
Иванна Дунец пользователю Жибуртович Константин , 26 июл в 15:06
Надо просто не уважать( Психолога бы штатного на ПБ... Может быть, троллей тогда бы уменьшилось) Но сам текст послания, Костя, он, наверное, даже и не помнит, что нёс до этого... Безумный мир(
Жибуртович Константин пользователю Иванна Дунец , 26 июл в 15:09
Психолог же есть. Но он больше по части констатации-диагностики :)
Иванна Дунец пользователю Жибуртович Константин , 26 июл в 15:13
Не, Серёжа Касатов его точно не возьмет))) Хотя, надо у него самого спросить. Слушай, а это идея) Открыть рубрику новую на ПБ — Психологическая Гостиная, или... изыди тролль!
Жибуртович Константин пользователю Иванна Дунец , 26 июл в 15:16
Лучше назвать её "Трудности детства" :)
Иванна Дунец пользователю Жибуртович Константин , 26 июл в 15:18
Нет. Детство - это святое))) Даже трудное...
Как приятно быть с р е д с т в о м для сведения личных счётов. Под внешней комплиментарщиной. В песочнице Обиженного. Ты чавой-то сам не свой, Не румяный, не живой!.. Али швед под Петербургом, Али турок под Москвой?.. Съешь осиновой коры - И взбодришься до поры: Чай, не химия какая, Чай, природные дары! В ейном соке, генерал, Есть полезный минерал,- От него из генералов Ни один не помирал!..
Ra_Timur пользователю Негавора Михаил , 26 июл в 21:23
Лихо , смело , но , как и многое в вашем репертуаре , крайне несдержанно ...
Сергей Крюков , 26 июл в 11:39
Будьте добры, опечатку исправьте, пожалуйста: http://sklonenie-slova.ru/vozrast
Доминика , 26 июл в 12:01
"Рыбалка - одна из форм мужского таинства и ритуал, в котором нет мелочей: важно всё - прелюдия, действо и послевкусие (во всех смыслах) "- как бы не так !Моя невесточка любому мужику не уступит в знаниях по рыбалке. Жаль, фотографии сюда нельзя вставить. Но на мою страничку поместила. Буквально на днях таких щук поймала! Что же касается Аксакова С.Т. и его книг... для меня он как раз и есть "краеугольный камень" в плеяде многих писателей о природе. Мало сыщешь писателей, которые как С.Т. Аксаков так соединяют в своём творчестве природу и характер своих героев, что начинаешь понимать: природа - лучший воспитатель. Как и занятия на природе. Рыбалка в их числе.
Иванна Дунец , 26 июл в 12:16
Нянька Что ж чесать-то, старый черт, Коли лысину печет?! У тебя ж тут кажный волос Надо ставить на учет!.. И на кой тебе нужна В энтом возрасте жена? Ведь тебе же, как мужчине, Извиняюсь, грош цена!.. Царь Хоть волосьев я лишен, А жениться я должон! Шах персидский тоже лысый, А имеет сорок жен! Я ж хочу всего одну Завести себе жену! Нешто я в интимном смысле И одну не потяну?.. Нянька Дак у шаха-то, видать, Есть и силушка, и стать, А тебя, сверчок ты дохлый, С-под короны не видать! У тебя в твои лета Сила все ж таки не та! Поберег бы ты здоровье, Ведь тебе уж больше ста!.. Царь Эка важность -- больше ста! Лишь бы кровь была густа! Говорят, любви покорны Все буквально ВОЗРАСТА! Так что, нянька, хошь не хошь, А и я на дело гож! Коли все любви покорны, Дак и я покорный тож!.. Нянька Ты, дружок, из тех мужей, Что безвреднее ужей: Егозят, а не кусают, Не сказать ишо хужей! Про Федота-стрельца, удалого молодца Леонид Филатов
Хм... и как Федот-стрелец связан с рыбалкой?
Иванна Дунец пользователю ♠Старушкина Радость♠ , 26 июл в 14:09
О, чтобы понять, нужно (как минимум) прочесть цитату и... найти ключевое слово.
Там, ниже, есть ещё "ишо" и "хужей". Они так же прекрасны, как и "возраста". Очень рекомендую включать в тексты для обогащения лексического спектра.
А что... с авторитетной ссылкой )))
Аким , 26 июл в 14:12
Отличное эссе, Константин! Спасибо, Иванна, за доставленное удовольствие от прочтения. Рыбалка - и моя страсть, увлечение)
Жибуртович Константин пользователю Аким , 26 июл в 14:16
Взаимно спасибо! От профи - профи :) ;) Конечно, обращает на себя внимание язык и стилистика Аксакова. Хочется цитировать регулярно, вот я и увлёкся. А ведь это - литератор не из "топ-авторов", как бы сказали сегодня.
Аким пользователю Жибуртович Константин , 26 июл в 14:20
Верно, язык автора именно в данной теме значит немало. Взять того же Пришвина - в описании природы, мелочах, на которых построены его рассказы - вся прелесть. Так и у Аксакова. Очень понравилось, спасибо, Константин. )
Аким пользователю Жибуртович Константин , 26 июл в 16:18
Профи в рыбалке из меня никудышный) я любитель, но это любовь "на всю жизнь") Есть у меня мыслишка, попробую написать эссе на "рыбью" тему) если получится, приду к Вам за мнением) можно?)
Жибуртович Константин пользователю Аким , 26 июл в 16:22
Я в личке ссылки кину) Я тоже не профи) Образованщина - самое точное слово)) Вот дедушка у меня был - ас. У него (по молодости) знаний нахватался. Ну и стыдно, конечно, живя на Волге, совсем не знать о рыбалке :)
Аким пользователю Жибуртович Константин , 26 июл в 16:25
И у меня - дед) он мне привил любовь к рыбалке. И я на Волге живу. )
Иванна Дунец пользователю Аким , 26 июл в 14:20
Спасибо Константину, Сав) И да... рыбак рыбака понимает с полуслова)))
Прозрачный намёк, что автор "старый чёрт"? ) (так вроде грубоват комплимент)
Иванна Дунец пользователю ♠Старушкина Радость♠ , 26 июл в 14:22
Специально для вас выделила ключевое слово) А про ассоциации... У каждого свои, безусловно)))
Спасибо. Теперь понятно... Хоть и очень далече было спрятано... Посему, добраться до этого смысла можно было лишь перебрав несколько... проходящих ассоциаций, хоть и грубоватых...
Колина Светлана , 26 июл в 15:07
«Деревня, мир, тишина, спокойствие! Безыскусственность жизни, простота отношений». Уже одно это даёт чувство умиротворения, настраивает на покой, приглашает к различным размышлениям. А если учесть, что перед глазами замечательные картины природы, иногда знакомые и любимые с детства! И пусть для многих это только» внешняя, наглядная любовь к природе». Всё равно можно сказать: а душа-то отдыхает! Отдыхает в единении с этой неброской красотой, вдали от шума цивилизации и повседневных забот о том, что кажется здесь теперь таким несущественным.
Валерий Сирбия , 26 июл в 17:12
Завидую рыбакам! Может в старости найдется время( роскошь) для праздного безделия...
Доминика пользователю Валерий Сирбия , 26 июл в 20:17
Вы ошибаетесь! Рыбалка не безделие! Это особое, почти вошебное чувство единения с природой, воспитывает терпение, учит бережно относиться к окружающему миру. Настоящий рыбак не признаёт сетей, не берёт лишнего, и много знает о природе.Кстати и Аксаков С.Т. в этом плане тоже учитель.
Касатов Сергей , 26 июл в 18:30
По поводу лавпаэтика - проси удалять комментарии в рубрике, песни одни и те же. "Я не люблю вашу рубрику, но"...зацепил кого и понеслась. Типа тонко обосрал ведущего и вроде по теме дальше чего-то сказал. Проси удалять, там иной цели кроме срача нет Извините, что офтоп
Вьюжин Лев , 26 июл в 18:32
Русский язык. Какое счастье думать, говорить, писать на русском языке! Читать Аксакова - это блаженство, это для гурманов (Жибуртовича тоже читать удовольствие, но то - пусть потомки хвалят)! Уженье... Охотник до уженья... Какие теплые и домашние слова! Не то что нынешние - рыбалка, рыбак. Как-будто кто-то ругается.))) И, главное, очень точное соответствие действию - уженье, охотник до уженья, не отказал себе в удовольствии повторить ещё раз.))) Спасибо, Константин! Эссе замечательное, летнее и легкое (но не пустое, ни в коем случае)!
Жибуртович Константин пользователю Вьюжин Лев , 26 июл в 20:17
Спасибо, Лев) Волгарь - это состояние души) Аксаков - её летопись)
Филатов Игорь , 26 июл в 22:11
Еду в поезде, телефон разряжается, но сегодя четверг... это уже традиция. И традиционно - полчаса удовольствия. Константин, спасибо! Очень любю такого плана творчество. Когда читал, вспомнил книгу Солоухина "Созерцание чуда", тоже прекрасно написанную и почти о том же по сути. Трясет, трудно писать... В общем, спасибо тебе и Иванне Жаль, что и иное становится традицией. Такой способ самовыражения за чужой счет. Прямо талант, правда, весьма своеобразный. Сандуны по нему плачут.
Спасибо, Игорь! С Солоухиным, увы, совсем не знаком. Предполагал, что в комментах начнутся байки про 300-килограммовых сомов и мало слов об Аксакове. Но вышло совсем иначе. Что досадно, мягко говоря. Язык Аксакова таков, что я нарушил тот самый принцип Парето для классического эссе. Очень хотел, чтобы было побольше автора - не столь известного, как многие его современники.
"Созерцание чуда" - просто о траве. Но так, что немного меняет сознание. Очень советую! Аксаков, да, мастер слова, планка! Но и нам, нынешним, писать надо. Это же такое удовольствие - подбирать слова, располагать их, снова переживать то, о чем пишешь! И, конечно, надеяться, что тебя поймут.
Восприятие... Проза для меня - это усидчивость и доля отрешённости от суетного. Когда есть что сказать, рассказ - вопрос времени. Не то стихи. День, когда поставлена точка в стихотворении - праздник и где-то даже ощущение ненапрасности бытия :)
Хорошо, что есть и то, другое.
Александр Гентуш пользователю Филатов Игорь , 27 июл в 0:39
Извините, что вмешиваюсь. " Олепинские пруды" так же увлекательно написаны об ужении рыбы. О " Третьей охоте" хочется говорить отдельно...сейчас сезон!
Впрочем, как я недавно узнал с удивлением - встречаться и читать стихи - это дурной тон))) Это про "иное" :)
Иванна Дунец пользователю Филатов Игорь , 27 июл в 5:57
Игорь, спасибо) Иное... Устала я от этого иного на ПБ( Грустно наблюдать, как этот иной меняет мнение с "... Иванна и усилия всех действительно созидающих - это без моего мелочного прикосновения..." на что-то невообразимое, лицемерное и ложное " ...Так же считаю, что Вы, как и Филатов просто паразитируете на чужом поле, сами ничего толком не создавая (! - этот спич, видимо, исключительно о себе - ином), но почему-то считая себя просветителями-миссионерами, явившимися к неграмотной деревенщине времён крепостного права..." Это самая странная чушь от "иных", которую прочла за несколько последних месяцев. Слов нет:( Но, Игорь, не обращайте внимания, а лучше хорошо отдохните на море!!! Доброго пути)
stillwater , 26 июл в 23:56
"Рыбалка — разновидность редкого человеческого вируса: им сложно заразиться, но невозможно излечить, потому одних она увлекает всей душой, других оставляет абсолютно равнодушными, а третьего — не дано." Красиво звучит, но неверно. Третье дано. И оно почти у всех. Истинный рыбак должен знать что такое полунапряжение. Рыбалка в этом смысле нечто среднее между спортом и сном. Между моментами азарта (когда клюет) и состоянием сна есть состояние рыбака. Проецируем его на жизнь, вот и выходит, что истинный рыбак всегда как бы и на рыбалке и нет, стало быть "не нужно крыльев, чтобы летать", не нужно весел, чтобы грести, ты ж итак на рыбалке. Это не увлечение, а философия.
Северное Сияние пользователю stillwater , 27 июл в 0:38
Без рыбалки нам, итакам, невозможно обойтись. Сунув руку, ловим раков всю сознательную жизнь.
Утро , 27 июл в 7:50
В России три беды: дураки, дороги и зимняя рыбалка ...
Константин, спасибо за эссе! Но, как фанат природы и пишущий, скажу, что мне не хватило. Не хватило глубины и погружения в природу, не хватило Аксакова-медиума. Я ведь верю вашим словам о незнакомом для меня писателе (о том, что всё это есть у него). Из своих давних ощущений вспоминаю, что утопал блаженствуя именно в текстах рассказов Паустовского, которого вы здесь не упомянули в ряду художественных натуралистов. Ваша формулировка о рыбалке в целом понравилась, но вынужден сделать поправку относительно "невозможно излечиться". В моём лице вы видите рыбака до мозга костей с приставкою "экс". Рыбалку как страсть привил во мне дедушка ещё с того возраста, когда ему приходилось привязывать меня верёвкою в лодке на всякий пожарный. В плохую и ветряную погоду дедушка не брал меня с собой, и когда я утром не обнаруживал его дома, то горько плакал. В рыбалку (на короткую удочку) играл даже в комнате. Всё это у меня было до армии, а после пошло на спад. Думал временно, но нет, интерес потерял окончательно по мере развития души. Прямо пропорционально с потерей интереса росла живая тяга к природе, к Мирозданию. Я с бОльшим удовольствием стану наблюдать за рыбой в водоёме, нежели выуживать её из него. Поэтому мысль Аксакова об охоте, и родстве всех "охотников" несколько резанула. Охоту не люблю, а также не считаю выход на природу "под шашлычок" видом единения с природой. В рыбалке, конечно, больше романтики, но в природу нужно идти как приступая к таинству. Очень хорошо с этим гармонирует "фото охота" (пейзажная). Надеюсь, что всё же ещё найду у Аксакова то сокровенное, что ляжет бальзамом на душу. Спасибо Иванне. Вашу рубрику пока считаю лучшей прозаической площадкой на ПБ.
Богуслав, рекомендую также Сабанеева, "Жизнь и ловля пресноводных рыб", тот гораздо глубже проник в процессы, и Николая Старшинова, "Моя любовь и страсть - рыбалка".
Сабанеев у меня есть. Но меня не процессы, связанные с рыбалкой интересуют, а процессы созерцательные (желательно без рыбалки).
У Сабанеева одно не мешает другому) Но природу подводного мира он видит глубже, проникновеннее, чем любители природы вообще. Аксаков душевен в своём восприятии - и это бросается в глаза. Душевность и духовность Сабанеева - естественные тени его описаний. При этом он глубок в понимании любых ихтиологических мелочей. Я понимаю, что Вы как человек, не обременённый рыболовным азартом, воспринимаете Саьанеева излишне детализированным в этом процессе, но... Если уж погружаться в предмет, то с головой - на дно самого глубокого омута)
Спасибо. У Паустовского, как мне видится, больше психологизма в рассказах. Аксаков - натуралист. В рыбалке "бывших не бывает". А попадёте нечаянно на рыбалку - мигом всё вспомните :) В остальном, мы говорим о вкусах. Вещах сколь близких, столь же и субъективных по восприятию. Но спасибо за развёрнутый ответ. Надеюсь, я Вас понял.
Спасибо, мы поняли друг друга... Конечно, рыбалка в крови навсегда, даже у анонимного рыбака.)
Фанат природы))))) кайф же
Иванна Дунец пользователю Вилкочинский Богуслав , 27 июл в 18:30
Богуслав, Вы получаете от меценатов рубрики ЛГ 25 серебряных монет! Поздравляю! :)
Сергей Крюков , 27 июл в 9:53
Я понимаю, что повальная неграмотность - черта современного мира, но в "литературном" сайте равнодушно относиться к грубым ошибкам в узаконенных рубриках - это неуважение не только ко всем читателям, но, прежде всего, - к себе. Повторно прошу исправить грамматическую ошибку: "Идеальное время для занятия, которое объединяет все возрастА." В винительном падеже множественного числа слово возраст имеет окончание Ы. Ужас!
Сергей, не утруждайтесь патетикой. И личными шпильками (про более интересных, нежели Аксаков, писателей, коих не упомянул автор эссе) и единственной придиркой к ошибке (которую, не исключено, нельзя поправить технически). Если уж так хочется пографоманствовать, то ради бога: «В литературном сайте» режет слух не меньше. На литературном сайте. Или в литературном сообществе. Своё мнение о Вас я высказывать не стану. Переходить на реплики – тем более. Всё-таки, Вы старше меня на 20 лет, я привык уважать такие вещи. Предполагал, что мы сможем мирно сосуществовать в данном пространстве, тем более что у каждого свои цели, стимулы и задачи. Весьма разные, надо заметить) Чтобы не затруднять Вас неприятным, пускай даже инициированным Вами «общением», милости прошу в бан. Ничего личного, просто экономия моего времени)
Ra_Timur пользователю Сергей Крюков , 27 июл в 10:43
Сергей Константинович , грамматические ошибки - есть наименьшее из творимых на сайте безобразий ...
Сергей Крюков пользователю Ra_Timur , 27 июл в 11:10
Да, Тимур, я это заметил давно - и пост, предшествующий Вашему, - откровенное тому подтверждение. Человек даже не понимает, когда по отношению к слову САЙТ используются те или иные предлоги, но зато гневливости (кстати, один из смертных грехов) - в его высказываниях - выше крыши. И при чём тут ПАТЕТИКА?))) Про остальное умолчу, чтобы не казаться подобным) А ошибки в постах Альбома исправляются легко, было бы желание. Чтобы исправить ошибку в рубрике, нужно обратиться к админу, публикующему пост.
Иванна Дунец , 27 июл в 18:28
Друзья, Вилкочинский Богуслав получает от меценатов ЛГ 25 серебряных монет: "... Константин, спасибо за эссе! Но, как фанат природы и пишущий, скажу, что мне не хватило. Не хватило глубины и погружения в природу, не хватило Аксакова-медиума. Я ведь верю вашим словам о незнакомом для меня писателе (о том, что всё это есть у него). Из своих давних ощущений вспоминаю, что утопал блаженствуя именно в текстах рассказов Паустовского, которого вы здесь не упомянули в ряду художественных натуралистов. Ваша формулировка о рыбалке в целом понравилась, но вынужден сделать поправку относительно "невозможно излечиться". В моём лице вы видите рыбака до мозга костей с приставкою "экс". Рыбалку как страсть привил во мне дедушка ещё с того возраста, когда ему приходилось привязывать меня верёвкою в лодке на всякий пожарный. В плохую и ветряную погоду дедушка не брал меня с собой, и когда я утром не обнаруживал его дома, то горько плакал. В рыбалку (на короткую удочку) играл даже в комнате. Всё это у меня было до армии, а после пошло на спад. Думал временно, но нет, интерес потерял окончательно по мере развития души. Прямо пропорционально с потерей интереса росла живая тяга к природе, к Мирозданию. Я с бОльшим удовольствием стану наблюдать за рыбой в водоёме, нежели выуживать её из него. Поэтому мысль Аксакова об охоте, и родстве всех "охотников" несколько резанула. Охоту не люблю, а также не считаю выход на природу "под шашлычок" видом единения с природой. В рыбалке, конечно, больше романтики, но в природу нужно идти как приступая к таинству. Очень хорошо с этим гармонирует "фото охота" (пейзажная). Надеюсь, что всё же ещё найду у Аксакова то сокровенное, что ляжет бальзамом на душу. Спасибо Иванне. Вашу рубрику пока считаю лучшей прозаической площадкой на ПБ. Спасибо, мы поняли друг друга... Конечно, рыбалка в крови навсегда, даже у анонимного рыбака.)..." Поздравляю, Богуслав! :) И спасибо Константину за выбор автора комментария и, конечно, за чудное эссе!
Вьюжин Лев пользователю Иванна Дунец , 27 июл в 20:43
Объективное решение, заслуженная награда! Богуслав, поздравляю с очень дорогой (не по номиналу, но по сути) оценкой! Иванна, поздравляю с очередной литературной победой! Константин, наше Вам с кисточкой!)))
Иванна Дунец пользователю Вьюжин Лев , 27 июл в 21:18
Спасибо, Лев)
Комментировать
Уведомления