Издать сборник стиховИздать сборник стихов
Литературная Гостиная
Литературная Гостиная
31.05.2018

Литературная Гостиная

Отзывы
"Нет ни ада, ни рая, а есть только здесь и сейчас, и человек сам творец своей судьбы, он и только он принимает решение, делает выбор и несет ответственность за свои поступки тоже только человек". Не считаю, что приведенное размышление не может сосуществовать в сознании с метафизическими представлениями. Почему бы экзистенциалисту не фантазировать относительно метасущности? Что скажете?
Barklai31.05.2018
Ну, метафизика Аристотеля ко временам Сартра уже во многом перестала быть такой, какой была при своём зарождении. Если тогда она ставила вопросы о началах и причинах бытия, то в Средние Века - это было прежде всего учение о Боге, а Эпоха Возрождения уже поставило в центр её человека. так или иначе она, в итоге, превратилась в науку о познании. Почему бы не человека в этом разрезе? Отрицание Бога не отрицает всего остального.))) Не находите?
Давайте ещё раз. Отрицание Бога приводит к осознанию ответственности за свои действия и проч. Может ли по вашему позиция всецелой ответственности за себя сосуществовать с фантазиями о Боге.
Barklai31.05.2018
Давайте.))) Вы спросили о метафизических представлениях Средневековья и их корреляции с философией экзистенциализма? В своём историческом развития изначальная концепция претерпела существенные изменения. Но даже, если рассматривать её исключительно в данном ключе, на мой взгляд позиция всецелой ответственности за своё существование не есть синоним полному отртцанию Бога, как его, при этом не называй.) У меня так. Моё осознание исключительной персональной ответственности за свой выбор не мешает размышлять о Боге. Мешает просить его о чём-то.))
Я понял вашу точку зрения. Спасибо)
Barklai31.05.2018
Вам спасибо.)
Сергей, Ваш вопрос признан лучшим по мнению автора эссе — Виктории Беркович. Вы получаете от меценатов рубрики ЛГ 25 серебряных монет! Поздравляю! :)
31.05.2018
у меня примерно в том же возрасте был самым поразившим именно Кафка, хотя и Сартр был. Но к сартру я была подготовлена Шекспиром и Брехтом .Мне вот ближе всего и по натуре , и по эстетике , наверное, пьеса Брехта "Мамаша Кураж и её дети"- тот же 16 й век, то же непонимание, куда грести и что всё тщетно. Но не знаю почему, для меня Брехт посветлее, хоть какой-то просвет я вижу .и потому не Сартр. Но оба мне близки в этих темах к Шекспиру, потому что поставленные вопросы также универсальны. Вот самая тьма для меня был Кафка. И я много лет читать его не берусь. А теперь для меня это детская страшилка, потому что я выросла и вижу, что всё не так уж страшно, как кажется и выход есть всегда. И именно поэтому пьеса эта Сартра уже давно не моя: в ней и о бессмысленности добра. У меня в этом смысле ориентир детсадовский- армянский советский мульт" ух, ты! говорящая рыба!"- вот там моя фраза - "делай добро и бросай его в воду". Как бы дерьмово не было я верю в собственное сделанное добро. Оно не окупается, за него нигде ничего не даётся, но вот странным образом у меня все в жизни дивиденды от него- непрямые, ног факт)... Надо задать вопрос? задам: как тебя угораздило до сих пор не расстаться с Сартром? Откуда душевные силы на его перечитывание? Он действителньо беспощаден, антисказочен. Вот мне надо хоть грамм сказки и веры. Как тебе без неё с одной действительностью тет-а-тет? Для меня ты - первый встреченный человек, который искренне любит Сартра перечитывать после 30 ... До 30 я понимаю - юношеский протест позволяет и не такое принять. сказки не хочется совсем?
Ног факт, рук факт, сердец сплетение)
писец31.05.2018
я думаю , Сартр староват для Вики)))
Харэ думать, давай рефлексировать)
писец31.05.2018
)))))) предлагаешь уйти в астрал?
Barklai31.05.2018
Ира, поверь, меня хватает и на то и на другое. Я крайне многогранная личность. И, стыдно признаться, я люблю мелодрамы со счастливым финалом, и не люблю с несчастливым.)))) Но это не значит, что нужно послать на фиг, всю остальную мировую литературу и кино, где это условие не соблюдается. О бессмысленности Добра говоришь? Да, это то, что лежит на поверхности. Но у него всегда есть нюансы. Много смыслов... Мне нравится копаться в этих смыслах. И перечитав его через 25 лет я в других местах расставила акценты для себя, и многое увидела по-другому, а сто-то вообще впервые. Все эти сомнения и метания героев Сартра о правильности сделанного выбора дают много пищидля размышлений читателю. Он ставит вопросы... огромное количество вопросов, а ответ предлагает найти читателю. В этом он и ценен для меня. Кафку, кстати, я не осилила, ни тогда, ни потом. Он показался мне скучным. А мультик про говорящую рыбу, и вообще вся эта серия этих мультфильмов армянскхй - обожаю их. Они у меня в домашней видеотеке.)))
писец31.05.2018
ну, слава богу! нормальный человек! Сартра перечитаю, но я к таким авторам с опаской отношусь. Меня даже Достоевский в больших дозах может вогнать в хорошую депрессию и много кто из хорошей литературы. Вот мне этот свет в конце тоннеля очень важен - у меня депресняка и без того на семерых, но мылодрамы не люблдю- просто чтоб хоть что-то было, хоть проблеск... хотя люблю трагедии Шекспира и могу читать- смотреть до бесконечности и очень редко- его же комедии - мне они пустоваты... Ног Сарптра, ну, не знаю- я столько пироженок не съем потом- лопну- чтоб хоть чуть чуть почувствоват ьвкус к жизни)))
Barklai31.05.2018
Тогда "Мёртвые без погребения" тебе читать не стоит.. и "Мухи" - тоже.))))) Хотя первое ты уже читала... в моём изложении полгода назад.)))))))
писец31.05.2018
Вик, я его всего целиком читала -ты забываешь, что я и экзамены сдавала по всем литературам -филфак ведь)).Просто читала давно и он из тех авторов, кого боюсь лишний раз в руки брать- депрессняковый)))
Barklai31.05.2018
Я поняла. Я про перечитать. Вот эти и не бери.))) Мне проще. Я по натуре человек лелеющий свою депрессуху. Но, при этом, легко переходящий в иное состояние.)))))
писец31.05.2018
не, я от депрессухи бегаю))
писец31.05.2018
у меня с "Мухой" ваще тяжёлые отношения: вечно по ней кому-то что-то надо написать и я открываю этот чистый ужас каждый раз и для меня это прям как битое стекло глотать....
Barklai31.05.2018
Согласна, вещь не самая приятная.
«Насаждать Добро силой» - самое неблагодарное занятие. Невозможно силой заставить любить, уважать, быть преданным. Человек всегда должен иметь свободу выбора. Что такое Добро и Зло решает каждый для себя сам. И ещё надо верить. Очень хорошо, если ты уверен, что поступаешь правильно. А сколько случаев, когда человек стоит на перепутье, не зная, как поступить. И тогда, чтобы определить меру Добра и Зла надо обратиться к библейским заповедям, которые являются общечеловеческими (не убивай, не прелюбодействуй…)
Barklai31.05.2018
Всё это так. Силой действительно можно заставить только бояться или ненавидеть... кто на что способен. Иногда возможно и то и другое. Но всё не так просто. Иногда обстоятельства предлагают выбор из убить и убить. И третьего не дано. Убить одного, или погибнут многие. У Сартра часто встречается этот вопрос в его произведениях. В том числе и в этом. Как быть в такой ситуации? Он предлагает ответить на вопрос: что выбрать, когда необходимо выбирать, а выбирать не из чего.
Что сказать. Дай Бог, чтобы мы не стояли перед таким выбором.
Свобода такое-же эфемерное понятие, как и истина. Свобода заканчивается, когда сделан выбор, какой бы он ни был. Абсолютная свобода в свободе от себя и своей самости. Сартр хороший философ, но гниловат. Судьба на каждом человеке оставляет свой отпечаток. Плохо, когда этот отпечаток отражается в его философии.
31.05.2018
Истина не требующая доказательств в том, что окружающий нас мир и мы сами динамично изменяемся и возможно, как свет (волна и квант) имеем не одно свойство или состояние (души и тела). Динамика и неоднозначность в понимании того ,что такое человек, приводит нас к вопросам о добре и зле, милосердие и т.д. Человеческая мудрость не в том, чтобы понять, что такое Добро или Зло, а в том чтобы осознать невероятную динамику и разнообразие, многогранность жизни. Вопросы тоже будут существовать всегда и без попыток ответа на них мы для себе не представляем человека. Понять то, что сегодня я такой, а завтра буду другим и с другими вопросами и ответами наверное в этом и есть идея книги Сартра и его творчества. Возможно, Свобода - это динамика развития и не важен результат, а важно то, что Земля крутиться или не так?
Barklai31.05.2018
Нет, Вы не правы. В Вашем посыле скорее идея о том, что всё течёт и изменяется, поэтому надо приспособиться, принять внешние обстоятельства как данность, смириться с ними. Это скорее ближе к Канту, чем к Сартру. Сартр ставит во главу угла то, что человеку всегда предоставлен выбор, даже когда он плох, он есть. Но всю ответственность за принятое решение и последствия оного, человек тоже берёт на себя. И он должен это осознавать. И в этом плане, результат как раз важен. И уж точно экзистенциалисты в противовес стоистической концепции о принятиии внешних обстоятельствах, как данности ставили возможность борьбы с этими обстоятельствами.
REM31.05.2018
Сама динамика изменений во внешнем мире доказывает, что нет однозначного ответа и никогда не будет в тех рассмотренных Вами вопросах. Да, Сартр и Кант это две возможно противоположные точки зрения. Идея в том, чтобы не искать ответов на вопросы которые не имеют решения, конкретных ответов. В математике нет ответов на многие задачи и нельзя найти на них конкретные ответы, для примера нельзя найти решение для уравнений , где степень возведения более 5 и т.д. Динамическое развитие мира нельзя описать бесконечным числом законов математики, физики, химии и так далее...Разнообразие мира человек может только осознать математическим понятием бесконечности. И утверждения Канта или Сартра только частные случаи человеческого представления о выборе, о важности результата бытия, варианты взаимоотношения с внешними обстоятельствами. Как бы Вы или ещё кто-то не рассуждал в мире будут убийства человека человеком всегда и это Зло имеет философское доказательство быть вечным. Бороться или не бороться с внешними обстоятельствами это выбор который приходиться делать в динамике жизни хотите вы этого или нет, и верен ваш выбор или нет - это тоже задача которая не имеет решения. Нет зла и добра - есть только сама Жизнь с её бесконечной динамикой и разнообразием без начала и конца. При голосовании есть три варианта выбора - ЗА, ПРОТИВ, и ВОЗДЕРЖАЛСЯ. Моё решение на Ваши вопросы - ВОЗДЕРЖАЛСЯ. Я Сторонник РАВНОВЕСИЯ (главное чтобы не упало). Все выше упомянутые рассуждения Канта, Сартра и мои не имеют применения к конкретной реальной жизни человека- это голая теория не более того. И закончим на этом обсуждение этой темы.
Barklai31.05.2018
Один маленький только нюанс. У Сартра нет кнопки "воздержался".))))))))))))))
REM31.05.2018
Мне интересна только сама Жизнь более Сартра и Канта и ещё кого либо с их теориями, кнопками и чем угодно вмести взятых в единое целое.
Barklai31.05.2018
Рада за Вас.)
REM31.05.2018
В физике есть теория равновесия - когда тело не падает ни вправо, ни влево. Считайте что я сторонник равновесия.
Barklai31.05.2018
Этот закон здесь не работает. Не выбирая ничего из двух решений, предложенных обстоятельствами, Вы выбираете... либо то, либо другое.)))
REM31.05.2018
Есть и третье решение - не стоять перед тем или чем, кто тебе предлагает выбирать столбом, "а дать в морду" или "дёру", а можно бросить монетку и нет твоего выбора, а есть результат случайности - орёл или решка...Видите сколько Вариантов не делать выбор. Всё так надуманно в Ваших строках от Сартра и т.д. что в рекламе не нуждается, и только для Вас это истина, правда и тому подобное. Занавес . Пьеса закончена.
Который? А давно это вот разрушение объекта и уход от объекта перестали называться выбором?
REM31.05.2018
Уже скучно. Возможно даже с нотками тоски и печали. Ушёл. Здоровья Вам и Удачи в понимании того, что в математике уже называется искривлением поверхности и что две параллельные прямые пересекаются. Тоска с Вами.
Да вы кокет)
31.05.2018
«Дьявол и господь бог". Первого вы пишите с большой буквы, а Бога с маленькой. Это, какой-то тонкий намек на ваши личные переживания?
Barklai31.05.2018
Никакого намёка нет. Первый написан с заглавной буквы исключительно потому что это название пьесы.)
Экхарт31.05.2018
Это имя дьявола.
Barklai31.05.2018
Давайте не будем доходить до крайностей. С этого слова начинается название пьесы, которое, к тому же, взято в кавычки. И тут я ничего не могу сделать. Или Вы предлагаете пьесу с маленькой буквы писать из-за этого? Не стоит искать какой-то скрытый смысл там, где его нет.)
Экхарт31.05.2018
Лично я вижу на постере ВСЕ БУКВЫ заглавные, а вы написали по своему. Или не?
Жан-Поль Сартр. Дьявол и господь бог --------------------------------------------------------------- LE DIABLE ЕТ LE BON DIEU --------------------------------------------------------------- Пьеса в трех актах, одиннадцати картинах. Первая постановка пьесы была осуществлена на сцене театра "Антуан" в четверг 7 июня 1951 г. Перевод Г.С.Брейтбурда. http://lib.ru/SARTR/p_d_d.txt Но справедливости ради, во французском названии в Википедии и по интернету - и Дьявол (с заглавной), и господь Бог (с заглавной). В русских переводах - по-разному. В основном так, как у Виктории...
Barklai31.05.2018
Постер не мой.) Поэтому ориентироваться на него я никак не могла. Но если Вас это утешит хоть как-нибудь, в тексте Он везде с большой.
))) Лично я - без претензий... Это Алекс ищет утешения...)))
Barklai31.05.2018
Ой, я нечаянно Вам ответила. Сослепу на телефоне. Копирнуть - никак, а заново набивать уже нет сил.))
)))
31.05.2018
Кто осилил Платонова , тому никакой Сартр не страшен ...
31.05.2018
Очень странный диалог. "«… Женщина. Хочу, чтоб ты мне объяснил... Почему умер мой ребенок? Ему было три года, а умер он с голоду. Почему он умер?" Самый простой и очевидный ответ в самом вопросе. Умер почему? Потому, что ел мало. Почему ел мало? Тут ясно, что причина носит не религиозный, а социальный характер. Потом этот "Насти" по сути трактует книгу Иова. А священник - какой-то нуб. Единственная светлая мысль его в том, что Господь выше нашего понимания. Но она у него звучит как избитая истина.
"Если долго сидеть на берегу реки- то можно увидеть тело, проплывающего мимо врага". "Не верь, не бойся,, не проси..."
Спасибо, Виктория! Самое противоречивое для меня эссе в минувших Чтениях. Рецензировал и оценивал его последним. И то - кратко, аккуратно. Вопросов - просто кладезь. Виктор Франкл лично-опытным путём вывел не только нравственный, но и жизненный закон. В бесчеловечном концлагере выживали не те, кто следовал животной логике поведения. Это помогало, но лишь на определённый отрезок времени. Выживали те, кто не утрачивал смыслы. Не только в том, чтобы вернуться домой и, говоря образно, "поесть-попить". А те, чей ум не сдался, ставил вопросы, отыскивал смыслы даже там. "Упрямство духа" - как формулировал это Франкл. Это упрямство, неудовлетворённость готовыми ответами, живую работу мысли вне всяких табу можно проследить и у Сартра. Те вопросы, что ставили дети Эпохи Возрождения в противовес зашоренности и фарисейству законников и книжников. Они актуальны и сегодня - когда двоечники по Истории пытаются превратить христианство в обслугу сиюминутных идеологий.
Barklai31.05.2018
Спасибо , Константин за оценку и внимательное прочтение... ещё в конкурсе. Да, я согласна, что именно желание найти ответы, не смириться с обстоятельствами, а пытаться бороться с ними делает из человека... человека. Именно это так привлекает меня в философии экзистенциализма.
По мне так Сартр безумен, но безумен прекрасными идеями. Вы не согласны?
Barklai31.05.2018
А мне кажется, что мы просто немного не доросли до его "безумия". Потому что это сложно, а сложности никто не любит. Спасибо.
Безумие это в определенном смысле свобода, но свобода возникающая в результате некого разрыва с естественностью в отличии от свободы гениальности. Безумие Сартера не возвращает нас к естественности свободы. А наоборот утверждает неестественность несвободы. Но возможно я ошибаюсь так как сам не свободен.)
Друзья, вопрос Сергея Касатова признан самым интересным по мнению автора эссе — Виктории Беркович! "... "Нет ни ада, ни рая, а есть только здесь и сейчас, и человек сам творец своей судьбы, он и только он принимает решение, делает выбор и несет ответственность за свои поступки тоже только человек" Не считаю, что приведенное размышление не может сосуществовать в сознании с метафизическими представлениями. Почему бы экзистенциалисту не фантазировать относительно мета сущности? Что скажете?..." Сергей, Вы получаете от меценатов рубрики ЛГ 25 серебряных монет! Поздравляю! :)
Спасибо тебе и Виктории)
01.06.2018
Иванна, спасибо большое за предоставленную возможность. Спасибо всем, кто откликнулся вопросами и комментариями. Это был потрясающий опыт.
Виктория, спасибо) До новых Чтений! :)
Barklai01.06.2018
Я буду ждать!)