Издать сборник стиховИздать сборник стихов
Литературная Гостиная
Литературная Гостиная
25.01.2018

Литературная Гостиная

Отзывы
Чехов - это НАШЕ ВСЁ!
Чехов (для меня) - не "всё" или не "всё". Но это - один из считанных по пальцам людей, к кому можно обратиться всегда. И найти не столько "ответы", сколько схожесть - мировосприятия, души; иронии - тоже. Так любят самых близких друзей. Не за правоту, огромные личные достоинства или "истинность". А за созвучие.
Да, именно: созвучие! Я тоже созвучен с ним!
Читала с пристрастным вниманием и удовольствием, Чехова люблю - и с годами все больше, все нежнее, с возрастающим изумлением перед его глубоким проникновением в природу человека. Будучи молодым человеком, Антон Павлович написал "Скучную историю", перед которой великий романист Томас Манн преклонил колени. Перечитала все, что о Чехове написано (все, что было доступно, оговорюсь), с пристрастием отношусь ко всем новомодным постановкам и трактовкам, опять возвращаюсь к первоисточнику - и млею от удовольствия! Казалось бы, какая разница его "Записные книжки" и Сахалинская эпопея, но это все - Антон Павлович, его ироничный, глубоко сочувствующий и понимающий взгляд на жизнь, на человека во всех его ипостасях. Нежный и безжалостный, глубокий - и схватывающий суть казалось бы скользнувшим небрежно взором. Константин замечательно подобрал письма для предъявления нашей публике, каждое - пример и почти руководство для тех, кто грешит литературным творчеством. Так просто и так тонко наставлять людей умел только Чехов. Я его никогда и ни с кем не стану даже сравнивать...Ну я ведь сразу сказала о своем пристрастии. Спасибо, Константин, за еще один повод взять и почитать самого любимого!
Спасибо, Людмила. Вы знаете, вспомнил малоизвестную лекцию отца Александра (Шмемана), прочитанную о Чехове в Сан-Франциско в начале 70-х годов: — Господи, сколько глупостей об этом писателе было написано! Нытик, сумеречный, а если взять советскую критику, то какой-то провозвестник "светлого будущего" и прочее. Но вот удивительно, что многие писатели его поколения канули в вечность, о них больше никто никогда не говорит и, наверное, говорить не будет... — Чехов не пугал, не пророчествовал, не возвещал, и, тем не менее, он выжил и растет в памяти и сознании... — Очень странно Чехова теперь представлять как одного из христианских писателей, который что-то сказал, что не заключено у других, что-то, что сохраняет свое собственное лицо. Сам Чехов никогда бы себя так не назвал и даже официально называл себя, как бы сказали теперь, агностиком. Но вот именно потому тот свет, который мы за эти пятьдесят лет начали уметь различать у него, который до нас начинает доходить, мне кажется особенно важным...
Свойство всякой ограниченной критики (хоть советской, хоть после...) непременно гения припахать на службу ! А с Достоевским что выделывали, с Лесковым!? Мне кажется биография Д.Рейфилда потому у нас имела такой успех с первого издания, что он, привлекая огромный личный архив Чехова, был скуп на обобщения и далеко идущие выводы, Чехов собственной персоной и ничего кроме Чехова! (Совсем не то, что устроил с Шостаковичем другой англичанин, Дж.Барнс...) Для самого Чехова стало важным простое человеческое одобрение, которое ему высказал маститый в ту пору Григорович "Вы большой талант, относитесь к себе с должным уважением" (на память цитирую, но по смыслу - то самое). Спасибо за информацию и глубокое понимание от такого же почитателя Антона Павловича!)))
Людмила, а советская литература (и преподавание, и написание) была априори идеологизирована. Разнилась лишь степень компромисса. Иначе - путь изгоя, как Бродский и Довлатов. Мне в этом смысле безумно повезло с учительницей литературы, Людмилой Сергеевной. Когда в 6-7 классах я нёс идеологическую чушь из советских методичек ("Печорин - человек, неосознанно протестующий против царского режима"), она улыбалась и произносила: Садись. Пять я тебе поставлю. Только, перечитай и подумай Сам. А потом вернёмся к этой теме :) Спасибо, взаимно рад Вам.
Не хотела занимать вашего внимания, но не удержусь...А когда она не была идеологизирована? Когда либеральная общественность подвергала остракизму Лескова? Даже борьба музыкальных группировок в царской России, живописных была насквозь пропитана этим, что уж говорить о литературе! Про нынешний театр просто говорить страшно! Помню, как Табакова авангардисты клеймили, что у него мало мотивов оппозиции, а он им возражал: "Мне не по чину и не по таланту работать ради кучки критиков, я публике служу!" Непростой разговор... И про учителей литературы - у вас, и у меня, и у моих детей были какие-то особые, умные, не зацикленные на догмах идеологии учителя. Их было немало! И библиотеки были огромные и не бедные...Так что я другой раз подумываю, а так ли уж все было глухо сковано несвободой? Пожалуй, нет. Бродский, кстати, вспоминает свою ссылку за тунеядство как время счастливое (это поминать стало уже общим местом) И Довлатов себя счастливым не ощущал...Всё, остановлюсь, тема отдельная и огромная! Спасибо еще раз, раскланиваюсь)))
При искренней симпатии: Вы лично знали Довлатова или Бродского?;) Я - нет... Но имею основания предположить, что ностальгия - это не по стране. И не по времени, тем более не по режиму. Не по прошлому вообще, а по прошлому себе... В случае Бродского и Довлатова это, имхо, конечно, но – тоска по поступку. Константин говорил не о классовости или политической ангажированности, а о тоталитаризме. О подавлении свободы каждого свободой безликого «большинства». Не о борьбе группировок, а об их запрете:) Чехов, будучи не лишён того, о чем Маяковский говорил «у советских собственная гордость» (опять имхо, но он был не только ироничен, но местами глумлив: это и безапелляционный отзыв о китайской еде «с горьким карри» в книге про Сахалин, ничего подобного Вы никогда не найдёте, к примеру, у Гончарова, и описанный Гиляровским случай с соленым арбузом, могу напомнить детали, если навскидку не вспоминается, и много таких мелочей, это, при, в целом, признании выдающимся гуманистом, меня у него напрягает, но вот Лермонтов, судя по всему, был и вовсе неприятным человеком, а Мцыри написал:)) никогда бы не проголосовал за «одну гребенку», которой его так старательно и так безрезультатно причесывали. «По капле - оно на Капри, а нам подавай ведро» - вот под этим он не раздумывая подписался бы вслед за Галичем!
Мне понравилось, то что вы пишите - тем, что здесь все творческие индивидуальности всех времен - в одном флаконе. Говорю без иронии! (С самого начала надо оговорить, что ни вы, ни я ЛИЧНО ни одного из гениев не знали - по творчеству, по архивам, по пересказам.) Я бы сюда добавила невыездного Пушкина, объявленного сумасшедшим Чаадаева ... ну и много кого еще! И резюмируем: конфликт творческого человека с государством - в той или степени тираническим - был и будет всегда! И выбор - быть со своей родиной или избрать эфемерную свободу - был и будет всегда. У всех. Галич - великий творец? Алексей Толстой - продажный граф? Солженицын - гений или конъюнктурщик? Вот вам навскидку неисчерпаемые темы без однозначного решения, без компромиссных дискуссий! Маяковский (особенно если вспомнить его биографию пера Янгфельдта) конечно, не из какого стана - не из советского, не из диссидентского, просто мальчик, ушибленный до смерти сожительством с Бриками...Я думаю, что вы уже меня хорошо поняли: тусовочный разговор с надерганными фактами, словами, именами ни к чему не приведет. Я же всегда и везде не устаю повторять одно: советская эпоха ни в чем не лучше и не хуже по отношению к творческим людям, чем любая другая. И тому несть числа подтверждений! Даже если разобрать в деталях биографии Высоцкого, Шостаковича, нет, здесь мы остановимся...Какой смысл перечислять и надергивать?!))) Рада была вашему отклику, приятно было поговорить. (А как Чехов хвастался, вспоминая, что у него была черная женщина в сахалинском путешествии?,,)))
:)) Я очень ироничный человек, но тоже Вам симпатизирую совершенно без оной. Я не вижу особой «надерганности фактов» в этом разговоре ни с Вашей стороны, ни с моей, хотя бы потому, что мы, похоже, с полуслова понимаем др др и нам достаточно – просто обозначить направление, и можно копать глубоко без всякой подготовки: для нас это среда, в которой мы какое-то время жили и даже преуспевали. Мы ориентируемся. Но что толку копать, если и так известно, что там лежит? Другое дело, как оценить эти закладки.. Скажем так: я уважаю Вашу позицию. Более того, когда-то сам на ней стоял:) Но любой военный подтвердит, что позиционная война - в прошлом. Когда-то скорострельность превышала скорость кляч и телег и этим загоняла людей в окопы... А нынче, в относительном комфорте бронетранспортера, Вспоминая траншейную слякоть и вшей, Понимаю: Я в ПРИНЦИПЕ против траншей))
С Днюшкой!
О, письма Чехова - это нечто... обожаю их чуть ли не больше, чем сами произведения...а главное - без всякого нравоучения сразу видно, что к чему, какая-то житейская мудрость... Спасибо, что напомнили, есть повод перечитать...
Так письма, вообще, душа писателя. Человек, как он есть. Кладезь для размышлений. И чудо, что бОльшая часть из них сохранилась. Спасибо, Лора.
Спасибо, Иванна и Константин! А.П.Чехов - один из самых моих любимых авторов. Когда я его читаю, всё вокруг пропадает, настолько переключает он мой мир на свой. Какая-то удивительная жизненная тонкость и гармония в этом человеке. И что самое главное - огромная человеческая доброта. Наверное, это то, что никогда не изменит своей ценности.
Спасибо, Лен) Делала уже пару выпусков о Чехове. Люблю его) Антон Чехов |Драма на охоте| https://poembook.ru/blog/23560 Балабанович Евгений |Чехов и Чайковский| https://poembook.ru/blog/25702
Хошоро, я прочитаю.) Чайковский вообще заинтриговал.
Спасибо, Елена. - Искусство тем особенно и хорошо, что в нём нельзя лгать… Можно лгать в любви, в политике, в медицине, можно обмануть людей и самого господа бога – были и такие случаи, - но в искусстве обмануть нельзя… /Цит. по воспоминаниям современников/ Претенциозно, да. Но - ещё одна разгадка "магии Чехова". Для меня)
Пожалуйста, Константин. Ну-у-у... Вот это Вы попали.) Как это - врать в любви и богу? У меня глаза увеличились.)
Это Чехов) Нарочитое преувеличение, как художественный приём. Он, кстати, нечасто это себе позволял, ибо отображал саму жизнь. И "современники" вполне могли приукрасить. Но цитата мне нравится :)
Вот хочется верить, что это напортачили современники. А мне цитата не то чтобы не нравится, а противоречит внутреннему настрою. Константин, а Вы врали в любви?
- Константин, а Вы врали в любви? - Себе) Будут такие вопросы - 15 монет вручю, ей-богу :) ;)
Нихт уже ферштейн я.) Переведите.)
Это офф-топ) Есть такой маленький балбес (и бес) в каждом человеке - идеализация иного пола, множащая уровень ожиданий. Особливо, по молодости ;) Вот Чехов, кстати, весьма трезв :)
У меня такой балбес почил. Я - Чехов?))) (шутка). А Вы бы с каким автором-классиком себя ассоциировали, если не врать о любви к нему в признании богу?)))
Десятка три фамилий. А потом подумаю и ещё допишу, Елена :) И это только в литературе)) Знаете же, наверняка, притчу про библиотеку. Какую книгу (одну) вы бы взяли, спасая от пожара? - Я бы сгорел вместе со всеми :)
Ого. А я бы и пяток не собрала. А я бы со всеми не сгорела. Вы романтик?)
Последнее, что перечитывал у Чехова - "Дама с собачкой". Хоть это и не самое любимое у него. Чехов - романтик? :)
Чехрв - нет. Как думаете, Антон Павлович смог бы быть фантастом?
Не знаю. Как-то совсем не думал об этом. Мне кажется, он полно выражал себя в том, что ему дано и им прочувствовано.
Вот и я не знаю... фантаст-биолог...)
25.01.2018
Чехов, ко всему прочему, весьма кинематографичен. Пожалуй, как никто другой. От смешных рассказов до вполне серьёзных произведений. Особенно заполнился телеспектакль "Драма на охоте". Я Яковлевым в главной роли. Фильм "Мой ласковый и нежный зверь" не понравился категорически.
Там такой букет артистов... И музыка потрясающая. Как отдельное произведение - хорошее.
Кстати... (не уверен, что подниму точную статистику), но Кончаловский рассказывал в чеховской беседе у Быкова, что Антон Павлович - рекордсмен из всей русской классики по количеству театральных постановок в Европе - "Три Сестры", "Вишнёвый Сад", и не только...
Мне как раз его пьесы не нравятся.Но рассказы !!!!!!!
Абсолютно точно, подтверждаю, европейцы даже свой чеховский фестиваль в России проводили - по местам действия героев его пьес разъезжали с постановками!)))
Тот же Островский кинематографичен не менее. Советский фильм "Бесприданница" для меня, вообще, шедевр. Но... в смысле "печатной" популярности Чехову уступает...
Cript1326.01.2018
Согласен. Есть ещё Сухово-Кобылин. Незаслуженно забываемый...
Антон Павлович Чехов не просто писатель. Он тонкий диагност и лекарь человеческой души. Я не знаю другого такого случая в литературе, когда доктор остался практикующим после своего ухода, и остался, думаю, навсегда.
Кстати, Чехов (как врач) безошибочно прочувствовал и собственную кончину. Проснулся под утро, рассмеялся и сказал супруге "давненько не пил я шампанское!". И ушёл - легко, без мук, почти с улыбкой. Идеальный финал, как и в его произведениях...
А.П. Чехов умер от туберкулёза, который в конце жизни принёс ему немало страданий (кровотечение лёгкого). Смерть стала избавлением от мук. Я видела эти умиротворённые лица умерших, часто улыбающиеся, как будто они наконец-то обрели покой от боли. Шампанского дать А.П.Чехову посоветовал его немецкий врач, оно считалось лечебным напитком, и это в какой-то мере правда, (расслабляет мускулатуру бронхов, имеет успокаивающий эффект) И он действительно так ответил...Но в этом финале - смерть , я не вижу ничего идеального. И конечно, как врач, он не мог не понимать, что умирает.
Финал одинаков для всех, вне зависимости от ума и добродетелей. Бессмертие существует вне телесно-земных измерений. А вот встретить этот финал можно очень по-разному. Чехов считал сам себя агностиком (хотя его рассказ "Архиерей", к примеру, куда более религиозен, чем иные проповеди). Но встретил смерть с достоинством и даже усмехнулся над ней. Мне очевидно, что вне веры это невозможно.
25.01.2018
Читал Чехова несколько лет и несколько книг о нём, как о человеке и творце. Талант огромен, но по утверждению самого писателя, творчество его должно быть забыто через год после смерти, что поясняет его "скромное" отношение к собственному труду литератора. Весь путь писателя - это истории о человеке, не великом, а "повседневном" и в этой задаче ему нет равных. Но эти истории только фотоснимки (как правдиво было отмечено в эссе) реальной жизни того времени и не более того. Многие, возможно огромная часть читающих Чехова, найдут для себя то, что и искали - историю о себе, дорогом и любимом, насладятся ей на сон и с спокойным сердцем примут день грядущий. Читая Чехова отдыхаешь, даже и от дум тяжёлых,которые развивают и совершенствуют. Можно много спорить о философии составляющей творчества Чехова и огромной части читателей этого сайта она будет близка и понятна, и результат споров уже предсказуем. Результат будет в плоскости житейской мудрости человека, с его понятием счастья в личной жизни и семьи, в плоскости идолопоклонства семьи и идеалам частной - родовой жизни и т.д. и т.п. и О.Генри в этой же плоскости. Достоевский в отличие от Чехова предложил и другое отношение к жизни и поэтому более интересен для читателя, который насытился Чеховым, к которым отношу и себя. Данный комментарий противоречит жизненной философии Автора эссе и его мнение так же предсказуемо и понятно, поэтому могу обойтись и без ответа на данные строки. Но рад буду если их хотя бы прочитают...
Уважаемый автор, приглашаю Вас в Чтения в качестве эссеиста! Анонс предстоящих Чтений будет в следующем выпуске Литературной Гостиной — 1 февраля. Тема Чтений будет озвучена там же) (важно — на написание эссе по заданной теме будет дан почти месяц)
Обобщать вкусы читателей не стоит) Насколько я знаю, Достоевский читается с трудом. Лично у меня не возникает желания его читать и перечитывать.А Чехова - возникает. Причем, любой его рассказ интересен и захватывает. Есть над чем подумать и что почувствовать. Самое интересное для человека - это жизнь во всех ее проявлениях. Психология людей. Их житейские истории. Потому что это знание позволяет нам делать правильный выбор в своей жизни. Это инстинкт. Он всегда был и всегда будет. Обожаю Чехова за то, что его персонажи такие живые и такие яркие личности, несмотря на свои достижения и положение в обществе. Чисто писательский талант - необъятен. Ни одного лишнего слова, ни одной логической ошибки, знание человеческой психологии до тонкости. После прочтения его книг на душе ТЕПЛО. Так действует энергетика Чехова как человека. Думаю, что выразила неполное мнение большинства его читателей.
remeslo25.01.2018
Вот именно такое мнение и ожидал от читателей, не одно слово не противоречит тому, что Н.Бердяев называет..." Такое женски-частное и женски-сострадательное отношение к жизни, которое всегда бывает результатом решительного преобладания чувства над волей. " Сложно объяснить в комментариях идеи Н. Бердяева, читайте и не только то , что легко читается и приносит удовольствие на сон грядущий и тогда поймёте идеи Н.Бердяева, читаются который очень не просто!!! Но Вам наверное это не нужно и посему счастья в жизни и удачи!!!
Дорогое ремесло!Почему ВЫ решили что лучше меня знаете что мне надо читать? Да, мне это не нужно. Моя цель в жизни - быть счастливой. А у Вас какая? Считать себя самым умным и презирать других за то, что они не разделяют Ваши вкусы? Устала повторять: Вкусы человека формируются в зависимости от его жизненного опыта, от того, ЧТО в его детстве считалось хорошим и что плохим, что думали его родители и кем они были - и, наконец, какой характер у человека и каковы цели в его жизни. И если большинству нравится Чехов, а единицам он не нравится - это ни о чем абсолютно не говорит. Это говорит только о том, что они не нашли в Чехове того, что ИМ НУЖНО. А другие нашли.
Жизненная философия... Для меня есть некоторые принципиальные вещи (по пальцам одной руки), но они не связаны с литературным созвучием или отсутствием такового. Просто, всякий человек душевно держится тех, кто наиболее созвучен - люди, среда. Это вполне простительно и понятно по-мирски. У Достоевского, как и у всякой личности, пережившей своё время, огромная душа и абсолютно живой путь. И, потом... На определённом этапе осознаёшь: какие-то литературные, мировоззренческие, эстетические несовпадения не так важны в сравнении с тем, что перерастает этот мир. Суть всегда побеждает временное и наносное. Не сомневаюсь, что они прекрасно поладили бы с Чеховым. Нам-то чего уж делить :)
25.01.2018
К великому сожалению, Чехов многими воспринимается, как юморист. Да, у него было ВЕЛИКОЕ чувство юмора. Но это лишь часть. Я полагаю, он был ВЫНУЖДЕН писать столь большое количество юмористических произведений. Возможно, что это был, как говорится, востребованный товар. (Он и сейчас, увы, самый востребованный. Тут времена не меняются). Но истинный Чехов для меня — это "Степь", "Чёрный монах", "Драма на охоте", "Моя жизнь". Ну и "Палата номер шесть" куда ж от неё. Пьесы Чехова, я, каюсь, не воспринимаю. ((
remeslo25.01.2018
Да, Чехов стремился заработать трудом литератора и ездил на Сахалин, чтобы облегчить жизнь на каторге людям. Его жизнь и "общение" с проститутками и поиск идеала любви, всё как положено для настоящего творческого и одарённого человека. Но какие задачи он ставил перед собой и перед своим творчеством и для чего.? Достоевский глубже и шире в поисках истины, в поисках своего творческого пути. Мнение моё возможно не верное, и познавать нам и думать и думать...
А какие вообще задачи ставит перед собой истинный художник? Изображение жизни, исследование ее социальных и философских аспектов, исследование глубин человеческой души и т.д. - в зависимости от того, к чему он сам больше тяготеет. В этом смысле Чехов, конечно же, очень крупное явление в литературе, и вряд ли корректно сравнивать писателей несколько разных направлений. Достоевский мучился "проклятыми вопросами" бытия, Чехова это интересовало меньше, но это не значит, что Чехов "мельче" и "уже") Каждому свое, как говорится. Кстати, к перечисленным Вашим оппонентом произведениям я бы добавил "В овраге" - удивительно глубокую повесть Чехова о жизни русской глубинки.
remeslo25.01.2018
..."Каждому свое, как говорится." Действительно, именно эти слова были написаны на воротах Бухенвальда. Видите как по разному можно трактовать фразы и важна даже не сама мысль, а Постановка сознания в те условия, которые воспринимает эту мысль в нужном для Автора свете. Важна не позиция Автора к чему он склонен, а желание мучиться, но идти по вектору направленности всё выше и выше и помогать познавать читателю всё больше и больше. По моему именно этим и важна литература - познание через художественные образы новых вершин мысли человеческой, а не останавливаться на пол пути.. Чехов очень тяжело пережил смерть брата и сам очень сильно страшился смерти и его болезнь, многое определило то что он остался на позициях этого "направления", не просто быть сильным...Но чего достиг Чехов как писатель, об этом можно только мечтать, как мыслитель??
Ну, у нас, судя по всему, разные взгляды на задачи литературы, только и всего) Я порой склоняюсь к словам Довлатова: "литература бесцельна". То есть главное в ней - человек, его жизнь, и только. И в этом смысле Чехов - художник, а не мыслитель (собственно, я и в Достоевском почти не вижу мыслителя). А "новые вершины человеческой мысли" - это уже из другой оперы как бы. Что это за зверь - новые вершины - я с трудом себе представляю. Ничто не ново под луной.
remeslo25.01.2018
Разве не видно, что времена меняются и новое сознание формируется на каждой ступени развития человечества и мысли в Поэзии уже не те, что у Пушкина и сама Поэзия уже старше, более совершенней и т.д.
Естественно, время делает литературу другой. Но о формировании нового сознания я все равно поостерегся бы говорить. Человек по своей внутренней сути не меняется, меняются (в какой-то степени) среда, какие-то детали жизни и быта. Но и только. Поэтому достижения лучших писателей прошлого в основном не обесцениваются, и мы зачастую воспринимаем их творения как очень современные. "Война и мир", "Тихий Дон" и т.д. - эти произведения обрели общечеловеческое значение и остаются шедеврами, не имеющими аналогов. Не говорю уже о памятниках мировой литературы типа "Божественной комедии" Данте. Так и в поэзии. Современная поэзия не совершенней поэзии Пушкина, она просто другая.
remeslo25.01.2018
Совершенно с Вами не согласен Н.Бердяев и я тоже. Человек выходит на космические орбиты и может уже контролировать попадание метеорита от которого вымерли динозавры и т.д. и сохранить планету для будущих от самого себя в первую очередь (экология, атом и т.д.) При Пушкине сознание было при царском дворе и не более того, Кавказ ссылка для Лермонтова. А сколько новых научных открытий и сознание человека не меняется?? Меняется, только Вы в иллюзиях и многое Вам и мне предстоит познать и поэтому задачи литературы = кино, социальные сети и т.д....те же =формирование углублённого сознания, а не поверхностного . Читайте у Бердяева на многие вопросы, как мне кажется, совершенно верные ответы. Удачи! переписка далее не имеет смысла...
Каким образом полеты в космос или научные открытия влияют на внутреннюю сущность человека?)) В иллюзиях как раз совсем не я. Либо просто происходит подмена понятий. Взаимно - удачи)
Почитала вашу дискуссию) Вы оба на разных языках говорите. Да и вообще, если люди не понимают друг друга в реальной повседневной жизни, что же говорить о виртуальной, где невозможно угадать интонации и настроение собеседника?
Вот именно)
remeslo25.01.2018
Внутренней сущностью сегодня как можно манипулировать через средства массовой информации ТВ, интернет надеюсь объяснять не надо? Или при Пушкине сексуальные меньшинства находили поддержку на ТВ и были репортажи с улиц при взрыве бомбы и о международном терроризме. Пороки человека останутся неизменными могут только совершенствоваться, но это не сознание. А именно только через осознание пороков идёт борьба с ними во внутреннем мире человека. Полемика бесполезна как всегда, потому что нельзя в интернете сформировать общие понятия, согласовать терминологию и т.д.для того чтобы понять друг друга более точно и верно. Поэтому и прекратил переписку... Всегда при переписке - все смахивает "на базар при посиделках.." Удачи!
О Достоевском не буду немного "на ходу", отдельная тема, всё-таки... У меня всю жизнь с ним сложные "отношения" - при признании классиком и читательском уважении. Но много и вопросов - и к автору, и к творчеству, и в совокупности. В том числе - мировоззренчески. Очень интересно сказал (уже о Чехове) Шмеман в упомянутой мной (чуть выше) лекции в Сан-Франциско: — В его [художественном] творчестве проглядывает то глубокое и важное, тот свет, который, быть может, он сам едва сознавал, что гораздо больше, чем если бы мы искали у него (мы очень любим искать, предполагая, что оно у каждого есть) целостное мировоззрение. Очень малое количество людей с целостным мировоззрением, да, может быть, оно совсем и не нужно, между прочим, простите такую страшную ересь... — Вера — несомненно нужна, а целостное мировоззрение, по-моему, совсем не нужно, и оно, по-моему, меняется от завтрака до обеда. На свете было бы гораздо легче жить, если бы в нем было меньше целостных идеологий, мировоззрений, всего того, из-за чего люди так часто мучают, отрицают и ненавидят друг друга. Поэтому, повторяю, для меня важно только его творчество. То, что он говорил, простите, как интеллигент, то никогда бы не сказал художник. Как интеллигент, он — часть той интеллигенции, которая в каком-то смысле отвергала все, что ей было непонятно, и даже с каким-то оттенком «дешевки». Как художник, он шел своим каким-то совершенно особым путем, и я убежден, что настоящее изучение его художественного творчества на глубине, по-настоящему еще даже почти и не начиналось...
remeslo26.01.2018
Как мне кажется, важна не тропинка по которой Вы едете, а то что Вы крутите педали и Ваша тропинка приведёт вас к Большому пути. Целостное мировоззрение - это формулировка, возможно и верная и мне понравилось, что Вы крутите педали.
Знаете, мне очень точно сформулировал Алексей Блинов, когда мы вели диалог об одной из моих тем в Дневнике. "Осознанные мнения редко бывают ошибочны. Скорее, они представляют из себя разные уровни рефлексии истины. Беседуя, можно докопаться до более первичных рефлексий. Которые не отменяют последующие, но позволяют взглянуть на них более осознанно. То есть, укрепить их..." Захотелось занести в цитатник. Как и многое из ваших слов. Спасибо.
Cript1326.01.2018
Ей богу не знаю, какие задачи ставил перед собой и перед своим творчеством Чехов. Равно как не знаю, какие задачи ставили перед собой Тургенев, Гончаров или Островский (не тот, который про Павку Корчагина писал, там с задачей хорошо поставлено). Задачи ставит школьный учитель: из пункта А в пункт Б...
Хочу "заступиться" за пьесы АП. Они очень сложны, поскольку вся жизнь героев идёт внутри них, а не вовне. Поэтому кажется, что на сцене происходит какая-то ерунда, а то и ничего не происходит - ну, пьют чай, обращаются к "многоуважаемому шкапу", и бесконечно разговаривают разговоры. А между тем души их переживают целую жизнь! Грешен, балуясь самодеятельным театром, играл Фирса. Братцы мои, сыграть героя Чехова - это как понять квантовую механику! Но если поймешь (или хотя бы чуть-чуть почувствуешь) - это такой кайф! И ещё одно замечание к самим же АП определяемым жанрам пьес. Не помню у кого, прочитал очень интересную мысль, почему многие пьесы он, как теперь бы сказали, маркировал "комедия". Суть такова: играть пьесы надо как комедии - легко, с юмором, даже с долей, как опять же сейчас сказали бы, троллинга. При этом внутри героя может происходить драма, а то и трагедия. По-моему, очень верная мысль - Антон Павлович был очень глубоким не только писателем, но и драматургом!
Ну, да. "… игриво и легко можно писать не только о барышнях, блинах и фортепьянах, но даже о слезах и нуждах… оригинальность автора сидит не только в стиле, но и в способе мышления, в убеждениях и проч…" (из письма Ал. П. Чехову) Так легко изрёк о глубоком)
Вот! Именно так и есть, Вы попали в самую "глыбь", пусть и через цитатату - главное понимание сути :-)
- Да, непрочный кусок хлеба дает литература... (из письма Н.А. Лейкину) Он сам не раз писал, что профессия врача - и материальное подспорье, и находка для литератора, желающего отображать саму жизнь. С тем самым "бесстрастием химика". Ведь врач, соприкасаясь с историями болезней человеческих душ (внешнее заболевание - уже следствие), подчас спасается долей здоровой, защитной иронии. Но у Чехова она никогда не перерастала в мирской цинизм.
Забыла про ненавязчивый и тонкий юмор Чехова - такой же мягкий, как и он сам. Учитывая, что людей с чувством юмора на свете не так уж и много - это огромный плюс для писателя. Драм и трагедий так много, что кажется, что счастливых людей на свете не было и нет)
remeslo25.01.2018
Женское сознание в каждом слове!! Да и разве может быть по другому! Этим сознанием переполнено ТВ и средства массовой информации,т.к. только им можно управлять.
Не знаю, какие женщины Вам встречались - а мне больше встречались мужчины-подкаблучники, которыми ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО легко управлять) Я горжусь что я женщина и что имею СВОЕ мнение, которое не боюсь высказывать таким как ВЫ)
remeslo25.01.2018
мне очень понравилось - "таким как Вы!". От всей души рад за Вас и не вижу ни каких противоречий в том. что мы поняли друг друга и закончим переписку на этой замечательной ноте.
Ок! Закончим на ТАКИХ КАК Я - любящих Чехова , легко поддающимся непонятно чьему влиянию - наверное, влиянию Чехова - женщин, которым ничего в жизни не надо кроме простого женского счастья)
Кстати, прекрасный портрет. Около полгода назад я читала статью, изображающую бездарем Достоевского) Знаменитости не дают покоя даже после смерти)
remeslo25.01.2018
За то дают повод для размышлений о идеях в гениальных головах.
Некоторым гениям кажется что гении только они) Вот в чем проблема. А на поверку, все-таки не они)
За выбор портрета спасибо душе ЛГ - Иванне.
Конечно) впервые посмотрела на Чехова - как на человека) Раньше видела только писателя)
В его случае это неразделимо... Для меня, как читателя, по крайней мере...
Спасибо, Константин... у Вас очень точный и глубокий взгляд, я -то думал, что знаю Антона Павловича, как же - один из моих любимых... а Вы увидели и показали мне ещё более светлого человека... Я в детстве, после сказочек, больше всего читал и любил Чехова...он мне казался таким добреньким, нежным, душевным...таким весёлым и, в тоже время, спокойным, миролюбивым, деликатным... Таким он, конечно, по моему и был, но... это, наверное, внешнее впечатление... а вот этого самоотверженного трудолюбия во имя собственного достоинства, этого глубокого проникновения в психологию обывателя, в среду его обитания, во всю подоплёку этой реальной текущей жизни...я не видел, потому что ... это он хорошо знал почему и подсказывал... Да, конечно, Вы правы - не до конца познана и оценена гениальность Чехова, и в первую очередь, как человека.
Попробую коснуться сложной темы, не до конца сформулированной для меня самого. Принято считать, что Пушкин не оставил прямых наследников, хотя Лермонтов (по духу, а не по букве) может быть признан таковым. А вот Чехов... Абсолютно "штучен". И в сатире, и в тонко философствующей иронии. Вероятно, это нечто не совсем формулируемое словами, когда в любом, самом коротком, рассказе (подчас - едва заметно), но брезжит свет души автора. Так случается, когда знакомишься с человеком, который "пророс" сам, вопреки среде. И не только донёс, но и приумножил свой дар. Но и эти мои слова едва ли многое объясняют...
Здесь, по моему, столько факторов, определяющих судьбу и качество личности, что как-то чётко объяснить каким образом появляется этот "свет"... наверное и невозможно, даже если тщательнейшим образом изучить биографию, проанализировать переписку... это надо и в себе суметь "зажечь" чего то... Знаю только, что при имени Чехов, мне всегда хочется мягко улыбнуться...)
Именно! Мягко и светло. С каким-то редким и взаимным пониманием...
Вот точнёхонько... А я ж ещё маленьким мальчиком был, когда его полюбил, особо не осознавая... почему, как, что он там во мне шевельнул, какую струнку зацепил, и чем?...
Ах, зачем нет Чехова на свете! Сколько вздорных - пеших и верхом, С багажом готовых междометий Осаждало в Ялте милый дом... День за днем толклись они, как крысы, Словно он был мировой боксер. Он шутил, смотрел на кипарисы И прищурясь слушал скучный вздор. Я б тайком пришел к нему иначе: Если б жил он,- горькие мечты!- Подошел бы я к решетке дачи Посмотреть на милые черты. А когда б он тихими шагами Подошел случайно вдруг ко мне - Я б, склонясь, закрыл лицо руками И исчез в вечерней тишине. Саша Чёрный, 1922
Ваш комментарий признан самым интересным по мнению автора эссе — Константина Жибуртовича! Вы получаете от Администрации Поэмбука 15 серебряных монет! Поздравляем! :)
25.01.2018
Константин, спасибо, это интересно было) Иванна, спасибо за возможность читать такие интересные эссе. Для меня Чехов всё-таки в первую очередь миниатюрист. Его короткие рассказы, даже когда они как будто смешны, на самом деле полны смыслов и очень живы. А есть истинно печальные вещи. "Тоска" и "Спать хочется".
Литературному минимализму Чехова (как и О.Генри) можно учиться всю жизнь. Так художник делает два-три незаметных мазка кистью, что преображают картину. В этом смысле, он для меня уникум. Когда у одной и той же личности можно питаться и человеческой поддержкой, и литераторским мастерством.
25.01.2018
Я не хочу сказать, что Чехов не современен. Но когда Литературная гостиная замалчивает дату 25 января, и переходит сразу к 29 января, это наталкивает на мысль, что Высоцкий В.С. Незаслуженно забыт, хотя его влияние на многих моих современников гораздо больше и глубже чем влияние классиков русской литературы.
Сразу можно предположить, что для современников Ваших детей, Цой - является более значимым чем Пушкин, а для внуков, Тимати - будет куда болле выдающейся личностью чем Толстой...)))
Nallindoliel26.01.2018
А что вы-таки против Цоя имеете? Цой, по-моему, более доступен, близок и понятен, нежели "наше все". Хотя сравнивать их - дело неблагодарное.. Вы бы еще бутерброд с потолочной люстрой сравнили.
Раз уж вы подняли тему, вынужден сказать (не ради саморекламы). Высоцкий (любимый и хозяйкой ЛГ, и автором этих строк) был в Гостиной 9 ноября 2016 года: https://poembook.ru/blog/23612 На Поэмбуке сейчас идёт приём стихов памяти поэта и музыканта. Мне думается, Вы категоричны в оценках.
grslad26.01.2018
Просто дата на календаре была - 25 января. Можно два раза в год вспоминать ВСВ. А 29 с удовольствием прочитаю про Чехова. Ничего личного и успехов Вам.
Спасибо, я и не воспринял на личный счёт. Ну и Иванна хорошо дополнила ссылками о Высоцком. И Вам успехов!
Очень спорное мнение... и даже не хочется ввязываться ...
Владимир Семёнович Высоцкий «Роман о девочках» и другие прозаические произведения https://poembook.ru/blog/25988 Малая планета Владвысоцкий https://poembook.ru/diary/11455-malaya-planeta-vladvysotskij
Спасибо за интерес и любовь к Чехову, за глубокие вопросы, и они по-прежнему принимаются. Иванна подведёт итоги где-то около 15:00 по Москве.
Друзья, комментарий lovepoetic признан самым интересным по мнению автора эссе — Константина Жибуртовича! "...Спасибо, Константин... у Вас очень точный и глубокий взгляд, я -то думал, что знаю Антона Павловича, как же - один из моих любимых... а Вы увидели и показали мне ещё более светлого человека... Я в детстве, после сказочек, больше всего читал и любил Чехова...он мне казался таким добреньким, нежным, душевным...таким весёлым и, в тоже время, спокойным, миролюбивым, деликатным... Таким он, конечно, по моему и был, но... это, наверное, внешнее впечатление... а вот этого самоотверженного трудолюбия во имя собственного достоинства, этого глубокого проникновения в психологию обывателя, в среду его обитания, во всю подоплёку этой реальной текущей жизни...я не видел, потому что ... это он хорошо знал почему и подсказывал... Да, конечно, Вы правы - не до конца познана и оценена гениальность Чехова, и в первую очередь, как человека!..." Вы получаете от Администрации Поэмбука 15 серебряных монет! Поздравляем! :)