На пороге
В нерешительности я как будто стою на пороге...
Что бы ни было мне предначертано и суждено —
Как же встретить судьбу без отчаяния, без тревоги,
Прорастив и взлелеяв души беспокойной зерно?
Бессловесный мой свет, речью косною не измеримый,
Необъятный огонь, словно в бездну, глядящий в меня,
Я навеки с тобою, надежды безмолвной и зримой
Несмолкающий отклик в мятущемся сердце храня.
Что ни скажет в ответ, что ни вымолвит вечность седая —
Не оставит меня, не прервётся безмолвия нить.
Я хотел бы, слова рассыпающиеся сплетая,
Всё, чем буду и был, в беспечальной душе сохранить.
Но душе не вместить еле слышного прикосновенья...
И на тропах земного спелёнатого бытия
Жизнь за други своя нет нужды нам по обыкновенью
Класть: не время ещё возвращаться на круги своя.
29.03.2016
P.S. Поскольку по ритмике было много вопросов, отвечаю здесь. "Слова рассыпающиеся сплетая" -- не ошибка, не опечатка и не ритмический сбой. Это обычный трибрахий, пропуск метрического ударения в трёхсложнике. В тексте их пять с половиной (в одном случае ударение падает на "не", которое формально отдельно, но по замыслу должно читаться слитно).
Есть два способа читать трибрахии -- ставя дополительное ударение на безударном сильном слоге (расплетАющиЕся) и не ставя (расплетАющиеся). Здесь я предпочитаю второй вариант, но не говорю, что он единственно верен.
Трибрахии я вообще люблю. Они не новы, вошли в моду лет шестьдесят-семьдесят назад, хотя их редко лепили в таких количествах.
Отзывы
ВЛАДИМИР СМОЛЯКОВ★★★29.03.2016
Проблема пишущих на этом сайте - чувственность, они воспринимают текст только эмоционально окрашенным, как дикари яркие стеклянные бусы.
Полагаю, "На пороге" ждёт непростая судьба, но хороший текст всегда найдёт своего читателя, пусть даже со временем.
Мне дорого ощущение предстояния, эта черта, эта грань , это миг делящий бытие навсегда.
Рейм Илья29.03.2016
Спасибо, Владимир. Я полностью поддерживаю, что многие ищут в стихах именно чувственности. И именно чувственность я сознательно не считаю основанием для творчества. Хотя это не значит, что она должна из стихов изгоняться -- упаси Боже!
А непростая судьба -- что ж тут непростого? Десятка полтора лайкнут -- и отлично. А несколько человек, может быть, и правда почувствуют, о чём это.
Veteranus29.03.2016
экспромт-отклик:
для решительности нужен лишь пули пролет у виска,
как тот окрик "Постой!", -- не спеши растворяться в ночи!
и спокойствие - козырь и почва для мужика,
для того, кто не спился, не сдался, не тупо в отрыв соскочил...
И слова, что из вечного зова пришли и осели в нутре,
не во всякий момент хрипло скажешь зрачками сверкая.
и не всякая Герда пойдет за тобою чего-то там греть,
да и ты не признаешься в том, что недавно был Каем...
Пусть едва различимы нам весточки Вечной Весны,
будто юной листвы терпко-пряный щекочущий шепот,
мы за души свои не назначим кромешной цены,
только в рай не попасть, миновав умирания опыт...
С уважением, И.И.
Рейм Илья29.03.2016
Спасибо, Игорь. Правда, это было не о пороге смерти, но все пороги чем-то схожи.
Влад Сколов29.03.2016
Я понимаю, Вы, Илья, задумались над отзывом Игоря Иванова. Непросто ответить!
А я - опять за своё. Так приятно "поковыряться" в строчках критика!
Я - человек эмоций и меня зацепила формально нестрогая строчка: "Я хотел бы, слова рассыпающиеся сплетая". Она меня заставила вернуться к началу и прочитать всё ещё раз. Страсть, как люблю такие строчки! Не надо её чистить. Умоляю...)))
Рейм Илья29.03.2016
Так а что с ней? Может, завтра услышу, но пока слышу только трибрахий и аллитерацию.
Влад Сколов29.03.2016
Как с Вами сложно)) С критиками и филологами. Да, рассыпающиЕся - вписывается в задекларированный Вами размер! Но я только с третьего раза ТАК прочитал...А читая естественным образом я ощутил то, что ощутил.)
Рейм Илья29.03.2016
Так задумано. :) Здесь мне отчётливо слышалась потребность в необычном звучании.
Влад Сколов29.03.2016
Тем с большей гордостью я возвращаюсь к своей первой фразе!)) Я только об этом и сказал: мне очень нравится такое... И именно в предпоследнем катрене ему место...
Рейм Илья29.03.2016
Спасибо, Влад, очень ценю! Кстати, пропущенное ударение можно при чтении и не ставить.
Влад Сколов29.03.2016
Я и не поставил! Пока Вы мне про трибрахий...)))
Глазунов Артем29.03.2016
Илья, здравствуй. Ну говорить что понравилось излишне, хочу изложить мои чисто интуитивные ощущения, т.к. пишу в основном по наитию и в теории стихосложения не силен. Я так понял здесь широко применен элемент словотворчества, поэтому "мятущемся" и "беспечальной" нормально звучит в концепции стиха. Хочу остановиться на строчке, которую уже широко здесь обсудили
Я хотел бы, слова рассыпающиеся сплетая
Несколько раз перечитал и вроде умом понимаю что все верно, но когда читаю стих целиком спотыкаюсь на ней и мне чудится сбой ударения. Пока не понял суть этого явления в своем восприятии, но заинтересовало. Всегда жду чего-то очень особенного заходя к тебе на страничку и чаще всего ты не обманываешь ожиданий.
Рейм Илья29.03.2016
Спасибо, Артём. То, что эта ритмическая фигура воспринимается неоднозначно, как раз говорит мне, что эксперимент удался. Я подбирал её на слух, правда, конечно, понимал и формальную сторону. Тут есть два варианта чтения, кстати. Можно читать трибрахии, подчёркивая безударный сильный слог: расплетАющиЕся. А можно не делать этого и просто прочесть естественно, как бы игнорируя размер. Пожалуй, здесь мне пока больше нравится второе.
Безбородько Александр15.04.2016
Артем, это конечно не мое дело, я не теоретик, но я бы написал данную строчку в таком виде:
"Я хотел бы тебе, косы слов заплетая"
Тогда ударные и безударные строчек, связанных одной рифмой,сходятся.
Впрочем это не наше с вами дело советовать. Ни мое, потому что я не поэт, и не ваше, поскольку на мой взгляд у вас есть более твердые на ногах стихи.
Тут потому, что этот человек чванливо меня обозвал чуть ли не безграмотным придурком.
Лихачёва Елена07.04.2016
Я не критик, и возможно не скажу ничего умного, НО! Мне нравятся, сложно-ритмичные фразы в стихах. В их смысл куда более приятно погружаться, нежеле в простое ритмическое стихо. Заметила, люди не любят читая стихи ломать голову над смыслом, им подавай простой слог: "Солнышко сияло, ветер песню пел..."
Рейм Илья07.04.2016
Спасибо! Моё личное ощущение от этих ритмических сложностей -- они создают некое деликатно-порхающее звучание. А это -- да, согласен -- провоцирует задуматься.
Безбородько Александр15.04.2016
Строчку: -"Как же встретить судьбу без отчаяния, без тревоги,"
Возможно улучшить, вставив союз "и" после слова "отчаяния".
Так размер четче.
Впрочем вы ведь теоретик, вам простительно!
Строчку: - "Я хотел бы, слова рассыпающиеся сплетая",
тоже, можно улучшить, впрочем я не вы, и "давить клопов" мне не интересно. В ином случае много бы чего вам интересного тут порассказал...
Рейм Илья15.04.2016
С Вашим уровнем понимания вопроса я бы молчал. Вы реально не рубите, что это, зачем и почему написано именно так. Здесь мы видим пример поиска не школьного ритма. Конструкция называется "трибрахий", гуглите и что-то можете узнать. Но раз уж не ограничились эксгибиционизмом с корявыми экспромтами в комментариях к критике и пришли сюда, добро пожаловать в ЧС.
Nina_Nosova20.06.2016
Сильно, проникновенно! С удовольствием побывала в гостях.
Рейм Илья08.08.2016
Спасибо, Нина!

